«Все проходит, да не все забывается…» Нравственные уроки И.А.Бунина (по новелле «Темные аллеи»)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Электронные учебные материалы к уроку русского языка в 9 классе Составитель: Рубиш Юлия Викторовна учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 5 г.Светлого.
Advertisements

И.А.Бунин «Тёмные аллеи». Воронеж «Решением Шведской академии от 9 ноября 1933г. Нобелевская премия по литературе за этот год присуждена Ивану Бунину.
Загадка любви в рассказе И.А.Бунина «Тёмные аллеи». Загадка любви в рассказе И.А.Бунина «Тёмные аллеи». О счастье мы всегда лишь вспоминаем. И.А.Бунин.
Запишите образы-символы любви из стихотворения Н. Огарева. Запишите образы-символы любви из стихотворения Н. Огарева.
«Бедная Лиза» Обобщение Учитель: Лукина Елена Астратовна.
ГРУППА «ПЧЁЛКИ». Мамин день - праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. В этот день хочется сказать слова благодарности всем Матерям,
Женские слезы Ребенок спрашивает у мамы: « Почему ты плачешь ? » « Потому что я - женщина » отвечает она. " Я не понимаю " говорит ребенок. Мама с щемящим.
Женские слезы Ребенок спрашивает у мамы: « Почему ты плачешь ? » « Потому что я - женщина » отвечает она. " Я не понимаю " говорит ребенок. Мама с щемящим.
День матери. День матери в России В России День матери отмечается в четвертое воскресенье ноября с 1998 года.
«Все проходит, да не все забывается».. Кто является главным героем?
«Тропа Фёдора Абрамова и его героев» (по повести "Пелагея") Задачи: учиться сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения; выявить идейный.
Урок литературы в 7 классе. Все не ладится в этой квартире, В этом городе, в этой стране, В этом блёклом, развинченном мире, И печальней всего, что во.
Для тебя Родная Я хочу с тобой жизнь прожить Я хочу тебя просто любить Говорить тебе эти слова Что люблю я, Родная, тебя! Хочу быть я с тобою всегда!
Хочу тебя поздравить, мама, Всегда ты будешь самой-самой, Тебя люблю и уважаю, И лишь одно я точно знаю – Что только мама не предаст, И руку помощи подаст.
ТЕЗИСЫ «А ДУШУ МОЖНО ЛЬ РАССКАЗАТЬ?» М.Ю.Лермонтов Читатель - это не только человек, который читает книги, но тот, который задумывается над всем что он.
Традиционный образ Дон Жуана - это отчаянный дворянин со шпагой в руке, ищущий новых любовных похождений. Он знатен, богат, красив, изящен, красноречив.
Что такое Дружба ?. Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности. Cократ.
ТЕЗИСЫ Читатель это не только человек, который читает книги, но тот, который задумывается над всем, что он прочитал, каждый читатель должен стать и соавтором,
Несколько слов о Валерии Чеховой… В твоих бездонных глазах Есть мудрость и искра детства, В твоих солёных слезах Есть всё, что сказало сердце… В твоих.
Что такое Дружба ? Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности. Cократ.
Транксрипт:

«Все проходит, да не все забывается…» Нравственные уроки И.А.Бунина (по новелле «Темные аллеи»)

Задачи: * Выявить точку зрения автора на любовь; Познакомиться с содержанием новеллы «Темные аллеи» и проследить за развитием темы любви в данном произведении; Сформулировать нравственные уроки, которые преподносит нам автор.

Особенности жанра Новелла – один из жанров эпоса; небольшое по объему произведение с необычным, как правило, строгим и грустным сюжетом

Своеобразие трактовки темы любви в творчестве автора. Любовь – лишь миг, который на короткое время озаряет жизнь человека. Искусственное затягивание этого мига может привести к катастрофе. ?

Пейзажная зарисовка

Пейзаж. Холодное осеннее ненастье: *Залитая дождями дорога; *Изрезанная черными колеями дорога; *Закиданный грязью тарантас; *Подвязанные от слякоти хвосты лошадей; ?

Пейзаж. Создает эмоциональную атмосферу, на фоне которой будут развиваться события; Настраивает читателя на восприятие событий определенного характера; ?

Темные, мрачные краски. Речь пойдет о событиях далеко не радостных. И.Бунин: «Эта книга о любви…говорит о трагичном, о многом нежном и прекрасном…»

Герои новеллы:

Николай Алексеевич: ….в тарантасе сидел стройный старик военный…. В николаевской серой шинели., еще чернобровый, но с белыми усами, которые соединялись с такими же бакенбардами….вся наружность имела сходство с Александром вторым…. Взгляд его был вопрошающий, строгий и вместе с тем усталый.» «…Приезжий сбросил на лавку шинель и оказался еще стройнее в одном мундире и в сапогах, потом снял перчатки и картуз и с усталым видом провел бледной худой рукой по волосам…»

На чем хочет заострить наше внимание автор? *Усталый взгляд; *Усталый вид; ПОВТОР

Николай Алексеевич: Перед нами уставший человек. ? Уставший от чего: -от длинной и тяжелой дороги; -от затяжного осеннего ненастья; -от жизни;

Герои новеллы: Надежда: Интерьер(?): В горнице было чисто, сухо и опрятно: новый золотистый образ в левом углу, под ним покрытый чистой суровой скатертью стол, за столом чисто вымытые лавки; кухонная печь, занимавшая дальний правый угол, ново белела мелом…»

Интерьер. Эпитет «Чистый» говорит о чистоплотности хозяйки постоялого двора. Но что автор подразумевает под «чистоплотностью»?

Портрет Надежды: Тотчас в горницу вошла темноволосая. Тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку…..легкая на ходу, но полная, с треугольным, как у гусыни, животом под черной шерстяной юбкой.»

«Говорящая деталь» *Красивая не по возрасту женщина» Сопоставьте эту деталь с деталями интерьера. О какой красоте (внутренней или внешней идет речь?)

Любовь в жизни героев: Николай Алексеевич: «…обыкновенная пошлая история… все проходит, все забывается…» Надежда: «Это кому что Бог дает…все проходит, да не все забывается…» Для Надежды любовь – чувство, которое она пронесла через всю жизнь.

Жизненные итоги. Николай Алексеевич: «Никогда я в жизни счастлив не был…жену я без памяти любил. А изменила, бросила меня еще оскорбительней, чем я тебя. Сына обожал. – пока рос, каких только надежд на него не возлагал! А вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести…»

Жизненные итоги. Надежда: «Баба – ума палата. И все, говорят, богатеет. Деньги в рост дает. Если с совестью давать, худого мало. И она,говорят, справедлива на это.»

Вернемся к нашим вопросам. ? От чего устал Николай Алексеевич? (1 вариант). ? О какой красоте Надежды – внутренней или внешней – идет речь? (2 вариант).

Ответьте на вопросы, используя опоры. 1 вариант: Я считаю, что Николай Алексеевич устал от……. Об этом красноречиво свидетельствует….. 2 вариант: Надежда красива не столько…, сколько…., ведь она, вопреки всему сумела…..

Ответьте на вопросы, используя опоры. 1 вариант : Я считаю, что Николай Алексеевич устал от жизни. Об этом красноречиво свидетельствует история его несостоявшейся жизни. Являясь причиной несчастья многих людей, сам он тоже не смог обрести счастья 2 вариант: Надежда красива не столько внешне, сколько внутренне, ведь она, вопреки всему, сумела через всю свою жизнь пронести и сохранить любовь. Именно это дало ей силы не сломаться и крепко встать на ноги.

Новое в характере Николая Алексеевича: Почему Николай Алексеевич не воспользовался «подарком судьбы»? Прослушайте фрагмент текста, заполните таблицу и ответьте на поставленный вопрос.

Новое в характере Николая Алексеевича: Реплика/Внутренняя ремарка. Комментарий (О чем свидетельствует данная реплика/ремарка?) Вывод: Данные реплики/ремарки характеризуют героя как человека….

Новое в характере Николая Алексеевича: Реплика/Ремарка. Со стыдом вспомнил последние слова и то, что поцеловал у нее руку… Да,конечно, лучшие минуты… Но, боже мой, что же было бы, если бы я ее не бросил? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялого двора, а моя жена, хозяйка петербургского дома, мать моих детей? И, закрыв глаза, качал головой. Комментарий. В герое слишком сильны сословные предрассудки ( Он дворянин, а Надежда – крестьянка. Вывод: Герой нерешительный человек. Тщеславный. В какой – то степени ему даже свойственна трусость.

Нравственные уроки И.А. Бунина. Яблоко от яблони недалеко падает Как аукнется, так и откликнется Что посеешь, то и пожнёшь Рано или поздно жизнь за всё предоставляет счёт Настоящая любовь не приемлет лжи, трусости. В любви нет слова «потом», есть слово «сейчас»