Глагол как часть речи Цель : повторить и систематизировать материал по теме в рамках подготовки к ЕГЭ Лохманова Надежда Ивановна, учитель русского языка.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Глагол как часть речи. Цель : повторить и систематизировать повторить и систематизировать материал по теме в рамках подготовки к ЕГЭ в рамках подготовки.
Advertisements

Глагол как часть речи … - это слова, оживляющие всё, к чему они приложены. … - это слова, оживляющие всё, к чему они приложены.А.М.Пешковский.
Глагол как часть речи. Глагол как часть речи имеет грамматические категории: - вида; - залога (только у переходных глаголов); - времени; - лица; - числа,
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА I. Часть речи. Общее значение. - вид II. Морфологические признаки. III. Синтаксическая роль. 1. Начальная форма (неопределённая.
Глагол Обозначает: действие или состояние предмета. Вопросы: Что делать? Что сделать? Постоянные признаки: 1. Вид (совершенный и несовершенный); 2. Спряжение.
Глагол 5 класс План: Понятие о глаголе Постоянные признаки Непостоянные признаки Правописание не с глаголамиПравописание не с глаголами Способы образования.
Памятка «Что я должен знать о глаголе». 1. Спряжение глаголов. I спряжение Окончания на Е ЕТ, ЕТЕ, ЕМ, ЕШЬ Окончания на УТ, ЮТ ___________________ Глаголы.
Глагол Презентация по русскому языку для 5 класса. Составила Павлушина Ярослава Петровна, учитель русского языка и литературы.
Поэт, в плену возвышенных идей, Не игнорируй прозу средней школы; Чтобы «глаголом жечь сердца людей», Необходимо твёрдо знать глаголы.
Глагол
Морфологический разбор глагола Морфологический разбор глагола урок русского языка в шестом классе.
Постоянные и непостоянные признаки глагола. « Глагол придает речи жизнь – присутствием своим животворит отдельные слова,»- писал Н. Греч.
1. Инфинитив, неопределенная, начальная форма – Н.ф. ть, чь, ти, тся и ться что делать? Что сделать?
Глагол – ЧР – действие предмета Что делать? Что сделать? Неопределенная (начальная) форма инфинитив Окончания - ть ти чь Играть нести беречь.
Повторение изученного по теме " Глагол " в 6- м классе.
ГЛАГОЛ ГЛАГОЛ Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
7 класс Выполнила: Гессель Т.И.. Самостоятельная часть речи Обозначает: Действие предмета Вопросы: Что делать? Что сделать? Неопределенная форма глагола.
Повторение изученного по теме «Глагол». Глагол – это самостоятельная часть речи, отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие предмета,
Что без меня предметы? Лишь названья. Но я приду – всё в действие придёт: Летит ракета. Люди строят зданья. И рожь в полях растёт. О какой части речи говорится.
Глагол- это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Транксрипт:

Глагол как часть речи Цель : повторить и систематизировать материал по теме в рамках подготовки к ЕГЭ Лохманова Надежда Ивановна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 1000

Задачи : 1. Повторить морфологические признаки глагола. 2.Развивать умение выбирать гласную в окончании глагола в соответствии со спряжением. 3. Использовать теоретические знания по теме для выполнения тестовых заданий в форме ЕГЭ

Что обозначает глагол? что делать? что с д е л а т ь? действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что с д е л а т ь? Постоянными признаками глагола являются: вид, возвратность, переходность, залог, тип спряжения; Непостоянными: наклонение, время, лицо, число. Глагол является организующим центром предложения. Он выражает отношение содержащегося в предложении высказывания к реальности с точки зрения говорящего. Изменение глагола по лицам и числам называется спряжением.

Инфинитив (неопределенная форма) Начальной формой глагола является инфинитив, или неопределенная форма глагола. Инфинитив представляет собой название действия безотносительно к лицу и времени. Инфинитив отвечает на вопросы что делать? что сделать?. Показателем инфинитива являются суффиксы -ть, - ти, -чь, -сти. Инфинитиву присуща категория вида и переходности. Инфинитив, как и все остальные формы глагола, обладает способностью управлять определенным падежом (т. е. имена существительные, имена числительные и местоимения ставятся при глаголе в определенных падежах).

Синтаксическая роль инфинитива Инфинитив, подобно имени существительному, может выполнять любую синтаксическую роль, т. е. быть: подлежащим: Учиться всегда пригодится; входить в состав составного глагольного сказуемого: Солнце уже начало клониться к горизонту; дополнением: Врач порекомендовал моим друзьям заняться спортом; обстоятельством: Мы приехали поохотиться; определением: Умение трудиться поможет вам в будущем; сказуемым: Выполнить словообразовательный анализ значит выявить основу и указать аффиксы.

Категория вида глагола Совершенный (что сделать?)-законченное действие, достигшее внутреннего предела; Несовершенный (что делать?)-длительное действие, незавершенное. Видовая пара Глаголы совершенного и несовершенного видов могут образовывать видовые пары. Видовая пара это две формы глагола, которые имеют одно и то же лексическое значение, но отличаются грамматической формой вида. Существуют одновидовые глаголы, те, которые имеют или форму совершенного, или только несовершенного вида. Например: встрепенуться (сов. в.), очнуться (сов. в.), пере­стараться (сов. в.),расхаживать (несов. в.), преследовать (несов. в.), приговаривать (несов. в.), участвовать (несов. в.).

Переходные глаголы обозначают действие, направленное на объект: А) глагол + существительное, мест. в В.П. без предлога : отдам книгу, вижу вас Б)глагол + сущ. в Р.п. при отрицании или как часть предмета : не читал книги, выпить молока – это прямое дополнение. Непереходные глаголы не имеют прямого дополнения ( глагол + сущ., мест., числ. в Р, Д, Т, П.п. с предлогом и без) - косвенное дополнение: препятствовать движению:

Залог С категорией переходности тесно связана категория залога, представляющая действие как активное или пассивное со стороны субъекта или объекта. Залог свойствен только переходным глаголам. Схематично это можно выразить так: С > Д > О активный, действительный залог, О > Д > С пассивный, страдательный залог, где: С субъект, Д действие, О прямой объект. Действительный залог обозначает действие, выполняемое активным деятелем (субъектом) и направленное на прямой объект: Строители возводят здание. Страдательный залог обозначает действие, которое испы­тывает объект со стороны субъекта: Здание возводится строителями.

Возвратные глаголы имеют постфикс – ся (-сь): учиться, купаюсь. Действительный залог : старушка поднимается по лестнице (словообразовательный постфикс). Страдательный залог: груз поднимается рабочими (формообразующий постфикс

Наклонение глагола : Изъявительное (реальный факт). Повелительное (побуждение к действию). Сослагательное (действие, которое могло бы иметь место при определенных условиях) : мог бы.

В значении повелительного употребляются: а) изъявительное: Да будет мир. Пусть скроются тучи. Идемте на прогулку. б) условное наклонение: Ты бы отдохнул немного. в) инфинитив: Стоять. Слушать внимательно. В значении условного употребляется: а) повелительное :Знай я о твоем приезде, встретил бы тебя на остановке.

Категория времени: Наст. вр.Прош. вр.Буд. вр. Сов. вид-++ Невов. вид+++ Настоящее, прошедшее, Будущее простое -напишу, принесу, Будущее сложное :буду писать (простое глагольное сказуемое = напишу

Спряжение глагола 2 спряжение: А) все на –ИТЬ, (кроме брить, стелить, зиждиться); Б) 7 на –ЕТЬ: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть: В) 4 на -АТЬ: гнать, дышать, слышать, держать.

Личные окончания глагола : А) 1спр. –у(ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют) (суф. прич. 1 спр. –ущ, -ющ, -ом, -ем). 2 спр. –у(ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят). (суф. прич. 2спр. -ащ, -ящ, -им.) Б) вылетите –летите, выгоните –гоните(2спр.) В) сохраняй вид при образовании инфинитива; В повелительном наклонении всегда –ИТЕ

Разноспрягаемые глаголы: Ед.ч. Хочу, хочешь, хочет, Мн.ч. Хотим, хотите, хотят Ед.ч. бегу, бежишь, бежит Мн.ч. бежим, бежите, бегут Брезжишь – но: брезжут

Правописание суффиксов глагола : А) - ова-, - ева = - ую (-юю): беседовал -беседую, Б)- ыва (-ива) = - ываю(- иваю): развеивал-развеиваю. В) одолеть -одолевать, одолеваю. Г) Запомни: застревать, затмевать, продлевать, увещевать, обуревать, недоумевать.

Правописание суффиксов после приставок обез - ( обес-): 1.В переходных - И : обезлесить, обезводить (кого-то), обессилить врага 2. В непереходных – Е : обезлесеть, обезводеть(самому), обессилеть самому

Самостоятельная работа Самостоятельная работа (на листочках) стр ряд – упр. 249 (выделите окончания и определите спряжение) 2 ряд – 250 (выделите окончания, определите спряжение) 3 ряд – 251 (выделите окончания и суффиксы)

Домашнее задание: 1. Чтение теории : стр , Упражнения: 252, Выучить орфоэпические нормы имен существительных из словника ЕГЭ-2013

Литература : 1.Учебник.Русский язык классы. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., «Русское слово»,2009 год. 2.О.С.Иссерс,Н.А.Кузьмина.Тесты. «Дрофа»,2006 год.