«Технологическая карта как способ проектирования урока, реализующего системно- деятельностный подход и цели формирования универсальных учебных действий»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технологическая карта как способ проектирования урока, реализующего системно- деятельностный подход и цели формирования универсальных учебных действий.
Advertisements

Технологическая карта как инструмент планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся Подготовила: учитель начальных классов Дукач Е.М.
«Технологическая карта как способ проектирования урока, реализующего системно- деятельностный подход и цели формирования универсальных учебных действий»
«Технологическая карта как способ проектирования урока, реализующего системно- деятельностный подход и цели формирования универсальных учебных действий»
«Мониторинг результативности деятельности учителя по формированию УУД на основе матрицы анализа урока» Копотева Г.Л.
Формирование универсальных учебных действий при изучении ОРКСЭ, дисциплин духовно- нравственной направленности.
«Формирование универсальных учебных действий» Шевченко М.А. учитель начальных классов Педагогическая конференция «Формирование модели качества образования.
Формирование УУД на разных этапах урока. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УУД) способность ребёнка к саморазвитию и самосовершенствованию через сознательное.
«Формирование универсальных учебных действий в основной школе»
Системно- деятельностный подход - методологическая основа ФГОС.
Технологическая карта урока в контексте реализации требований ФГОС.
Подготовка к уроку в соответствии с требованиями ФГОС Технологическая карта урока.
ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩИЙ СЕМИНАР ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ, РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ КАК МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
«Универсальные учебные действия» Копотева Г.Л.. Требования к результатам Ориентация на результат Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ или что необходимо уметь ребенку в современном обществе?
«Универсальные учебные действия» Копотева Г.Л.. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС Зверкова Е.Г.
Формирование универсальных учебных действий как фактор реализации требований ФГОС Заместитель директора по УВР Васильева З.А.
«Универсальные учебные действия» Копотева Г.Л.. Требования к результатам Ориентация на результат Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном.
Карты: географическая, топографическая, плоская морская, игральная.
Транксрипт:

«Технологическая карта как способ проектирования урока, реализующего системно- деятельностный подход и цели формирования универсальных учебных действий»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА – форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т.п. (Политехнический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989).

Необходимость карты, фиксирующей реализацию системно-деятельностного подхода новое понимание образовательных результатов – необходимость ориентации на результаты, сформулированные не как перечень знаний, умений и навыков, а как формируемые способы деятельности;новое понимание образовательных результатов – необходимость ориентации на результаты, сформулированные не как перечень знаний, умений и навыков, а как формируемые способы деятельности; необходимость достижения учащимися трёх групп планируемых образовательных результатов – личностных, метапредметных и предметных;необходимость достижения учащимися трёх групп планируемых образовательных результатов – личностных, метапредметных и предметных; понимание метапредметных результатов как сформированных на материале основ наук универсальных учебных действий.понимание метапредметных результатов как сформированных на материале основ наук универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия (УУД) Обеспечивают способность учащегося к САМОразвитию и САМОсовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опытаОбеспечивают способность учащегося к САМОразвитию и САМОсовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта Умение учиться и развиваться Умение учиться и развиваться переход от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе

Понятие УУД Понятие УУД Умение учиться в общении со сверстниками = Полноценное освоение школьниками компонентов учебной деятельности: Познавательные и учебные мотивы;Познавательные и учебные мотивы; Учебная цель;Учебная цель; Учебная задача;Учебная задача; Учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материал, контроль и оценка)Учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материал, контроль и оценка)

Формирование УУД Виды УУД ЛичностныеЛичностные РегулятивныеРегулятивные КоммуникативныеКоммуникативные ПознавательныеПознавательные

Личностные УУД Личностные УУД СамоопределениеСмыслообразование Нравственно-этическое оценивание

Регулятивные УУД Регулятивные действия Целепола- гание Планиро вание Прогно- зирование КонтрольКоррекция Оценка Волевая само регу ляция

Коммуникативные УУД Коммуникативные действия Планирование учебного сотрудничества Постановка вопросов Построение речевых высказываний Лидерство и согласование действий с партнером

Познавательные УУД Познавательные действия ОбщеучебныеЛогические Постановка и решение проблем

Требования к уроку Урок современного типа Универсальные учебные действия Объявление темы урока Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) Познавательные, общеучебные, коммуникативные Сообщение целей и задач Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит к осознанию целей и задач) Регулятивные, целеполагания, коммуникативные

Планирование Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) Регулятивные планирования Практическая деятельность учащихся Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует Познавательные, регулятивные, коммуникативные Осуществлени е контроля Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные Осуществлени е коррекции Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Коммуникативные, регулятивные коррекции Оценивание учащихся Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует, советует Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные Итог урока Проводится рефлексия Регулятивные саморегуляции, коммуникативные Домашнее задание Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей Познавательные, регулятивные, коммуникативные

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - К.Д. Ушинский.

Технологическая карта урока - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся Технологическая карта урока – это обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы

Общий вид технологической карты урока, реализующего системно-деятельностный подход и формирование УУД Ход урока Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Вариативная частьИнвариантная частьВариативная часть

Базовые образовательные технологии, реализующие требования ФГОС дифференциация требований к уровню освоения явное выделение базового и повышенных уровней

Вариативная часть карты. Модуль 1, фиксирующий уровень предлагаемых учебных заданий. Ход урока Этап урока Задание, выполняемое на данном этапе урока Деятельн ость учителя Деятельн ость учащихся Задание базового уровня Задание повышенного уровня

. 4-х модульная вариативная часть карты Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Познавател ьная Коммуникат ивная Регулятивн ая Личностна я Осущ еств ляем ые дейс твия Форм ируе мые спос обы деяте льно сти Осущ ествл яемы е дейст вия Форм ируе мые спос обы деяте льно сти Осущ ествл яемы е дейст вия Форм ируе мые спос обы деяте льно сти Осущ ествл яемы е дейст вия Фор миру емы е спос обы деят ельн ости

5-ти модульная инвариантная часть карты Ход урока Деятельность учащихся ПознавательнаяКоммуникативнаяРегулятивнаяЛичностная Зада ние базо вого уров ня Зада ние пов ыше нног о уров ня Осуществл яемые действия Формируе мые способы деятельнос ти Осуществ ляемые действия Формируем ые способы деятельност и Осущест вляемые действия Формиру емые способы деятельн ости Осуще ствля емые дейст вия Формир уемые способ ы деятель ности

Общий вид технологической карты урока, реализующего системно-деятельностный подход и формирование УУД Общий вид технологической карты урока, реализующего системно-деятельностный подход и формирование УУД Предмет____________________________________________________________ Класс_______________________________________________________________ Автор УМК__________________________________________________________ Тема урока___________________________________________________________ Тип урока____________________________________________________________ Ход урока Деятель ность учителя Деятельность учащихся ПознавательнаяКоммуникативнаяРегулятивная Зад ание базо вого уро вня Зад ание пов ыше нног о уро вня Осуществл яемые действия Формируем ые способы деятельнос ти Осуществл яемые действия Формируем ые способы деятельнос ти Осуществл яемые действия Формируем ые способы деятельнос ти

Методологические позиции технологической карты урока имеет статус документа; в ней записан весь процесс; указаны операции, их составные части; названы материалы; перечислено оборудование; указаны инструменты; обозначены технологические режимы; рассчитано время; определён квалификационный статус исполнителей.

І) блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить); ІІ) инструментальный блок (какими средствами это достижимо); ІІІ) блок организационно-деятельностный (структуризация на действия и операции).

ЦЕЛЬ – один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определённых средств. Цель выступает как способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему.

«Урок открытия нового знания по теме «Новая запись чисел в 5 классе». Целевая установка урока: Сформировать: понятие десятичной дроби, как нового способа записи обыкновенных дробей умение записи обыкновенных дробей в виде десятичных, умение чтения десятичных дробей

3.Планируемый результат : знания-умения-навыки. Знания, умения, навыки, наполнив душу, но не возвысив её до осознания того, во имя чего они нужны человеку, приведут к томлению духа и неудовлетворённости.

ІІ. Инструментальный блок 5. Задачи урока. ЗАДАЧА – данная в определённых условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определённой процедуре.

Задачи по формированию УУД Регулятивные: создание ситуации для постановки учебной задачи на основе знаний об обыкновенных дробях, прогнозирование результата и уровня усвоения на основе знания десятичной формы записи натуральных чисел. Обучение навыкам контроля в форме сличения результата с/р с решением заданий на доске с целью обнаружения отклонений и отличий от образца, оценки того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Коммуникативные: моделирование ситуаций коллективного обсуждения проблем. Обучение умению слушать, вступать в диалог. Развитие монологической и диалогической речи.

Познавательные: обучение умению самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, поиску и выделению необходимой информации с помощью математического диктанта и системы вопросов учителя. Совершенствовать умение осознанно и произвольно строить высказывание в устной и письменной форме, анализировать объекты с целью выделения существенных признаков.

6. Тип урока. 7. Учебно-методический комплекс. Источники информации Оборудование. Дидактическое сопровождение. Материалы для познавательной деятельности ученика

ІІІ. Организационно - деятельностный блок. 8. План урока.

Достоинства структуры технологической карты урока Чётко фиксирует: не только предполагаемые виды деятельности учителя и учащихся на уроке, но и виды формируемых у учащихся способов деятельности

Достоинства структуры технологической карты урока прозрачным (видимым, очевидным) Фиксирование видов формируемых у учащихся способов деятельности позволяет сделать для учителя процесс формирования УУД прозрачным (видимым, очевидным)

Ноу-хау структуры технологической карты урока Чётко фиксирует: виды формируемых у учащихся способов деятельности в чётком соответствии с предложенной учителем учебно-познавательной или учебно-практической задачей

Ноу-хау структуры технологической карты урока Позволяет зафиксировать уровень сложности предлагаемой учителем учебно-познавательной или учебно-практической задачи (то есть дифференцировать процесс обучения)

Ноу-хау структуры технологической карты урока Поскольку планируемые образовательные результаты представляют собой систему личностно-ориентированных целей образования, постольку в структуре технологической карты урока отпадает необходимость выделения в карте отдельной графы (компонента матрицы), посвященной целевому назначению проектируемого урока

Ноу-хау структуры технологической карты урока Представляет собой конструктор, число проектируемых элементов которого (модулей) можно увеличить или уменьшить

Спасибо за внимание!