Практикум Часть А,В Советы по написанию части С Подготовила: Учитель МОУ СОШ 39 Осколкова И.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовка к ГИА Тест. (1) Я с детства мечтал стать клоуном. (2) Когда мне было восемь лет, отец купил телевизор. (3) Я увидел выступление Чарли Чаплина.
Advertisements

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
ОГЭ 2014 год - 9 класс.Часть 3 Сочинение на лингвистическую тему Подготовил преподаватель русского языка и литературы Мальчихина М.В.
Семинар для учителей русского языка и литературы «Проведение промежуточного муниципального мониторинга образовательных достижений учащихся 9-х классов.
Методика работы над сочинением. Исходное высказывание в сочинении С2 является тезисом, требующим комментария. Им можно как начать работу, так и вынести.
1. Вступление - тезис 2. Основная часть – аргументы + примеры 3. Заключение - вывод.
Учитель русского языка и литературы МАОУ «Куровская гимназия» Кирьянова Лариса Викторовна 2014 год.
Работу выполнили :Курганов Сергей и Александр Даниелов.
Русский язык ГИА - 9. Изменения в КИМ 2012 г. по сравнению с 2011 г. Изменено количество заданий с выбором ответа с 3 до 7 Изменено количество заданий.
В ИДЫ ЗАДАНИЙ ЧАСТИ 2 ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Для подготовки к ГИА 1 Фирстова С. В.
Подготовка к ГИА: написание части 3 (С 2) Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 12 Фиалковская Вероника Петровна.
С2 Сочинение-рассуждение Задание. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного.
Роль лексических и грамматических явлений в тексте.
Стилистика Подготовка к ЕГЭ. Текст – целостное законченное высказывание Признаки текста: Наличие темы и основной мысли Наличие или возможность заголовка.
Тема: «Сложное предложение» Контрольный опрос по русскому языку в 9-ом классе.
Рекомендации. Что такое «сочинение на лингвистическую тему»? Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика». Лингвистика (языкознание,
Методика работы над сочинением. Тезисом, требующим комментария, является исходное высказывание или данное вами определение. Им можно начать работу, а.
Сочинение на лингвистическую тему Готовимся К ГИА.
Советы по написанию сочинения Часть С2 (По темам сборника И. П. Цыбулько) ГИА 2013.
Результаты итоговой аттестации выпускников 9, 11-х классов по русскому языку в 2011 году МУ «Научно-методический информационный центр»
Транксрипт:

Практикум Часть А,В Советы по написанию части С Подготовила: Учитель МОУ СОШ 39 Осколкова И.В.

Исходный текст:

(1)Я с детства мечтал стать клоуном. (2)Когда мне было восемь лет, отец купил телевизор. (3)Я увидел выступление Чарли Чаплина и в один миг понял, что хочу быть именно клоуном. (4)Каждый раз, когда я ложился спать и закрывал глаза, передо мной появлялась огромная цирковая арена. (5)Я верил каждой клеточкой тела, каждой волосинкой ощущал, что другого пути у меня в жизни не будет, только в цирк! (6)И всю свою жизнь, начиная с восьми лет, я целенаправленно готовил себя к профессии клоуна. (7)При этом шансов у меня почти не было: в цирковом училище конкурс был – сто двадцать человек на место. (8)Когда я поступал в шестой раз, я уже взрослый был тогда, мне сказали: (9) «Ну нет у тебя данных!» (10)А на седьмой все-таки взяли. (11)Если, преодолевая себя, ты делаешь один шаг, то успех шагает тебе навстречу в десять раз быстрее, и жизнь показала, что вера – главная сила человека. (12)В моей жизни произошёл случай, перевернувший всё моё представление о кошках.

(13)Случилось это в Англии. (14)Я должен был там выступать, нопереправить туда своих четвероногих без карантина не мог. (15)А просидеть девять месяцев в клетках на карантине мои кошки не в состоянии, так как они привыкли, что у каждой свой дом, они свободно гуляют по всему театру. (16)Тогда я решил поработать с британскими кошками. (17)Черезнесколько часов в гримёрной сидели семнадцать кошек, несчастные, облезлые, грязные. (18)У одного кота, по-видимому, в драке был выдран клок шерсти, у другого на лапе кровоточила рана. (19)Это были уличные кошки. (20)Никогда не видевшие хозяйской ласки и заботы, животные испуганно прижимались к стене, многие прятались за батарею. (21)Они пристально глядели на меня, а глаза их горели ненавистью. (22)Это были не кошки, а какие-то тигры, способные растерзать меня в любую секунду.

(23)Три дня я безрезультатно пытался найти с ними общий язык. (24)Они не подпускали меня к себе. (25)В отчаянии я протянул руки к небу и воскликнул: – (26)Господи, помоги! (27)И... произошло чудо. (28)Кошки заболели. (29)Они беспомощно лежали на полу, лишь изредка открывая помутневшие глаза: кошачий грипп. (30)Пришлось каждый день делать уколы. (31)Ставить капельницы. (32)Через две недели вдруг одна из кошек в моих руках замурлыкала. (33)А это значит, она меня полюбила, значит, будет театр кошек в Англии. (34)Вот, оказывается, как просто происходит чудо. (35)Лишённые ласки дворовые кошки почувствовали любовь человека, который желает им добра. (36)Они разрешили себя гладить, поняли, что я им друг.

(37)А потом, когда кошки выздоровели, началась игра. (38)Я смастерил массу игрушек, и с британскими кошками мы повторили все трюки, которые выполняли их московские «коллеги», и даже сумели создать много нового и интересного. (39)Но знаете ли вы, как трудно в действительности быть клоуном? (40)Это для нас стало не работой, а смыслом жизни. (41)Свои номера и спектакли с кошками мы выстраиваем так, чтобы, немного посмеявшись, зрители задумались, посмотрели на мир глазами умиления и восторга. (42)И тогда у них пробуждается желание творить добро, любить наших меньших братьев. (По Ю. Куклачёву) Куклачёв Юрий Дмитриевич (1949) – российский клоун, народный артист РСФСР. Приобрёл славу, первым занявшись цирковой работой с кошками. Создатель и руководитель Театра кошек.

А1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Юрию Дмитриевичу Куклачёву удалось «найти общий язык» с британскими кошками?» 1) Это были уличные кошки. 2) Кошки заболели. 3) Пришлось каждый день делать уколы. 4) Они … поняли, что я им друг.

А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «перевернувший». (12)В моей жизни произошёл случай, перевернувший всё моё представление о кошках. 1) перелиставший 2) изменивший 3) переворошивший 4) опрокинувший

А3. Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности речи является метафора. 1) Я верил каждой клеточкой тела, каждой волосинкой ощущал, что другого пути у меня в жизни не будет, только в цирк! 2) И всю свою жизнь, начиная с восьми лет, я целенаправленно готовил себя к профессии клоуна. 3) Случилось это в Англии. Я должен был там выступать, но переправить туда своих четвероногих без карантина не мог. 4) Я смастерил массу игрушек, и с британскими кошками мы повторили все трюки, которые выполняли их московские «коллеги», и даже сумели создать много нового и интересного.

А4. Укажите ошибочное суждение. 1) В слове НЕСЧАСТНЫЕ (предложение 17) согласный звук [т] является непроизносимым. 2) В слове НЕСЧАСТНЫЕ (предложение 17) третий звук – [щ]. 3) В слове ПРИШЛОСЬ (предложение 30) мягкость согласного [с] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак). 4) В слове БРАТЬЕВ (предложение 42) звуков больше, чем букв.

А5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне. 1) горели 2) телевизор 3) разрешили 4) посмеялись

А7. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется Н». 1) выдран 2) лишённые 3) испуганно 4) несчастные

А6. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует звонкий согласный, то на конце её пишется З». 1) готовил 2) изредка 3) происходит 4) замурлыкала

В1. Замените разговорное слово «массу» в предложении 38 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним (38)Я смастерил массу игрушек, и с британскими кошками мы повторили все трюки, которые выполняли их московские «коллеги», и даже сумели создать много нового и интересного. Много, очень много

1.Сказочным странам Прил.+сущ. в Д.п. Именное словосочетание, способ связи согласование, выражено окончанием зависимого прилагательного, называется предмет и его признак, определительные отношения. 2. Ухмыляясь велел Деепр.+глагол Примыкание – вид ПС, при котором зависимость ПС выражается лексически, порядком слов и интонацией 3. Богатырь из сказки сущ. + сущ. в Р.п. именное словосочетание, способ связи управление, выражено окончанием зависимого существительного, называется предмет и его признак, определительные отношения. В2.Словосочетание

В2. Замените словосочетание «хозяйской ласки» (предложение 20), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание. Ласки хозяина

В3. Грамматическая основа простого двусоставного предложения Подлежащее и сказуемое - организующие центры двусоставного предложения. Вокруг них группируются все остальные члены предложения. Подлежащее - это главный член двусоставного предложения, грамматически независимый, обозначающий предмет, признак которого выражается сказуемым. Сказуемое - это главный член двусоставного предложения, грамматически зависимый от подлежащего, обозначающий признак того предмета, который выражен подлежащим. Сказуемое обозначает разнообразные признаки, приписываемые тому предмету, который назван подлежащим: действие; состояние; свойство; качество; количество; родовое понятие и др. Сказуемое по способу выражения может быть глагольным (простым и составным) и именным (простым и составным).

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 13 13)Случилось это в Англии Случилось это

В4. Среди предложений 32–36 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения. (32)Через две недели вдруг одна из кошек в моих руках замурлыкала. (33)А это значит, она меня полюбила, значит, будет театр кошек в Англии. (34)Вот, оказывается, как просто происходит чудо. (35)Лишённые ласки дворовые кошки почувствовали любовь человека, который желает им добра. (36)Они разрешили себя гладить, поняли, что я им друг.

В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 11. (11)Если, преодолевая себя, ты делаешь один шаг, то успех шагает тебе навстречу в десять раз быстрее, и жизнь показала, что вера – главная сила человека. 4

По выражаемому ими значению вводные слова и сочетания подразделяются на несколько разрядов. 1. Большую группу составляют вводные слова и словосочетания, выражающие оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, сомнение, неуверенность и т.п.). 2. Эмоциональную оценку сообщаемого дают вводные слова и словосочетания, выражающие чувства говорящего (радость, удовольствие, сожаление, удивление, негодование и т.п. 3. Вводные слова и словосочетания могут указывать на связь мыслей, последовательность изложения. 4. Ряд вводных слов и словосочетаний указывает на источник сообщаемого. Вводные слова и словосочетания

В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. Через несколько часов в гримёрной сидели семнадцать кошек,(1) несчастные,(2) облезлые,(3) грязные. У одного кота,(4) по-видимому,(5) в драке был выдран клок шерсти, (6) у другого на лапе кровоточила рана. 4 и 5

В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. Я увидел выступление Чарли Чаплина и в один миг понял,(1) что хочу быть именно клоуном. Каждый раз,(2) когда я ложился спать и закрывал глаза,(3) передо мной появлялась огромная цирковая арена

В8. Среди предложений 11–15 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. (11)Если, преодолевая себя, ты делаешь один шаг, то успех шагает тебе навстречу в десять раз быстрее, и жизнь показала, что вера – главная сила человека. (12)В моей жизни произошёл случай, перевернувший всё моё представление о кошках. (13)Случилось это в Англии. (14)Я должен был там выступать, но переправить туда своих четвероногих без карантина не мог. (15)А просидеть девять месяцев в клетках на карантине мои кошки не в состоянии, так как они привыкли, что у каждой свой дом, они свободно гуляют по всему театру. 15

Могут выражать значения одновременности перечисляемых событий; их последовательности; причинные (второе предложение раскрывает причину того, о чём говорится в первом); пояснительные (второе предложение поясняет первое); пояснительно-изъяснительные (второе предложение поясняет слово в первой части, которое имеет значение речи, мысли, чувства или восприятия, или слово, которое указывает на эти процессы: прислушался, взглянул, оглянулся и т. п.; во втором случае можно говорить о пропуске слов типа увидеть, услышать и т. п.); сопоставительно-противительные отношения (содержание второго предложения сопоставляется с содержанием первого или противопоставляется ему); условно-временные (первое предложение указывает на время или на условие осуществления того, о чём говорится во втором): следствия (второе предложение называет следствие того, о чём говорится в первом) Бессоюзные сложные предложения

В9. Среди предложений 6–10 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения. (6)И всю свою жизнь, начиная с восьми лет, я целенаправленно готовил себя к профессии клоуна. (7)При этом шансов у меня почти не было: в цирковом училище конкурс был – сто двадцать человек на место. (8)Когда я поступал в шестой раз, я уже взрослый был тогда, мне сказали: (9) «Ну нет у тебя данных!» (10)А на седьмой все-таки взяли. 7

Сочинение-рассуждение Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л. В. Успенского: «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера). Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л. В. Успенского. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Лексические явления 1 Морфемы (корень, приставка, суффикс) 2Однозначные слова 3Многозначные слова 4Фразеологизмы 5Синонимы 6Антонимы 7Омонимы 8Профессионализмы,диалектизмы, историзмы и т.д. 1 Морфемы (корень, приставка, суффикс) 2Однозначные слова 3Многозначные слова 4Фразеологизмы 5Синонимы 6Антонимы 7Омонимы 8Профессионализмы,диалектизмы, историзмы и т.д.

Лексические группы

Синонимы1)Для уточнения мысли; 2) для выделения наиболее важных смысловых оттенков; 3) для повышения образности и художественной изобразительности речи; 4) для избежания в речи повторов, неточностей, смешения слов из разных стилей, языковых штампов и других стилистических ошибок. АнтонимыВыражают самые разнообразные оттенки значений и смысла сопоставление, противопоставление и т. д. Многозначные слова Делают речь образной, помогают увидеть оттенки смысла. Образность, создаваемая ими, построена именно на переносном значении слова. Архаизмы и историзмы Помогают воссоздать колорит эпохи, а также являются средством речевой характеристики персонажей. Архаизмы могут быть использованы для создания торжественности стиля или комического и сатирического эффектов. Характеристика лексических явлений в тексте

ФразеологизмыДелают речь образной, помогают увидеть оттенки смысла, метко и точно характеризуют предмет, действие, признак и т.д. Однозначные слова Называют отдельное явление действительности Морфемы (корень, суффикс, приставка) В корне - основное лексическое значение, приставки и суффикс уточняют его. Характеристика лексических явлений в тексте

Грамматический строй языка Грамматика охватывает собою: законы и правила образования слов; законы и правила изменения слов; законы и правила соединения слов, образования словосочетаний на основе этих соединений; законы и правила построения предложений; законы и правила сочетания предложений в более сложные грамматические организации. Соответственно в грамматике выделяются отдельные области: морфология и синтаксис.

Характеристика грамматических явлений в тексте Формообразующие аффиксы (окончания) Показывают связи слов в предложении (передают значения грамматической объединённости слов) Предлог Выражает в предложении грамматические отношения между именами существительными, местоимениями, которым принадлежат предлоги, и словами других частей речи (чаще всего глаголами). Грамматическая роль предлога заключается в уточнении и дополнении значений косвенных падежей. Сочинительные и подчинительные союзы, союзные слова Основные грамматические средства сочинительной и подчинительной связи в простом и сложном предложениях. Словосочетание Грамматическая связь в словосочетаниях выражается с помощью окончания или окончания и предлога (согласование, управление)

Характеристика грамматических явлений Простое предложение Двусторонняя связь между главными членами, подчинительная – между главными и второстепенными членами Простое осложнённое предложение Сочинительные отношение при ОЧП; разнонаправленные грамматические связи при обособленных членах предложения; особая сообщительная функция этих членов предложения, их смысловая осложнённость. Вводные конструкции выражают отношение говорящего к высказыванию, его оценку, дают сведения об источнике сообщения и т.п. Сложное предложение Подчинительные отношения (образ действия и степень признака, цель, причина, условие, место, время, уступка, следствие, сравнение); структурные средства в СПП: порядок расположения частей, соотношение глагольных форм, входящих в главную и придаточную части сложноподчиненного предложения; сочинительные отношения (последовательность, одновременность, противопоставленность событий);

Грамматические явления – это те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения из любых слов, с любым значением. 1Окончания слов 2Грамматические связи между: а)словами в словосочетании б)частями простого предложения в)частями сложного предложения 3Предлоги 4Союзы

Научный стиль в школе Основная задача стиля – предельно точно и ясно донести до читателя информацию. Сфера применения: энциклопедии, словари, справочники, учебная литература, рефераты, аннотации, лекции, доклады. Лексика: термины; отсутствие образных средств; частая повторяемость ключевых слов; Синтаксис: прямой порядок слов; частое употребление причастных и деепричастных оборотов; сложные предложения; вводные слова; повествовательные предложения. Морфология: преобладание существительных; отсутствие личных местоимений и глаголов 1- 2 лица; отсутствие восклицательных частиц и местоимений.

Пишем сочинение в научном стиле Лингвистическое сочинение в научном стиле – это рассуждение, целью которого является доказательство истины, заявленной в тезисе. Для научного стиля характерны точность (недопустимы искажения фактов), логичность изложения (выводы вытекают из содержания, они непротиворечивы, текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному ) ; отвлечённость и обобщённость проявляется в особенностях употребления категории вида глагола: около 80 % составляют формы несовершенного вида; Логичность изложения подчеркнут средства связи, указывающие на - последовательность развития мысли ( вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, действительно, итак…) - причинно – следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, вследствие этого, кроме того, к тому же…) - переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к…, обратимся к…; рассмотрим; остановимся на…; рассмотрев, перейдем к…: необходимо остановиться на…; необходимо рассмотреть…) -итоги, выводы ( итак, таким образом, значит, в самом деле, следовательно, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подводя итог, следует сказать…).

Пишем сочинение в публицистическом стиле Лингвистическое сочинение в публицистическом стиле – это рассуждение, цель которого - не только информировать о лингвистической проблеме, заявленной в тезисе, но и убедить читателей в справедливости этого тезиса. Для публицистического стиля характерны четко выраженное авторское отношение к проблеме; образность; эмоциональность; оценочность. Языковые черты стиля: 1)Совмещение в одном тексте книжных и разговорных слов; использование экспрессивно- оценочных слов и выражений. 2) Широкое использование побудительных, вопросительных, восклицательных предложений, прямых обращений к собеседнику, риторических вопросов, экспрессивных повторов, рядов однородных членов; параллельный способ связи предложений, обратный порядок слов.

В помощь для подготовки

Использованные ресурсы: /09/2013.html novoi_formehttp://peressa2009.narod2.ru/Ekzamen_v_ novoi_forme etamhttp:// etam