А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Композиция романа

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
А. С. Пушкин «Евгений Онегин». Роман в стихах.
Advertisements

«Евгений Онегин» «Евгений Онегин» Роман в стихах «Евгений Онегин» создавался, по мнению А.С.Пушкина, 7 лет, 4 месяца, 17 дней. С 1823 года по 1830год.
Автор: Белышева Г.Н. Учитель литературы МКОУ Воздвиженской СОШ.
Роман в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» «Он не был для нас только роман в стихах… это было событие нашей молодости, наша биографическая черта, перелом.
Урок-презентация романа «Евгений Онегин». Роман «Евгений Онегин» Лиро – эпическое произведение 8 глав с «Примечаниями к «Евгению Онегину» и с «Отрывками.
Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница. роман в стихах – дьявольская разница. (из письма к.
Х УДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА А.С.П УШКИНА «Е ВГЕНИЙ О НЕГИН »
Урок-презентация романа «Евгений Онегин» Прими, мой друг, «собранье пестрых глав»
Евгений Онегин А. С. Пушкин. 1.Как автор представляет нам своего героя? 2.О чем лирические отступления 1 главы? 3.Понравилось ли пушкинское повествование?
Прими, мой друг, «собранье пестрых глав» Круглова И. А.
Творческая история. Май 1823 – сентябрь 1830 гг. Первое полное издание в 1833г. Последний авторский вариант – 1837 г. Первое иллюстрированное издание.
Роман А.С.Пушкина Евгений Онегин»– « энциклопедия русской жизни» (В.Г.Белинский) « Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная.
Подготовила учитель русского языка и литературы МОУ « СОШ 27 г. Чебоксары » Самохвалова Светлана Валентиновна.
Кирьянова Тамара Николаевна Преподаватель русского языка и литературы Технико-экономического профессионального лицея 11 А.С.Пушкин. Роман «Евгений Онегин»
Своеобразие романа А. С. Пушкина « Евгений Онегин ».
А. С. Пушкин 1 1 История создания романа 2 2 Композиция сюжета 3 3 Сюжет 4 4 Сюжетные линии 5 5 Система образов романа 6 6 Ресурсы Выход Выполнила: ученица.
Презентация к уроку по литературе (9 класс) по теме: А.С. Пушкин "Евгений Онегин"
Этот роман явился «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет» «собранье пёстрых глав»
Анализ эпизода литературного произведения. Эпизод (от греч. букв. вставка), относительно самостоятельная единица действия в фабульно-сюжетной системе.
Тест по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин». 1. Сколько лет А.С. Пушкин работал над романом «Евгений Онегин»? А) более 5 лет Б) более 6 лет В) более.
Транксрипт:

Композиция романа А. С. Пушкина « Евгений Онегин »

Цель Введение понятия « реализм » Знакомство с особенностями композиции Знакомство с ролью композиционных частей романа для раскрытия основного замысла писателя

Жанр произведения Жанр – роман в стихах, т. е. лиро - эпическое произведение, где лирическое и эпическое равноправно. Где автор свободно переходит от повествования к лирическим отступлениям. ВЫВОД : жанр свободного романа во многом определил композицию « Евгения Онегина ».

Сюжетные линии романа 1 сюжетная линия Онегин – Татьяна : Знакомство – вечер у Лариных ( Пора пришла – она влюбилась ) Разговор с няней – письмо Онегину Через два дня объяснение в саду Сон Татьяны. Именины Татьяна приходит в дом Онегина Отъезд в Москву Вечер у Татьяны ( Сомненья нет увы ! Евгений в Татьяну как дитя влюблен …) Письмо к Татьяне. Объяснение 2 сюжетная линия Онегин – Ленский : Знакомство в деревне Разговор после вечера у Лариных ( Неужто ты влюблен в меньшую ? А что ? Я выбрал бы другую, Когда б я был как ты поэт ) Именины Татьяны Дуэль

Композиция Глава 1 – развернутая экспозиция Глава 2 – завязка II сюжетной линии ( знакомство Онегина с Ленским ) Глава 3 – завязка I сюжетной линии ( знакомство Онегина с Татьяной ) Глава 6 – дуэль ( кульминация и развязка II сюжетной линии ) Глава 8 – развязка I сюжетной линии

Открытость романа – важная композиционная особенность Необычность развязки – отсутствие определенности – два пути Ленского : Быть может, он для блага мира Иль хоть для славы был рожден… А может быть и то: поэта Обыкновенный ждал удел Развязка I линии : И здесь героя моего, В минуту, злую для него, Читатель, мы теперь оставим, Надолго… навсегда.

Основной принцип романа – симметрия и параллелизм. Симметрия выражается в повторении одной сюжетной ситуации в 3 и 8 главах : встреча – письмо – объяснение Татьяна и Онегин как бы меняются ролями, не только во внешней схеме, но и в передаче ее Пушкиным : в первом случае Пушкин с Татьяной, во втором – с Онегиным. Принцип организации романа

1. Цельность Татьяны противопоставляется натуре Онегина Онегин - Но я не создан для блаженства, - Пред вами в муках замирать Ему чужда душа моя. Бледнеть и гаснуть … вот блаженство! Напрасны ваши совершенства: Их вовсе недостоин я… Татьяна Я вас люблю (к чему лукавить?)… Параллелизм романа

2. Два письма, композиция которых параллельна Ожидание ответа – реакция адресата – два объяснения 3. Петербург играет обрамляющую роль ( появляется в 1 и 8 главах ) 4. Ось симметрии романа – сон Татьяны (5 глава )

Антитеза частей романа Глава 1 - Петербург – жизнь Онегина Глава 2 - Деревня – жизнь Татьяны

Основная композиционная единица романа - глава Каждая новая глава – новый этап в развитии сюжета. Строфа – более мелкая, но тоже завершенная единица сюжета, всегда знаменующая новый этап развития мысли.

Композиционная роль лирических отступлений 1. Лирические отступления связаны с сюжетом романа. Татьяну Пушкин противопоставляет светским красавицам : Я знал красавиц недоступных, Холодных, чистых, как зима, Неумолимых, неподкупных, Непостижимых для ума… 2. Разный размер лирических отступлений – от одной строчки (« Как Дельвиг пьяный на пиру ») до нескольких строф ( глава 1, LVII – LX).

3. Часто лирические отступления начинают или заканчивают главу. Начало 8 главы : В те дни, когда в садах Лицея Я безмятежно расцветал… Конец 1 главы : Иди же к невским берегам Новорожденное творенье. И заслужи мне славы дань: Кривые толки шум и брань. 4. Лирические отступления используются для перехода от одного повествовательного плана к другому. У нас теперь не то в предмете: Мы лучше поспешим на бал, Куда стремглав в ямской карете Уж мой Онегин поскакал…

5. Лирические отступления появляются перед кульминационными моментами действия. Перед объяснением с Онегиным ; Перед сном Татьяны ; Перед дуэлью. 6. Часто содержат обращения к читателю, что позволяет сочетать лирическое и эпическое : Все это значило, друзья: С приятелем стреляюсь я.

Композиционная роль пейзажа 1. Показывает ход времени в романе. 2. Характеризует духовный мир героев. 3. Часто сопутствует образу Татьяны.

Роль вставных элементов 1. Письма написаны не онегинской строфой, что подчеркивает их самостоятельную роль в романе и соотносит друг с другом. 2. Сон Татьяны – ось симметрии романа, пародия на гостей. Он предвещает будущие события и в каком - то смысле является выражением авторской позиции. 3. Фольклорные элементы сопутствуют образу Татьяны. Они даны перед поворотными моментами в ее судьбе : - песня девушек – перед объяснением с Онегиным ; - сон – перед именинами и дуэлью с Ленским.

Композиционная роль внутреннего времени романа Не всегда романное время соотносится с реальным ходом времени, хотя определенные вехи ( например, смена времен года ) обозначают и реальное время в « Евгении Онегине ». В Петербурге время лети, и автор это подчеркивает, используя глаголы : поскачет, помчался, полетел ; стремглав … поскакал ; стрелой взлетел по мраморным ступеням. В деревне время стоит почти на месте : между объяснением Татьяны с Онегиным и дуэлью проходит полгода.

Композиционная роль предметно - бытовой детали Новые вещи знаменуют новый этап в жизни героя и, соответственно, в организации романа

Авторское отношение к композиции Несмотря на четкость композиции, создается впечатление, что автор относится к ней легко и небрежно – поэт пропускает события в жизни героев, строчки, строфы, опускает целую главу (« Путешествие Онегина »), оставляет открытой развязку. Все это соответствует принципам поздней лирики. Пушкин утверждает авторское право на произвольное построение « свободного » романа.