НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ. ПЛАН Парадигма научного знания. Полипарадигмальный подход к языку. Лингвистическая теория. Научная школа.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Advertisements

Лингвокультурологическая специфика эмоциональных концептов в русской и английской языковых картинах мира Руководитель: кандидат филологических наук, преподаватель.
Типология культурных концептов. Определение Концепт (лат. conceptus «понятие») - это содержательная сторона словесного знака, за которой стоит понятие,
ТАЦОГРНПСТАЦОГРНПС П ОНЯТИЙНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ФРАЗЕОСЕМАНТИЧЕСКОГО ПОЛЯ ОБМАН В РУССКОМ И АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКАХ Соискатель – Бобрикович А.А. Научный руководитель.
Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 33 г.Калининграда Основные задачи и методы лингвокультурологии.
Языковая картина России. Язык существует, живет и развивается в общественном сознании, в сознании народа, говорящем на нем. Язык - это душа нации, в нем.
ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИНГВОКОНЦЕПТОЛОГИИ ИРИНА ГАЛКИНА, 1 КУРС МАГ., ТФО.
Ситнова А. А.1 Междисциплинарный статус лингвокультурологии лекция.
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Управление образовательной системой. Образование специально организованный процесс по овладению человеком системой научных знаний, умений и навыков в.
Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности ( энциклопедический словарь). Методология – система принципов.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ Область исследования идентичности зародилась в русле общепсихологических и социально-психологических исследований личности и получила дальнейшее.
Лекция 1. Т ема: «История психологии как наука»..
Теория систем и системный анализ Тема1 «Системные исследования. Теория систем»
Особенности образа мира у одаренных подростков По статье О.А. Богпомочевой, учителя гимназии 12 г. Липецка.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
1.1. Введение в теорию организации. Организация (1) – это совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой - либо цели, решения какой - либо.
Этапы развития языкознания Проект подготовили: ученики 11 «А» класса ГОУ СОШ 436 Смирнова Ю. Худяков И. Попов Е.
Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент Варпахович Л. В.
Транксрипт:

НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЯЗЫКОЗНАНИЯ

ПЛАН Парадигма научного знания. Полипарадигмальный подход к языку. Лингвистическая теория. Научная школа. Научное направление.

Язык - сложное и динамическое явление Как важнейшее средство общения, язык входит в предмет исследования коммуникативной лингвистики; как важнейший способ преобразования мира и регулирующий фактор, он исследуется прагмалингвистикой; как составная часть и орудие культуры, он изучается лингвокультурологией и т. п. Но язык еще и главный инструмент упорядочения мира посредством его категоризации, т. е. выделения имен категорий. Отсюда следует, что как средство категоризации и важнейшее хранилище коллективных знаний он представляет интерес для КОГНИТИВНОЙ лингвистики... Одновременно язык - «зеркало» человека, его внешнего и внутреннего мира, психологический феномен, часть сферы сознания, но также и отражение подсознания».

парадигма научного знания Т. Кун в 1962 г. в книге «Структура научных революций» Научная парадигма - это совокупность научных представлений теоретических установок, научных достижений, которые дают исследователю модель постановки проблем

НАУЧНЫЕ ПАРАДИГМЫ Лингвокомпаративизм,располагавший особым средством постижения истины - сравнением и принципом исследования, которым является историзм. Системно-структурная парадигма; Коммуникативно-прагматическая; Дискурсивно-когнитивная

Лингвистическая парадигма - исходная концептуальная схема, модель постановки проблем и их решения. Концепция - определенный способ понимания, трактовки явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения

Человек в своей деятельности имеет дело не с реальным миром, а с репрезентациями этого мира, с когнитивными картинами и моделями, поэтому мир предстает сквозь призму языка народа, который видит этот мир.

Полипарадигмальный подход к анализу языка, то есть языковое явление анализируется в аспекте разных парадигм, разными методами и приемами исследования. Лингвистическая теория возникает лишь на достаточно высокой ступени осмысления языкового явления. Определяющим элементом лингвистической теории является принцип - ее содержательная основа.

Научная школа - это творческое содружество ученых разных поколений, объединенных принципами подхода к решению соответствующей научной проблемы, стилем работы, взглядами на развитие исследований в избранном научном направлении, общей для них оригинальной идеей, доказательство которой служит стимулом развития исследований и фактором объединения исполнителей, несмотря на возможное различие их характеров и представлений.

Критерии научной школы 1.наличие основателя, первоначально сформулировавшего сущность научного подхода к предмету исследования и основы методологических принципов; 2.сходство научных позиций его учеников, принявших его методологию и подход к анализу конкретных языковых явлений;

3. единство места: прикрепленность данного научного сообщества к тому или иному институту (Казанская, Московская и т. д.); 4. новизна и оригинальность методологического подхода, который формулируется данной школой.

Научное направление - это вектор развития лингвистической мысли, попытка нетрадиционного поиска новых путей и способов их познания (натуралистическое, психологическое, формально­грамматическое, структуральное).

КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА Предпосылки создания когнитивной лингвистики (КЛ), ее источники и история. Объект, предмет и методы кл Основная проблематика кл Направления кл Категории кл

соgnitiоn «познание» (ер.: cognitive «относящийся к познанию», глагол to cognize «постигать», «познавать», «узнавать», «понимать» ).

Когнитология - предметом ее изучения является устройство и функционирование человеческих знаний; Когнитивная психология (понятие концептуальных и когнитивных моделей); Лингвистичекая семантика; Лингвистическая типология и этнолингвистика; Нейролингвистика; Культурология; Сравнительно-историческое языкознание

Термин «когнитивная грамматика» впервые был употреблен в 1975 т. в статье Дж. Лакоффа и Г. Томпсона «Представляем когнитивную грамматику». Первые учебники КЛ были созданы в середине 90-х годов. Отечественная КЛ начала формироваться с 80-хгодов ХХ в (в 1985 г. вышел обзор В. И. Герасимова).

КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА «лингвистическое направление, в центре внимания которого находится язык как общий когнитивный механизм, как когнитивный инструмент - система знаков, играющих роль в репрезентации (кодировании) и трансформировании информации» Объект КЛ - язык в аспекте когнитивной деятельности. Предметом КЛ являются концепты, концептосфера, концептная картина мира, фреймы.

Основные проблемы КЛ: Роль языка в познании и осмыслении мира. Языковые знания в процессах получения, переработки и передачи информации о мире. Концептуализация и категоризация знаний, описание средств и способов языковой категоризации и концептуализации констант культуры. Выяснение системы универсальных концептов, организующих концептосферу и являющихся основными рубриками ее членения. Проблемы языковой картины мира.

1) культурологическое - исследование концептов как элементов культуры в опоре на данные разных наук (Ю. С. Степанов); 2) лингвокультурологическое - В. И. Карасик, С. Г. Воркачев, Г. Г. Слышкин, г. В. Токарев; 3) логическое - Д. Арутюнова, Р. И. Павилёнис; 4) семантико-когнитивное - Е. С. Кубрякова, Н. Н. Болдырев, Е. В. Рахилина, Е. В. Лукашевич, З. Д. Попова, И. А. Стернин; 5) философеко-семиотическое - А. В. Кравченко.

Концепты могут классифицироваться по разным основаниям. тематика; по своим носителям; концепты, функционирующие в том или ином виде дискурса; Национальная специфика концептов проявляется в наличии различий в одноименных концептах в разных национальных культурах, а также в наличии эндемичных, уникальных концептов, характерных только для одной культуры.

дня установления смыслового объема концепта нужно сделать следующее: определить референтную ситуацию, к которой принадлежит данный концепт, установить место данного концепта в языковой картине мира и языковом сознании нации через обращение к энциклопедическим и лингвистическим словарям; обращение к этимологии и учет ее особенностей;

поскольку словарные толкования дают лишь самое общее представление о значении слова, а энциклопедические словари - о понятии, нужно привлечь к анализу самые разнообразные контексты: поэтические, научные, философские, публицистические, пословицы, поговорки; полученные результаты нужно сопоставить с анализом ассоциативных связей ключевой лексемы

Термин «ковцептесфера» был введен Д. С. Лихачевым. Концепты, отдельные значения слов, которые зависят друг от друга, составляют некие целостности - концептосферы. Концептосфера - это совокупность концептов, из которых, как из мозаичного полотна, складывается миропонимание носителя языка.

Менталитет в своих признаках есть наивно целостная картина мира, в ее целостных ориентирах, существующая длительное время, независимо от конкретных экономических и политических условий, основанная на этнических предрасположениях и исторических традициях; проявляется в чувстве, разуме и воле каждого отдельного члена общества на основе общности языка и воспитания и представляет собой часть народной духовной культуры, которая создает этноментальное пространство

Национальный менталитет - это национальное восприятие и понимание действительности, определяемое совокупностью когнитивных стереотипов нации. Менталитет любого лингвокультурного сообщества обусловлен в значительной степени его картиной мира, в которой репрезентированы мировидение и миропонимание членов этого сообщества.

Языковая картина мира универсальна, ее творец - этнос, художественная картина мира индивидуальна, она создается в произведениях индивида, представителя данного народа.

КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВИСТИКА - новая современная лингвистическая наука, имеющая собственный объект, предмет и методы исследования, обладающая специфическими категориями и единицами.