2 Общие положения ФГОС В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества, толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессиального состава российского общества;
3 Общие положения ФГОС признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;
4 Общие положения ФГОС разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создаст основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
5 Общие положения ФГОС В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;
Цель разработки и внедрения стандартов второго поколения – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов Образовательные результаты: Личностные результаты – сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам Метапредметные результаты – освоение обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях Предметные результаты – усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, знаний и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей.
7 Цели образования ФГОС 2004 г.ФГОС 2011 г. «Знаниевая» Основы хороших технологий Освоение всех элементов обязательного минимума Работа по учебнику Формирование способности к решению всех классов учебных задач Работа на конечный результат УЧУ ПРЕДМЕТУ Передача готового знания с акцентом на его отработку в ходе индивидуальной работы. Ориентация на уровень восприятия среднего ученика. Предметность УЧУ РЕБЕНКА Вовлечение учащихся в учебную деятельность с акцентом на осознание смыслов и использование знаний. Сочетание индивидуальной работы с работой в парах и группах. Индивидуализация и персонификация учения. Дифференциация требований. Интеграция, перенос знаний. «Деятельностная»
8 Планируемые результаты освоения ООП ФГОС 2004 г.ФГОС 2011 г. Общеучебные умения и навыки (ОУУН) и способы деятельности Личностные Метапредметные Предметные
9 Планируемые личностные результаты ФГОС 2004 г.ФГОС 2011 г. Отражены в развивающих и воспитательных целях Личностные результаты
10 Планируемые метапредметные результаты ФГОС 2004 г.ФГОС 2011 г. ОУУН и опыт осуществления разнообразных видов деятельности (в познавательной, речевой, организаторской) Метапредметные результаты
11 Планируемые предметные результаты ФГОС 2004 г.ФГОС 2011 г. Система ЗУНов (знать, уметь, использовать) Универсальные учебные действия (УУД): Познавательные; Личностные; Регулятивные; Коммуникативные.
это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса обучения. УУД – универсальные учебные действия
Универсальные учебные действия Регулятивные Личностные Познавательные Коммуникативные
ФГОС: каким образом можно получить новый результат? ОРГАНИЗОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ: СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ
Педагогическая технология – описание процесса достижения планируемых результатов обучения. (И.П. Волков)
Базовые технологии стандартов второго поколения Информационные и коммуникационные технологии (коммуникация – общение) Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых) Технология, основанная на реализации проектной деятельности Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения
ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ»УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ ОбразовательныетехнологииОбразовательныетехнологии Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность Образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие
Учебные ситуации: подходы структурная «единица» учебной деятельности: ее полный замкнутый цикл: дети – самостоятельно или с помощью учителя – обнаруживают и исследуют предмет деятельности, преобразуют его, частично – запоминают; содержательная основа – планируемые результаты; учет индивидуальных особенностей
Технологии критического мышления Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Цель технологии – обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.
Методические приёмы технологии развития критического мышления «Толстые» и «тонкие» вопросы «Корзина идей» Кластер «Зигзаг» Синквейн Приёмы развития умения ставить проблему: «посмотри на ситуацию глазами другого»; выдвижение гипотезы; работа с парадоксами; оценивание идей; приём «Рассеянный автор»; «Пиктограммы».
«Толстые» вопросы«Тонкие» вопросы Дайте 3 объяснения… Почему? Объясните….Почему? Почему Вы думаете….? Почему Вы считаете….? В чём различие….? Предположите, что будет, если…..? Кто? Что? Верно ли…? Когда…? Может…? Будет…? Может…? Будет….? Мог ли…? Как звать…? Было ли? Согласны ли Вы…?
Синквейн Одно слово – существительное Два прилагательных, раскрывающих тему синквейна Три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна Целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов Слово-резюме позволяет выразить к ней личное отношение.
Личностные УУД Самоопределение Смыслообразование Нравственно-этическая ориентация Личностные УУД Самоопределение «Учусь успеху» Смыслообразование «Хочу учиться» Нравственно-этическая «Расту хорошим человеком» «В здоровом теле здоровый дух!» «Что такое хорошо и что такое плохо»
Личностные УУД Участие в проектах Подведение итогов урока Творческие задания Мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма Самооценка события, происшествия Дневники достижений
Формирование личностных УУД в системе учебников «Школа России»
Регулятивные УУД Целеполагание «Для чего я это делаю» СаморегуляцияПланирование «Намечаю пути работы» Оценка «Учусь оценивать» Прогнозирование «Учусь предвидеть результат» Коррекция «Нет предела совершенству» Контроль «Контролирую ситуацию» «Понимаю и действую»
Общеучебные универсальные действия «Ищу и нахожу», «Читаю, говорю и понимаю» Знаково- символические действия «Изображаю и фиксирую» Логические действия «Мыслю логически!» Постановка и решение проблемы «Решаю проблему» Познавательные УУД
«Найди отличия» «На что похоже?» поиск лишнего «Лабиринты» Упорядочивание «Цепочки» «Хитроумные решения» Сопоставление схем-опор Работа с разного рода таблицами Сопоставление и распознавание диаграмм
Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества Постановка вопросов Умение выражать свои мысли Управление поведением партнёра Разрешение конфликтов
Для развития регулирующей речи в начальной школе должны быть: Организованы формы совместной учебной деятельности: работа в парах, группах. Речь направлена конкретному адресату (для того чтобы обеспечить переход из речи коммуникативной в речь регулирующую); В речи говорящего ученика должна быть адекватно отражена цель учебной задачи, он может проговорить шаги решения задачи, сформулировать полученный результат; речь ученика должна быть предметом внимания, осознания, контроля и оценки всех участников урока (и учителя, и учащихся); Речь должна быть произвольной и осознанной, что найдёт своё отражение в подборе речевых средств и корректном оформлении речевого высказывания.
37 Процесс обучения - обучение как средство формирования универсальных учебных действий и личностных качеств младших школьников - обучение как цель получение знаний в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы ФГОС.
Что лучше «давать знания ученикам» или «учить учеников открывать для себя новое»?
«Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный» М.Монтень