Экономика Экономика – (от греч. управление хозяйством) это сфера производительной деятельности человека, обеспечивающая его жизнь это наука, изучающая.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Экономические школы Подготовила Маса Н.Ю.. Экономические школы Системы взглядов и теоретических изысканий представителей различных направлений экономической.
Advertisements

1. Экономика: наука и хозяйство. Сфера деятельности людей по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ. Наука, изучающая эффективные.
Инфляция Инфляция (от лат. inflatio вздутие) обесценива­ние бумажных денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обеспеченное повышением.
Экономика: наука и хозяйство.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ. ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ – это принятие решений о том, какие именно блага, какого качества, в каком количестве.
Изучение национального богатства Статистические показатели, характеризующие совокупное производство общества, называется макроэкономическими. Макроэкономика.
Рыночные отношения в современной экономике Выполнила: Юрченко Наталья,гр.ПО-330.
Основы теории спроса и предложения.. Рынок представляет собой особую систему взаимоотношений между покупателями и продавцами. Состояние рыночной экономики,
Главные вопросы экономики Бочкарёва Т.Н., учитель истории и обществознания.
Кредит. Банковский кредит. Коммерческий кредит. Ипотечный кредит. Потребительский кредит... Структура современной кредитной системы.
«Деньги. История возникновения денег». Подготовил ученик 11 «А» класса МОУ СОШ 36 Г. Калининград Ульданов Виталий.
Работу выполнила учитель истории и обществознания ГОУ СОШ 218 г. Санкт-Петербурга Иванова Анна Юрьевна Экономика: наука и хозяйство.
Основы общественного производства. Воспроизводство и его фазы. Основы общественного производства. Воспроизводство и его фазы.
Тема урока: «Главные вопросы экономики» Проверяем ответы по слайдам.
ОСНОВЫ РЫНОЧНОГО ХОЗЯЙСТВА И ЕГО СТРУКТУРА Цель лекции: выявить объективные причины появления и условия существования рыночной экономики, ее основные черты,
ТЕМА 11 Денежно-кредитная политика. Финансы, бюджет и фискальная политика.
Функции денег. Разные формы денег обладают несколькими общими свойствами: - всеобщей непосредственной обмениваемостью на товары и услуги; - измерением.
Деньги Выяснить: Что собой представляют: Деньги Ценные бумаги Инфляция Какие существуют: виды денег Ценных бумаг Каковы их функции Научиться характеризовать:
ТЕМА 3. Рыночный механизм: общая характеристика 3.1. Сущность и функции рынка Спрос: сущность и основные характеристики Предложение: сущность.
Деньги как всеобщий эквивалент измеряют стоимость всех товаров Все товары выступают продуктами общественно необходимого труда, поэтому действительные.
Транксрипт:

Экономика

Экономика – (от греч. управление хозяйством) это сфера производительной деятельности человека, обеспечивающая его жизнь это наука, изучающая национальные хозяйства в целом, условия и элементы производства Производство материальных благ Производство материальных услуг (транспорт, торговля, коммунальное и бытовое обслуживание) Производство нематериальных услуг (образование, здравоохранение и т.д.) Производство нематериальных благ Экономика как система общественного производства Материальное производство Изготавливает вещественные блага в отраслях промышленности, сельского хозяйства, строительства и т.д. Нематериальное производство Создает духовные и нравственные ценности

Производство – процесс создания экономических благ и услуг, которые выступают исходным пунктом экономической деятельности Распределение – это разделение произведенного продукта, дохода между участвующими в его производстве Обмен – это процесс, в котором взамен произведенного продукта люди получают деньги или другой продукт Потребление – заключительная стадия производства, в процессе которой произведенный продукт используется (потребление предметом длительного пользования) или уничтожается (потребление продовольствия) Блага – средства, с помощью которых удовлетворяются потребности Товар – продукт труда, произведенный для продажи на рынке Услуга – результат полезной деятельности предприятий и отдельных лиц, направленной на удовлетворение определенных потребностей населения и общества

Функции экономической теории Наименование функции Ее сущность ПознавательнаяПознание, исследование и объяснение сущности и результатов процессов и явлений, происходящих в экономической жизни общества на всех его уровнях МетодологическаяОпределение методов, средств и научных инструментов исследовательских работ в смежных дисциплинах экономической науки. Определение закономерностей экономического развития Практическая (прагматическая) Использование результатов анализа экономической теории в хозяйственной политике: выработка определенной экономической или стратегической политики на данный момент или на перспективу, а также построение микро- или макроэкономических моделей, установление научных прогнозов на любом экономическом уровне ОбразовательнаяПредоставление человеку возможности полу­чить системные знания о состоянии важнейшей сферы общественной жизни - экономики - и своих перспективах в ней ИдеологическаяОбоснование смысла глобальных политических идей и целей развития общества (государства)

Два уровня анализа современной экономической теории Макроэкономика (гр. makros длинный, большой) Микроэкономика (гр. mikros малый) Это наука о хозяйстве в целом, об экономическом здоровье страны и мира Это наука о потребителях, фирмах и отдельных отраслях Исследует вопросы о том, как быстро развивается экономика, каков объем произведенного продукта и совокупного дохода, то, что характеризует общенациональные и международные экономические явления Исследует причинно-следственные и функциональные связи, которые влияют на принятие решений как отдельными людьми, так и фирмами, предприятиями Имеет дело с такими проблемами, как повышение занятости, увеличение объемов производства, экономический рост, преодоление инфляции, безработицы, кризисов и т. д. Имеет дело с такими проблемами, как ограниченность, выбор, альтернативная стоимость, цена и ее влияние на отдельные элементы хозяйства, а также с процессами производства и потребления, изменения спроса и предложения отдельных товаров Стремится к стабильностиСтремится к динамике, росту Действуют три субъекта: фирма, домохозяйство и государство Действуют два субъекта: фирма и домохозяйство

Экономические школы Основные экономичес кие школы Представител и Время возник новени я Сущность экономических школ Мерканти- лизм (от итал. mercante торговец) А.Монкретьен У.Стаффорд, Ж. Б.Кольбер, А.Л. Ордин- Нащокин, И.Т.Посошков Петр I XVI XVIII вв. Богатство это прежде всего золото, на которое можно все купить. Его приносит торговля, главным образом внешняя. Значит, следует его ввозить, не допуская вывоза, а потому исследовать надо только сферу обращения. Ранний меркантили зм монетаризм XVI XVII вв. Идеализация серебра и золота как единственной формы богатства и запрещение вывоза денег из страны Позднийм ерканти- лизм протекцион изм XVII XVIII вв. Увеличение экспорта промышленных товаров, обложение иностранных товаров высокими пошлинами, покровительство национальной экономике

Экономические школы Основные экономичес кие школы Представител и Время возникн овения Сущность экономических школ Физиократы (от гр. phy- sis природа, kratos-власть Ф. Кенэ Вторая полови наXVIII в. Основной источник богатства страны сельское хозяйство, сельскохозяйственное производство Классиче- ская полити- ческая экономия А. Смит, Д. Рикардо КонецX VIII начало XIX в. Впервые обосновали идею главенствующей роли сферы производства в создании общественного богатства. Раскрыли значение труда как основы и меры ценности всех товаров. Доказали, что экономика должна регулироваться рынком и имеет свои законы, которые объективны. Выявили источники доходов всех слоев общества МарксизмК. МарксВторая полови на XIX в. Развил трудовую теорию стоимости и впервые создал учение о прибавочной стоимости, в котором утверждалось, что ее производство достигается путем эксплуатации пролетариата, а ее присвоение капиталистами является постоянным источником увеличения их богатства

Экономические школы Основные экономичес кие школы Представител и Время возник новени я Сущность экономических школ Маржина- лизм (от фр. marginal предельный) К. Менгер, У. Джевонс, Л. Вальрас 70-е гг. XIX в. Видели задачу политической экономии в поиске наиболее эффективных способов распределения ограниченных ресурсов и рационального хозяйствования. Понятие ценности товара и проблема формирования его цены связывали прежде всего с его полезностью и редкостью Кейнсиан- ство Дж. КейнсXX в.Рассматривал вопросы государственного регулирования экономики на базе анализа макроэкономических величин. Предмет анализа народное хозяйство в целом Институци- онализм (от лат. institu- tum уста- новление,in stitutio обычай) Т. Веблен, У. Митчел, М. Вебер, Д. Гелбрейт и др. С конца XIX в. Характер экономического развития определяет не рынок сам по себе, а вся система экономических институтов: фирмы, профсоюзы, государство, законы, указы, постановления, обычаи, навыки, традиции и т. д.

Факторы производства Ресурсы, которые участвуют в процессе производства товаров и услуг, называют факторами производства, или производственными ресурсами. Важнейшие из них труд, земля, капитал, предпринимательство или предпринимательские способности и информация.

Труд Труд представляет собой совокупность физических и умственных способностей, которые используют люди в процессе создания экономических благ. Величина этого фактора зависит от ряда параметров. Прежде всего от количества населения трудоспособного возраста. Не меньшую роль играет качество труда, которое определяется уровнем образования людей, их квалификацией, состоянием здоровья, характером труда и мотивацией к нему. Труд характеризуется интенсивностью и производительностью. Материальное вознаграждение за труд (цена труда) называется заработной платой. Интенсивность трудаПроизводительность труда Напряженность труда, которая определяется степенью расходования рабочей силы в единицу времени Результативность труда, которая измеряется количеством продукции, произведенной в единицу времени

Земля Под «землей» экономисты понимают все виды природных ресурсов. В эту группу включаются «даровые блага природы», которые применяются в производственном процессе: участки земли, на которых располагаются производственные здания, пахотная земля, леса, воды, месторождения полезных ископаемых. Определенная сумма, выплаченная за пользование землей, называется рентой. Земельная рента составляет доход того, кто владеет землей.

Капитал Капитал (от лат. capitalis главный) включает в себя произведенные человеком средства производства. Капитал это все то, что используется людьми для производства това­ров и услуг или служит необходимым условием этого произ­водства. Основной капиталОборотный капитал здания, станки, оборудование; используется в течение ряда лет; переносит свою стоимость на продукт по частям; затраты возмещаются постепенно сырье, материалы, энергетические ресурсы; расходуется за один цикл; входит во вновь созданный продукт целиком; затраты возмещаются после реализации продукции.

Предпринимательство Важнейшим производственным ресурсом являются способности человека к предпринимательству. Ими обладает очень небольшая часть людей, выполняющих целый ряд функций, без которых организация и успешная производственная деятельность невозможны. К этим функциям относятся: умение правильно соединить факторы производства труд, землю, капитал и организовать производство; умение принимать решения и брать ответственность на себя; умение идти на риск; быть восприимчивым к нововведениям. Вознаграждение предпринимателю за производство товара или услуги называется прибылью (предпринимательским доходом). Прибыль это то, что остается после вычитания денег на производство из общей выручки.

Информация В последнее время в отдельную группу выделяют новый вид ресурсов информацию. Владение информацией является неотъемлемой составляющей предпринимательских способностей.

Экономические системы Экономическая система установленная и действую­ щая совокупность принципов, правил, законов, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, которые возникают в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта. Тип экономической системы характеризуется: формами собственности; способами распределения ограниченных ресурсов; способами регулирования экономики. Основными проблемами любой экономической системы, функционирующей в рамках ограниченности ресурсов и возрастающих потребностей, являются вопросы: «Что производить?», «Как производить?», «Для кого производить?».

Типы экономических систем Линии сравнения ТрадиционнаяЦентрализованная (командная) Рыночная ЧтоПродукты сель­ского хозяйства, охоты, рыболовства. Производится мало продуктов и услуг. Что производить, определяется обычаями и традициями, которые меняются медленно Определяется группами профессионалов: инженеров, экономистов, специалистов по компьютерам, представителями промышленности плановиками » Определяют сами потребители. Производители производят то, что хотят потребители, т. е. то, что может быть куплено КакПроизводят так и тем, как и чем производили предки Определяется планомОпределяют сами производители Для когоБольшинство людей существует на грани выживания. Добавочный продукт достает­ся вождям или собственникам земли, оставшаяся его часть распределяется согласно обычаям «Плановики», направляемые политическими лидерами, определяют, кто и сколько будет получать товаров и услуг Потребители получают столько, сколько хотят, производители прибыль

Типы экономических систем Линии сравнения ТрадиционнаяЦентрализованная (командная) Рыночная Способ организации экономиче­ской жизни, базирующийся на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики Способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля, практически все экономические ресурсы находятся в собственности государства Способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в частной собственности отдельных лиц

Человечество знает две основные формы экономической организации производства: натуральное хозяйство хозяйство, в котором люди производят продукты лишь для удовлетворения своих собственных потребностей, не прибегая к обмену, к рынку. товарное хозяйство хозяйство, при котором продукты производятся для продажи, а связь производителей и потребителей осуществляется посредством рынка.

Таким образом, товарное производство, а на его базе и современное рыночное хозяйство основываются на опосредованных связях между производителями и потребителями через куплю-продажу товара. Рыночная система становится противоположностью натуральному хозяйству.

Многообразие рынков Рынок совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли- продажи товаров и услуг К условиям возникновения рынка относятся: общественное разделение труда; экономическая обособленность производителей; самостоятельность производителя.

Основными признаками рынка является следующие: нерегулируемое предложение производитель сам решает, что, как, сколько и для кого производить; нерегулируемый спрос потребитель сам определяет, что, где, как и сколько покупать; нерегулируемая цена цены определяются на рынке, зависят от спроса и предложения.

Функции рынка Наименование функции Ее сущность Посредническая Соединение производителей товаров и их потребителей Ценообразования Установление равновесной цены на тот или иной вид товара цены, при которой спрос на товар равен предложению товара Информационная Предоставление информации о размерах того или иного производства и удовлетворении потребительского спроса на конкретные товары Регулирующая «Перетекание» капиталов из менее выгодных отраслей производства с пониженными ценами в более прибыльные отрасли с повышенными ценами Санирующая оздоровительная «Освобождение» экономики от неэффективной хозяйственной деятельности: банкротство нерентабельных предприятий и процветание общественно полезных производств

Черты рынка ПозитивныеНегативные Способствует эффективному распределению ресурсов, направляя их в те отрасли, где они в данный момент более всего необходимы, т. е. объективно формирует структуру производства Стимулирует научно-технический прогресс и тем самым способствует ресурсосбережению в обществе Направляет всю экономическую деятельность на удовлетворение потребностей человека и общества, т.е. создает материальную заинтересованность производить то, в чем есть потребность Стихийно координирует действия людей в процессе экономической деятельности, опираясь на принципы саморегуляции и сопоставляя экономические интересы Не гарантирует решение таких социально- экономических проблем, как безработица, инфляция, защита окружающей среды, обеспечение экономической безопасности, развитие фундаментальной науки Распределяет продукты по результатам конкуренции, что приводит к социальному неравенству Порождает тенденцию к монополизации производства, поскольку задача защиты от конкурентов приводит к сговорам и слияниям; научно-технический прогресс вызывает необходимость концентрации и накопления капитала Не решает проблему внешних издержек (эффектов), т. е. издержек, не отраженных в ценах рынка, которые ложатся на плечи общества Не может решить все региональные проблемы, которые связаны, прежде всего, с неравномерностью распределения природных, инвестиционных и человеческих ресурсов Способствует циклическому развитию, в основе которого лежит необходимость обновления капитала

Система рынков. Основа классификации Виды рынков Действующее законодательство Легальный (законный) Нелегальный (теневой) Товары и услуги Потребительских товаров (товарные биржи, ярмарки, аукционы и т. д.) и услуг Средств производства Рабочей силы Инвестиций, т. е. долгосрочных вложений Иностранных валют Ценных бумаг (фондовые биржи) Научно-технических разработок и инноваций Информации Пространственный признак Мировой Региональный Национальный Местный Тип конкуренции Чистой (свободной) конкуренции Несовершенной конкуренции: чистой монополии; монополистической конкуренции; олигопо­лии

Условия, необходимые для развития рыночного хозяйства Конкурентная среда: свободное ценообразование; многообразие форм собственности; отсутствие монополизации рынка; действие законов, охраняющих права частной собственности. Наличие резервов роста экономики (свободные капиталы, запас трудовых и природных ресурсов). Обеспечение подвижности ресурсов. Функционирование инфраструктуры рынка, организующей движение товарных и денежных потоков и обеспечивающей участников рынка необходимой информацией.

Основными параметрами, регулирующими поведение участников рынка, являются спрос, предложение и цена, между которыми существует взаимная связь. Спрос отражает готовность покупателя приобретать товары и услуги по тем или иным ценам в определенных количествах за определенный промежуток времени. Спрос, таким образом, есть отношение между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и могут купить. Готовность приобретать означает две вещи: желание и возможность. Величина спроса отражает то количество товара, которое было бы куплено по некоторой цене за определенный период времени при данном характере спроса, т. е. неизменности прочих факторов, влияющих на спрос.

Изменение спроса отражается изменением положения кривой спроса D, ее сдвигами (см. рис. 1). Каждая данная кривая спроса строится для неизменных неценовых факторов спроса. Тогда сдвиг спроса происходит под воздействием из­ менения одного или нескольких факторов спроса. Изменение величины спроса есть движение вдоль кривой спроса D при неизменности факторов спроса (см. рис. 2). Взаимосвязь между изменением спроса и величины спроса проявляется в следующем: когда спрос увеличивается, повы­шаются объемы спроса при всех ценах, и наоборот. Количество товара Рис. 1. Изменение спроса Qi Q2 Q Количество товара Рис. 2. Изменение величины спроса

Закон спроса Цена денежное выражение стоимости товаров и услуг. Цена спроса максимальная цена, по которой потребители готовы купить некоторое количество товара за определенный период времени. Закон спроса утверждает, что существует обратная взаимосвязь между ценой и величиной спроса. При неизменном доходе человек будет приобретать больше данного продукта по низкой цене, чем по высокой. В основе закона спроса лежит принцип убывающей пре­дельной полезности. При росте потребления данного продукта его предельная полезность убывает, а, следовательно, люди будут покупать дополнительные единицы такого продукта лишь при условии, что его цена снижается. Закон спроса можно также объяснить эффектами дохода и замещения. Эффект дохода состоит в том, что при изменении цены данного товара изменяется и реальное количество этого товара, которое потребитель способен приобрести на ту же величину дохода. С другой стороны, эффект замещения означает, что изменение цены данного товара изменяет и относительную структуру цен. Неценовые факторы спроса: цены на сопряженные товары; потребительские предпочтения; число покупателей; ожидания изменения цены; доход.

Предложение Предложение - готовность продавца продать товары или услуги по тем или иным ценам в определенных количествах за определенный промежуток времени. Предложение, таким образом, есть отношение между ценой товара и его количеством, которое продавцы хотят и могут продать. Величина предложения отражает то количество товара, которое может быть продано по некоторой цене за определенный период времени при данном характере предложения, т. е. неизменности прочих факторов, влияющих на предложение. Взаимосвязь между изменением предложения и величины предложения проявляется в следующем: когда предложение увеличивается, повышаются объемы предложения при всех ценах, и наоборот.

Эластичность спроса Эластичность спроса по цене характеризует степень зависимости объема покупаемого товара от колебания рыночных цен. Можно выделить три варианта этой зависимости: 1) снижение цены вызывает такое увеличение объема по­ купаемого товара, что общая выручка производителя возрастает эластичный спрос (Е > 1); 2) снижение цены в точности компенсируется соответствующим объемом покупки так, что общая выручка продавца остается неизменной единично эластичный спрос (Е 1); 3) снижение цены обусловливает незначительный рост объема покупаемых товаров так, что общая выручка падает неэластичный спрос (1 < Е < 1).

Эластичность спроса Высокая эластичность спроса означает, что покупатели чрезвычайно чувствительны к любому изменению цены, и наоборот, когда на рынке продается товар неэластичного спроса, то покупатели отличаются крайне низкой чувствительностью к колебаниям цены и всегда готовы покупать этот товар даже при значительном росте цены на него. Эластичность спроса зависит от следующих факторов: наличия товаров-заменителей; объема предложения товара; необходимости покупки; времени покупки. Знание эластичности спроса по цене имеет важное значение для предпринимателя, ведь если спрос на товар эластичен, производителю выгодно понижение цены, так как в этом случае его выручка будет возрастать, и наоборот.

Конкуренция Еще одним элементом рыночного саморегулирования является конкуренция. Конкуренция (позднелат. concurentia, от concurrere сталкиваться, состязаться) соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли- продажи товаров.

Черты конкуренции ПозитивныеНегативные Ограничивает возможность возникновения монополий (от гр. mono один, poleo продаю), которые контролируя основную часть производства или сбыта определенного товара, могут взвинчивать цены, снижать качество и т. д. Создает возможность выбора для потребителя Заставляет экономику гибко реагировать на изменение обстановки Способствует внедрению технических достижений в производство, улучшению качества продукции Постоянное разорение многих товаропроизводителей Отвлечение неоправданно больших средств на рекламу Использование нечестных методов борьбы: подкуп работников; шантаж; промышленный шпионаж и др.

Конкуренция Конкуренция может существовать только при определенном состоянии рынка и быть свободной или монополистической. Свободная (чистая) конкуренция такой тип структуры рынка, при котором цена устанавливается в результате уравновешивания кривых спроса и предложения. Монополистическая конкуренция такой тип структуры рынка, где есть большое число продавцов, предлагающих схожие, но не идентичные товары.

Виды рынков (исходя из типов конкуренции) РынокЕго характеристика Чистой (свободной) конкуренции Существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию. Нет ограничений на доступ той или другой фирмы к информации о состоянии рынка, о ценах на товары (услуги), ресурсы, о затратах и т. д. Нет ограничений на вступление новых фирм в отрасль, вход и выход из отрасли свободен. Продавец не может осуществить контроль над ценами, конкурентная фирма не может установить рыночную цену Чистой монополии Отрасль, состоящая из одной фирмы. Эта фирма является единственным продавцом данной продукции, который уникален. Монополист диктует цену. Фирма осуществляет контроль над ценой, так как аккумулирует все предложения. Для вступления других фирм в отрасль существуют значительные барьеры. Большое количество мелких фирм предлагает разнородную продукцию. Ограниченный контроль над рыночными ценами. Вход и выход с рынка свободен. Каждая фирма стремится сделать свой товар уникальным. Но товары взаимозаменяемы. Экономическое соперничество основано не только на цене, но и на неценовой конкуренции Олигополии (от гр. oligos несколько, poleo продаю) Существование на рынке малого числа крупных фирм (от 2 до 5), которые контролируют его основную часть. Продукция может быть как однородной, так и разнородной. Вступление новых фирм в отрасль затруднено. Взаимозависимость фирм в принятии решения о ценах на свою продукцию

Инфраструктура рынка Биржа (от лат. bursa кошелек, мешок) организационно оформленный, регулярно функционирующий оптовый рынок однородных товаров, на котором заключаются сделки купли-продажи крупных партий товара: товарная биржа регулярно действующая организация, в которой совершаются сделки купли-продажи массовых взаимозаменяемых товаров со стандартными качественными характеристиками; фондовая биржа организованный рынок, на котором осуществляются сделки с ценными бумагами и иными финансовыми документами; биржа труда государственная структура, посредническое звено между работодателями и наемными работниками; Институты, связывающие рынки в единое целое: транспортная сеть; система коммуникаций; информационные сети; страховые компании; суды.

Обмен, торговля Торговля это деятельность людей по осуществлению товарного обмена и акта купли-продажи. Операции по купле-продаже товаров не создают продукт, а лишь удовлетворяют потребности общества в реализации то­вара. Поэтому торговлю можно причислить к услуге. Торговля осуществляется в магазинах, на ярмарках и аукционах.

Торговля отличается от обмена, типичной формой которо­го является бартер. ТорговляБартер Предполагает обмен одного то­вара на другой товар посредством денег Непосредственный обмен одного товара на другой товар без посредства денег

Бартер существует и в наши дни. Бартерные сделки сопровождают инфляцию и распространены в условиях дефицитной экономики. Коммерция торговая деятельность, направленная на получение дохода за счет выгодной для продавца продажи товара.

Условия, необходимые для успешной коммерции: покупная цена товара должна быть существенно ниже цены, по которой можно продать товар на рынке; платежеспособный спрос на товар должен быть достаточным для того, чтобы продать весь закупаемый товар по цене, превышающей цену его приобретения.

Денежно-кредитная политика Одним из важных факторов, который оказывает воздействие на состояние всей экономики, является предложение денег. Деньги это особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров.

Существуют две концепции происхождения денег: Рационалистическая концепция происхождение денег это итог соглашения между людьми, убедившимися в том, что для товарообмена необходимы специальные инструменты. Эволюционная концепция деньги появились в результате эволюционного процесса, который помимо воли людей привел к тому, что некоторые товары выделились из общей товарной массы и заняли особое место в товарообороте, играя роль всеобщего эквивалента.

Постепенно роль всеобщего эквивалента закрепилась за золотом, чему способствовали его свойства: делимость способность делиться на части; узнаваемость легко узнаваемы, тяжелы в подделке; портативность малы, легки, удобны; износостойкость имеют продолжительность жизни; стабильность более или менее одинаковая стои­ мость денег сегодня и завтра; однородность равные количества денег имеют рав­ную стоимость.

Функции денег Наименова­ние функции Ее сущность Мера стоимостиВыражают денежную форму стоимости товара цену Средство обращения Выступают мимолетным посредником в актах купли-продажи товара по формуле, которая распадается на два акта: продажу Т - Д и куплю Д - Т Средство накопления Изъятые из обращения полноценные реальные деньги, превращаясь в различные ценности, используются как средство сохранения стоимости (золото, ценные бумаги, недвижимость, валюта и т.д.) Средство платежаПозволяют человеку использовать стоимость того, что продали сегодня, для покупки чего-то в будущем. Проявляется при продаже в кредит. По сути, и здесь деньги также оплачивают товар или услугу, но с разрывом во времени Мировые деньгиИспользуются для расчетов на мировом рынке. Совсем недавно эту функцию выполняло только золото, но постепенно выделились устойчивые национальные валюты, к которым перешла эта функция

Денежная масса Совокупность наличных и безналичных покупательных и платежных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг, которыми располагают частные лица, институциональные собственники и государство Наличные денежные средства Форма осуществления денежных платежей и расчетов, при которой денежные знаки физически переходят от покупателя к продавцу при расчете за товар или при осуществлении иных платежей

Наличные денежные средства Форма осуществления денежных платежей и расчетов, при которой денежные знаки физически переходят от покупателя к продавцу при расчете за товар или при осуществлении иных платежей

Бумажные деньги Кредитные деньги Разменная монета Чек, вексель, банкноты Электронные деньги

Бумажные деньги - это денежные знаки, не имеющие стоимости и заменяющий полноценные золотые деньги в функции средства обращения. Монета это слиток металла особой формы и пробы. Кредитные деньги это долговые обязательства, появление которых связано с развитием кредитных отношений» Чек письменное распоряжение лица, имеющего текущий счет, о выплате банком денежной суммы или ее перечислении на другой счет. Вексель письменное долговое обязательство, в котором указана величина денежной суммы и сроки ее уплаты должником. Он находится в обороте в качестве денег. Банкноты банковские билеты денежные знаки, выпускаемые в обращение центральными эмиссионными банками. От бумажных денег банкноты отличаются тем, что имеют двойное обеспечение кредитное (коммерческим векселем) и металлическое (золотым запасом банка); выпускаются не государством, а центральным эмиссионным банком; выполняют функцию средства платежа. Электронные деньги это система безналичных расчетов, производимых посредством использования электронной техники, охватывающая банки, предприятия розничной торговли, бытовых услуг и т. д. Появились смарт- карточки, которые представляют собой электронную чековую книжку.

Инфляция Инфляция (от лат. inflatio вздутие) обесценивание бумажных денег, проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обеспеченное повышением их качества. Основные источники инфляции: повышение номинальной заработной платы, например, под давлением профсоюзов, когда ее увеличение не обусловлено повышением производительности труда; увеличение цен на сырье и энергию вследствие чего нарушается механизм предложения; увеличение налогов.

Различают два типа инфляции. Инфляция спроса равновесие спроса и предложения нарушается со стороны спроса. Возникает при полной заня­тости, когда растет объем заработной платы, появляется из­быточный совокупный спрос, который толкает цены вверх. Инфляция предложения (издержек) увеличение из­держек производства (вследствие роста заработной платы и за счет роста цен на сырьё и энергию) вызывает рост цен на товары и услуги. Инфляция ведет к замедлению экономического роста. Нулевые темпы развития экономики свидетельствуют о стагнации (от лат. stagnum стоячая вода). Если застой сопровождается инфляцией, такое состояние эконо­ мики называют стагфляцией.

Виды инфляции Основа классифика ции Наименование вида инфляции Его сущность Характер протекания ОткрытаяОтличается продолжительным ростом цен на товары и услуги Скрытая (подавленная) Возникает при неизменных розничных ценах на товары и услуги и одновременном росте денежных доходов населения Темп роста цен Умеренная (ползучая) Цены поднимаются в уме­ренном темпе и постепенно (до 10% в год) ГалопирующаяБыстрый рост цен (пример­но % в год) ГиперинфляцияСверхвысокий рост цен (до 1000% в год) Расхождени е роста цен СбалансированнаяЦены различных товаров относительно друг друга остаются неизменными НесбалансированнаяЦены различных товаров по отношению друг к другу постоянно меняются

Методы денежной реформы Наименование методаЕго сущность Дефляция (от лат. de- flatio выдувание) Сокращение денежной массы путем изъятия из обращения избыточных денежных знаков Деноминация (от лат. denominatio переименование) Укрупнение денежной единицы путем обмена в определенной пропорции старых денежных знаков на новые Девальвация (от лат. de приставка, означающая понижение, и valeo стою) Уменьшение золотого содержания денежной единицы (при золотом стандарте) или снижение ее обменного курса по отношению к иностранным валютам Ревальвация (от лат. re приставка, означающая возобновление, возврат, и valeo стою) Повышение золотого содержания или валютного курса денежной единицы государства, т. е. процесс, противоположный девальвации Нуллификация (от лат. nullificatio уничтожение) Объявление старых обесценившихся денежных знаков недействительными, либо организация их обмена по очень низкому курсу

Кредиты Кредит (лат. credit он верит) это ссуда в денежной или товарной форме, предоставляемая кредитором заемщи­ку на условиях возвратности, чаще всего с выплатой заем­щиком процента за пользование кредитом. Кредит выполняет следующие функции: 1) при помощи кредита происходит перераспределение де­нежных средств между фирмами, районами и отраслями. Это позволяет продуктивно использовать временно свободные де­ нежные средства. 2) кредит дает возможность заменить в обращении действительные деньги кредитными деньгами (банкнотами) и кредитными операциями (безналичными расчетами), что ведет к сокращению издержек обращения.

Кредит выполняет следующие функции: 1) при помощи кредита происходит перераспределение денежных средств между фирмами, районами и отраслями. Это позволяет продуктивно использовать временно свободные денежные средства. 2) кредит дает возможность заменить в обращении действительные деньги кредитными деньгами (банкнотами) и кредитными операциями (безналичными расчетами), что ведет к сокращению издержек обращения.

Принципы кредитования Срочность банк предоставляет заемщику деньги на определенный срок. Платность банк предоставляет деньги во временное пользование только за плату (процент по кредиту). Возвратность банк проводит работу по оценке кредитоспособности заемщика, т. е. возможности вовремя вернуть долг. Гарантированность банк, оценивая кредитоспособность заемщика, требует у него залог.

Формы кредита Основа классифик ации Наименование формы кредита Ее сущность Способ кредитова ния Натуральный кредитОбъектами кредита могут быть инвестиционные то­ вары, потребительские товары, сырье, ресурсы, предметы производственного потребления Денежный кредитОбъектами кредита выступают денежные покупательные средства, денежный капитал, акции, векселя, облигации и другие долговые обязательства Срок кредитова ния Краткосрочный кредит Ссуда выдается на срок до 1 года Среднесрочный кредит Ссуда выдается на срок от 2 до 5 лет Долгосрочный кредитСсуда выдается на срок от 6 до 10 лет Долгосрочный специальный кредит Ссуда выдается на срок от 20 до 40 лет

Формы кредита Основа классифик ации Наименование формы кредита Ее сущность Характер кредитова ния Ипотечный кредит Предоставляется в форме ипотеки 9 т. е. денежной ссуды, выдаваемой банками частным лицам под залог недвижимости (земли, построек, сооружений) Потребительский кредит Предоставляется частным лицам на определенный срок (от 1 года до 3 лет) под определенный, чаще всего высокий, процент (до 30%) Коммерческий кредит Предоставляется одними хозяйственными субъектами (фирмами, организациями и т. д.) другим в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Это кредит товарами Банковский кредит Предоставляется кредитно-финансовыми учреждениями (банками, фондами и т. д.) любым хозяйствующим субъектам (фирмам, частным предпринимателям и т. д.) в виде денежных ссуд Государственны й кредит Предоставляется государством населению и частному бизнесу в виде ссуды Межгосударстве нный (международный ) кредит Предоставляется продающей стороной покупаю­щей стороне в форме аванса для закупки товаров у продающей стороны

Государственный бюджет Государственный бюджет (от англ. budget сумка, кошелек) это смета доходов и расходов государства на определенный период времени, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений, каналов расходования денег. Государственный бюджет составляется правительством и утверждается высшими законодательными органами. В нашей стране проект государственного (федерального) бюджета ежегодно обсуждается и принимается в виде закона Государственной Думой Федерального Собрания РФ. По окончании финансового года Правительство Российской Федерации должно отчитаться об исполнении бюджета.

Рынок труда Рынок труда это сфера формирования спроса и предложения рабочей силы (трудовых услуг). Через рынок труда большинство работающего населения получает работу и доходы. На рынке труда предприниматели и продавцы рабочей силы совместно ведут переговоры, коллективные и индивидуальные, по поводу трудоустройства, ус­ ловий труда и заработной платы. Занятость это деятельность людей, связанная с удовлетворением их личных потребностей и, как правило, приносящая им трудовой доход.

Основные факторы, определяющие спрос на труд предложение труда производительность труда; использование современ­ных технологий; состояние экономики и ее отдельных отраслей; спрос на потребительские товары, необходимые обществу численность населения и его трудоспособной части; уровень квалификации; уровень и структура зара­ботной платы; социальная и налоговая политика государства

Особенности рынка труда 1. На рынке труда покупаются только трудовые услуги, а не сам индивид. 2. Компенсация за труд представлена не только заработной платой, но и различными дополнительными льготами: премиальные и денежные вознаграждения, стоимость жилья, социальное обеспечение, стоимость профессионального обучения, культурно-бытового обслуживания и т. д. 3. Трудовые контракты являются многосторонними соглашениями. Кроме денежного аспекта, сделки включают:содержание и условия труда;перспективы продвижения по работе;микроклимат в коллективе и нормы субординации в руководстве; вероятность сохранения рабочего места и т. д. 4. На рынке труда все работники значительно отличаются друг от друга многими качествами, в частности, способностями и предпочтениями, а работы различаются по требуемой квалификации и условиям труда. 5. При покупке рабочей силы продолжительность контрактов продавца и покупателя имеет существенное значение: она приносит выгоды как работодателю, так и наемному ра­ботнику. От длительности работы зависит опыт работника, что повышает производительность труда и, следовательно, увеличивает денежные компенсации работающему. Обучая работников, наниматель вкладывает в них значительные средства. Поэтому прерывание контракта несет ущерб обеим сторонам. 6. Поскольку большинство индивидов одновременно яв­ляются покупателями готовой продукции и продавцами трудовых услуг, безработица понижает их жизненный уровень, причем иногда весьма значительно. Не используемые сегодня трудовые услуги утрачиваются экономикой навсегда. 7. На рынке труда присутствует большое число структур, представляющих интересы государства, бизнеса, профсоюзов. Каждая из них вносит свой вклад в разработку «правил игры» на рынке труда. 8. Рынок труда имеет дело с особым ресурсом «человеческим капиталом». «Человеческий капитал» запас знаний и способностей, накопленных работником. Величина такого запаса оценивается потенциальной способность увеличивать доход владельца «человеческого капитала» в будущем.

Рынки труда бывают конкурентными и неконкурентными. Характерны черты конкурентного рынка труда 1. Значительное число покупателей и продавцов услуг труда. 2. Услуги труда в качественном отношении являются однородными, т. е. работники данной профессии имеют одинаковук) квалификацию и производительность труда. 3. Никто из покупателей и продавцов трудовых услуг не может повлиять на ставку заработной платы, которая формируется в результате взаимодействия спроса и предложения на труд. 4. Наемные работники и предприниматели свободны в своих решениях входить на данный рынок труда или покидать его; работники могут без всяких ограничений переходить от одного предпринимателя к другому. 5. Наемные работники и предприниматели обладают полной информацией о спросе и предложении трудовых услуг и ставках заработной платы на всех рынках труда. 6. В поведении наемных работников и предпринимателей преобладает экономическая мотивация: при прочих равных условиях работники предпочитают более высокую заработную плату, а предприниматели стремятся получить максимальную прибыль.

Заработная плата Заработная плата форма материального вознаграждения за труд (часть стоимости, созданной и реализованной продукции, услуг), поступающего наемным работникам предприятий и учреждений. повременная заработная плата вознаграждение за труд в зависимости от проработанного времени; сдельная заработная плата вознаграждение за труд в зависимости от количества изготовленных изделий; смешанные формы заработной платы вознаграждение за труд в зависимости не только от количества отработанного работником времени, но и от финансового положения предприятия, итогов работы каждого работника и фирмы в целом.

Важнейшие части государственного бюджета это его доходная и расходная части. Государственные займы (ценные бумаги, казначейские векселя и др.) Эмиссия (дополнительный выпуск) бумажных и кредитных денег Займы у международных организаций

Расходная часть бюджета в странах развитого рынка предполагает выделение средств на социальные нужды (не менее 50% всех расходов), на поддержание обороноспособности страны (примерно 20%), обслуживание государственного долга, на предоставление дотаций предприятиям и развитие инфраструктуры (дороги, связь, транспорт, внешнее энергоснабжение, озеленение и др.).

Структура расходной части бюджета определяется актуальностью поставленных задач и способами их решения в соответствии с концепцией экономической политики. Бюджетная политика включает в себя определение соотношения между доходной и расходной частями государственного бюджета. Здесь возможны три различных варианта: 1) расходы государственного бюджета равны доходам. В этом случае государственный бюджет является сбалансированным. Это самое оптимальное состояние бюджета; 2) расходы бюджета больше, чем доходы. В этом случае госу­дарственный бюджет является дефицитным. Разность между доходами бюджета и его расходами называется бюджетным дефицитом; 3) доходы бюджета больше, чем расходы. В этом варианте разность между доходами и расходами называется профицитом бюджета.

Источники покрытия бюджетного дефицита 1. Привлечение средств фирм и домашних хозяйств через выпуск государственных ценных бумаг, в которые они вкладывают свои сбережения. В этом случае увеличивается государственный долг, так как лица, купившие облигации и другие долговые обязательства государства, предоставили государству кредит и через какое-то время оно обязано вернуть эти деньги своим кредиторам. Государственные займы оказы­вают благотворное влияние на экономику, если финансирование государственных расходов компенсирует сокращение частных инвестиций. Эта политика получила название дефицитного бюджетного финансирования. Дефицитное бюджетное финансирование служит важным средством против спадов частных инвестиций и потребления, а значит и против сокращения занятости. 2. Использование кредитов Центрального банка, который в обмен на государственные обязательства выпускает определенную сумму банкнот, вливая тем самым в каналы денежного обращения дополнительную массу денег, В данном случае возникает угроза инфляции, так как создается добавочный спрос на товары и услуги. Если инфляция принимает угро­жающие размеры, то необходимо срочно сократить бюджетные расходы. На состояние бюджета и размер его дефицита влияют следующие факторы: долгосрочные тенденции налоговых поступлений и государственных расходов; фаза экономического цикла в стране; текущая политика государства.

Измерители экономической деятельности Основные измерители экономической деятельности (макроэкономические показатели) содержатся в системе национальных счетов. Система национальных счетов это совокупность статистических экономических показателей, характеризующих величины совокупного продукта и совокупного дохода и позволяющих оценить состояние экономики страны. Макроэкономические показатели позволяют: измерять объем производства в каждый конкретный момент времени; определять факторы, непосредственно влияющие на функционирование экономики; путем сравнения факторов в течение нескольких лет прослеживать их динамику и делать прогнозы дальнейшего развития экономики; разрабатывать государственную экономическую политику.

Измерители экономической деятельности. Валовой национальный продукт (ВНП) это суммарная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных гражданами страны с помощью принадлежащих им средств производства как в данной стране, так и в других странах за определенный период времени (обычно за год). Не все товары, произведенные в данном году, окажутся проданными: часть из них может пополнить запасы, но, поскольку они произведены в этом году, они учитываются в ВНП. ВНП измеряется в денежном выражении, так как вся продукция разнородна. ВНП должен учитывать только конечную продукцию, в стоимость которой включается и стоимость всех ее компонентов. Конечная продукция это товары и услуги, которые продаются для конечного использования, а не для переработки или перепродажи.

Измерители экономической деятельности Чистый национальный продукт (ЧНП) это рыночная стоимость реально созданных страной товаров и услуг за определенный период. ЧНП получают путем вычитания из стоимости валового национального продукта стоимость потребленного капитала [амортизации (от позднелат. amortisatio погашение, уплата долгов) (А)].

Измерители экономической деятельности Валовой внутренний продукт (ВВП) это стоимость конечной продукции, произведенной на территории данной страны за определенный период, независимо от того, находятся факторы производства (труд, земля, капитал, предпринимательские способности) в собственности граждан данной страны или принадлежат иностранцам (не имеющим гражданства этой страны). Различают номинальный (выражен в ценах на данный период времени) и реальный (выражен в ценах с учетом инфляции) ВВП. Валовой внутренний продукт отличается от валового национального продукта на величину чистых факторных доходов из-за рубежа.

Три метода подсчета ВВП По расходамПо доходамПо добавленной стоимости Суммированием всех произведенных в обществе расходов, включающих потребительские расходы населения, инвестиционные расходы производителей, государственные закупки товаров и услуг, чистый экспорт (разность между экспортом и импортом страны) Суммированием всех доходов в обществе: косвенные налоги, заработная плата (кроме зарплат государственных служащих, так как они выплачиваются из государственного бюджета), доходы от собственности, прибыль, процент на капитал, амортизационные отчисления, рентные платежи По стоимости, скла­ дывающейся в процессе производства на данном предприятии и характеризующей его реальный вклад в создание конечного продукта; включающей зарплату и прибыль; суммированием добавочных стоимостей по всем отраслям и видам производства в экономике

Измерители экономической деятельности Чистый внутренний продукт (ЧВП) отражает производственный потенциал экономики и включает только чистые инвестиции и не включает стоимость потребленного капитала (амортизацию (А)): ЧВП ВВП - А. Национальный доход (НД) это вновь созданная стоимость за определенный период. НД является совокупным доходом в рамках экономики определенного государства, заработанным (созданным) всеми владельцами экономиче­ских ресурсов (факторов производства). Его можно получить, если из чистого национального продукта вычесть косвенные налоги (КН): НД = ЧНП - КН. Или просуммировать все факторные доходы: НД = заработная плата + арендная плата + процентные платежи + доходы собственников + + прибыль корпораций. Личный доход (ЛД) это совокупный доход, полученный собственниками экономических ресурсов (факторов производства). Располагаемый личный доход (РЛД) это доход используемый, т. е. находящийся в распоряжении домохозяйств. Его можно получить, если из личного дохода вычесть индивидуальные подоходные налоги (ИПН): РЛД = ЛД - ИПН.

Измерители экономической деятельности Кроме указанных базовых макроэкономических показателей, для характеристики экономики используют и такие измерители, как объем ВВП на душу населения или на одного занятого в экономике, объем инвестиций в национальную экономику, объем национального экспорта и импорта и др.

Экономический цикл и экономический рост Рыночная экономика развивается не равномерно, а циклично. Экономический цикл - это периодические колебания уровней занятости, производства и инфляции; период цикличности деловой активности. В цикле выделяют следующие фазы. Фазы экономического цикла Экономический подъем (пик) характеризуется почти полной занятостью активного населения, постоянным расширением производства всех товаров и услуг, ростом доходов, расширением совокупного спроса. Экономическое сжатие (рецессия) сокращение производства и потребления, доходов и инвестиций, падение уровня ВВП. Экономический спад (кризис) экономика, достигнув дна, топчется на месте. Оживление постепенный рост производства, промышленность начинает привлекать дополнительную рабочую силу, растут доходы населения и прибыль предпринимателей.

Причины циклического развития экономики Внешние (экзогенные) причиныВнутренние (эндогенные) причины Войны, из-за которых экономика перестраивается на производство военной продукции, привлекает дополнительные ресурсы и рабочую силу, а по окончании военных действий наступает спад Воздействие каких-то других внешних факторов, например, так называемых нефтяных шоков, когда нефтедобывающие страны объединились в один картель ОПЕК "- и резко подняли цены на нефть, чем вызвали самый большой за послевоенное время мировой кризис гг., при котором в США падение производства продолжалось 16 месяцев и составило около 5% Крупные нововведения (железные дороги, автомобили, электроника), оказывающие большое влияние на инвестиции, производство, потребление, уровень цен Монетарная (денежная) политика правительства: большое количество денег порождает инфляционный бум, а недостаточное их количество сокращает инвестиции и ведет к спаду производства Изменение соотношения совокупного предложения и совокупного спроса, когда, например, появляются кардинально новые товары (персональные компьютеры) и спрос переключается на них, а производителям старых товаров (пишущих машинок) приходится закрывать производство и перебрасывать ресурсы в другие отрасли Сокращение производства, вызванное выпуском товарной продукции, т. е. накоплением больших запасов из-за низкого спроса или высоких цен, когда торговля отказывается от товаров, которые она не может реализовать, а совокупное предложение превышает совокупный спрос

Экономический цикл и экономический рост В основе экономического Цикла лежит движение от одно­го кризиса к следующему, причем основано оно на самодвижении экономики. Кризис характеризуется падением реальной (а иногда и номинальной) заработной платы, сокращением производства и прибыли, снижением уровня жизни, а иногда и вынужденным падением цен. Кризис зарождается уже в фазе подъема, так как она характеризуется увеличением спроса на продукцию, что толкает производителей на расширение производства и активное использование наличных средств. Начинается экстенсивный рост производства. Он продолжается до тех пор, пока экономика не приходит в состояние перегрева. Первый крупный кризис имел место в Англии в 1825 г.

Экономический цикл и экономический рост Как только предложение превышает платежеспособный спрос, начинается перенакопление капитальных ресурсов. Виды перенакопления: Товарное перенакопление образуются излишки нереализованной продукции, товарной массы. Перенакопление капитала перепроизводство производственных мощностей. Денежное перенакопление.

Особенность современных кризисов (критерий – происхождение кризиса) Наименование кризиса Его сущность Кризис перепроизводства Порожден перепроизводством товаров и ростом производственных мощностей Структурный кризис Связан с рождением новых отраслей и технологий и отмиранием старых Конъюнктурный кризис Связан с цикличностью колебания спроса и предложения на рынке Сезонный кризис Порожден технологической спецификой некоторых отраслей хозяйства

Экономический рост Экономическое развитие Экономический рост это увеличение реального и потенциального доходов (валового внутреннего продукта) в длительный период времени. Между понятиями «экономический рост» и «экономическое развитие» есть различие понятие «экономический рост» отражает только положительную динамику развития национальной экономики в краткосрочном и среднесрочном периодах, а понятие «экономическое развитие» процесс прохождения экономикой не только фаз роста, но и фаз спада, которые могут сопровождаться как относительным, так и абсолютным падением объемов производства. Экономический рост является лишь одной из составляющих процесса экономического развития и означает рост прибавочного продукта в стране, а следовательно, и прибыли, которая в свою очередь является источником дальнейшего расширения и обновления производства и увеличения благосостояния населения. Экономический рост приводит к экономическому и социальному прогрессу.

Достижение экономического роста возможно двумя путями: экстенсивный путь увеличение ВВП за счет расширения масштабов использования ресурсов (в производство вовлекаются имеющиеся в стране, но еще неиспользованные ресурсы); интенсивный путь увеличение ВВП за счет качественного улучшения факторов производства и повышения их эффективности.

Разделение труда и специализация Разделение труда это обособление качественно отличных видов трудовой деятельности в процессе совместного труда по функциональному, технологическому, профессиональному и квалификационному признакам. Общественное разделение труда прошло ряд этапов, каждый из которых ознаменовался выделением в самостоятельную отрасль того или иного вида деятельности. Различают следующие виды разделения труда: профессиональное, подетальное, поузловое, межфирменное, внутризаводское, межотраслевое, межрегиональное, международное. Общественное разделение труда включает специализацию и кооперацию.

Этапы общественного разделения труда Отрасль, выделившаяся в самостоятельнуюВозникшие классы и социальные группы Сельское хозяйство (выделилось в результате отделения земледелия от собирательства, охоты и скотоводства) Крестьянство Промышленность (выделилась в результате отделения ремесла от сельского хозяйства) Ремесленники, позднее промышленники Торговля (выделилась из земледелия и ремесла) Купечество Финансы, банковское делоРостовщики Управление, менеджмент деятельность по организации и координации работы предприятия Технократия (от гр. techne мастерство, ремесло и kratos власть) власть технической интеллигенции, специалистов