Разработка основной образовательной программы по ФГОС ВПО По материалам методических семинаров, выступлений разработчиков ФГОС ВПО, представителей УМО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Содержание и структура раздела 6. Экспертиза материалов раздела 6 Р.У.Богданова, председатель научно-методического совета по развитию воспитательной деятельности.
Advertisements

Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
РОЛЬ УЧЕБНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УМК В ВОЛГГМУ Начальник учебного управления ВолГМУ Кагитина И.В.
Научно-методическое обеспечение обновления структуры и содержания подготовки педагогических кадров Начальник Учебно-методического управления МПГУ Екатерина.
Презентация начальника УМУ К.Г. Тарасова ( заседание УМС ) О разработке ООП бакалавриата.
Учебно - методическое управление Март 2012 г. ФГБОУ ВПО « Марийский государственный университет »
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
Шевченко Н.П., Зам. директора по НМР ГБОУ СПО РО «Новочеркасский колледж промышленных технологий и управления» О размещении информации об образовательной.
ФГОС ВПО КАК НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный экономический университет»
О ПРИНЯТИИ КОМПЛЕКСНОГО ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПЕРЕХОДА НА УРОВНЕВУЮ СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ УГАЭС НА гг.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ ИМ. Н.А.РИМСКОГО-КОРСАКОВА РАЗРАБОТКА РАБОЧИХ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН на основе Федеральных государственных.
Документы, регламентирующие практику Докл. Матына Л.И.
Методический семинар по разработке основных профессиональных образовательных программ подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации от 21/10/2015.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
Родионова С.Е., к.ф.н.,доц., филологический факультет Алгоритм создания вузовской ООП магистра.
Кыргызский технический университет им. И.Раззакова (КТУ им. И. Раззакова) О РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
Рекомендуемые методические подходы при проектировании основных образовательных программ при реализации ФГОС 3+
Транксрипт:

Разработка основной образовательной программы по ФГОС ВПО По материалам методических семинаров, выступлений разработчиков ФГОС ВПО, представителей УМО вузов и Рособразования ( Е. П. Поповой, Е. Н. Караваевой, Е. Н. Ковтун, Ю. Г. Татур, Б. А. Сазонова и. др.)

Схема реализации ФГОС-3: ФГОС Примерная основная образовательная программа, единая для всех профилей подготовки ( разработанная УМО - рекомендательный характер ) Вузовская основная образовательная программа по конкретному направлению и уровню подготовки ( разрабатывается вузом / факультетом )

ФГОС ВПО определяет: Направление подготовки, уровень Сроки реализации ООП Требование к результатам освоения ООП Требования к структуре ООП Требования к условиям реализации ООП ФГОС ВПО

Особенности ФГОС по сравнению с ГОС и ГОС-21 Нет деления на федеральный и др. компоненты Определены виды и задачи деятельности Разработка совместно с работодателями Возможность модульного построения ООП Ориентация на результаты обучения (компетенции) Трудоемкость ООП в зачетных единицах Базовая часть: Б – не более 50% М – не более 30% С – не менее 70%

Порядок разработки ООП. В настоящее время порядок формирования основных образовательных программ высшего учебного заведения определен письмом Минобразования РФ от 19 мая 2000 г. N ин /13 " О порядке формирования основных образовательных программ высшего учебного заведения на основе государственных образовательных стандартов " В целом, вероятно, данный порядок будет сохранен и при формировании ООП на основе ФГОС – с учетом изменений в структуре новых стандартов : компетентностного подхода, расчета трудозатрат в кредитных ( зачетных ) единицах, 50% самостоятельности вуза при формировании учебного плана.

Основная образовательная программа Статья 9 п. 6.1 Закона РФ от 10 июля 1992 года 3266-I «Об образовании» Статья 5 п. 5 ФЗ от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА предполагает: - Обеспечение универсальности, фундаментальности высшего образования и его практической направленности; - Разработка принципиально нового нормативно-методического обеспечения образовательного процесса; - Формирование инфраструктуры перехода к новой модели высшего профессионального образования страны. - Гибкое реагирование на потребности рынка труда, достижений науки и техники.

ООП вуза как система документов ООП определяет : Цель ( миссия ); Ожидаемые результаты ( компетенции выпускника ); Содержание ( учебный план, рабочие программы дисциплин ( модулей ), практик ); Условия и технологии реализации образовательного процесса ; Оценку качества подготовки обучающихся и выпускников.

Структура ООП: титульный лист Основная образовательная программа высшего профессионального образования _______________________________________ ( наименование программы ) Направление подготовки _____________________________________________________________________________ ( указывается код и наименование направления подготовки ) Профиль подготовки _____________________________________________________________________________ ( указывается наименование профиля подготовки ) Квалификация ( степень ) Бакалавр ________________ 200__ ( город )

Структура ООП: разделы Общие положения Цель ( миссия ) ООП Срок освоения ООП Трудоемкость ООП Требования к абитуриенту. 2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника Область профессиональной деятельности выпускника Объекты профессиональной деятельности выпускника Виды профессиональной деятельности выпускника Задачи профессиональной деятельности выпускника.

Структура ООП: разделы Компетенции, формируемые в результате освоения ООП ВПО. ( детализируются компетенции, имеющиеся в ФГОС ) 4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП Годовой календарный учебный график Учебный план Рабочие программы учебных дисциплин Программы практик. 5. Ресурсное обеспечение ООП Кадровое обеспечение Учебно - методическое и информационное обеспечение Материально - техническое обеспечение.

Структура ООП: разделы Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных и социально - личностных компетенций выпускников. П ФГОС бакалавра : При разработке бакалаврских программ должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников ( например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно - деятельностного характера ). Вуз обязан сформировать собственную социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности. Вуз обязан способствовать развитию социально - воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

Структура ООП: раздел Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ООП Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации. Матрица соответствия компетенций, составных частей ООП и оценочных средств. Методические рекомендации по разработке системы оценочных средств и технологий для проведения текущего контроля успеваемости Методические рекомендации по разработке системы оценочных средств и технологий для проведения промежуточной аттестации 7.2. Итоговая государственная аттестация выпускников ООП Требования к выпускной квалификационной работе Требования к итоговому государственному экзамену Примерный перечень тем ВКР Программа итогового государственного экзамена. 8. Другие нормативно-методические документы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся.

Таблица соответствия компетенций выпускника и дисциплин учебного плана по направлению ….

Шаблон МАТРИЦЫ соответствия компетенций, составных частей ООП и оценочных средств Шаблон МАТРИЦЫ соответствия компетенций, составных частей ООП и оценочных средств

Место и роль рабочих программ учебных дисциплин ( модулей ), практик в составе ООП, реализующих ФГОС ВПО содержательный базис ООП ВПО и наиболее трудоемкая часть ; Принципиальная особенность - в их компетентностной ориентации, вытекающей из принятой концепции ФГОС ВПО ; Тесная взаимосвязь рабочих программ учебных дисциплин ( модулей ), практик между собой ; Сопряженность в разработке всех программных документов ООП ;

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ СВЯЗЬ ООП п / п Наименование обеспечиваемых ( последующих ) дисциплин разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых ( последующих ) дисциплин Педагогика Социология культуры Социальная и культурная антропология Культура социальных групп и движений Дисциплина Психология В ООП по направлению – Культурология ( бакалавриат ) Дисциплина Психология В ООП по направлению – Культурология ( бакалавриат )

Место и роль рабочих программ учебных дисциплин ( модулей ), практик в составе ООП, реализующих ФГОС ВПО Преподаватель Коллектив О О П

Шаблон рабочей программы дисциплины ( модуля ) Шаблон рабочей программы дисциплины ( модуля ) МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ___________________________________________________ ( Наименование вуза, вуза и факультета ) УТВЕРЖДАЮ _____________________ "_____"__________________200__ г. Рабочая программа дисциплины ( модуля ) ______________________________ ( Наименование дисциплины ( модуля ) Направление подготовки _____________________ Профиль подготовки ____________________ Квалификация ( степень ) выпускника Бакалавр ( магистр ) Форма обучения _____________________________________ ( очная, очно - заочная и др.) Город Год

1. Цели освоения дисциплины 2. Место дисциплины в структуре ООП 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ( модуля ) 4. Структура и содержание дисциплины ( модуля ), объем и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет _____ зачетных единиц _______ часов Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми ( последующими ) дисциплинами 5. Образовательные технологии 6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно - методическое обеспечение самостоятельной работы студентов 7. Учебно - методическое и информационное обеспечение дисциплины ( модуля ) 8. Материально - техническое обеспечение дисциплины ( модуля ) Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки ____________________. Автор ( ы ) ____________________________ Рецензент ( ы ) _________________________ Программа одобрена на заседании ____________________________________________ ( УМК, НМС, Ученый совет ) от ___________ года, протокол ________. Шаблон рабочей программы дисциплины ( модуля ) Шаблон рабочей программы дисциплины ( модуля )

Алгоритм построения образовательных программ Шаг 1. Подтверждение социального « заказа » на программу, определение ее профиля ; Шаг 2. Формулировка целей программы и описание результатов обучения в терминах компетенций ; Шаг 3. Определение универсальных ( общих ) и профессиональных ( предметно - специализированных ) компетенций, которые должны быть сформированы при освоении программы ; Шаг 4. Формирование и описание содержания и структуры программы ( состав модулей и их объем в кредитных единицах ); Шаг 5. Проверка взаимного соответствия структуры программы, результатов обучения и набора компетенций ; Шаг 6. Определение соответствующих результатам обучения образовательных технологий и методик обучения и оценки формируемых компетенций ; Шаг 7. Создание системы оценки, обеспечения и повышения качества обучения

« Содержание и организация учебной деятельности студентов при освоении компетентностно - ориентированной ООП ВПО в соответствии с требованиями ФГОС ВПО » Сквозная программа наддисциплинарного учебного курса « Содержание и организация учебной деятельности студентов при освоении компетентностно - ориентированной ООП ВПО в соответствии с требованиями ФГОС ВПО » Смещение образовательного процесса к большей «студентоцентричности»; Новая роль студента в образовательном процессе Курс призван сформировать у студентов: базовую структуру знаний о компетентностном подходе, готовность личного участия студента в реализации и освоении ООП ВПО, собственную новую роль в образовательном процессе, культуру самоорганизации в учебной деятельности.

Индивидуальная траектория

Выбор студента Индивидуальный план Тьютор ООП вуза Вариативные модули Студент Вариативные дисциплины

Структура учебного года 1 кр.= 36 ак.ч 1 неделя = 1,5 кр. Структура учебного года Приложение к письму министра образования РФ от года ин/13 Инструктивное письмо Министерства образования ин/15 от кр.= 36 ак.ч 1 неделя = 1,5 кр. Учебный год (Нед./з.е.) Осенний семестр (Нед./з.е.) Весенний семестр (Нед./з.е.) всего в т.ч. всего В т.ч. учебасессияучебасессия 40 / / / / / / /3 108

Информационные материалы

Спасибо за внимание !