Тема занятия 22: «Части речи».. Цель занятия: Повторить классификацию частей речи; Вспомнить разряды прилагательных, местоимений; Повторить производные.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Слова состояния, частицы, предлоги, союзы. Подготовка к ЕГЭ.
Advertisements

Служебные части речи Презентацию подготовила: Капралова Е. Ад-21.
Система частей речи Самостоятельные части речи: Самостоятельные части речи: 1.Существительное 2.Прилагательное 3.Числительное 4.Местоимение 5.Глагол 6.Причастие.
Местоимение как часть речи. Цель: вспомнить отличительный признак местоимений от других частей речи; познакомиться с разрядами местоимений; выяснить роль.
РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Выполнил: студент гр. 614 Зуев А. Р. г. Москва 2015.
Местоимения Часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их. Местоимения, изменяются по падежам. Есть местоимения,
МЕСТОИМЕНИЯ Местоимение самостоятельная часть речи, употребляемая вместо имени существительного, прилагательного, числительного, наречия или его характеристики.
Частицы Частица – это служебная часть речи, которая выполняет следующие функции: 1) Формообразующие – служат для образования форм слова: Пусть, пускай,
Частица как часть речи АВТОР – КУЛЕШОВА НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Муниципальное образовательное учреждение «СОШ 1» г.Валуйки.
Местоимение как часть речи Он Она Оно Они Я и Ты Вы и Мы ЛИЧНЫЕ МЕСТОИ МЕНИЯ 6 класс, учитель Хатинская И.П.
Местоимение 6 класс Выполнила учитель русского языка и литературы Яшина Н.Ю. МБОУ Радищевская СОШ г.
…такие слова, которые обозначают лицо, а также указывают на предметы, признаки, количество, но не называют их конкретно. Местоимение вне контекста имеют.
Местоимение. Местоимения отличаются от других самостоятельных частей речи тем, что они не называют предметы и признаки, а только указывают на них. Например.
Частицы Разряды частиц модальные частицы отрицательные частицы формообразующие частицы.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 5» Частицы Автор: Потапов Михаил, 7-а класс Учитель Потапова Т.В. город.
МЕСТОИМЕНИЕ Учитель: Богданова Наталья Васильевна ГОУ СОШ 367.
Разряды местоимений Местоимения Личные Я - мы, ты - вы, он, она, оно - они Возвратное Себя Вопросительные Кто? Что? Какой? Чей? Который? Сколько? Каков?
Существительное Прилагательное Местоимение Числительное Союз ЧастицаПредлог Наречие Деепричастие Глагол Причастие.
МестоименияМестоимения. Местоимение как часть речи 1. Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.
Союз как часть речи.. 1. Союз – служебная часть речи, которая связывает однородные члены, простые предложения в составе сложного, а так же предложения.
Транксрипт:

Тема занятия 22: «Части речи».

Цель занятия: Повторить классификацию частей речи; Вспомнить разряды прилагательных, местоимений; Повторить производные предлоги, союзы, частицы (задание В2).

Классификация частей речи. Части речи СамостоятельныеСлужебные

Самостоятельные части речи. Имя существительноеИмя прилагательное Имя числительноеМестоимениеГлаголНаречиеКатегория состояния

Служебные части речи ПредлогСоюзЧастица

Остановимся на следующих частях речи: ПрилагательныеМестоименияПредлогиСоюзыЧастицы

Имя прилагательное. Разряды. Имеют степени сравнения, краткую форму, сочетаются с наречием очень, образуют антонимические пары и др. (достаточно одного признака) Широкий, длинный, светлый, глухой, умный, больной Качественные Не имеют краткой формы, степеней сравнения, обозначают материал, из которого сделан предмет, указывают на признак предмета по отношению к месту, времени, назначению предмета, к действию Весенний, деревянный, здешний, набивной, спортивный Могут использоваться как качественные (золотой характер, каменное сердце) Относитель ные Обозначают принадлежность лицу или животному Мамин, лисий (хвост), сестрицын Могут использоваться как качественные (лисьи повадки) или относительные (лисья шуба) Притяжательные

Местоимение. Разряды. Личные Я, ты, он, она, оно, мы, вы, они Возвратное Себя Вопросительные (содержат вопрос, предложение с этим местоимением всегда вопросительное) Вопросительные местоимения – это вопросы существительного, прилагательного, числительного Кто? Что? Какой? Каков? Чей? Сколько? (Который является вопросительным только в предложении Который час?)

Местоимение. Разряды. (продолжение) Относительные Те же, что и вопросительные + который, но они не содержат вопроса, а соединяют части СПП, являясь союзными словами. Неопределенные Образуются от вопросительных при помощи приставки кое-, суффиксов –то, -либо, -нибудь, приставки не- Некто и нечто (не изменяются по падежам), кое-кто, что- нибудь, какой-то, некоторый Отрицательные Образуются от вопросительных при помощи приставки не- и ни- (указывают на отсутствие предмета, признака, количество) Некого, нечему, никакой, ни с кем

Местоимение. Разряды. (продолжение) Указательные (их 5, в них есть буква Т) Тот, этот, такой, таков, столько Притяжательные Указывают на принадлежность, отвечают на вопрос чей? Мой, твой, его, её, их, наш, ваш, свой Определительные (их 8) Весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой

Производные предлоги. Перешли из самостоятельных частей речи. Не путать с существительными! наряду с (чем?) несмотря на (что?) по отношению к (чему?) по направлению к (чему?) в течение (= во время) в продолжение (= во время) по поводу (чего?) в связи с (чем?) ввиду (= из-за) путём (чего?) вследствие (= из-за)

Не путать с деепричастиями! несмотря на (= хотя) спустя (полгода) включая (Диму) благодаря (нам) исключая (этот факт)

Не путать с наречиями! вокруг (чего?) Вдоль (чего?) Кругом (чего?) Впереди (чего?) сбоку (чего?) Напротив (чего?) Около (чего?) Между (чем? чего?) мимо (чего?) Вблизи (чего?) После (чего?) Наперекор (чему?)

Группы сочинительных союзов: Сочинительные союзы Соединительные: 1) И 2) Да (=и) 3) Ни – ни (только повторяющийся союз) 4) Не только…но и (двойной союз) 5) как…так и (двойной союз) 6) тоже, также Разделительные: 1) Или (иль) 2) Либо 3) то…то (только повторяющийся) 4) Не то…не то (только повторяющийся) Противительные: 1) А 2) Но 3) Да (=но) 4) Зато 5) Однако 6) Же

Запомните подчинительные союзы: временные (указывают на время): когда, пока, едва, лишь, лишь только причинные (указывают на причину): потому что, так как, оттого что, ибо, поскольку целевые (указывают на цель): чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы условные (указывают на условие): если, раз, если бы, коли и др. уступительные (указывают на противоречие одного события другому): хотя, как ни, сколько ни, несмотря на то что; пускай и др. следствия (указывает на следствие): так что сравнительные (указывают на сравнение): как, как будто, словно, точно, будто

Частица это служебная часть речи, которая служит для 1) выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений; 2) для образования форм слов. Разряды частиц Смысловые (модальные) Формообразующие

Смысловые частицы выражают смысловые оттенки, чувства и отношения говорящего. По выражаемому ими значению они делятся на такие группы: 1) отрицательные: не, ни, вовсе не, далеко не, отнюдь не; 2) вопросительные: неужели, разве, ли (ль); 3) указательные: вот, вон, это; 4) уточняющие: именно, как раз, прямо, точно, точь-в-точь; 5) ограничительно-выделительные: только, лишь, исключительно, почти, единственно, -то; 6) восклицательные: что за, ну и, как; 7) усилительные: даже, же, ни, ведь, уж, всё-таки, ну; 8) со значением сомнения: едва ли, вряд ли.

Смысловую частицу -то надо отличать от словообразующего постфикса -то, выступающего как средство образования неопределённых местоимений и наречий: какой-то, куда-то (постфикс) Я-то знаю, куда надо идти (частица).

Частицы формообразующие пусть, пускай, давай, дай служат для образования форм повелительно -го наклонения бы – для образования форм сослагатель- ного (условного) наклонения более, менее служат средством образования форм сравнитель- ной степени частицы было, бывало в сочетании с формами будущего и настоящего времени глаголов изменяют значение глагольных форм: выйдет бывало ночью.. формообразу ющая частица с усилительны м значением: самый является средством образования превосходной степени в сочетании с прилагатель- ными;

Домашнее задание. А1. Из предложений выпишите союз. (33)Времяпрепровождение в он-лайне вполне допустимо для подростков. (34)Скорее всего, это невредное увлечение лежит в пределах возрастной нормы. (35)Хотя в отдельных случаях необходимо провести анализ ситуации. А2.Из предложений выпишите все предлоги. (26)И для некоторых людей это удовольствие. (27)Сократ, как передаёт легенда, однажды так увлёкся размышлением, что простоял неподвижно на одном месте почти сутки, не замечая ничего вокруг. А3. Из предложений выпишите все предлоги. (39)Но Маршак мог. (40)И уже через день после этого разговора Полевой услышал, что Самуила Яковлевича нет в живых... А4. Из предложений 1719 выпишите все числительные. (17)Большинство учёных если и прочитали книжку де Соссюра, то сочли её чепухой. (18)Только столь же юный польский языковед Николай Крушевский, заброшенный судьбой в далёкую Казань, и ещё два специалиста согласились с выводами де Соссюра. (19)А самые знаменитые тогдашние учёные назвали первый труд Фердинанда «незрелым», «в корне ошибочным», «по существу несостоятельным »...

А5. Из предложений 28 – 30 выпишите все местоимения. (28)И примерно в то же время были впервые расшифрованы надписи на одном из древнейших индоевропейских языков хеттском. (29)Молодой в те годы польский языковед Ежи Курилович стал всесторонне анализировать звуки этого языка. (30)И можно представить себе его удивление и восхищение, когда он обнаружил среди них оба звука, «вычисленных» за полвека до этого де Соссюром! А6. Из предложений 5 – 6 выпишите все частицы. (5)А кто не мечтал сделать какое-нибудь великое открытие или изобрести нечто необходимое людям? (6) Пусть это открытие касается, казалось бы, совсем незначительных вещей, например, истории одного слова и даже одного звука. А7. Из предложений 29 – 32 выпишите все союзы. (29)А потом, когда пригласили желающих выступить, вышла женщина, в зимней суконной шали, с заветренными руками. (30)Сразу побледнела, как только оказалась у памятника, и лишь потом выкрикнула: (31)Я вам так скажу: моих полегло двое. (32)На самом деле...все они мои... все, кто погиб... А8. Из предложения 28 выпишите причастие. (28)В это время бойкая девчонка произнесла последнюю фразу особенно звонко и, довольная, что нигде ни разу не запнулась, пылая счастливым лицом, на носочках перебежала от обелиска к стоявшим в строю ребятишкам.

А9. Из предложений 29 – 31 выпишите причастие, употребленное в значении существительного. (29)А потом, когда пригласили желающих выступить, вышла женщина, в зимней суконной шали, с заветренными руками. (30)Сразу побледнела, как только оказалась у памятника, и лишь потом выкрикнула: (31)Я вам так скажу: моих полегло двое. (32)На самом деле...все они мои... все, кто погиб... А10. Из предложений 6-7 выпишите все местоимения укажите их разряд. (6)Мы мечтали вернуться в тот солнечный довоенный мир, где солнце казалось нам праздничным солнцем, встающим над землёй изо дня в день по своей непреложной закономерности; трава была травой, предназначенной для того, чтобы расти; фонари для того, чтобы освещать сухой апрельский тротуар, вечернюю толпу гуляющих, в которой идёшь и ты, восемнадцатилетний, загорелый, сильный. (7)Все ливни весело проходили над твоей головой, и ты был озорно рад блеску молний и пушечным раскатам грома; все улыбки в том времени предназначались тебе, все смерти и слёзы были чужими...