1 Разработка стратегических документов в области инновационного развития: опыт ИСИЭЗ ГУ-ВШЭ Государственный университет - Высшая школа экономики Институт.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О разработке программ инновационного развития компаний с государственным участием Выступление заместителя Министра экономического развития Российской Федерации.
Advertisements

1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
Информационный семинар «Перспективы формирования технологической платформы «Глубокая переработка углеводородных ресурсов»: Технологические платформы:
29 сентября 2010 г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики.
Егоров Н.Е. «ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА» ФГНУ «Институт региональной экономики Севера», Якутск, Республика.
При подготовке презентации были использованы материалы Минобрнауки России, Минэкономразвития России, Л. М. Огородовой, проректора Сибирского государственного.
Разработка программы инновационного развития ОАО «Холдинг МРСК» Москва, 2010 ОАО «Холдинг МРСК» Начальник Департамента технического развития и регулирования.
Ключевые элементы Дорожной карты ТП «МРЭ» Успешная дорожная карта содержит четкое определение желаемого результата, за которым следует описание конкретного.
Управление технологическими платформами: взгляд на проблему Волковинский Александр Юрьевич Руководитель направления ООО «Союзмаш консалтинг»
Прогнозно-аналитическое обеспечение инновационного развития Тверского госуниверситета и региона Забелина О.В. д.э.н., профессор. зав. ЛСЭМиП Тверской Государственный.
Центр импортозамещения и локализации в Санкт-Петербурге (концепция)
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ С РЕГИОНАМИ НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА ФЕДЕРАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ В РОССИИ Конференция «Формирование сети федеральных.
2 декабря 2009, г. Санкт-Петербург «Вузы транспорта – основа инновационного развития отрасли» Президент Ассоциации вузов транспорта РФ, ректор Московского.
«Мониторинг и анализ структуры предложения рабочей силы» Водопьянова Е.А. Эксперт проекта Основные практические результаты 1-го этапа (2009 год)
«МГУ имени М.В. Ломоносова, конференция «Ломоносов – 2010»
Дальневосточный строительный кластер как инструмент реализации Федеральной программы развития Дальнего Востока и Байкальского региона г. Хабаровск, 2012.
КОНЦЕПЦИЯ ФОРУМА «EXPO – 2017: Региональные инициативы»
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
27 января 2011 г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики.
Технологические и управленческие инновации в корпоративном секторе промышленности: источники и основные компоненты лидерства. На примере предприятий обрабатывающей.
Транксрипт:

1 Разработка стратегических документов в области инновационного развития: опыт ИСИЭЗ ГУ-ВШЭ Государственный университет - Высшая школа экономики Институт статистических исследований и экономики знаний Карасев Олег Игоревич

2 Государственный университет – Высшая школа экономики Основана в 1992 г. по инициативе Правительства РФ Миссия – способствовать экономическим реформам в Российской Федерации путем подготовки высококвалифицированных специалистов в сфере экономики и других социальных наук Единственный Национальный исследовательский университет и крупнейший в России исследовательский центр в сфере экономики и социальных наук 21 факультет, 3 филиала в регионах (Нижний Новгород, Пермь, Санкт-Петербург) 2 Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) Развитие системы статистического наблюдения сферы науки и технологий, инноваций, образования и профессионального обучения, информационного общества Российской Федерации Предоставление актуальной, всесторонней и сопоставимой в международном контексте статистической информации обществу и органам власти Анализ и прогнозирование трендов науки и технологии, инноваций, образования, информационных технологий и экономики знаний Подготовка рекомендаций по экономической, научно-образовательной, инновационной политике Содействие международному сотрудничеству в сфере исследований и разработок Основан в 2002 г.

3 Международный научно-образовательный Форсайт-центр ИСИЭЗ ГУ-ВШЭ Региональные проекты Проекты федерального уровня Отраслевые исследования Методология Форсайта Тематические проекты Критические технологии Дорожные карты Дельфи Спрос на компетенции будущего Гражданское общество Инновационные приоритеты Башкортостан Москва Корпоративные проекты Атомное энергетическое машиностроение Атомная энергетика Природно-ресурсный комплекс Критические технологии Дельфи и дорожные карты для науки и технологий ГК «Роснанотех» (дорожные карты, Дельфи) 3 Участие в международных экспертных группах Экспертная группа по методологии Форсайта ЕС (Regional Foresight Blueprint) Международная группа экспертов по Форсайту ОЭСР Экспертная группа ЮНИДО по технологическому Форсайту Advisory Board of the European Futurists Conference Lucerne Advisory Board of the International FTA Conference, Seville Экспертная деятельность за рубежом Отраслевые критические технологии для Республики Узбекистан ( ) Оценка национальной программы Форсайта Великобритании (2009) Оценка эффективности национальной программы Форсайта Колумбии (2008) Обоснование Форсайта для Республики Беларусь (2007) Консультации по применению Форсайта для оценки перспектив вступления Болгарии в ЕС (2005) Форсайт в ГУ-ВШЭ

44 ГУ-ВШЭ накоплен большой опыт разработки инновационных стратегий на основе дорожных карт Продуктовые группы Светодиоды Углеродные волокна и продукты на их основе Каталитические процессы нефтепереработки Долгосрочный прогноз научно-технологического развития РФ до 2025 и 2030 гг. Атомное энергетическое машиностроение Дорожные карты для ряда российских компаний Подготовка программ инновационного развития, технологического перевооружения, НИОКР Энергосбережение Очистка воды Атомный энергопромышленный комплекс Ракетно-космическая промышленность Авиационная промышленность Медицина и фармацевтика Межотраслевые виды деятельности Отрасли экономики

5 Необходимость дорожных карт IV. Управление инновационным развитием компаний …Необходимо обеспечить формирование целостной системы управления инновационной деятельностью компании, включая: разработку документов, описывающих основные направления технологического развития компании (в т.ч. технологических дорожных карт…) Рекомендации по разработке программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций и федеральных государственных унитарных предприятий VII. Участие в технологическом прогнозировании и деятельности технологических платформ Разработка программ инновационного развития компаниями должна вестись с учетом тенденций мирового научно-технического и социально-экономического развития. С этой целью должно быть обеспечено участие компании в … формировании технологических дорожных карт для планирования и организации разработки конкретных технологий/продуктов. Комплексный подход к инновационному развитию с учетом общемировых тенденций

6 Дорожные карты – общепринятый инструмент стратегического планирования На национальном и международном уровне На корпоративном уровне – около 30 лет Разработка в рамках 6-й Рамочной программы ЕС. Цель: содействие инновационным предприятиям в формировании перспективной продуктовой линейки с учетом возможностей сектора исследований и разработок, а также потребностей рынка Ежегодная разработка. Результат: Траектории реализации результатов НИР в конкретных технологиях и продуктах Определение технологических приоритетов Ежегодная разработка с участием отраслевых ассоциаций 5 ведущих регионов мира. Результат: Ориентиры технологического развития отрасли Области прорывных инноваций Цели совместных научных исследований International Technology Roadmap for Semiconductors (ITRS, США, 2007) Strategic Technology Roadmap (Япония, с 2005 г.) Nanomaterial Roadmap 2015 (ЕС, 2006) Программа инновационного развития корпорации. Цель: Достижение лучших показателей по выбросам CO2 в классе пассажирских автомобилей Сокращение к 2012 г. выбросов CO2 на 40% по сравнению с уровнем 1995 г., начало массового производства электромобилей Daimlers Roadmap to Sustainable Mobility (2008) Цель: разработка перспективной продуктовой линейки с учетом будущих вызовов и технологических возможностей Motorola Roadmap (1980-е гг.)

77 Методология дорожных карт ГУ-ВШЭ основана на лучшем мировом опыте Дорожные карты ГУ-ВШЭ OECD UNIDO EU Institute for Prospective Technological Studies (IPTS) US National Academy of Science / National Research Council Massachusetts Institute of Technology (MIT) Princeton University University of Manchester UK Foresight Horizon Scanning Centre и др. Рабочие группы OECD, EU, UNIDO Более 30 международных и российских конференций Общественные обсуждения дорожных карт ГК «Роснанотех» UNIDO University of Manchester Fraunhofer-Institut für System- und Innovationsforschung ISI RAND Corporation NISTEP Консультации с ведущими мировыми экспертами (около 100 зарубежных экспертов из США, Японии, Великобритании, Германии, Франции, Кореи и др.) 9 постоянно действующих тематических панелей (более 520 экспертов) Серия общественных обсуждений Национальные и корпоративные Форсайты (более 30) Специализированные Форсайт- исследования (более 60) Обсуждение методологии и валидация результатов с ведущими международными экспертами Исследование лучшего зарубежного и российского опыта Общественные обсуждения Методические материалы ведущих центров Опросы и консультации с экспертами в предметных областях

8 Дорожные карты: методическая база Дорожные карты ГУ-ВШЭ Области применения конечных продуктов, определяющие спрос на технологические решения Учет специфики разных сегментов рынка Соответствие технологических возможностей и требований потребителей Экономическая целесообразность технологических траекторий Рекомендации по поддержке рыночно-ориентированных решений с учетом комплекса факторов Рыночное развитие Технологическое развитие Выявление основных технологических развилок Мировые тенденции развития Сравнение с отечественными возможностями Конкурентоспособность с альтернативными продуктами и технологиями Учет требований потребителей Детальный анализ факторов Market Pull Анализ альтернативных источников потребительских свойств Многообразие существующих трендов и перспективных тенденций Анализ мировых разработок, сопоставление их уровня с отечественным Детальный анализ факторов Technology Push Выявление технологических задач для преодоления барьеров на отдельных этапах инновационного цикла Определение технологий, обеспечивающих необходимые преимущества при их применении Анализ технологических ограничений

9 Концепция интегрированных дорожных карт ГУ-ВШЭ Факторы предложения Факторы спроса продукты, технологии, исследования, наиболее значимые для достижения поставленных целей экономическая оценка и сопоставление возможных направлений развития технологий Новые возможности достижения целей, связанные с применением инновационных технологий Перспективные технологии и производимые с их помощью продукты Разработчики, производители и потребители инновационных продуктов Сроки появления научных и технологических решений Характеристики продуктов, определяющие их востребованность и конкурентоспособность Оценка сегментов рынка, имеющих потенциал применения новых технологий, и факторов их динамики Альтернативные источники потребительских свойств Значимость перспективных технологий в сегментах рынка 9

10 Что дает использование дорожных карт? Комплексное представление развития продуктов, технологий, НИОКР Возможности применения новых технологий для достижения целей, выбор точек их наиболее эффективного приложения Существующие «окна возможностей», альтернативные варианты инновационных стратегий Взаимоувязка мероприятий по срокам и ресурсам, выделение точек принятия ключевых решений Наглядное отображение результатов Конечный результат: стратегии инновационного развития программы технологического перевооружения и НИОКР формирование требований к результатам НИОКР Конечный результат: стратегии инновационного развития программы технологического перевооружения и НИОКР формирование требований к результатам НИОКР

11 * Источник: R. Phaal Дорожные карты ГУ-ВШЭ имеют существенные отличия от традиционных подходов «Классические» дорожные карты: представление выбранной траектории развития (проекта) «Классические» дорожные карты: представление выбранной траектории развития (проекта) Выбор инвестиционных проектов Концепция ГУ-ВШЭ: множество траекторий инновационного развития, обоснованный выбор предпочтительных вариантов Концепция ГУ-ВШЭ: множество траекторий инновационного развития, обоснованный выбор предпочтительных вариантов Формирование стратегической программы НИОКР НИОКР Производство Продукт Рынок

12 Центральный элемент карты – возможные траектории инновационного развития Стратегические цели производителей Перспективы выхода на мировой рынок Перспективы выхода на российский рынок Выбор варианта «цена vs качество продукта» Технико-экономические требования к технологической цепочке НИОКР Производство Продукт Рынок Формирование технологической цепочки производства продукта («цена vs качество») Продукт и его целевые характеристики Импорт технологий Исследования, которые должны быть проведены

13 Какие выводы следуют из дорожной карты Дисплеи больших размеров Светодиоды Требования в среднесрочном периоде: 100 лм/Вт, 5$/Kлм. Срок службы ч. Цветовая температура 4000К. Стабильность характеристик в течение всего срока службы Конкуренция со стороны других источников света (лампы накаливания, люминесцентные лампы…) Важнейшие технологические задачи Разработку и производство каких продуктов нужно осуществлять Оценочная стоимость и сроки создания технологий Разработку и производство каких продуктов нужно осуществлять Оценочная стоимость и сроки создания технологий Наиболее привлекательные рынки, требования потребителей Характеристики продукта, обеспечивающие его конкурентоспособность на рынке Наиболее привлекательные рынки, требования потребителей Характеристики продукта, обеспечивающие его конкурентоспособность на рынке НИОКР, необходимые для создания продукта с требуемыми свойствами Оценочная стоимость и сроки проведения НИОКР НИОКР, необходимые для создания продукта с требуемыми свойствами Оценочная стоимость и сроки проведения НИОКР Увеличение квантовой эффективности люминесценции Улучшение оптических схем вывода света Совершенствование теплового контроля и др… Транспортные средства Освещение больших площадей слабаясредняяочень сильная Перспективный рынок, необходимо стабильное длительное финансирование Риски, требуется поддержка спроса Неперспективный рынок ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ: Экономия до 20% затрат электроэнергии Общий эффект внедрения инноваций Существующие и перспективные научно- производственные цепочки (сети) Пример: светодиоды

14 Какие выводы следуют из дорожной карты Дисплеи больших размеров Светодиоды Требования в среднесрочном периоде: 100 лм/Вт, 5$/Kлм. Срок службы ч. Цветовая температура 4000К. Стабильность характеристик в течение всего срока службы Конкуренция со стороны других источников света (лампы накаливания, люминесцентные лампы…) Важнейшие технологические задачи Разработку и производство каких продуктов нужно осуществлять Оценочная стоимость и сроки создания технологий Разработку и производство каких продуктов нужно осуществлять Оценочная стоимость и сроки создания технологий Наиболее привлекательные рынки, требования потребителей Характеристики продукта, обеспечивающие его конкурентоспособность на рынке Наиболее привлекательные рынки, требования потребителей Характеристики продукта, обеспечивающие его конкурентоспособность на рынке НИОКР, необходимые для создания продукта с требуемыми свойствами Оценочная стоимость и сроки проведения НИОКР НИОКР, необходимые для создания продукта с требуемыми свойствами Оценочная стоимость и сроки проведения НИОКР Увеличение квантовой эффективности люминесценции Улучшение оптических схем вывода света Совершенствование теплового контроля и др… Транспортные средства Освещение больших площадей слабаясредняяочень сильная Перспективный рынок, необходимо стабильное длительное финансирование Риски, требуется поддержка спроса Неперспективный рынок ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ: Экономия до 20% затрат электроэнергии Общий эффект внедрения инноваций Существующие и перспективные научно- производственные цепочки (сети) Пример: светодиоды Рекомендации по разработке программ инновационного развития: …проектирование, запуск в производство и вывод на рынок инновационной продукции и услуг … освоение передовых производственных технологий … планирование исследовательских и опытно-конструкторских работ Раздел II: «…Комплекс мероприятий по разработке и внедрению новых технологий, инновационных продуктов и услуг может включать следующие разделы…»

15 Направления поддержки НИОКР Увеличение квантовой эффективности люминесценции Улучшение оптических схем вывода света Совершенствование теплового контроля Повысить внутренний квантовый выход в полупроводниковом кристалле Повысить внешний квантовый выход Повысить теплопроводность корпуса 180 лм/Вт, 5$/Kлм. Срок службы ч. Цветовая температура 4000К. Стабильность характеристик в течение всего срока службы Замена неэффективных источников освещения (ламп накаливания) Экономия до 20% затрат электроэнергии Светодиод с конкурентоспособными характеристиками Какие продукты должны быть созданы Рынок освещения Какие эффекты даст применение этих продуктов РЕЗУЛЬТАТ 1. Заказы на НИОКР Какие технологические задачи должны быть решены для создания конкурентоспособных продуктов Оценочная стоимость 2. Технические требования (исходя из конкурентоспо- собного уровня) 3. Оценочные затраты

16 Направления поддержки НИОКР Увеличение квантовой эффективности люминесценции Улучшение оптических схем вывода света Совершенствование теплового контроля Повысить внутренний квантовый выход в полупроводниковом кристалле Повысить внешний квантовый выход Повысить теплопроводность корпуса 180 лм/Вт, 5$/Kлм. Срок службы ч. Цветовая температура 4000К. Стабильность характеристик в течение всего срока службы Замена неэффективных источников освещения (ламп накаливания) Экономия до 20% затрат электроэнергии Светодиод с конкурентоспособными характеристиками Какие продукты должны быть созданы Рынок освещения Какие эффекты даст применение этих продуктов РЕЗУЛЬТАТ 1. Заказы на НИОКР Какие технологические задачи должны быть решены для создания конкурентоспособных продуктов Оценочная стоимость 2. Технические требования (исходя из конкурентоспо- собного уровня) 3. Оценочные затраты Рекомендации по разработке программ инновационного развития: Разработка и реализация мер по внедрению новых технологий, инновационных продуктов и услуг (Раздел II) Формирование корпоративного видения в части создания новых (для внутреннего рынка, для глобального рынка) конкурентоспособных технологий, продуктов, услуг на период до 10 лет (Раздел II) Адекватная оценка существующего технологического уровня компании в сравнении с конкурентами в России и за рубежом (Раздел II)

17 3. Технические требования (исходя из конкурентоспо- собного уровня) Направления поддержки производства Теплые белые светодиоды с люминофорами РЕЗУЛЬТАТ Теплые белые светодиоды со смешиванием цветов (RGB) 100 лм/Вт, 5$/Kлм. Срок службы ч. Цветовая температура 4000К. Стабильность характеристик в течение срока службы 140 лм/Вт, 2$/Kлм. Срок службы ч. Цветовая температура 4000К. Стабильность спектрального состава излучения в течение всего срока службы Переход к системе интеллектуального управления светом 180 лм/Вт, 5$/Kлм. Срок службы ч. Цветовая температура 4000К. Стабильность характеристик в течение срока службы Оценочная стоимость Срок службы других компонентов светильника (драйвера и др.) должен быть не меньше, чем у светодиода Проблема теплоотвода при объединении светодиодов в матрицы Энергозатраты на производство самих светодиодов Конкуренция со стороны производителей из Юго- Восточной Азии (цена света сегодня – 0,04-0,03 $/лм) Конкуренция со стороны традиционных продуктов низкая стоимость непрерывный спектр излучения простота конструкции и схем управления возможность работы на постоянном и переменном токе низкая стоимость высокая энергоэффективность простота конструкции и схем управления Лампы накаливания Газоразрядные лампы 1. Альтернативные траектории развития, новые возможности 2. Направления организации производства 4. Оценочная стоимость 5. Обеспечение комплексности решений Риски Оценочная стоимость Сравнительная оценка альтернативных продуктов

18 3. Технические требования (исходя из конкурентоспо- собного уровня) Направления поддержки производства Теплые белые светодиоды с люминофорами РЕЗУЛЬТАТ Теплые белые светодиоды со смешиванием цветов (RGB) 100 лм/Вт, 5$/Kлм. Срок службы ч. Цветовая температура 4000К. Стабильность характеристик в течение срока службы 140 лм/Вт, 2$/Kлм. Срок службы ч. Цветовая температура 4000К. Стабильность спектрального состава излучения в течение всего срока службы Переход к системе интеллектуального управления светом 180 лм/Вт, 5$/Kлм. Срок службы ч. Цветовая температура 4000К. Стабильность характеристик в течение срока службы Оценочная стоимость Срок службы других компонентов светильника (драйвера и др.) должен быть не меньше, чем у светодиода Проблема теплоотвода при объединении светодиодов в матрицы Энергозатраты на производство самих светодиодов Конкуренция со стороны производителей из Юго- Восточной Азии (цена света сегодня – 0,04-0,03 $/лм) Конкуренция со стороны традиционных продуктов низкая стоимость непрерывный спектр излучения простота конструкции и схем управления возможность работы на постоянном и переменном токе низкая стоимость высокая энергоэффективность простота конструкции и схем управления Лампы накаливания Газоразрядные лампы 1. Альтернативные траектории развития, новые возможности 2. Направления организации производства 4. Оценочная стоимость 5. Обеспечение комплексности решений Риски Оценочная стоимость Сравнительная оценка альтернативных продуктов Рекомендации по разработке программ инновационного развития: Формирование совместных планов научно-технологических работ и проведение научных исследований для создания конкурентоспособных технологий и продуктов, имеющих приоритет на мировом рынке (Раздел VI) Создание системы управления исследовательскими (конструкторскими, технологическими) работами в вузе с учетом перспективных потребностей компаний (Раздел V) Формирование совместно с вузами исследовательских программ (Раздел V)

19 Формирование заказа государству на развитие науки и технологий Оценка потребности в конкретных технологических решениях Подготовка предложений по формированию программ исследований (фундаментальных и прикладных на доконкурентной стадии) Разработка дорожных карт тесно связана с формированием технологических платформ 19 Формирование стратегии выявление перспективных рыночных сегментов площадка для уточнения и согласования стратегических интересов участников ТП выбор приоритетных направлений развития производства в рамках ТП выявление сильных и слабых сторон, оценка альтернативных продуктов Разработка перспективных планов производства инновационной продукции и выхода на рынки формирование комплексных траекторий достижения поставленных целей оценка «окон возможностей», перспектив организации производства НИОКР > технология > продукт > рынок / потребность / решаемая задача Выработка системы взаимоувязанных мер по реализации траекторий 19

20 Благодарю за внимание!