Частица как служебная часть речи. Ядовитые змеи гадюки в это время года стерегут тепло, и одна, громадная, в полметра длиной, вползла на пень и свернулась.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Частицы Частица – это служебная часть речи, которая выполняет следующие функции: 1) Формообразующие – служат для образования форм слова: Пусть, пускай,
Advertisements

ТЕМА УРОКА ?. Определите, какой частью речи являются выделенные слова. Он молод, (за)(то) умён не по годам. Мы спрятались (за)(то) дерево (Что)(бы) придумать.
Презентация к уроку по теме «Частицы». Частица - служебная часть речи, которая вносит различные оттенки значения в предложение или служит для образования.
Формообразующие служат для образования формы слова Образуют наклонение глаголов Образуют степени сравнения прилагательных и наречий ПовелительноеУсловное.
Частица как служебная часть речи Пособие к урокам русского языка в 7 классе по учебникам В.В. Бабайцевой. Автор презентации учитель русского языка и литературы.
Как часть речи. I. Частица – это служебная часть речи, которая 1) служит или для образования наклонений глагола, или сравнительных степеней прилагательного.
Макеева Вера Николаевна учитель русского языка и литературы МБОУ Тогучинского р-на Киикская СОШ.
Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме «Разряды частиц»
Р А Д У Г А !. РАЗРЯДЫ ЧАСТИЦ ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ бы (б), пусть, пускай, да, давай, давайте ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ не, ни не, ни СМЫСЛОВЫЕ.
Система частей речи Самостоятельные части речи: Самостоятельные части речи: 1.Существительное 2.Прилагательное 3.Числительное 4.Местоимение 5.Глагол 6.Причастие.
ЧАСТИЦЫ Автор работы - учитель русского языка МОУ гимназия 82 Абауи Елена Петровна.
Частица как часть речи Частица – служебная часть речи, которая служит: - для выражения смысловых оттенков слов и целых высказываний Ну и смешной же ты.
Частица к к к как ч ч ч часть р р р речи Выполнила учитель русского языка Свечаревская С.А.
1. Связывать слова в предложениях и словосочетаниях 3. Придавать словам и предложениям дополнительные оттенки значений 2. Служить для образования форм.
Урок русского языка в 7 классе Модальные частицы.
Урок в 7 классе Подготовила: учитель русского языка Юдина Елена Алексеевна.
Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. 7 класс Дейкина Татьяна Ивановна, учитель высшей категории ЗУВК 109, г. Запорожье.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 5» Частицы Автор: Потапов Михаил, 7-а класс Учитель Потапова Т.В. город.
Существительное прилагательное наречие на О-Е глагол, деепричастие Раздельно Кроме тех случаев, когда без НЕ не употребляются Раздельно, если есть: 1.
Служебные части речи Презентацию подготовила: Капралова Е. Ад-21.
Транксрипт:

Частица как служебная часть речи

Ядовитые змеи гадюки в это время года стерегут тепло, и одна, громадная, в полметра длиной, вползла на пень и свернулась колечком на клюкве. А девочка тоже ползла по болоту, не поднимая вверх высоко головы. И так она приползла к горелому пню и дёрнула за самую плеть, где лежала змея. Гадина подняла голову и зашипела. 1.Выпишите из текста словосочетания с предлогами. 2.Найдите в тексте союзы и определите их роль.

( НЕ) ПРАВДА( НЕ) ПРАВДА (НЕ) ПРАВДА, А ЛОЖЬ(НЕ) ПРАВДА, А ЛОЖЬ (НЕ) ГЛУБОКАЯ, А БЫСТРАЯ РЕКА(НЕ) ГЛУБОКАЯ, А БЫСТРАЯ РЕКА (НЕ) ГРОМКИЙ, А ТИХИЙ ЗВУК(НЕ) ГРОМКИЙ, А ТИХИЙ ЗВУК (НЕ) УЧАСТВОВАЛ; (НЕ) ГОДОВАЛ(НЕ) УЧАСТВОВАЛ; (НЕ) ГОДОВАЛ ТАЙНА (НЕ) РАЗГАДАНАТАЙНА (НЕ) РАЗГАДАНА (НЕ) МОЩЁННАЯ БУЛЫЖНИКОМ УЛИЦА(НЕ) МОЩЁННАЯ БУЛЫЖНИКОМ УЛИЦА ВОВСЕ (НЕ) ЛЕГКО РЕШИТЬВОВСЕ (НЕ) ЛЕГКО РЕШИТЬ ! БЫ (Б), ЛИ, ЖЕ

1.Частицы – это служебные слова, которые… 2. Общее грамматическое значение частиц - … 3. Специфических морфологических и морфемных признаков частицы … 4. Частицы не являются членами предложения, но …

Ч А С Т И Ц А СЛУЖЕБ. Ч.Р. НЕ ИЗМ. = ЧЛ. ПРЕДЛ. Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи. Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи. РАЗЛИЧНЫЕ ОТТЕНКИ ЗНАЧЕНИЙ ОБРАЗ. ФОРМЫ,СЛОВА

Внимание! Омонимичные частицы и союзы, частицы и наречия. 1.М ал золотник, да дорог. – Да здравствует мир на планете! Выберите нужное объяснение: а) частица да средством связи не является, она придаёт высказыванию торжественность, возвышенность; б) союз да связывает сочинительной связью однородные члены предложения. 2. Командир говорил просто и убедительно. – Я просто ослеп от яркой вспышки света. Выберите нужное объяснение: а) слово просто зависит от сказуемого, в предложении является обстоятельством образа действия, т.е. наречием; б) слово просто не является членом предложения, к нему нельзя поставить вопрос, слово усиливает значение сказуемого. Это частица.

Самостоятельно! Определите оттенки значений частиц, разницу в употреблении омонимичных частиц, союзов, наречий. 1) В тесноте, да не в обиде. 2) И, полно, что за счёты! 3) Дождичек вымочит, а солнышко высушит. 4) И надобно ж беде случиться! 5) А погода великолепная!

Работа – «исследование» «…при помощи частиц в высказывании что-то уточняется, выделяется, отрицается, выражается сомнение в чём-то, восхищение, удивление по поводу сообщаемого, так или иначе оценивается содержание высказывания.» Шанский Н.М., Тихонов А.Н.Современный русский язык.

А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы потянулись по небу, жаворонки поют, предрассветный ветер подул – и тихо всплывает багровое солнце. Свежо, весело, любо! Далеко видно кругом. Вон за рощей деревня, вон подальше другая с белой церковью, вон берёзовый лесок на горе. Как вольно дышит грудь, как крепнет человек, охваченный свежим дыханием весны! 1.Объясните выделенные орфограммы. 2.Назовите все служебные части речи, которые вы можете найти. Зачем же они в речи? 3.Есть ли в тексте частицы? Какова их роль?

А между тем заря разгорается; золотые полосы потянулись по небу, жаворонки поют, предрассветный ветер подул – и тихо всплывает багровое солнце. Свежо, весело, любо! Далеко видно кругом. За рощей деревня, подальше другая с белой церковью, берёзовый лесок на горе. Вольно дышит грудь, крепнет человек, охваченный свежим дыханием весны.

СПРАВКА А, частица. 1. побудительная. а)Употребляется как вопросительный отклик на обращение или при переспросе нераслышанного.- А? что такое?... б)После предложений, требующих ответа, подтверждения и т.п., выражает побуждение к ответу или к действиям. -Небось я уже надоел вам, а? б)После предложений, требующих ответа, подтверждения и т.п., выражает побуждение к ответу или к действиям. -Небось я уже надоел вам, а? в) В вопросах и восклицаниях выражает сильное удивление, восхищение или возмущение. –Каково горит, а? в) В вопросах и восклицаниях выражает сильное удивление, восхищение или возмущение. –Каково горит, а?

- А знаете ли, отчего он такой всё невесёлый, всё молчит, знаете? Вот отчего он такой невесёлый. Пошёл он раз, братцы мои, в лес по орехи. Вот пошёл он в лес по орехи, да заблудился; зашёл – бог знает куда зашёл. Уж он ходил, ходил, братцы мои, - нет! Не может найти дороги, а уж ночь на дворе. Вот и присел он под дерево, давай, мол, дождусь утра, - присел и задремал. Вот задремал и слышит вдруг, кто-то его зовёт. Смотрит – никого. Он опять задремал – опять зовут. Он опять глядит, глядит: а перед ним на ветке русалка сидит, качается и его к себе зовёт, а сама помирает со смеху, смеётся… Найдите в тексте частицы, определите их роль.

справка Повторяющаяся частица вот, которая несёт эмоциональный оттенок и не теряет своего указательного значения, является как бы средством «приближения» к читателю, слушателю того, о чём повествует рассказчик; а, и – усилительные частицы; частица мол, подтверждающая достоверность высказывания, - всё это указывает на яркую принадлежность текста к разговорному стилю.

А знаешь ли ты, что литературные герои, за удивительными приключениями которых ты с таким увлечением всегда следишь, вовсе не являются выдумкой писателя? Знаешь ли ты, что многие из них существовали в действительности, пили, ели, путешествовали, бились на шпагах, искали сокровища? И необитаемый остров Робинзона существует! И ядро, на котором летал Мюнхаузен, лежит в витрине его дома-музея! 1.Составьте схему второго предложения. 2.Найдите частицы, укажите их роль. 3.Объясните написание выделенных орфограмм. 4.Докажите принадлежность текста к тому или иному стилю.

1. В тесноте, да не в обиде. 2. И, полно, что за счёты! 3. Дождичек вымочит, а солнышко высушит. 4. И надобно ж беде случиться! 5. А погода великолепная! Задание 2: проанализировать текст, определить к какому стилю речи он относится, указать признаки этого стиля. («Бежин луг» на выбор одну из быличек.) Домашнее задание. Выбирай! Задание 1: определите оттенки значения частиц, разницу в употреблении омонимичных частиц, союзов, наречий. 1. В тесноте, да не в обиде. 2. И, полно, что за счёты! 3. Дождичек вымочит, а солнышко высушит. 4. И надобно ж беде случиться! 5. А погода великолепная! Задание 2: проанализировать текст, определить к какому стилю речи он относится, указать признаки этого стиля. («Бежин луг» на выбор одну из быличек.)

«Служба» частиц

Пускай же солнца ясный лик Отныне радостью блистает, Отныне радостью блистает, И облачком зефир играет, И облачком зефир играет, И тихо зыблется тростник. И тихо зыблется тростник. Красуйся, град Петров, и стой Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия, Неколебимо, как Россия, Да умирится же с тобой Да умирится же с тобой И побеждённая стихия… И побеждённая стихия… Задание. Докажите, что в предложении есть частицы, используя образец доказательства.

ФОРМООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИЦЫ ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ Да, давайте, пусть, пускай Пусть сильнее грянет буря! УСЛОВНОЕ БЫ (Б) Я (бы) сделал бы ещё (бы) лучше (бы). СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ Прилаг.Нар.Сл.сост БОЛЕЕ ББООЛЛЕЕЕЕ ББООЛЛЕЕЕЕ МЕНЕЕ САМЫЙ САМЫЙ важный интересно скучно

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИЦЫ НЕОПРЕДЕЛ. МЕСТ. КОЕ - КТО - ТО - ЛИБО - НИБУДЬ

Отрицательные частицы Конспект. ВЫПОЛНЯЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНО!

Правило - помощник НИ НЕ Если опустить частицу НИ, смысл предложения не изменяется, пропадает лишь оттенок усиления (в отличие от частицы НЕ, которую нельзя опустить, так как получится обратный смысл). У меня не было ни минуты свободного времени. – У меня не было минуты свободного времени. Сравним: У меня не было ни минуты свободного времени. – У меня не было минуты свободного времени.

Запомни! Во что бы то ни стало = несмотря ни на что, вопреки всему Как ни в чём не бывало = словно ничего не случилось Откуда ни возьмись = внезапно, неожиданно Как бы то ни стало = непременно, обязательно

Запомни! Устойчивые сочетания, которые пишутся с НИ не разделяются запятыми. Ни жив ни мёртв Ни стать ни сесть Ни свет ни заря Ни рыба ни мясо Ни пуха ни пера

Запомни! Ни разу = никогда – не раз = много раз Ни один = никто – не один = много Нимало = ничуть – немало = много

Запомни! Не что иное, как ничто иное не Не кто иной, как никто иной не См. методичка стр185

Модальные частицы Вопрос ли, разве, неужели, неужто Восклицание что за, как Указание вот (а вот), вон (а вон) Сомнение вряд ли, едва ли Уточнение именно, как раз Ограничение только, лишь, исключительно Выделение почти Усиление даже, и. же, ведь, уж, всё-таки, -то Смягчение -ка требования

См. РЯШ 19951,