Быть патриотом- сибиряком, значит любить свой край, уважать и постигать уклад и обычаи сибирской жизни в прошлом и настоящем. Б.Е. Андюсев.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Мой дом с мезонином Шенгелия Эльвира 4 класс Харовский район д. Арзубиха 2013 год.
Advertisements

Антонова Дарья Николаевна и Ефремова Софья Николаевна 5а ЛИЦЕЙ 1.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Трубачевская СОШ » Быт и обычаи народов Сибири Автор: Горковенко Ирина Дмитриевна Учитель истории,
Занятия и быт восточных славян. Занятия восточных славян Основные занятия славян : Земледелие Скотоводство Рыболовство и охота Бортничество и собирание.
Если мы заглянем в прошлое на полторы тысячи лет назад, то обнаружим на огромном пространстве Восточной Европы Восточной Европыбескрайние дремучие леса,
Восточные славяне. Урок в 6 классе. Учитель МОУ БСОШ97 Суслина С.Н.
Жизнь древних славян.. Мужчины охота, бортничество, рыболовство, Земледелие Женщины собирательство, шитье, ткачество приготовление пищи. земледелие..
Древние земледельцы и скотоводы 1. Возникновение земледелия 2. Одомашнивание животных и скотоводство 3. Неолитическая революция 4. Посуда из глины.
Народы России. Нанайцы. Нанайцы - коренной малочисленный народ Дальнего Востока Хабаровского края, проживающий по берегам Амура и его притоков.
Традиционное жилище народа мари. Марийский народ создал своеобразную, самобытрую культуру. По мере перехода к пашенному земледелию, распада родовой общины.
Презентация к уроку окружающего мира по программе «Гармония» 3 класс.
Манси Презентация приготовлена 9 «Б» классом. Происхождение этнонима Манси - самоназвание, означает "человек". Внешнее название «вогулы» происходит от.
© Жадаев Д.Н., Сформировать у учащихся представление об историческом значении появления земледелия и скотоводства.
Хозяйственный уклад у бурят Романенко светы 10 б.
Автор: учитель истории ГБОУ СОШ «ОЦ» Самарской области Зубарева Юлиана Витальевна.
Учитель начальных классов МБОУ СОШ 6 города Киржач Макарова Светлана Витальевна.
Быт и нравы Древней Руси.
БУРЯТЫ
Долганская сказка Урок литературного чтения 2 класс.
Национальные виды спорта. Северное многоборье.. Косенков Дмитрий Иванович, педагог дополнительного образования по северному многоборью, муниципального.
Транксрипт:

Быть патриотом- сибиряком, значит любить свой край, уважать и постигать уклад и обычаи сибирской жизни в прошлом и настоящем. Б.Е. Андюсев

Изучение старины представляет глубокий интерес для нас. Познакомившись на уроках истории Красноярского края с нравами, обычаями, понятиями, многое для нас стало любопытным, а порой и поучительным. Мы убедились, что старина представляет собой образец, пример для всех живущих сегодня, потому что, они с большим умением отдавали делу время, а потехе час. Многое из нашей далекой старины исследовано, разработано и восстановлено, но есть еще вопросы не до конца изученные, мало затронутые в исследованиях. Эта исследовательская работа написана на основании материалов туристического маршрута «Подземные тайны Салгонсого кряжа», изучения жилых строений первых жителей нескольких сел, которые встретились нам на пути маршрута, бесед со старожилами, изучении литературы. Мы не только исследовали образ жизни первых поселенцев наших мест, но и попытались создать модель их жилья, утвари и прочего.

Цель: Исследовать образ жизни первых поселенцев на берегах Чулыма, воссоздать образ жилища наших предков. Гипотеза: Считаем, что представление сибиряков об окружающем мире, их отношение к малой Родине особенное, это умение понять и приспособиться к природе, с изобретательностью строить свой человеческий мир и это чувство передается из поколения в поколение и сегодня. Мы верны своим традициям.

Это любимое место жителей нашего села. Здесь мы отдыхаем, ловим рыбу и часто задумываемся: «А что же было здесь раньше?» Ответ на этот вопрос мы нашли в ходе выполнения исследовательской работы «От первой избы». Посмотрев на снимок из космоса, можно увидеть, что наше село Балахтон располагается на берегу крупной сибирской реки Чулым.

До прихода русских в Сибирь на данной территории проживали различные племена и рода. Каждое племя и род имело свою территорию и не пускали на нее чужаков. В лесостепи жили скотоводы и земледельцы, говорящие на тюркских языках. В тайге жили охотники и рыболовы. Этнической территорией Чулымцев является бассейн реки Чулым и его притоков Яи и Кии в Томской области и Красноярском крае. В этих местах они образовывали свои поселения – улусы, зимние и летние. Самоназвание : Июс кижилер, пестын кижилер. Официальное название : чулымцы, хакасы ( советский период ).

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: Рыболовство Охота Собирательство съедобных и лекарственных растений Шишкобойный промысел Заготовка даров природы.

Образ жизни и Тюркские корни способствовали возникновению данных видов жилищ: Традиционные жилища : землянки ( одыг ); срубные полуземлянки ( кыштаг ) с крышей полупирамид, формы ; срубные юрты прямоугольной и многоугольной формы с конусообразной крышей из досок или бересты. Временные жилища - чумы из жердей, крытые берестой, войлоком или рогожей. С 18 века основным типом жилища становится русская изба, в 19 веке - пятистенные и крестовые срубные дома. Модель жилища Чулымцев в виде юрты многоугольной формы.

Начало строительства шестиугольной юрты. Высокая шатровая кровля дома защищала дом от дождей и ветров, от пурги и метелей, выдерживала давление массы снега и словно «под колпаком» удерживала тепло в доме. Стены утепляли землей ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ 1.Деревянные палочки цилиндрической формы (бревна); 2.Мелкие гвозди; 3.Деревянные реечки (стропила); 4.Жестяные скобы; 5.Пластилин., ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ Оптимальные размеры жилища, согласно историческим данным, составляли для одной стены 3 метра, высота 1.8 метра. Модель выполнена в масштабе 1:10. 1.На листе ДВП чертим окружность 30 см и строим шестиугольник; 2.На токарно-винторезном станке протачиваем брусочки и получаем бревнышки; 3.Углы дома «рубятся» по технологии рубки «в обло». 4.Бревнышки дополнительно скрепляются гвоздиками без шляпок(шканты),

Крыши накрывали берестой ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ: 1. Береста ( снята с деревьев привезенных на дрова нашими родителями ) 2. Скобы от стиплера.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ: 1. Деревянные палочки ; 2. Соленое тесто ; 3. Бусинки бисера В интерьер жилища входили полки с домашней утварью. Низкая глиняная печь, для приготовления пищи. Лавки.

Местом для ночлега были нары. Для удобства женщины изготавливали из холста матрац. Набивали волокном из конопли и крапивы. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ: 1. Холщевая тряпочка ; 2. Лен.

Одежда состоит из рубахи и штанов. И женщины, и мужчины носили камзолы, отороченные мехом. В 17, 18 веках Чулымцы были обращены в православие. До первой трети 20 тысячелетия придерживались традиционных верований, шаманизм. В связи с чем главным атрибутом одежды было ожерелье из белых бус. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ: 1. Холщевая тряпочка ; 2. Лен ; 3. Шерстяная нить ; 4. Бисер.

У Чулымцев было распространено поклонение изображениям духов - родовых, семейных в виде тотемов, священных деревьев и хозяев природы. Образы покровителей вешали на стену избы и хранили в амбарах. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ: 1. Дерево ; 2. Лак ; 3. Бисер ; 4. Краски ; 5. Пластилин.

Шаманскими атрибутами в избе являлось размещение в ней личных покровителей. У мужчин – в виде заячьей шкурки, у женщин – в виде птицы. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ: 1. Соленое тесто ; 2. Шелковая ткань ; 3. Клей ; 4. Лак ; 5. Краски

ОСНОВУ ТРАДИЦИОННОЙ ПИЩИ СОСТАВЛЯЛИ: Рыба ; дичь ; дикие растения. Рыбу вялили, сушили и коптили. До конца 19 века заквашивали на зиму в яме высушенные ячмень, сарану и другие растения. Из национальных блюд сохранились уха, бурак - порса ( толчёная, вяленая или сушёная рыба ), каша из курмача ( очищенного и сушёного ячменя ), талкан ( болтушка из молотых зерен или муки ). ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МАТЕРИАЛЫ: 1. Холщевая тряпочка 2. Лен ; 3. Соленое тесто ; 4. Краски.

Модель жилища Чулымцев. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: 1. Мох.

Загляните в гости…

А это Вы увидите, если войдете в дверь…

В течение XVII – ХIХ вв. в ходе освоения Сибири русскими «засельщиками» под воздействием природных факторов происходило изменение традиционного русского жилища. Наиболее распространенным типом жилья у крестьян Енисейской губернии становится «крестовый» дом. Это результат адаптации жилища к климатическим факторам Сибири, при сохранении традиций русского деревянного зодчества. Это дом не под двускатной крышей, а четырехскатной, шатровой крышей. Он удивительным образом напоминает традиционное деревянное жилище чулымцев. В с. Балахтон, на участке улицы, возникшей в х гг., из 81 дома - 44 имеют и ныне 4-х скатную крышу, что составляет 54,3%. В высказываниях старожилов до сих пор двускатная крыша именуется пренебрежительно как «крыша по-амбарному».

Огромная территория Сибирской Евразии является «срединной землей» на пространстве взаимодействия Западной и Восточной цивилизаций. Здесь постоянно происходили соприкосновение и взаимодействие охотничьих, земледельческих, скотоводческих культур. Здесь существовали развитые очаги древнейших культур. В лесной и таежной зонах господствовал традиционно-присваивающий тип хозяйства. В южных степных районах сохранялось традиционно- производящее хозяйство, имевшее скотоводческую направленность и элементы земледелия. В течение многих столетий Сибирь была и столбовой дорогой Великого переселения народов. Политическое закрепление Российской цивилизации на азиатской части Евразии привело к формированию современной полиэтнической, поликультурной Российской Сибири.