Презентация «Оригинальное начало уроков русского языка и литературы» Выполнила: учитель русского языка и литературы МОУ «Беломестненская СОШ Белгородского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Уроки русского языка и литературы: поиски и находки В рамках педагогического совета
Advertisements

Тишина Е.А., Правдюк Л.С., учителя начальных классов МОУ СОШ 6, г.Георгиевска 2009 год.
Готовимся к промежуточной аттестации 5 класс. Задания по разделу «Фонетика. Графика. Орфография» 1. Найдите правильный ответ фонетического разбора слова.
Раздел «Морфемика».. Русский кормит. Жил - был дед. Посадил дед репку. Выросла репка большая -большая. Пошёл дед тянуть репку, тянет - потянет вытянуть.
Тема : Наречие как часть речи Цель : Познакомить с наречием, как частью речи. Закрепить знания о частях речи. Воспитывать любовь к родине. Развивать словарный.
СОСТАВ СЛОВА. Суффикс. Учитель начальных классов ГБОУ гимназии 1 г. о. Новокуйбышевск Самарской области Склярова Наталья Анатольевна.
По дороге к азбуке.. Путешествие Грамотеек по АЗБУКЕ Путешествие Грамотеек по АЗБУКЕ.
Сказка «Карандаш и ластик Чистюля » Геометрические сказки.
Знакомство с учебником. Какая бывает речь? Выполнила: Полина Л.В., учитель начальных классов МБОУ СОШ 19 г. Новосибирска.
«МОЯ СЕМЬЯ» ТЕЛЕПЕРЕДАЧА. МОЯ СЕМЬЯ 7+ Я ЧТО ТАКОЕ СЕМЬЯ? Семья – это много понятий разных, Семья - это будни, Семья – это праздник, Семья – это радость.
Федеральный конкурс семейных творческих работ "Учебник из семейной библиотеки" Участник: Сердюк Дарья Александровна "Пусть слово живое твой разум и душу.
Лингвистическое путешествие. ЗАГАДКИ Какое русское слово состоит из 3-х слогов и указывает на 33 буквы? Черные, кривые, от рожденья все немые, а как встанут.
Песня - глухой = картина - … Холодно - горячо = движение - … Школа - обучение = больница- … Слагаемое - сумма = множитель - … Нож - сталь = стол - … Клен.
Урок русского языка 3-б класс. Прозвенел сейчас звонок – начинается урок Мы с доски не сводим глаз и учитель учит нас.
Человек, любящий, умеющий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья - это книги. Книги встречают нас с.
Организация педагогической помощи учащимся с заниженной мотивацией к учению.
Родительское собрание на тему «Выполнение домашнего задания - залог успешной учёбы»
Урок русского языка. Существительное - школа, Просыпается - глагол. С прилагательным весёлый Новый школьный день пришел. Встали мы - местоименье, Бьёт.
КВН по русскому языку для 5- 6 классов Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ п. Красная Кудрявка Черноситова Н.В.
Любовь к русскому языку одна из неотъемлемых частей того чувства которое мы называем любовью к родной земле. К. Г. Паустовский.
Транксрипт:

Презентация «Оригинальное начало уроков русского языка и литературы» Выполнила: учитель русского языка и литературы МОУ «Беломестненская СОШ Белгородского района Белгородской области» (из опыта работы) учитель русского языка и литературы МОУ «Беломестненская СОШ Белгородского района Белгородской области» (из опыта работы)

Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму. Китайская пословица Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму. Китайская пословица

Задача данного этапа урока Задача данного этапа урока создать соответствующий эмоциональный настрой, психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала. создать соответствующий эмоциональный настрой, психологически подготовить учащихся к усвоению нового материала.

Петербургский учитель А. А. Окунев в своей книге: «Спасибо за урок, дети» говорит о том, что даже у опытного учителя урок «не пойдет», если он не будет начинаться каждый раз по- новому: середина и конец урока могут быть традиционными, но начало должно быть оригинальным (автор в книге приводит до полутора десятков неповторяющихся начал урока). Петербургский учитель А. А. Окунев в своей книге: «Спасибо за урок, дети» говорит о том, что даже у опытного учителя урок «не пойдет», если он не будет начинаться каждый раз по- новому: середина и конец урока могут быть традиционными, но начало должно быть оригинальным (автор в книге приводит до полутора десятков неповторяющихся начал урока).

Русский язык

Рифмованное начало урока Рифмованное начало урока Начинаем наш урок. Будь внимателен, дружок, Буквы правильно пиши, Думай, думай, не спеши. Товарищам помогай И «пятёрку» получай!

Рефлексия в начале урока Рефлексия в начале урока Ты мой друг, и я твой друг, Ты мой друг, и я твой друг, Вместе мы семья. Вместе мы семья. То, что не смогу один, То, что не смогу один, Сможем ты и я! Сможем ты и я!

Эпиграф к уроку Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. А.Югов. А.Югов..«Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый "характер"» (С. И. Львова)..«Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый "характер"» (С. И. Львова). «Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли» «Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли» (В.Г. Короленко) (В.Г. Короленко).Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла» (К.А. Федин).Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла» (К.А. Федин)

Начало урока с элементами театрализации Начало урока с элементами театрализации -Хозяин, не затопить ли нам печь? -Хозяин, не затопить ли нам печь? -Отчего же не затопить? Только сначала со стола прибери. -Отчего же не затопить? Только сначала со стола прибери. -Да стол у нас чистый. А вот куда рушник девался? -Да стол у нас чистый. А вот куда рушник девался? -Посмотри на печке, хозяюшка! -Посмотри на печке, хозяюшка! -Да у нас печки-то нет! -Да у нас печки-то нет! -А самовар у нас есть? -А самовар у нас есть? -Есть, есть! На столе стоит, закипает. -Есть, есть! На столе стоит, закипает. -А вот стола-то у нас и нет! -А вот стола-то у нас и нет! -А махотка где? -А махотка где? -Какая махотка? Та, что накрыта? -Какая махотка? Та, что накрыта? -Где же ты видишь рушник?! А ну, неси самовар! -Где же ты видишь рушник?! А ну, неси самовар! -Да нет у нас самовара. Пойду ложку поищу. -Да нет у нас самовара. Пойду ложку поищу. -И ложки тоже нет. Осталась одна махотка. А теперь, вещи дорогие, потешьте нас! Ты, стол, загадку загадай, а ты, печка, отгадывай. Ты, рушник, расскажи сказку. А ложка да самовар пусть частушки поют! -И ложки тоже нет. Осталась одна махотка. А теперь, вещи дорогие, потешьте нас! Ты, стол, загадку загадай, а ты, печка, отгадывай. Ты, рушник, расскажи сказку. А ложка да самовар пусть частушки поют!

Сценка при изучении темы «Лексика» - Внучек, принеси-ка мне гарбуз, будем варить кашу! - Внучек, принеси-ка мне гарбуз, будем варить кашу! -А где он стоит, бабушка? -А где он стоит, бабушка? -Не стоит, а лежит. -Не стоит, а лежит. - Не вижу, здесь ничего нет. - Не вижу, здесь ничего нет. -Да это тыква, она на огороде растёт. -Да это тыква, она на огороде растёт. Почему внук не понял бабушку? Почему внук не понял бабушку?

Неверный ответ На доске записаны вопросы по изучаемой теме и ответы к ним, среди которых есть как верные, так и неверные. Где допущены ошибки? На доске записаны вопросы по изучаемой теме и ответы к ним, среди которых есть как верные, так и неверные. Где допущены ошибки?

«Допиши сказку» Учащимся даётся предварительно домашнее задание дописать сказку по предложенному началу. В начале следующего урока проводим конкурс «Самая интересная сказка» по проверке домашнего задания Учащимся даётся предварительно домашнее задание дописать сказку по предложенному началу. В начале следующего урока проводим конкурс «Самая интересная сказка» по проверке домашнего задания

Варианты домашнего задания Допиши сказку. 1) Корень 1) Корень Жил-был корень ХВАТ. Нашли его люди и думают: Что с ним делать? А корень вдруг чудесным образом заговорил: А вы посадите меня в землю и водичкой полейте, разрастусь я в большое дерево. Посадили корень ХВАТ, он сначала один росток дал, а затем еще и еще. Все ростки на корень похожи, но все разные. (Допиши сказку, расскажи, какие слова выросли из корня ХВАТ). Жил-был корень ХВАТ. Нашли его люди и думают: Что с ним делать? А корень вдруг чудесным образом заговорил: А вы посадите меня в землю и водичкой полейте, разрастусь я в большое дерево. Посадили корень ХВАТ, он сначала один росток дал, а затем еще и еще. Все ростки на корень похожи, но все разные. (Допиши сказку, расскажи, какие слова выросли из корня ХВАТ). 2) Приставка 2) Приставка Бродили по свету приставки ДО- и ЗА-. Умели они дела завершать. А у глаголов неопределенной формы работы по строительству дома полно, но закончить её никак не удается. Что делать? Звать приставки ДО- и ЗА. Пришли приставки помочь закончить и доделать работу. Глаголы варить, пилить, сверлить, шпатлевать, красить взялись за дело.(Допиши, как достроили дом выделенные глаголы и приставки). Бродили по свету приставки ДО- и ЗА-. Умели они дела завершать. А у глаголов неопределенной формы работы по строительству дома полно, но закончить её никак не удается. Что делать? Звать приставки ДО- и ЗА. Пришли приставки помочь закончить и доделать работу. Глаголы варить, пилить, сверлить, шпатлевать, красить взялись за дело.(Допиши, как достроили дом выделенные глаголы и приставки). 3) Суффикс 3) Суффикс Жили да были друзья- суффиксы – ЩИК, -ИСТ, -НИК и -ТЕЛЬ. К кому ни придут в гости, всех трудиться научат. Сначала познакомился суффикс -ИСТ с гитарой, пианино и баяном. Теперь целый ансамбль заиграл: пианист, гитарист и баянист. А суффиксы -ТЕЛЬ, -НИК и –ЩИК пошли к глаголам строить, воспитать, охранять, подобрали по дороге даже камень. (Обрати внимание на выделенные слова, подбери к ним подходящие суффиксы и допиши сказку). Жили да были друзья- суффиксы – ЩИК, -ИСТ, -НИК и -ТЕЛЬ. К кому ни придут в гости, всех трудиться научат. Сначала познакомился суффикс -ИСТ с гитарой, пианино и баяном. Теперь целый ансамбль заиграл: пианист, гитарист и баянист. А суффиксы -ТЕЛЬ, -НИК и –ЩИК пошли к глаголам строить, воспитать, охранять, подобрали по дороге даже камень. (Обрати внимание на выделенные слова, подбери к ним подходящие суффиксы и допиши сказку).

Пословица к уроку Слово молвит - соловей поёт. Слово молвит - соловей поёт. Слово слово родит, третье само бежит. Слово слово родит, третье само бежит. Слово жжёт хуже огня. Слово жжёт хуже огня. Умные речи приятно и слушать. Умные речи приятно и слушать. Повторенье – мать ученья. Повторенье – мать ученья. Повторять да учить – ум точить. Повторять да учить – ум точить. Поговорка – цветочек, а пословица – ягодка. Поговорка – цветочек, а пословица – ягодка.

«Выбери вопрос» Из предложенного ряда вопросов по изучаемой теме выбрать по желанию вопрос для ответа и ответить на этот вопрос Из предложенного ряда вопросов по изучаемой теме выбрать по желанию вопрос для ответа и ответить на этот вопрос

«Пароль» «Пароль» Учащиеся при входе в класс должны назвать дежурному «пароль» по изучаемой теме (имя существительное, союз, сложное предложение и т.д.) Учащиеся при входе в класс должны назвать дежурному «пароль» по изучаемой теме (имя существительное, союз, сложное предложение и т.д.)

«Расскажу тебе сказку…» «Расскажу тебе сказку…» Рассказ учителя о роли запятой в жизни человека («Казнить нельзя помило- вать») перед изучением темы «Синтаксис и пунктуация» Рассказ учителя о роли запятой в жизни человека («Казнить нельзя помило- вать») перед изучением темы «Синтаксис и пунктуация»

«Разгадай кроссворд» «Разгадай кроссворд» Миникроссворд по изучаемой теме Миникроссворд по изучаемой теме

«Хлоп» Учитель читает слова, из которых нужно выбрать относящиеся к изучаемой теме и хлопнуть в ладоши во время их произношения (При изучении темы «Фонетика»: гласный, звук, буква, парный, приставка, ударение и т. д.) Учитель читает слова, из которых нужно выбрать относящиеся к изучаемой теме и хлопнуть в ладоши во время их произношения (При изучении темы «Фонетика»: гласный, звук, буква, парный, приставка, ударение и т. д.)

«Поиграем»! (по теме «Приставка») Учитель: Представьте, что вы сидите перед телевизором. Я называю приставку, а вы выполняйте действия: -В- (включаем) -В- (включаем) -Пере- (переключаем) -Пере- (переключаем) -Вы- (выключаем) -Вы- (выключаем) Вы сидите далеко от телевизора. Я называю приставку подо-(пододвинулись). А Маша- очень близко. Приставка ото- (отодвинулась). Вы сидите далеко от телевизора. Я называю приставку подо-(пододвинулись). А Маша- очень близко. Приставка ото- (отодвинулась). Вывод: приставки имеют значение.

«Разгадай шараду» (по теме «Местоимение») «Разгадай шараду» (по теме «Местоимение») Мой первый слог найдёшь тогда, Когда в котле кипит вода, Местоименье – слог второй, А в целом – школьный столик твой (Пар-та) (Пар-та)

Шарады Корень мой находится в цене; Корень мой находится в цене; В очерке найди приставку мне; В очерке найди приставку мне; Суффикс мой в тетрадке вы встречали, Суффикс мой в тетрадке вы встречали, Вся же – в дневнике я и в журнале. Вся же – в дневнике я и в журнале. (О-цен-к-а) (О-цен-к-а) В списке вы мой обнаружите корень; В списке вы мой обнаружите корень; Суффикс – в собрании встретите вскоре; Суффикс – в собрании встретите вскоре; В слове рассказ вы приставку найдете; В слове рассказ вы приставку найдете; В целом – по мне на уроки пойдете. В целом – по мне на уроки пойдете. (Рас-пис-ание) (Рас-пис-ание)

«Кто прав?» Предлагается два варианта ответа на вопрос. Какой вариант правильный? Почему? Предлагается два варианта ответа на вопрос. Какой вариант правильный? Почему? (сторожил или старожил? Обедает или объедает? и т. д.) (сторожил или старожил? Обедает или объедает? и т. д.)

«Почему не иначе»? При изучении темы «Лексика» учитель предлагает подумать, почему так называются месяцы: При изучении темы «Лексика» учитель предлагает подумать, почему так называются месяцы: Сентябрь- седьмой месяц римского года («сэптэм» - «семь») Сентябрь- седьмой месяц римского года («сэптэм» - «семь») Декабрь – десятый месяц Декабрь – десятый месяц

«Что общего»?(при изучении темы «Лексика») «Что общего»?(при изучении темы «Лексика») Что общего между словами «медведь», «ведьма», «невежда»? Что общего между словами «медведь», «ведьма», «невежда»? (Все слова произошли от одного и того же глагола ведать, то есть «знать»: «ведающий мёд», «знающая, знахарка», «мало знающий человек»). (Все слова произошли от одного и того же глагола ведать, то есть «знать»: «ведающий мёд», «знающая, знахарка», «мало знающий человек»).

«Странные подарки» (при изучении темы «Омонимы») Первого сентября Артем проснулся рано. Но мамы уже не было, она ушла на работу. На столе лежала записка: «Артем! Возьми гвоздики и подари их твоему любимому учителю по техническому труду, а ирис – твоему классному руководителю Ольге Константиновне». Первого сентября Артем проснулся рано. Но мамы уже не было, она ушла на работу. На столе лежала записка: «Артем! Возьми гвоздики и подари их твоему любимому учителю по техническому труду, а ирис – твоему классному руководителю Ольге Константиновне». Артем взял большие гвозди, конфеты ириски и пошел в школу. Гвозди он торжественно вручил учителю труда, а ириски – классному руководителю. Они недоуменно переглянулись. «В чем дело, Артем?» – спросили они. Артем взял большие гвозди, конфеты ириски и пошел в школу. Гвозди он торжественно вручил учителю труда, а ириски – классному руководителю. Они недоуменно переглянулись. «В чем дело, Артем?» – спросили они. Что перепутал Артем? Что перепутал Артем?

«Непонятное слово» (при изучении темы «Омонимы») Учительница написала Ане в дневник: «Не забудь принести на урок атлас». Аня нашла дома атласный материал и принесла его в школу. На уроке учительница Галина Александровна сказала: «А теперь откройте ваши атласы и найдите в них Африку и Америку». Аня очень удивилась: «Какая Африка? Какая Америка? У меня материал однотонный». Она оглянулась, посмотрела на других ребят – и все поняла... Учительница написала Ане в дневник: «Не забудь принести на урок атлас». Аня нашла дома атласный материал и принесла его в школу. На уроке учительница Галина Александровна сказала: «А теперь откройте ваши атласы и найдите в них Африку и Америку». Аня очень удивилась: «Какая Африка? Какая Америка? У меня материал однотонный». Она оглянулась, посмотрела на других ребят – и все поняла... Что поняла Аня? Что поняла Аня?

«Разгадай загадку» (по теме «Местоимение») «Разгадай загадку» (по теме «Местоимение») -Какие личные местоимения мешают движению транспорта?(Я-мы) -Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? (оно, тот) -Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? (оно, тот) Какое местоимение превращается в союз, если его прочесть справа налево? (он – но) Какое местоимение превращается в союз, если его прочесть справа налево? (он – но) В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я) В каком местоимении два звука, но одна буква? (Я)

«Прочитай наоборот» «Прочитай наоборот» При изучении темы «Фонетика» прочитай слово по звукам наоборот(люк, куль,шалаш и т.д.) При изучении темы «Фонетика» прочитай слово по звукам наоборот(люк, куль,шалаш и т.д.) Пулька или Пончик? Это коротышки из сказки о приключениях Незнайки. Кто из них требовал, чтобы ему варили суп из конфет и кашу из мармелада? Это коротышки из сказки о приключениях Незнайки. Кто из них требовал, чтобы ему варили суп из конфет и кашу из мармелада? (В имени коротышки звуков меньше, чем букв) (В имени коротышки звуков меньше, чем букв)

«Глокая куздра…» «Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.» - Анализ данного предложения возможен при изучении тем «Синтаксис», «Морфология», «Состав слова».( Определить части речи, члены предложения,морфемы) «Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка.» - Анализ данного предложения возможен при изучении тем «Синтаксис», «Морфология», «Состав слова».( Определить части речи, члены предложения,морфемы)

Литература

«Выбери меня» Учащимся предлагается из альбома иллюстраций отобрать те, которые относятся к теме урока и обосновать свой выбор Учащимся предлагается из альбома иллюстраций отобрать те, которые относятся к теме урока и обосновать свой выбор

«Разгадай кроссворд» «Разгадай кроссворд» Предлагается миникроссворд по изучаемой теме Предлагается миникроссворд по изучаемой теме

Составь кроссворд «Сквозная буква» П У Ш К И Н Используй имена героев изучаемого произведения, названия произведений писателя и т. д.Буква заданного слова может стоять в начале, в середине или в конце подобранного слова. Используй имена героев изучаемого произведения, названия произведений писателя и т. д.Буква заданного слова может стоять в начале, в середине или в конце подобранного слова.

О чём произведение? О чём произведение? Что по названию произведения, которое вы ещё не читали, можно сказать о нём? («Кавказский пленник»Л.Н.Толстого, «Муму»И.С. Тургенева, «Кусака» Л.Андреева и т.д.) Что по названию произведения, которое вы ещё не читали, можно сказать о нём? («Кавказский пленник»Л.Н.Толстого, «Муму»И.С. Тургенева, «Кусака» Л.Андреева и т.д.)

Задай вопрос по произведению Учащиеся одного ряда задают интересный вопрос, подготовленный дома или в начале урока, по тексту изучаемого произведения учащимся другого ряда или называют конкретную фамилию отвечающего (по выбору) Учащиеся одного ряда задают интересный вопрос, подготовленный дома или в начале урока, по тексту изучаемого произведения учащимся другого ряда или называют конкретную фамилию отвечающего (по выбору)

Выставка иллюстраций по изучаемому произведению Выставка иллюстраций по изучаемому произведению Угадай, какой эпизод изучаемого произведения изображён. Угадай, какой эпизод изучаемого произведения изображён.

Выставка рисунков учащихся «Угадай эпизод» Учащиеся предлагают свой рисунок для определения эпизода изучаемого произведения Учащиеся предлагают свой рисунок для определения эпизода изучаемого произведения

«Поставь по порядку» «Поставь по порядку» Расположи по порядку иллюстрации к изучаемому произведению Расположи по порядку иллюстрации к изучаемому произведению

«Чей предмет»? Учитель показывает предмет и предлагает определить, какому герою изучаемого произведения он принадлежит ( При изучении комедии «Ревизор»: собачка - Аммосу Фёдоровичу, шпага – городничему) Учитель показывает предмет и предлагает определить, какому герою изучаемого произведения он принадлежит ( При изучении комедии «Ревизор»: собачка - Аммосу Фёдоровичу, шпага – городничему)

Литература: 1. Баев П.М. «Играем на уроках русского языка», Москва, «Русский язык», 1989 г. 1. Баев П.М. «Играем на уроках русского языка», Москва, «Русский язык», 1989 г. 2.Окунев А.А. Спасибо за урок, дети! О развитии творческой способностей учащихся: Книга для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, Окунев А.А. Спасибо за урок, дети! О развитии творческой способностей учащихся: Книга для учителя: Из опыта работы. М.: Просвещение, Откупщиков Ю.В. К истокам слова. М.: Просвещение, Откупщиков Ю.В. К истокам слова. М.: Просвещение, Успенский Л.В. Слово о словах. Ленинград, Успенский Л.В. Слово о словах. Ленинград, Русские пословицы и поговорки. Под ред. В.П.Аникина.М.: Художественная литература, Русские пословицы и поговорки. Под ред. В.П.Аникина.М.: Художественная литература, 1988