Образ учителя в русской литературе XVIII – XXI в.в.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Воспитание молодежи в современном обществе на основе дворянского воспитания» Авторы: Логунова С.А. Честных В.Ю.
Advertisements

Учитель! Перед именем твоим Позволь смиренно преклонить колена… Н.А.Некрасов Н.А.Некрасов Учителями славится Россия, Ученики приносят славу ей. А.Дементьев.
Воспитание и образование: Из всех плодов наилучшие приносит хорошее воспитание. век XVIIIи век XXI К. Прутков.
Образовательная система «Школа 2100». Урок чтения. 4 класс. Тема: Б.Галанов «Книжка про книжки» (отрывок). МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 г.
Урок – зачёт по литературе в 8 классе. «Традиции и новаторство в развитии основных литературных направлений XVIII-начала XIX в.» МОУ «Мелеховская СОШ1»
МБДОУ «Стригуновский детский сад общеразвивающего вида» «Условия успешного руководства игрой». Консультация для воспитателей. Подготовила воспитатель Ермолова.
1. Русская литература XVII века; 2. Русская литература XIX века; 3. Русская литература XX века.
Наука и просвещение России в XVlll веке. Оценивая развитие русской науки и культуры, следует сказать о М.В.Ломоносове и других деятелях науки и техники.
«Недоросль» Д.И. Фонвизин. Появление Недоросль» комедия Дениса Ивановича Фонвизина. Эта пьеса является самым известным его произведением и самой репертуарной.
Наука, просвещение и культура России в середине XVlll века.
Комедия «Ревизор» Проект подготовила Резанцева Ксения и Соколова Анна.
« Комедия « Ревизор » в контексте эпохи » Интегрированный урок для 8 класса. Учитель истории первой категории Яковлева В. Л. ГОУ гимназии 1590.
АКТУАЛЬНОСТЬ В 21 веке, когда знаний становится всё больше, наука мчится семимильными шагами, профессия приобретает новое значение для развития общества,
Образ учителя в современной отечественной литературе. Разработка заведующей библиотекой Разработка заведующей библиотекойМБОУ Средняя бюджетная общеобразовательная.
Исследовательская работа. Изучить ряд произведений русской литературы от фольклора, древнерусской литературы до современной с целью выяснения изображения.
Самодержавною рукой Он смело сеял просвещенье. Не презирал страны родной, Он знал ее предназначенье. То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник,
Виктор Астафьев ( ) русский писатель, автор многочисленных повестей и рассказов о Великой Отечественной войне В центре внимания писателя - жизнь.
Жанр дневника Жанр дневника в русской литературе в русской литературе XIX и XX веков. XIX и XX веков. Презентация подготовлена Презентация подготовлена.
МЕТОДИКА СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Выполнила: Ерыгина М.Б.
Николай Михайлович Карамзин (1766 – 1826) К чему ни обратись в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману,
Транксрипт:

Образ учителя в русской литературе XVIII – XXI в.в.

Для достижения данной цели был поставлен ряд задач: Для достижения данной цели был поставлен ряд задач: 1. Подобрать художественные произведения русской литературы XVIII – XXI вв., в которых присутствует образ учителя. 2. Проследить динамику личностного развития учителя, а также отношения к нему общества. 3. Определить характер изменения образа учителя в литературе XVIII – XXI в.в. и степень влияния исторической действительности на художественный образ. Цель работы: проследить динамику образа учителя в русской литературе XVIII – XXI вв.

Вральман, Кутейкин, Цыфиркин в комедии Д. И. Фонвизина Недоросль

Учителя в Гимназии С.Т. Аксакова Аксаков Сергей Тимофеевич Николай Мисаилович Ибрагимов, учитель российской словесности, имел большое значение в литературном направлении Аксакова, он первый одобрил его и, « так сказать, толкнул на настоящую дорогу». Этот учитель сумел увидеть в Аксакове талант. Ибрагимов для выработки навыков правописания и для образования вкуса, выбирал лучшие места из Карамзина, Дмитриева, Ломоносова, Хераскова, заставлял читать вслух и объяснял их литературное достоинство. Это был любимый гимназистами тип учителя - "прогрессист".

Образы учителей в произведениях Ч. Айтматова, В. Астафьева, В. Быкова

Учитель по призванию(по рассказу Е. Гришковца Начальник )

Выводы: 1. В подобранных мной произведениях нарисованы разные типы учителей. Но исторических изменений в российском обществе было много, поэтому для более подробного изучения список анализируемых произведений можно продолжить. 1. В подобранных мной произведениях нарисованы разные типы учителей. Но исторических изменений в российском обществе было много, поэтому для более подробного изучения список анализируемых произведений можно продолжить. 2. Личностное развитие учителя, а также динамика его взаимоотношений с окружающими, особенно с учениками, зависят от условий исторической действительности. Особенности каждого этапа развития страны накладывают свой отпечаток на её жителей, в том числе и учителей. 2. Личностное развитие учителя, а также динамика его взаимоотношений с окружающими, особенно с учениками, зависят от условий исторической действительности. Особенности каждого этапа развития страны накладывают свой отпечаток на её жителей, в том числе и учителей. 3. Каждое изменение в реальности отражается в литературе. То же самое происходит с образом учителя: динамика личностного развития педагога и его отношений с учениками отразилась в художественных произведениях. 3. Каждое изменение в реальности отражается в литературе. То же самое происходит с образом учителя: динамика личностного развития педагога и его отношений с учениками отразилась в художественных произведениях.

В комедии Фонвизина представлены не профессиональные учителя, а люди, случайно попавшие в эту профессию. Обязательное для недорослей обучение пристойным благородному дворянству наукам воспринимается Простаковой и самим Митрофаном как мучение, как тягостная обуза. Его знаменитое изречение: Не хочу учиться, хочу жениться приобретает особый смысл, если вспомнить, что петровский указ от 20 января 1714 г. предписывал учить дворянских детей цыфири и геометрии, и положить штраф такой, чтоб не вольно будет жениться, пока всего не выучится. Несомненно, историческая действительность повлияла на художественный образ учителя. В комедии Фонвизина представлены не профессиональные учителя, а люди, случайно попавшие в эту профессию. Обязательное для недорослей обучение пристойным благородному дворянству наукам воспринимается Простаковой и самим Митрофаном как мучение, как тягостная обуза. Его знаменитое изречение: Не хочу учиться, хочу жениться приобретает особый смысл, если вспомнить, что петровский указ от 20 января 1714 г. предписывал учить дворянских детей цыфири и геометрии, и положить штраф такой, чтоб не вольно будет жениться, пока всего не выучится. Несомненно, историческая действительность повлияла на художественный образ учителя. Ценным источником педагогической информации о деятельности педагогов XIX века является художественная и мемуарная литература. В большинстве из них фигура учителя показана сквозь призму впечатлений ученика. Мотивы поступков педагогов сохранились в их воспоминаниях. Сопоставление мемуаров "учеников и учителей" позволяет выделить как субъективное, индивидуально- неповторимое, так и типичное, распространенное в поведении и отношениях наставников. Ценным источником педагогической информации о деятельности педагогов XIX века является художественная и мемуарная литература. В большинстве из них фигура учителя показана сквозь призму впечатлений ученика. Мотивы поступков педагогов сохранились в их воспоминаниях. Сопоставление мемуаров "учеников и учителей" позволяет выделить как субъективное, индивидуально- неповторимое, так и типичное, распространенное в поведении и отношениях наставников. В литературе XX века учитель является наставником и его отношения с учениками строятся на доверии и взаимоуважении, поэтому образ педагога в литературе данного этапа в большинстве случаев оценивается как положительный. В литературе XX века учитель является наставником и его отношения с учениками строятся на доверии и взаимоуважении, поэтому образ педагога в литературе данного этапа в большинстве случаев оценивается как положительный. Во многих произведениях современной литературы отношения ученика и учителя становятся все более натянутыми. (Такие произведения мы подробно не изучили) Соответственно меняется художественный образ. Но образ понимающего, воспитывающего, искреннего, и в то же время твердого, волевого, принципиального учителя появился в рассказе «Начальник» Евгения Гришковца Во многих произведениях современной литературы отношения ученика и учителя становятся все более натянутыми. (Такие произведения мы подробно не изучили) Соответственно меняется художественный образ. Но образ понимающего, воспитывающего, искреннего, и в то же время твердого, волевого, принципиального учителя появился в рассказе «Начальник» Евгения Гришковца

Список литературы 1. Айтматов Ч. Первый учитель. – Киев.: Весёлка, Астафьев В.П. Последний поклон. - Красноярск, – 248 с. 3. Быков В. Обелиск/ В кн.: Василь Быков. Повести. – Днепропетровск: Проминь, Гришковец Е. Начальник / Гришковец Е. Следы на мне. - М., с. 5. Лещинский В.И. Всегда ли прав учитель?/ В.И.Лещинский, С.С.Кузнецова, С.В.Кульневич. – М.: Педагогика, – 160с. 6. Павленко Н.И. Россия в конце XVII – XIX веке/ Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, Фонвизин Д. И. Недоросль / Гос.изд. детской литературы министерства просвещения РСФСР. - Л., Энциклопедия литературных героев: Русская литература XVII – первой половины XIX века. – М.: Олимп; АСТ, 1997.

Спасибо за внимание !