Экзистенциальные истоки и основания богословствования А.С.Хомякова Курс по выбору для студентов факультета искусств и гуманитарных наук направление «религиоведение»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Понятие философии права ФИЛОСОФИЯ ПРАВА: область знания, связывающая философию и правовую теорию и практику; форма самопознания правовой деятельности.
Advertisements

Художественное образование в условиях реализации стандартов второго поколения Составитель: С.И. Линник-Ботова.
Совершенствование и вариативность системы воспитания и дополнительного образования учреждения, работающего над повышением качества образования.
Образование как общественное явление и педагогический процесс. Общая характеристика пед. профессии Модуль 1. Учебный элемент 1. 2.
декабристская философия ; философия западников и славянофилов ; философия Чаадаева ; политическая философия консерваторов ( монархистов ), либералов и.
Проблемная лекция преп.Жоломановой А.Х. на тему: Основные проблемы философии.
Философия, ее предмет, методы и функции Доц. каф. философии ВГТУ, канд.филос.наук Пастушкова О.В.
«Место научной подготовки специалиста в новой образовательной парадигме» Выполнил: И.М. Пожарская, студент 2-го курса очной формы обучения экономического.
Тема: «Политология как наука. Сравнительная политология».
Смысл в контексте деятельности и мышления: особенности методологической реконструкции Вадим Розин Институт философии РАН.
Сущность воспитания и его теоретико- методологические основы.
ИСТОРИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ Культурология в России От идеалогии западно- ервопейского Просвещения до дискуссии «Западная Европа – Россия»
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Духовно-нравственный потенциал программы «Социокультурные истоки» в контексте ФГОС.
Проблема кризиса культуры И её осмысление в экзистенциализме, фрейдизме, неофрейдизме.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ.
Для современного общества особенно важно внимание к основам культурной и научной традиции. В сегодняшнем мире музеи как хранилища исторического наследия.
Лекция 1. Т ема: «История психологии как наука»..
Восприятие современной литературы учениками профильной школы.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Транксрипт:

Экзистенциальные истоки и основания богословствования А.С.Хомякова Курс по выбору для студентов факультета искусств и гуманитарных наук направление «религиоведение» Автор курса: к.ф.н., ст. преподаватель Михайлюкова Н.Н.

Храм Сретенья Господня на территории родовой усадьбы А.С.Хомякова п. Богучарово Ленинского района г. Тулы

Актуальность 200-летний юбилей А.С.Хомякова привлек широкое общественное внимание к личности и духовному наследию выдающегося отечественного мыслителя и поэта. В современной ситуации интерес вызывают практически все аспекты творческого наследия А. С.Хомякова: славянофильская публицистика, историософия, богословское учение, религиозная философия, поэзия и драматургия. Однако особенность времени состоит в том, чтобы увидеть духовное наследие А.С.Хомякова «сквозь призму личности, подвига веры и любви». Именно в личности А.С.Хомякова с особой силой выразилась духовная и витальная мотивация творческого процесса, связанная с заботой о судьбе России, жизненным познанием истины, целостным духовным постижением тайны бытия, потребность внутреннего совершенствования и преображения. Все это определяет экзистенциальный срез духовного творчества А.С.Хомякова, в наибольшей степени заявившей о себе в его богословских исканиях и построениях. Понимание и прочтение творческого наследия А.С.Хомякова сегодня немыслимо без обращения к его религиозному опыту, возросшему на почве его душевных и жизненных переживаний и настроений, доминирующим из которых являлись переживания веры, любви, счастья, смерти. Выявление экзистенциальных истоков и начал богословского творчества А.С.Хомякова способствует более точному определению характера эволюции его богословских взглядов, их своеобразия. 200-летний юбилей А.С.Хомякова привлек широкое общественное внимание к личности и духовному наследию выдающегося отечественного мыслителя и поэта. В современной ситуации интерес вызывают практически все аспекты творческого наследия А. С.Хомякова: славянофильская публицистика, историософия, богословское учение, религиозная философия, поэзия и драматургия. Однако особенность времени состоит в том, чтобы увидеть духовное наследие А.С.Хомякова «сквозь призму личности, подвига веры и любви». Именно в личности А.С.Хомякова с особой силой выразилась духовная и витальная мотивация творческого процесса, связанная с заботой о судьбе России, жизненным познанием истины, целостным духовным постижением тайны бытия, потребность внутреннего совершенствования и преображения. Все это определяет экзистенциальный срез духовного творчества А.С.Хомякова, в наибольшей степени заявившей о себе в его богословских исканиях и построениях. Понимание и прочтение творческого наследия А.С.Хомякова сегодня немыслимо без обращения к его религиозному опыту, возросшему на почве его душевных и жизненных переживаний и настроений, доминирующим из которых являлись переживания веры, любви, счастья, смерти. Выявление экзистенциальных истоков и начал богословского творчества А.С.Хомякова способствует более точному определению характера эволюции его богословских взглядов, их своеобразия. Экзистенциальный подход получает сегодня все большее признание как в христианской теологии в целом, так и в святоотеческой богословской традиции. По словам известного немецкого теолога П. Тиллиха, заслуга экзистенциализма в том, что он приблизил к Церкви неверующих, прежде всего, неверующих в самих себя, заставил их оценивать свою жизнь в категориях греха, вины, отчаяния. В этом смысле экзистенциализм выказывает себя «естественным союзником христианства».В этом отношении богословское учение А.С.Хомякова может служить ярким примером экзистенциального творчества, способствующего возвращению богословских знаний в реальный жизненный мир современногочеловека, в духовную культуру современного общества. Экзистенциальный подход получает сегодня все большее признание как в христианской теологии в целом, так и в святоотеческой богословской традиции. По словам известного немецкого теолога П. Тиллиха, заслуга экзистенциализма в том, что он приблизил к Церкви неверующих, прежде всего, неверующих в самих себя, заставил их оценивать свою жизнь в категориях греха, вины, отчаяния. В этом смысле экзистенциализм выказывает себя «естественным союзником христианства».В этом отношении богословское учение А.С.Хомякова может служить ярким примером экзистенциального творчества, способствующего возвращению богословских знаний в реальный жизненный мир современногочеловека, в духовную культуру современного общества.

Цели и задачи курса Цель курса состоит в целостном анализе экзистенциальных истоков богословского и религиозно-философского творчества А.С.Хомякова, позволяющих произвести реконструкцию его богословского учения, в контексте определения основных ключевых категорий (греха, веры, отчаяния, отчуждения и др.). В соответствии с целью поставлены следующие задачи: Определение места и границ экзистенциального метода в христианском богословии в целом и святоотеческом богословии в особенности;Определение места и границ экзистенциального метода в христианском богословии в целом и святоотеческом богословии в особенности; Выявление основных элементов экзистенциального метода богословствования в их соотношении с принципами богословского мышления А.С.Хомякова;Выявление основных элементов экзистенциального метода богословствования в их соотношении с принципами богословского мышления А.С.Хомякова; Экзистенциальное прояснение и определение ключевых богословских понятий (грех, вера, свобода, отчаяние, вина, покаяние, Страшный суд и др.);Экзистенциальное прояснение и определение ключевых богословских понятий (грех, вера, свобода, отчаяние, вина, покаяние, Страшный суд и др.); Выявление характера богословского опыта и экзистенциальных оснований концепции богословского знания у А.С.Хомякова;Выявление характера богословского опыта и экзистенциальных оснований концепции богословского знания у А.С.Хомякова; Анализ экзистенциальной теологии любви как центральной части и основы богословской концепции и религиозного опыта А.С.Хомякова.Анализ экзистенциальной теологии любви как центральной части и основы богословской концепции и религиозного опыта А.С.Хомякова.

Методологическая основа Методология основывается на принципе целостного духовно-жизненного и научно-ценностного рассмотрения богословского творчества А.С.Хомякова, что соответствует изначальной установке славянофильской гносеологии на цельное жизнезнание, исходя из этого, богословие А.С.Хомякова представлено в единстве его жизненного, религиозного опыта и концепции богословского знания. При этом связующими звеньями цельного жизнезнания А.С.Хомякова являются экзистенциальные переживания и настроения любви, вины, отчаяния, веры, смерти и т.д. Такой подход в исследовании предполагает экзистенциальное прояснение богословских идей А.С.Хомякова, а также религиозно-философский анализ (комментарий) его стихотворений. В процессе работы используется также синхронический принцип выделения ключевых образов-идей (теологем): вины, покаяния, воскресения, Страшного Суда и др., с помощью которых исследуются истоки и основания богословского творчества А.С.Хомякова. Методология основывается на принципе целостного духовно-жизненного и научно-ценностного рассмотрения богословского творчества А.С.Хомякова, что соответствует изначальной установке славянофильской гносеологии на цельное жизнезнание, исходя из этого, богословие А.С.Хомякова представлено в единстве его жизненного, религиозного опыта и концепции богословского знания. При этом связующими звеньями цельного жизнезнания А.С.Хомякова являются экзистенциальные переживания и настроения любви, вины, отчаяния, веры, смерти и т.д. Такой подход в исследовании предполагает экзистенциальное прояснение богословских идей А.С.Хомякова, а также религиозно-философский анализ (комментарий) его стихотворений. В процессе работы используется также синхронический принцип выделения ключевых образов-идей (теологем): вины, покаяния, воскресения, Страшного Суда и др., с помощью которых исследуются истоки и основания богословского творчества А.С.Хомякова.

Научная значимость: В рамках курса по выбору впервые дается религиозно-философский анализ экзистенциальных истоков и основ богословствования А.С.Хомякова, что способствует более полному пониманию мотивов его богословского творчества, определению своеобразия его богословских построений. Экзистенциальный подход позволяет рассматривать богословие А.С.Хомякова на всех его уровнях: в плане жизненного подвига веры и любви, особенностей богословского опыта, концепции теологического знания и религиозности поэтических образов-идей. В теоретическом отношении такой подход позволяет открывать возможности целостного прочтения и восприятия богословского учения А.С.Хомякова как в контексте святоотеческой богословской традиции, так и в контексте жизненного «исповедания веры», экзистенциальных богословских исканий, особенно характерных для русских религиозных мыслителей второй половины XIX века. В рамках курса по выбору впервые дается религиозно-философский анализ экзистенциальных истоков и основ богословствования А.С.Хомякова, что способствует более полному пониманию мотивов его богословского творчества, определению своеобразия его богословских построений. Экзистенциальный подход позволяет рассматривать богословие А.С.Хомякова на всех его уровнях: в плане жизненного подвига веры и любви, особенностей богословского опыта, концепции теологического знания и религиозности поэтических образов-идей. В теоретическом отношении такой подход позволяет открывать возможности целостного прочтения и восприятия богословского учения А.С.Хомякова как в контексте святоотеческой богословской традиции, так и в контексте жизненного «исповедания веры», экзистенциальных богословских исканий, особенно характерных для русских религиозных мыслителей второй половины XIX века. В практическом отношении результаты исследования могут найти свое применение в воссоздании музейно-биографических композиций жизни и творчества А.С.Хомякова. В практическом отношении результаты исследования могут найти свое применение в воссоздании музейно-биографических композиций жизни и творчества А.С.Хомякова.

Положения, которые вы должны будете обосновать по окончании курса: Богословские идеи А.С.Хомякова, определяющие апологетический дух его православности, носят ярко выраженный экзистенциальный характер, что в целом находится в русле святоотеческой традиции экзистенциального богословствования.Богословские идеи А.С.Хомякова, определяющие апологетический дух его православности, носят ярко выраженный экзистенциальный характер, что в целом находится в русле святоотеческой традиции экзистенциального богословствования. Оригинальность и смелость богословских построений А.С.Хомякова обуславливаются религиозным опытом, берущим свои истоки в личностном переживании любви, греховности, свободы, вины, смерти.Оригинальность и смелость богословских построений А.С.Хомякова обуславливаются религиозным опытом, берущим свои истоки в личностном переживании любви, греховности, свободы, вины, смерти. Центральной темой богословствования А.С.Хомякова является экзистенциальная теология любви, а главным вопросом его богословского учения – вопрос об отношении страдания и счастья к греху. В понимании и решении этого вопроса – корень его идеи соборности.Центральной темой богословствования А.С.Хомякова является экзистенциальная теология любви, а главным вопросом его богословского учения – вопрос об отношении страдания и счастья к греху. В понимании и решении этого вопроса – корень его идеи соборности. Экзистенциальность богословских построений А.С.Хомякова достигает своего апогея в поэтических мысле-образах (теологемах), благодаря которым он выходит на метарациональный уровень постижения Откровения.Экзистенциальность богословских построений А.С.Хомякова достигает своего апогея в поэтических мысле-образах (теологемах), благодаря которым он выходит на метарациональный уровень постижения Откровения. Экзистенциальные теологемы являются вершиной религиозно-философского синтеза А.С.Хомякова. В них он реализует свой идеал цельности жизни-знания- веры.Экзистенциальные теологемы являются вершиной религиозно-философского синтеза А.С.Хомякова. В них он реализует свой идеал цельности жизни-знания- веры.

Рекомендуемая литература: Труды А.С.Хомякова: 1.«Семирамида» // Хомяков А.С.Сочинения в 2 т. Т.1. М., Стихотворения и драмы // Хомяков А.С. Ленинград, Церковь одна // Хомяков А.С.Сочинения в 2 т. Т.2. М., Литература: 1.Анненкова Е. Православие в историко-культурной концепции А.С.Хомякова и в творческом сознании Н.В.Гоголя // Вопросы литературы А.С.Хомяков. Составитель М.Т. Яблочков. Тула, Бердяев Н.А. А.С.Хомяков как философ // О русской философии. Свердловск, Бердяев Н.А. Алексей Степанович Хомяков. Томск, Благова Т.И. Особенности религиозно-философских воззрений А.С.Хомякова // Философия в России XIX – нач. XX в. Преемственность идей и поиски самобытности. М., Благова Т.И. Родоначальники славянофильства. А.С. Хомяков и И.В.Киреевский. М., 1995.

7.Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т. Л., Катасонов В.Н. Христианский экзистенциализм А.С.Хомякова// Духовное наследие А.С.Хомякова: теология, философия, этика. Юбилейный сборник. Тула, Кошелев В.А. История и современность в «Семирамиде» А.С.Хомякова // Литература и история: исторический процесс в творческом сознании русских писателей XVIII – XX в. Спб., Кошелев В.А. Парадоксы Хомякова // Хомяков А.С. Сочинения в 2 т. Т.1. М., Лурье В.М. Догматическое богословие А.С.Хомякова // Духовное наследие А.С.Хомякова: теология, философия, этика. Юбилейный сборник. Тула, Лясковский В.Н. А.С.Хомяков, его жизнь и сочинения. М., Назаров В.Н. Теология откровения А.С.Хомякова: единение в свободе и любви// Духовное наследие А.С.Хомякова: теология, философия и этика. Юбилейный сборник, Тула, Тиллих П. Систематическая теология. Т.1-2. М-СПб, Троицкий Н.И. Хомяков как религиозный мыслитель. Тула, Флоровский Г. Вечное и преходящее в учении русских славянофилов // Начала Флоровский Г. Пути русского богословия. Киев, Флоровский Г. Пути русского богословия. 3-е изд. УMCA-PRESS, Paris, Флоровский Г. Догмат и история. М., 1998.