Фестиваль « Золотые россыпи » Работа социального педагога с детьми из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Социальный педагог МОУ СОШ 7 Борисенко.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выявление, профилактика и устранение семейного неблагополучия. Выявление, профилактика и устранение семейного неблагополучия. Семинар с классными руководителями.
Advertisements

Функционирование Социально-психологической службы в МОУ «Староалейская СОШ 2»
Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Чернухинская.
«Институт наставничества» О положительном опыте работы по внедрению «института наставничества» с закреплением за каждым молодым человеком, оказавшимся.
РАБОТА С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ «Дефекты воспитания – это есть первейший и главнейший показатель неблагополучия в семье» М.И. Буянов Социальный педагог.
Кто такой социальный педагог? Главной сферой деятельности социального педагога является социум (сфера ближайшего окружения личности, человеческих отношений.)
Система работы по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений в МБОУ «СОШ2» п.г.т. Уренгой.
Социально-педаогическая служба средней школы им. И.Кабалина учебный год.
Критерии оценки степени социального благополучия семьи 1. Жизнеобеспечение (занятость родителей, их социальный, образовательный, материальный статус).
«Социальное неблагополучие ребенка в семье». Неблагополучные семьи –это: семьи с низким социальным статусом в какой-либо из сфер жизнедеятельности, не.
Система работы с детьми «группы риска» Три существенных признака, составляющих содержание понятия «дети группы риска». Первым признаком является - наличие.
Школа – центральное звено в системе общей профилактики отклоняющего поведения.
Общие положения 1.1. Социально-психологическая служба (далее СПС) – является структурным подразделением школы; СПС в своей работе руководствуется: конституцией.
Семья и школа. Пути взаимодействия.. Ребенок является зеркальным отражением ситуации в семье, отношений между родителями, хотят это признавать родители.
«Деятельность дошкольных образовательных учреждений по раннему выявлению семейного неблагополучия и социального сиротства, предотвращению жестокого обращения.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 14, г. Махачкала» Муниципальное бюджетное общеобразовательное.
Социально- педагогическое пространство профессиональной деятельности социального педагога.
«Современные формы и содержание работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей, совместная деятельность школы и семьи.
Работа с неблагополучными семьями. 5 типов семей Семьи с высоким уровнем нравственных отношений. Семьи, характеризующиеся нормальными отношениями, но.
Результаты работы социально-педагогической службы МОУ «СОШ 8» за г.г. Социальный педагог Ушакова Светлана Александровна.
Транксрипт:

Фестиваль « Золотые россыпи » Работа социального педагога с детьми из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Социальный педагог МОУ СОШ 7 Борисенко В. В. март 2012 года

Проблемы социума : - снижение общекультурного и социального уровня родителей МОУ СОШ 7, - рост числа детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации : учебный год – 117 учащихся - 38 %, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2010 – 2011 учебный год – 124 учащихся – 42 %, 2011 – 2012 уч. год – 119 учащихся – 43 %, - высокий уровень безработицы в селе, выезд родителей на работу за пределы села и района : (2011 – 2012 уч. год - 46 родителей – 11 % выехали за пределы села и района, 2011 – 2012 уч. год – 61 родитель работают за пределами села - 16 %); - отсутствие спонсоров в социуме, - показатели негативного влияния неблагополучной семьи на ребёнка :

Показатели негативного влияния неблагополучной семьи на ребёнка : 1. нарушение поведения - 33 % ( неадекватные реакции на замечания взрослых, агрессивность, кражи, вымогательства ), 2. нарушения развития детей – 66 % ( недоедание, уклонение от учёбы, отсутствие навыков личной гигиены, низкая успеваемость, подростковый алкоголизм, болезни ). 3. нарушение общения – 44 % ( конфликты с учителями, сверстниками, употребление неформальной лексики, конфликты с родителями ).

Определение Согласно определению : « Семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации – это семья, которая не в состоянии выполнять свои функции, особенно в отношении детей, в силу объективных социально - экономических условий, вести нормальную жизнедеятельность ( болезнь или инвалидность членов семьи, малообеспеченность, безработица, конфликты, изоляция ). Ресоциализация несовершеннолетних в условиях государственного попечения / Под ред. Захаровой Ж. А., - М., 2010, - с. 21.» Ещё и семьи беженцев или вынужденных переселенцев, малообеспеченные, многодетные, имеющие в своем составе инвалидов, семьи, воспитывающие детей - инвалидов, неполные, семьи безработных.

Продолжение Основа профилактики правонарушений подростков – это устранение причин и условий, которые могут вести к педагогической и социальной запущенности некоторых учащихся. Центр тяжести всей системы профилактики должен быть перемещён на работу с семьёй, так как, как правило, трудновоспитуемые дети – это дети из неблагополучных семей, многодетных, неполных. Эта работа должна быть комплексной и включать в себя меры помощи социального ( материального в том числе ), психологического, юридического характера. Оградить ребёнка от антипедагогического воздействия такой семьи – одна из задач школы.

Технология работы с семьей включает в себя несколько этапов : 1- сбор и анализ информации о семьях ; 2- постановка социального диагноза ( выявление основных проблем семьи, определение их показателей и причин возникновения ); 3- выбор способов воздействия и планирование работы с семьей ; 4- практическая работа по оказанию помощи семье.

Методы работы с семьями - Беседа. - Метод поддержки. - Метод преодоления конфликта - Метод социального патронажа. - Консультирование. - - Социальная и педагогическая поддержка

Принципы работы с семьей 1. Проблемы отдельных членов семьи – это всегда проблемы семьи в целом, и наоборот, любая семейная проблема влечет за собой те или иные проблемы каждого члена семьи. 2. Как правило, социальному педагогу приходится работать со всеми членами семьи, осуществлять " блокирование " тех сторон отношений, которые отягощают положение каждого из них. Поэтому " изъятие " ребенка из семьи на некоторое время может быть оправдано.

Принципы работы с семьей 3. Помощь заключается в том, чтобы семья поняла свою проблему и осознала необходимость её решения. Недопустимо ответственность за решение проблемы снимать с семьи и возлагать на плечи соц. педагога, ответственность за последствия поведения членов семьи, за результат их жизнедеятельности. Но следует понимать, что семья, как правило, не всегда желает изменить свой образ жизни ; поэтому социальный педагог должен действовать прежде всего в интересах ребенка и улучшать условия его жизни

Принципы работы с семьей 4. В работе с семьей не следует навязывать людям свое мнение о системе ценностей, так как наше представление может не совпадать с мировоззрением клиента. Однако воспитательную работу с семьей, особенно с ее взрослыми членами, проводить необходимо.

Принципы работы с семьей 5. Семья автономна в своей жизнедеятельности и имеет право выбирать тип взаимоотношений, методы воспитания детей и так далее. Поэтому вмешательство в семейные отношения происходит лишь тогда, когда существует прямая угроза физическому, психическому здоровью ребенка или кого - то из членов семьи. 6. Работа с семьей требует высочайшей деликатности и соблюдения конфиденциальности, ибо в ее ходе затрагиваются сведения, разглашение которых может нанести серьезный ущерб клиенту, а некорректное общение специалиста непоправимо разрушает возможности для их дальнейшего сотрудничества.

Информация МОУ СОШ 7 на сентябрь месяц о детях и семьях, находящихся в трудной жизненной ситуации Неполные семьи Многодетные семьи Малообеспеченные семьи Неблагополучные семьи Кол-во сирот и детей, оставшихся без попечения родителей учебный год семейдетейсемейдетейсемейдетейсемейдетейсемейдетей % 5526 – 11%5925 – 10 %339 – 4 % % – 2012 учебный год семейдетейсемейдетейсемейдетейсемейдетейсемейдетей 35 – 15 % 4327 – 12 % 5731 – 13 % 387 – 3 %93 – 1 % 4

Социальный педагог и неполная семья Особого подхода и контакта требует неполная семья. Она имеет свои особенности. Причинами появления неполных семей считаются следующие : смерть одного из супругов, внебрачное рождение ребенка, распад брака. Статистика из года в год констатирует увеличение количество таких семей. Осуществление индивидуального подхода к неполной семье возможно при следующих условиях : - 1. Обязательное посещение таких семей педагогом. Причем, необходимо готовится к встрече, предварительно договориться о ней, психологически настроится на общение - диалог. 2. Систематически контактировать с матерью путем использования различных средств связи : телефон, письма, непосредственное общение. 3. Особенно важно создать благоприятное общение с другими родственниками этой семьи, особенно мужского пола, чтобы предупредить дефицит мужского влияния на ребенка. 4. Содействовать созданию возможного общения детей без отца с теми, у кого он есть, чтобы можно было проводить свободное время.

Социальный педагог и семья детей - инвалидов Социальный педагог организует взаимоотношение с теми педагогами, которые обучают детей - инвалидов на дому, знакомится с условиями жизни этих детей. Социальный педагог организует оказание помощи родителям в воспитании детей - инвалидов. Это, прежде всего : - встречи и консультации со специалистами ( дефектологами, психиатрами, психологами, логопедами ); - обмен опытом обучения и воспитания детей вне школы ; - создание условий для систематических контактов педагогов и родителей учащихся, между родителями этих детей ; - создание благоприятных отношений между школой и различными фондами, организациями и родителями, имеющих детей с отклонениями в психологическом развитии.

Социальный педагог и многодетные семьи - Изучение бытовых условий жизни семьи и знакомство с членами семьи и ее окружением. - Проведение бесед с родителями, оценка условий их жизни. - Изучение личностных особенностей членов семьи. - Контроль за здоровьем и оздоровлением детей. - Оказание помощи в получении пособий. - Психолого - педагогическое консультирование. - Профилактика асоциально - аморального поведения. - Организационно - практическое содействие родителям в выполнении их воспитательных функций ( ГПД, благотворительная помощь и др.) - Законодательное просвещение. - Изучение характера взаимоотношений в семье, изучение отношения ребенка к родителям.

Социальный педагог и многодетные семьи - Координационная деятельность со всеми заинтересованными органами ( образовательные учреждения, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т. п.) - Проведение бесед, семинаров на темы воспитания. Посещение на дому. - Вовлечение детей в систему дополнительного образования ( кружки, секции, клубы ) - Использование метода наблюдения при работе с многодетными семьями. Проведение консультаций. - Возбуждение дела о лишении родительских прав ( в случае необходимости ). - Текущие и контрольные посещения семьи.

Социальный педагог и опекунские семьи : - Создание банка данных об опекаемых ( постановление об опеке, сведение о родителях, о родственниках, решение суда, документ, подтверждающий отсутствие родителей, сведения об имуществе ребёнка, жилой площади ). - Посещение семьи. - Медицинское обследование подопечных. - Оказание материальной помощи ( по необходимости ). - Трудоустройство подопечных. - Предоставление информации в отдел опеки. - Организация досуга подопечных, летнего отдыха.

Таблица результов работы с детьми из семей : Статус обучающегос я Учебные годы Количество детей Обеспечен учебниками Питание (бесплатное) Летняя занятость Мед осмотр Занятость доп. образ. Дети из многодетных семей 2010 – %100 %59 %100 %68 % %100 % %71 % Дети из малообеспече нных семей 2010 – %100 %70 %100 %70 % %100 % %71 % Дети – инвалиды 2010 – % % % % Опекаемые %100 % %100 % % Дети из неполных семей %40 %65 %100 %72 % %57 % %72 %

Социальный педагог и неблагополучные семьи 1. Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем. 2. Обследование жилищно - бытовых условий неблагополучной семьи. 3. Знакомство с членами семьи и ее окружением. 4. Изучение причин неблагополучия семьи, ее особенностей, целей, ценностных ориентаций. 5. Изучение личностных особенностей семей. 6. Координационная деятельность со всеми заинтересованными органами ( образовательные учреждения, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и. т. д.).

Социальный педагог и неблагополучные семьи 7. Наблюдение и консультация учителя, психолога, социального педагога. 8. Проведение бесед, семинаров на темы воспитания. Посещение на дому. 9 Оказание помощи ребенку в умении планировать свое свободное время. Вовлечение детей в систему дополнительного образования ( кружки, секции, студии и. т. д.) 11. Постановка на учет в ОДН, к подростковому психологу, наркологу. 12. Консультации психолога, социального педагога, врача, юриста для родителей

Социальный педагог и неблагополучные семьи 13. Привлечение родителей к работе семинаров, беседы о воспитании в семье. 14. При хроническом неусвоении школьной программы направление ребенка на ПМПК для определения уровня его развития, программы обучения и типа образовательного обучения. 15. Проведение родительского лектория. Использование видеоматериалов для работы с родителями. 16. Перевод ребенка в класс компенсирующего обучения, во вспомогательную школу, центр социально - трудовой адаптации, вечернюю школу, в учебное заведение НПО и. т. д. 17. Привлечение ближайших родственников к воспитанию ребенка. 18. Работа классного руководителя, воспитателя, психолога школы с пьющим родителем о необходимости лечения от алкогольной зависимости.

Социальный педагог и неблагополучные семьи 19. Индивидуальная работа социального педагога с каждым из родителей по изменению отношений в семье. 20. При асоциальном поведении ребенка ( агрессивность, депрессивность, суицидальность и. т. п.) обследование подростка у детского психиатра. 21. Информирование органов опеки и попечительства о детях, постановка вопроса об ограничении или лишении родителя - алкоголика родительских прав. 22. Текущие и контрольные посещения семьи.

Социальный педагог и неблагополучные семьи годы Кол-во уч-ся из неблагоп семей Занятость доп. образован Мед осмотр Летний отдых, санаторий Обеспечен школьным и учебникам и Матер. Помощь Питание (бесплатно е) – 873 %100 %78 %58 %53 %80 % %100 %---56 %67%71 %

Заключение : вместе с семьёй Социальный педагог, классный руководитель не должен брать на себя функции воспитания и заботы о детях, подменяя родителей, т. к. это порождает иждивенческую позицию членов семьи. Основное воспитание всё – таки происходит в семье, а не в школе. И только индивидуально работая с семьёй, т. е. через семью и вместе с семьёй, можно помочь ребёнку в решении актуальных задач, таких как – учебные трудности, проблемы взаимоотношений со сверстниками, родителями, учителям, нарушения эмоционально – волевой сферы