Бондарева Валентина Николаевна, учитель истории и обществознания, МБОУ «Сапоговская СОШ»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
- ?- Прочитайте текст на странице и назовите особенности развития культуры России в XVII веке.
Advertisements

Образование и культура XVII век. Образование В XVII веке впервые возникла потребность в широком распространении грамотности и просвещения В Москве грамотой.
Культура ХVII века. КУЛЬТУРА исторический определенный уровень развития общества в его материальной и духовной жизни. МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА.
Образование и культура XVII век. Образование В XVII веке впервые возникла потребность в широком распространении грамотности и просвещения В Москве грамотой.
Презентацию по истории выполнила ученица 10 А класса Галаганова Наталья. Преподаватель: Жалейко Татьяна Николаевна.
Обмирщение русской культуры в XVII веке. Обмирщение культуры – это усиление светских начал в культуре, освобождение от церковного влияния.
Культура XVI века. В 1634 г. был издан первый печатный русский букварь Василия Бурцева, в 1648 г. - «Грамматика» Мелетия Смотрицкого. В 1679 г. появляется.
ПРОСВЕЩЕНИЕ И ЛИТЕРАТУРА В ХVII ВЕКЕ План: План: 1.Грамотность и просвещение 2.Литература 3.Театр.
Тема урока: « Образование и культура в XVII веке» История России, 7 класс.
Образование и культура в 17 в. План урока 1. Образование 2. Выпуск печатных книг 3. Научные знания 4. Русские первопроходцы.
Культура России в XVI-XVII вв. Факты для подготовки к ЕГЭ.
Тема: Культура России XVII века.. Образование и письменность. Литература В XVII веке увеличивается число грамотных людей. В первой половине XVII.
Освобождение от влияния церкви Завершение формирования русской народности и единого русского языка Тенденция к обмирщению культуры.
Освобождение от влияния церкви Завершение формирования русской народности и единого русского языка Тенденция к обмирщению культуры.
Освобождение от влияния церкви Завершение формирования русской народности и единого русского языка Тенденция к обмирщению культуры Prezentacii.com.
Культура России XVII – XVIII вв.. Литература Культура приобретает все более светский характер. Поэт Симеон Полоцкий прославлял правление Алексея Михайловича,
Российская наука и культура в XVII веке. В 17 в. появилась необходимость в грамотных людях. Они появляются и в городах и в деревнях,где «грамотеи»,открывали.
Выполнила:Аншевич Т. Проверила:Жукова С.А.. Цели презинтации Познакомить учащихся с развитием русской культуры в XVII веке. Познакомить учащихся с развитием.
История России 7 класс. Разработала учитель истории МОУ СОШ 9 Белоглинского района Краснодарского края Афанасьева И.Н.
О БРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА В XVII ВЕКЕ. Архитектура XVII век ВЫПОЛНИЛА : Ю РИНА А НЖЕЛА 7 «Б» КЛАСС.
Транксрипт:

Бондарева Валентина Николаевна, учитель истории и обществознания, МБОУ «Сапоговская СОШ»

КУЛЬТУРА РОССИИ В XVII ВЕКЕ

Урок-путешествие Начало века Середина века Конец века

Цель урока: знакомство с русской культурой XVII века Задачи: Изучить многообразие, своеобразие и противоречивость культуры данного периода; Развивать умение самостоятельно подбирать материал и выступать с ним перед одноклассниками воспитать чувства прекрасного, гордости и любви к наследию своего народа, уважение культурному достоянию России.

Москва 17 века

Устное народное творчество сказки: волшебные, бытовые, героические; былины о богатырях киевской поры; исторические песни, например, «Баснями соловья не кормят», «Взялся за гуж- не говори, что не дюж», пословицы: «Аркан не таракан: хошь зубов нет, а шею ест». «В боярский двор ворота широки, а со двора узки», «Холопье слово, что рогатка». насмешки: «Аз, буки, веди страшат, что медведи»

Литература Обман- «История о российском дворянине Фроле Скобееве» Земельные тяжбы, кончавшиеся победой сильного-«Повесть о Ерше Ершовиче» Жадность и корыстолюбие судей- «Повесть о Шемякином суде» Поощрение пьянства в царских кабаках- «Служба кабаку» Заносчивость иноземцев на русской службе и их невежество- «Лечебник» Повесть "О Фоме и Ереме" разоблачает дворянских детей, не способных ни к какому труду. "Азбука о голом и небогатом человеке" содержит горький и гневный рассказ о том, как богачи довели человека до крайней нищеты и теперь он готов "ожечь дубиною по спине" своих разорителей.

Протопоп Аввакум основоположник автобиографического жанра в русской литературе. «Житие», написанное его собственной рукой, откровенно рассказывает о лишениях многострадального человека, посвятившего свою жизнь борьбе за идеалы православной веры..

Землепроходцы Семен Иванович Дежнев- сибирский казак, который еще в конце 30-х годов начал освоение Восточной Сибири и Крайнего Севера. В 1648 году предпринял плавание вдоль берегов Чукотки, первым открыв пролив между Азией и Америкой. В 1898 году в память о Дежневе его именем был назван мыс северо- восточной оконечности Азии.

Поярков Василий Данилович В по приказу якутского воеводы П.П. Головина, во главе отряда ок. 130 чел. совершил плавание по р. Лена и ее притокам, перевалил через Становой хребет, затем по р. Амур, вдоль берегов Охотского моря до р. Урал и возвратился в Якутск с 33 спутниками. Расширив русские владения на Дальнем Востоке, собрал ценные сведения о природе населения Приамурья.

Стадухин Михаил Васильевич Якутский казачий десятник, полярный мореход и землепроходец. В 1630 г. для сбора ясака перешел с Енисея на Лену, в 1642 г. – с Лены на Индигирку В 1643 г. открыл устье р. Колыма, основал Нижнеколымский острог. За 10 лет отряд Стадухина обошел всю северо- восточную Сибирь. В 1663 г. впервые доставил в Москву сведения о Камчатке. За открытия в Сибири был произведен в казачьи атаманы.

Хабаров Ерофей Павлович Русский крестьянин, мореход и землепроходец. В 1625 г. совершил поездку из Тобольска в Мангазею, а в 1628 г. оттуда во главе экспедиции по волокам и рекам перешел на р. Хету.В 1630 г. участвовал в плавании из Мангазеи в Тобольск. В 1632–1641 гг. перешел на р. Лену, где основал пашенное земледелие и построил соляную варницу. По итогам своего путешествия Хабаров составил «Чертёж реки Амур».

ОБРАЗОВАНИЕ

Ртищев Фёдор Михайлович организовал в Москве школу при Андреевском монастыре (так называемое Ртищевское братство), ставшую предшественницей Славяно-греко-латинской академии. Ртищев содействовал расширению системы медицинских и благотворительных учреждений в России. За нравственные качества и благотворительную деятельность получил от современников прозвище "милостивого мужа".

СИМЕОН ПОЛОЦКИЙ (в миру Самуил Емельянович Петровский- Ситнианович) (1628–1680), церковный деятель, богослов и писатель. Занимаясь с 1667 воспитанием царских детей, написал для них несколько сочинений, в том числе Вертоград многоцветный (сборник нравоучительных стихов, в котором Симеон выступает как родоначальник русского силлабического стихосложения) и Книгу кратких вопросов и ответов катехизических. К 1670 составил Венец веры кафолической.

В 1687 г. основано Славяно-греко- латинское училище первое высшее учебное заведение в России, существовавшее в Москве с 1687 по Инициаторами создания Академии были педагог, просветитель и поэт Симеон Полоцкий (1629–1680) и его ученик Сильвестр Медведев (1641– 1691). Целью создания Академии С.Полоцкий полагал подготовку образованных людей для государственного и церковного аппаратов. В Академии, по его мнению, должны были обучать славянскому, греческому, латинскому и польскому языкам, «семи свободным искусствам» (то есть грамматике, пиитике с риторикой, диалектике, музыке, астрономии, геометрии, философии.

Академический курс начинался с подготовительного класса, который назывался «русской школой». После него ученики переходили в «школу греческого книжнего писания», изучали славянскую и греческую грамматику и латынь, затем приступали к изучению иных предметов, соответствующих высшей ступени обучения, – риторики, диалектики, богословия, физики. Братья Лихуды сами составляли учебники по всем предметам, следуя образцам учебных книг европейских университетов. Так, в учебный материал были включены труды Аристотеля, Демокрита, Кампанеллы, примеры из литературных произведений и богословских текстов.

Появились первые учебники Мелентий Смотрицкий «Грамматика» Смотрицкого

«Букварь» Бурцева К концу века Печатный двор выпускал буквари и другие учебные пособия в тысячах экземпляров. Они стоили недорого и быстро распускались.

Викторина 1 вопрос: По чьему предложению в 1665 году при московском Заиконоспасском монастыре была открыта государственная школа? Симеон Полоцкий Братья Лихуды

Верно Симеон Полоцкий Перейти к следующему вопросу

Ошибка Вернуться к вопросу

2 вопрос 2. Какое учебное заведение XVII века открылось для людей «всякого чина, сана и возраста» и предназначалось для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы? Славяно-греко- латинская академия Государственная школа

Верно Следующий вопрос

Ошибка вернуться

3 вопрос В каком году была открыта Славяно-греко- латинская академия?

Верно

Ошибка

4 вопрос «Синопсис»- это краткий обзор …………….. событий. исторических географических

Верно

Ошибка

5 вопрос Кто является автором «синопсиса»? Иннокентий Гизель Никон

Верно

Ошибка

6 вопрос Название типографии в России в XVII веке. Печатный двор Царская типография

Верно

Ошибка

7 вопрос Рукописная газета, которая выпускалась нерегулярно, предназначалась для высшего придворного круга «Куранты» «Кремль»

Верно

Ошибка

8 вопрос Автор «Статейного списка…», в котором содержалось первое описание Китая? Спафарий Милентий

Верно

Ошибка

Оцените сколько баллов вы набрали

Русскую архитектуру XVII века отличают нарядность, красочность, умело подобранное сочетание цветов. Современники говорили, что это знатное узорочье. Наиболее примечательным явлением в русской архитектуре стало распространение так называемого нарышкинского барокко – стиля нарядного, пышного и величавого, с белокаменной резьбой по красному кирпичу.

Теремной дворец в Московском Кремле В 1635 году царь Михаил Федорович начал сооружение дворца, получившего впоследствии название Теремного. Русские зодчие Антип Константинов, Бажен Огурцов, Трефил Шарутин и Ларион Ушаков, использовали части старого Кремлевского дворца, возведя над ними три этажа жилых хором. В 1636 году строительство Теремного дворца было закончено. Эти, как свидетельствовал летописец, "зело пречудные палаты" венчали золоченая кровля и стоящий на кровле Теремок. В большой комнате Теремка играли царевичи и заседали бояре. Для забавы русских престолонаследников в 1836 году к Теремку пристроили круглую смотровую башенку с разноцветными стеклами.

Церковь Святой Троицы в Никитниках (Грузинской Богоматери) По заказу купца Григория Никитникова в годах в глухом Грузинском переулке Москвы был возведен один из самых красивых храмов города – церковь Святой Троицы. Здание богато украсили русскими кокошниками, индийскими куполами, готическими башенками. Подклет храма использовался для хозяйственных нужд, там был устроен склад товаров. Расписал церковь Святой Троицы знаменитый русский изограф Симон Федорович Ушаков.

Новоиерусалимский монастырь близ Москвы Новоиерусалимский монастырь близ Москвы был основан в 1656 году патриархом Никоном (в миру Никита Минов) как личная подмосковная резиденция и одновременно новый центр русского православия. В соответствии с никоновской программой создания "русского Иерусалима", главное здание обители – Воскресенский собор ( годы) – было скопировано с иерусалимского храма Гроба Господня, монастырский холм получил название Сион, холмы к востоку и северу от него – Елеон и Фавор, древняя Зиновьева Пустошь была переименована в Капернаум, река Истра – в Иордан. Со временем монастырь стал крупным духовно-религиозным и культурным центром Русского государства.

Палаты Аверкия Кириллова в Москве По старинной легенде, хозяином палат на берегу реки Москвы был один из самых жестоких опричников царя Иоанн IV Грозного Малюта Скуратов – думный дворянин Григорий Лукьянович Скуратов-Бельский. В действительности же, построенное значительно позже, в 1657 году, двухъярусное сооружение, украшенное цветными изразцами и белокаменной отделкой, принадлежало думному дьяку Аверкию Кириллову. Первоначально палаты соединялись переходом с домовой церковью, при которой и был похоронен Аверкий Кириллов, убитый во время Стрелецкого бунта 1698 года.

Церковь Николы в Хамовниках Церковь Николы была построена в годах в старинной московской слободе Хамовники (хамовниками в древности называли ткачей). Красно- зеленая окраска внешней отделки на фоне белых стен делала храм особенно ярким и живописным.

Церковь Дмитрия "На крови" в Угличе Церковь Дмитрия "На крови" была построена в годах в восточной части угличского кремля. Нарядный пятиглавый храм с трапезной и шатровой колокольней был возведен в память об убийстве в Угличе в 1591 году царевича Дмитрия Иоанновича – сына царя Иоанна IV Грозного.

Церковь Покрова Богородицы в Филях В числе имений, подаренных царем Алексеем Михайловичем боярину Льву Кирилловичу Нарышкину, было старинное московское село Фили. Возведенная здесь в годах церковь Покрова Богородицы – яркая иллюстрация архитектурного стиля, получившего условное название "нарышкинское барокко". В Филях любил бывать царевич Петр Алексеевич, будущий царь Петр I. На одной из икон храма портрет будущего царя.

Симон Федорович Ушаков (Пимен), русский живописец и гравер. ( ) С 1664 года Ушаков – иконописец Оружейной палаты, руководитель иконописной мастерской. Он писал портреты, парсуны, миниатюры, фрески. Под руководством Ушакова были расписаны Архангельский и Успенский соборы, Грановитая палата.

"Насаждение древа государства Российского" По живописным приемам и композиционному построению, икона "Насаждение древа государства Российского", написанная в 1668 году знаменитым русским изографом Симоном Федоровичем Ушаковым, была скорее не иконой, а картиной: на ней изображен царь Алексей Михайлович с семьей. Это произведение, отличавшееся жизненностью образов, ознаменовало новую ступень в развитии русской живописи.

Появилась портретная живопись – создавались парсуны Наталья Кирилловна Нарышкина

Патриарх Никон

Царевна Софья

Матвеев Артамон Сергеевич

ВЫВОД Что же явилось главным в развитии русской культуры XVII века? После перехода от средневековья к новому времени культура стала освобождаться от определенных, незыблемых правил: Творения архитекторов, писателей, художников обретают личностные, индивидуальные черты; В XVII веке проявилось заметное уменьшение зависимости русской культуры от церкви; В XVII веке в русской культуре активно развиваются светские элементы