РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТА «1 УЧЕНИК: 1 КОМПЬЮТЕР»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация работы по подготовке к переходу МОУ городского округа Тольятти на ФГОС в учебном году Сергеева О. А., начальник отдела общего и дополнительного.
Advertisements

ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Структура профессиональной компетенции учителя начальных классов с точки зрения ФГОС второго поколения.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
О КОРРЕКТИРОВКЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ПРИКАЗОМ МИНОБРНАУКИ РОССИИ ОТ О.О. Хроменкова,
Поточная модель обучения в образовательном процессе основной школы.
Анализ уровня методической подготовки учителей школы, использующих технологию уровневой дифференциации.
Программа эксперимента «Мониторинг качества образования в современной школе»
Клубное объединение педагогов как средство формирования ИКТ компетентностей Управление качеством в школе начинается с работы с человеком и, прежде всего.
Итоги методической подготовки педагогических работников ОУ города по проблеме введения ФГОС НОО (Воронова Т.А., зав. каф. педагогики ИвГУ)
Формирование профессиональных компетенций педагогов, направленных на личностное, метапредметное и деятельностное образования.
Подготовили: учителя МСОШ 2. Создать условия для развития ключевых компетенций учащихся начальных классов посредством применения в образовательном процессе.
Проект «Профессиональный стандарт педагога» Автор : учитель начальных классов «МБОУ СОШ 1 им. Б.Н.Куликова» Шах Елена Петровна Муниципальное общеобразовательное.
Научно-методическое сопровождение введения ФГОС нового поколения Л.К. Фомичева, ректор Псковского областного института повышения квалификации работников.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Муниципальное образовательное учреждение «Большетарховская общеобразовательная средняя школа» 2008/2009 учебный год.
Бугрова Екатерина Алексеевна, учитель начальных классов МАОУ «БСШ 2»
Комитет по образованию администрации МО «Всеволожский муниципальный район» Ленинградской области Отдел оценки качества образования РМЦ МОУ «Бугровская.
Курсы повышения квалификации (общие показатели в %)
Результаты психодиагностического исследования сформированности универсальных учебных действий учащихся 1 классов Северо-Западного округа уч.
Транксрипт:

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТА «1 УЧЕНИК: 1 КОМПЬЮТЕР»

Мегатенденции массовый характер образования и его непрерывность как новое качество; значимость как для индивида, так и для общественных ожиданий и норм; ориентация на активное освоение человеком способов познавательной деятельности; адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности; ориентация обучения на личность обучающегося, обеспечение возможностей его самораскрытия.

Компоненты Организационно-структурный Организационно-методический Содержательно-методический и проектно-технологический Опытно-экспериментальный и научно-исследовательский Информационно-коммуникационный

Кафедра информационных технологий Новые формы повышения квалификации Сетевой проект «Проектирование информационно-образовательной среды ОУ» Организация взаимодействия субъектов образовательного процесса в реализации инновационных образовательных моделей

Региональная экспертиза реализации модели «1:1» совместная, многоуровневая, целенаправленная деятельность по изучению, оценке и обобщению результатов реализации модели «1:1» и разработке направлений дальнейшего совершенствования.

Этапы экспертизы 1-й этап – определение предмета экспертизы; 2-й этап – отбор участников; 3-й этап – осуществление экспертной оценки педагогического объекта; 4-й этап – качественная или количественная обработка результатов с помощью математической статистики и представление отчёта в виде рекомендаций, графиков, таблиц. 5-й этап – анализ результатов, формирование рекомендаций

Влияние электронной среды обучения на качество образования младших школьников (результаты исследования) 8

9 Проект «Компьютер для школьника» Ноябрь 2008 года Исследование Влияние электронной среды обучения на качество образования младших школьников ВСЕГО учащихся, 495 родителей, 56 учителей Настоящее исследование проводилось с целью проверки гипотезы, что электронная среда обучения («1 ученик : 1 компьютер») способствует качественным изменениям образования младших школьников.

10 ПРОЕКТ Создание ИКТ-насыщенной среды в начальной школе. Формирование у младших школьников умений и навыков XXI века» 2009 г Цель проекта: - Проведение ряда мероприятий, направленных на модернизацию системы обучения и воспитания школьников на начальной ступени обучения в условиях ИКТ-насыщенной среды, в т.ч. с применением модели обучения «1:1». - Разработка механизмов социализации обучения с привлечением членов семей школьников. -Разработка оценки качества приобретаемых школьниками умений и навыков - Проведение мониторинга полученных результатов

11 Цель и задачи исследования Цель исследования – выявить, способствует ли электронная среда обучения «1 ученик : 1 компьютер» качественным изменениям в образовании младших школьников. Задачи исследования: - разработать критериально-диагностическую базу исследования (выбор и обоснование методов исследования, критериев оценки); - организовать и провести тестирование респондентов; - провести качественный и количественный анализ результатов исследования, сравнить предыдущие результаты с новыми данными; - осуществить анализ результатов в рамках преемственности начального и среднего звена; - обобщить результаты исследования.

12 Этапы исследования 1. повторное исследование в школах – участниках аналогичного исследования осенью 2008 года – проведено в ноябре 2009 года; 2. новое исследование в других школах в условиях преемственности обучения в начальном и среднем звене – запланировано на март 2010 года.

В исследовании приняли участие Контрольная группа - учащиеся 4-х классов начальной школы муниципальных образовательных учреждений 54,122 Советского района – 90 человек; - родители учащихся 4-х классов начальной школы муниципальных образовательных учреждений,54,122 Советского района – 90 человек; - учителя начальных классов муниципальных образовательных учреждений Советского района - 26 человек; Экспериментальная группа -учащиеся 4-х классов начальных классов муниципальных образовательных учреждений 37,128 Автозаводского района – 139 человек; -родители учащихся муниципальных образовательных учреждений 6,37,128 – 139 человек - учителя начальных классов муниципальных образовательных учреждений Автозаводского района, работающие с ИКТ в рамках проекта «Компьютер для школьника» – 28 человек. ВСЕГО учащихся, 229 родителей, 54 учителей 13

Условия исследования Учащиеся экспериментальной и контрольной групп имели сопоставимый уровень общего развития и учебных навыков. Учащиеся начальной школы экспериментальной группы обучаются в обычных общеобразовательных учреждениях, где реализуются стандартные учебные программы. Учителя экспериментальной группы имели возможность использовать комплект компьютеров на каждом уроке. 14

Главные составляющие учебного процесса Учащиеся РодителиУчителя Сформированность универсальных учебных действий (УУД) учащихся, к которым в проекте стандартов второго поколения относятся личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД Осознание родителями необходимости использования средств ИКТ в учебном процессе, степень удовлетворенности учебным процессом в условиях электронной среды обучения, понимание происходящих изменений в ребенке Изменения профессиональных компетенций учителей, мотивация и самооценка учителем потенциальных возможностей, качественные изменения в профессиональной деятельности учителя 15

Основные методы Анкета учащихся Графический диктант Методики «Неоконченные предложения», «Ответь правильно и быстро» «Цветопись» «Наблюдение» и др. Учащиеся 16

Личностные УУД Под личностными УУД понималась эмоциональная зрелость ребенка и мотивация к использованию компьютера как средству обучения. Показатели: Осознание детьми целей применения компьютера Роль компьютера в учебной практике учащихся Область применения компьютеров Отношение к компьютеру как к средству обучения. Учащиеся 17

Учащиеся Личностные УУД 18

Учащиеся Личностные УУД Уровень осознанности применения компьютера 19 Показатель Контрольная группа Экспериментальная группа Роль компьютера в учебной практике 51,1%66,2% Область применения компьютера (в т.ч. на уроке информатика) 17,8% 26,7% 47,5% 5,8% Применение ПК на отдельных этапах урока 14,4%35,3%

Учащиеся Личностные УУД Уровень осознанности применения компьютера Уровень, % Контрольная группа Экспериментальная группа КГ КГ ЭГ ЭГ Высокий 7,012,229,841,7 Средний 75,373,367,156,8 Низкий 17,714,42,81,4

Эмоциональное отношение детей к использованию компьютера в учебном процессе проявлялось: - в заинтересованности детей применять компьютер для получения новых знаний, овладении новыми информационными технологиями - Компьютер для меня – «друг», «радость», «счастье», «золото», «самое дорогое», «важная и необходимая вещь», «вызывает чувство удовольствия и восторга». Учащиеся Личностные УУД 21

Учащиеся Личностные УУД 22

Регулятивные УУД Регулятивные УУД включали навыки самоконтроля, умение решать учебную задачу, умение работать по алгоритму, уровень развития комбинаторных умений. Учащиеся 23

Регулятивные УУД Комбинаторные умения Изображены герои известной русской сказки: Пузырь –, Соломинка – и Лапоть – Они отправились погулять, но заспорили, кому за кем идти. Не хотят Лапоть и Соломинка становиться после Пузыря. Помоги друзьям! Расставь их друг за другом по-разному столько раз, сколько это возможно. Нарисуй свои варианты. Учащиеся 24

Регулятивные УУД Учащиеся 25

26

Учащиеся Сформированность умений младших школьников работать по алгоритму Регулятивные УУД 27

исследовались отношения родителей к использованию компьютеров в процессе обучения их детей, а также осознание роли компьютеров в формировании универсальных учебных действий, предметных знаний и умений. Родители 28

Отношение родителей к использованию ПК в учебном процессе начальной школы Родители 29 Контрольная группа Экспериментальная группа Положительное отношение к использованию ПК в учебном процессе 82,2%82,7% Область применения компьютера 63,3%73,4%

Родители 30

Наличие домашнего компьютера у младших школьников Родители 31

Цель исследования – анализ изменений в мотивации, готовности к использованию ИКТ в учебном процессе, степени сформированности основных профессиональных компетенций в области ИКТ, происходящих у учителей начальных классов в условиях ИКТ-насыщенной среды. Исследование проводилось на основе следующих показателей: оценки использования компьютерных технологий в профессиональной деятельности учителя, определения уровня готовности учителей к использованию ИКТ в учебном процессе, степени интереса и понимания значимости новых информационных технологий в профессиональной деятельности учителя начальных классов. Учителя 32

Отношение учителей к использованию ИКТ Учителя Уровень Значимость и необходимость использования ИКТ в школе Интерес, желание учителей начальной школы к использованию ИКТ Самооценка потенциальных возможностей учителей к использованию ИКТ Готовность учителей начальной школы к использованию ИКТ контрольная эксперимент альная контрольная эксперимент альная контрольная эксперимент альная контрольная эксперимент альная Высокий 80,882,161,575,011,539,311,557,1 Средний 15,417,926,925,080,860,742,342,9 Низкий 3,80,011,50,07,70,046,20,0

34 Учителя

35 Учителя

Целевые приоритеты в использовании ИКТ (данные в процентах к количеству испытуемых в группах) Цели использования ИКТ Контрольная 2009 год Экспериментальная группа 2008 год2009 год Подготовка и хранение документов в электронном виде 50,0 29,6 25,0 Использование ПК в качестве демонстрационного устройства 65,4 40,7 67,9 Организация работы учащихся в классе 46,2 55,6 82,1 Проведение внеклассных мероприятий (тематических вечеров, кружков) 30,8 37,0 42,9 Возможность получения необходимой информации для подготовки к уроку 69,2 37,0 78,6 Электронная почта, Интернет 3,8 33,3 21,4 Обмен опытом работы 7,7 33,3 28,6 Возможность самообразования 38,5 44,4 39,3 Компьютером не пользуюсь 26,90,0

Учителя 37 КритерийКГЭГ 1. Повышение результатов обучения, качества образовательного процесса 42,350,0 2. Развитие активных методов обучения (эксперимент, мозговой штурм, групповые обсуждения, работа с обучающими программами и программами-тренажерами) 50,064,3 3. Развитие интереса к учебе, мотивация школьников50,096,4 4. Повышение наглядности обучения, расширение возможностей представления учебного материала 57,789,3 5. Возможность организации тестирования, проверки знаний учащихся 42,382,1 6. Организация разноуровневого, разнотемпового обучения школьников, самостоятельного обучения 38,567,9 7. Развитие сотрудничества, проектной деятельности38,571,4 8. Совершенствование восприятия, логического мышления, внимания школьников 46,282,1 9. Формирование конкурентоспособной личности школьника, человека XXI века 73,182,1 Эффекты от использования ИКТ в процессе обучения младших школьников

38 Учителя экспериментальная группа

39 Учителя экспериментальная группа

40 Аспекты использования ИКТ КГ 2009 год ЭГ 2008 год2009 год Умение управлять компьютерной программой 42,370,4 82,1 Умение критически анализировать существующее ПО 7,740,7 42,9 Умение учитывать особенности урока при обучении с помощью компьютера 15,766,7 82,1 Умение провести урок и другие виды занятий с использованием ИКТ 26,966,7 89,3 Умение критически оценить результативность проведенного урока по предмету с использованием имеющегося базового и ППО 19,259,3 75,0 Умение подготовить конспект урока, доклада, дидактические материалы с помощью ИКТ 34,659,371,4 Степень сформированности профессиональных навыков учителей в использовании ИКТ

Средние значения оценок выраженности состояний учителей контрольной и экспериментальной групп ШкалыСредние значения КГЭГ Самооценка в области компетентности4,96,1 Удовлетворенность своей профессией7,78,5 Отношение к себе в целом8,08,2 Удовлетворенность жизнью в целом7,47,6 Удовлетворенность системным походом к использованию ИКТ в школе 5,26,4 Удовлетворенность методической помощью в ОУ по вопросам использования ИКТ 4,96,4 Удовлетворенность технической помощью и поддержкой5,06,4 Уровень напряжения, тревоги, стресса, который обычно испытываете 5,76,7 Удовлетворенность своим положением в ОУ7,77,3

Основные выводы использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы, реализация новой образовательной модели «1ученик : 1компьютер» значительно изменяют качество образовательного процесса, положительным образом оказывают влияние на формирование УУД у младших школьников электронная среда обучения дает возможность рационально использовать учебное время, помогает в определенной степени снять перегрузку учащихся начальных классов, освободив тем самым время у младших школьников для других творческих, исследовательских видов работ, направленных на развитие личности ребенка приобщение младших школьников к работе с компьютерными технологиями приводит к совершенствованию психических процессов (восприятия, логического мышления, внимания и др.), познавательной мотивации, регуляции собственной деятельности на статистически значимом уровне 42

овладение компьютером как средством получения нового знания становится критерием конкурентоспособной личности, что осознается сегодня как самим ребенком, так и его родителями новые технические и программные средства современных компьютеров способствуют реализации индивидуальных образовательных маршрутов в тех ситуациях, когда темп продвижения в предметных областях отдельного ребенка не совпадает с темпом продвижения всего класса внедрение информационных технологий в учебный процесс позволяет современному учителю приобрести новые профессиональные компетенции, что качественно изменяет педагогическую культуру изменения в практике учебной деятельности в условиях электронной среды напрямую зависит от подготовки учителя не только как пользователя ПК, но и от его личной мотивации, уровня понимания педагогом психолого-педагогических основ построения учебного процесса, умений создавать комфортную учебную атмосферу, снимать тревожность и напряженность учащихся, создавать ситуацию успеха для каждого школьника. 43

Электронный ресурс « Мобильные технологииМобильные технологии» 44

45