Решение педагогических ситуаций как форма квалификационного испытания с целью подтверждения соответствия занимаемой должности учителя Исаева Н.М., ст.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Решение педагогических ситуаций. Педагогическая ситуация – это факт, жизненная история, с которой воспитатель столкнулся в повседневной работе и которая.
Advertisements

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ АТТЕСТАЦИИ 1.Предварительный этап. 2. Проведение письменного квалификационного испытания. 3. Принятие решения о соответствии занимаемой.
1 Решение педагогических ситуаций как форма квалификационного испытания с целью подтверждения соответствия занимаемой должности учителя.
(на основе материалов Методики оценки уровня квалификации педагогических работников/под ред. В.Д.Шадрикова,И.В.Кузнецовой )
Компетентностный подход в моделировании профессиональной деятельности педагога.
Гаврилова Н.Н., Микляева Н.В Педагогические ситуации как средство активизации здоровьесберегающей среды ДОУ Копытова Н..Н.Организация методической работы.
«Умение избежать конфликта одна из составных частей педагогической мудрости учителя. Предупреждая конфликт, педагог не только охраняет, но и создает воспитательную.
Педагогический совет Психологическая атмосфера урока: с чего начать и как поддержать.
Методические материалы Министерства образования и науки РФ от 29 ноября 2010 г. Адресная направленность – руководители ОУ, эксперты аттестационных.
Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника.
Экспертиза на соответствие занимаемой должности. Экспертиза на соответствие занимаемой должности: O Анализ представления работодателя на аттестуемого.
Мотивация обучения – основное условие успешности обучения.
Выполнила: студентка 1 курса 1 группы заочной формы обучения Отделения «Логопедия» Направления «Специальное (дефектологическое) образование» Психолого-педагогического.
Варианты проведения письменного квалификационного испытания с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Пособие для учащихся Как работать над проектом? Автор: Пародина О.А.
Тема: Учитель – ученик. Стили взаимоотношений. Цель: научить решать возникающие проблемы с поведением учащихся, снижением успеваемости на уроках ; учить.
Проект Tempus-Tacis CASE – STUDY ( В технологии проблемного обучения ) г. Великий Новгород.
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ Материалы подготовлены на основе обобщения и анализа результатов общественно-профессионального.
Методический совет по теме: КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
«В борьбе добра со злом воспитание должно помочь добру застигнуть человека еще в детском возрасте и охранять его от зла в последующие годы». Н.И. Ильминский.
Транксрипт:

Решение педагогических ситуаций как форма квалификационного испытания с целью подтверждения соответствия занимаемой должности учителя Исаева Н.М., ст. преподаватель кафедры педагогики и психологии

Требования к проведению Решение педагогических ситуаций потребует от педагога проявления педагогической компетентности: знаний, умений, личностных качеств. При проведении квалификационного испытания с целью подтверждения соответствия занимаемой должности учителю предлагается решить три ситуации (мини-кейса). На выполнение предложенных заданий, как правило, требуется не более 60 минут. Для избегания стрессовых ситуаций для педагогических работников при проведении письменного испытания целесообразно предоставить 1,5 часа. Этого времени достаточно для спокойного выполнения задания.

Выбор ситуаций для квалификационного испытания проводится случайным образом из имеющегося банка ситуаций. Аттестующийся педагог выбирает три ситуации из подготовленного для квалификационного испытания набора ситуаций (не менее 30), называя три номера из перечня, который ему заранее неизвестен.

Задание для проведения квалификационного испытания Инструкция для аттестуемого педагога: «В рамках проведения квалификационного испытания с целью установления соответствия занимаемой должности Вам предлагается решить три педагогических ситуации. Внимательно прочитайте описание каждой ситуации и предложите Ваш вариант действий для их конструктивного разрешения. На выполнение задания Вам дается 1.5 часа.

Критерии оценки решения педагогических задач: конструктивность и обоснованность предложенного способа разрешения сложившейся ситуации; умение оперативно сориентироваться в ситуации и причинах ее возникновения; умение поставить и реализовать педагогические цели и задачи в различных, даже неожиданных ситуациях; умение учитывать возрастные и типологические особенности обучающихся; умение выработать и реализовать способ педагогического воздействия для разрешения сложившейся ситуации; умение предвидеть результаты воздействия.

За предложенный Вами вариант по каждой из ситуаций Вы можете получить от «0» до «3» баллов: 0 баллов – вариант ответа отсутствует или предложенный вариант является антипедагогическим. Предлагается такой вариант решения, при котором проявляющиеся трудности и проблемы обучающихся (нарушение дисциплины, асоциальность, противодействие, конфликтность и т.д.) усилятся. Предложенный вариант может свидетельствовать о попустительстве и равнодушии к происходящему. В ответе может проявиться негативное отношение к другим участникам образовательного процесса, неудовлетворенность собственным социальным положением и др.

1 балл 1балл – приведен вариант разрешения ситуации нейтрального типа, это возможный, но не конструктивный вариант реагирования. Ситуация не станет хуже, но и не улучшится. Воспитательный и обучающий эффект будут минимальными. Ответ не имеет обоснования или приведенное обоснование является не существенным. Решение направлено на то, чтобы «здесь и теперь» ситуация выглядела беспроблемной, а его негативное влияние на поведение и личностные характеристики обучающегося в будущем практически не учитывается.

2 балла 2 балла – предложенный вариант реагирования направлен на достижение положительного воспитательного и (или) обучающего эффекта. В предлагаемом решении демонстрируется понимающее отношение к обучающимся, учитываются условия проблемной ситуации. Однако предложенное описание не содержит достаточного обоснования, направленность педагога на положительный эффект не подкреплена знаниями об особенностях возраста обучающихся, ведущих потребностях и мотивах, возможных причинах проблемного поведения, последствиях выбранного способа воздействия и др.

3 балла 3 балла – дан конструктивный вариант реагирования и приведено его качественное обоснование. Предложенный вариант будет способствовать достижению определенных (указанных учителем) педагогических целей, формированию позитивных новообразований в форме знаний, умений или качеств личности обучающегося. Обоснование включает анализ педагогической ситуации, изложение возможных причин ее возникновения, постановку педагогических целей и задач; учет особенностей обучающихся; описание возможных ответных реакций обучающихся и других участников инцидента, предвидение результатов воздействия.

Примеры заданий 1. Обучающийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из одноклассников, говорит: «Я не хочу выполнять задание вместе с ним». Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, скажите и др.) в данной ситуации и почему? Напишите Ваш вариант объемом не более 1 страницы.

0 баллов выставляется в следующих случаях: вариант ответа отсутствует или предложены варианты типа: «Ну и что?», «Никуда не денешься, все равно придется», «Это глупо с твоей стороны», «Но он тоже не захочет после этого выполнять задание с тобой» и т.п. 0 баллов получат также ответы, не имеющие отношения к сути решаемой ситуации, например: «У меня такого не бывает», «Это сильно общее описание, оно не позволяет дать конкретный ответ…» и т.п.

1-2 балла 1 балл – приведен возможный, но не самый конструктивный вариант реагирования без обоснования. Типа: «Я все же прошу тебя приступить к выполнению задания!». 2 балла – предложенный вариант реагирования и его обоснование требуют усовершенствования. Типа: «Я постараюсь объяснить свое решение: «Вместе вы сможете хорошо справиться с предложенным заданием».

3 балла дан конструктивный вариант реагирования и приведено его обоснование. Типа: «Я постараюсь выяснить, почему обучающийся не хочет работать вместе с одноклассником (одногруппником) и по возможности устранить причину негативного отношения. Я также объясню обучающемуся, почему я считаю важной совместную работу над выполнением задания в предложенной паре. При вескости выясненных причин возможна замена состава мини-групп для совместного выполнения заданий. В этом случае удастся избежать конфликтной ситуации и предупредить возможность её появления в будущем».

2. Представьте себе, что вы классный руководитель. Ваши ученики ушли с последнего урока в кино и таким образом сорвали занятие. На следующий день Вы приходите в класс и спрашиваете, кто был инициатором идеи, в ответ – молчание. Что Вы будет делать (как поступите, что скажете и др.) в данной ситуации и почему? Напишите Ваш вариант объемом не более 1 страницы.

0 баллов 0 баллов – вариант ответа отсутствует или предложены варианты типа: «Никуда не денетесь, все равно придется сказать, только уже у директора», «Молчите, молчите, посмотрим, как заговорите на экзаменах», «Всем по поведению двойки за четверть» и т.п. 0 баллов получат также ответы, не имеющие отношения к сути решаемой ситуации, например: «У меня такого не бывает», «Мои ученики, вряд ли, убегут в кино», «Сейчас в кино никто не ходит, все из Интернета скачивают» и т.п.

1 балл 1 балл – приведен возможный, но не самый конструктивный вариант реагирования без обоснования. Типа: «Как хотите, тогда в каникулы на экскурсию не едем», «Все равно вам всем придется отработать этот урок», «Если виновный не будет назван, вы все будете отвечать за проступок» и т.п.

2 балла – предложенный вариант реагирования и его обоснование требуют усовершенствования. Типа: «Инициатора выявлять не буду, скажу, что в общем - то и неважно, кто подал идею, поинтересуюсь интересным ли был фильм и обязательно ли было уходить с урока» и т.п.

3 балла 3 балла – дан конструктивный вариант реагирования и приведено его качественное обоснование. Типа: «Я постараюсь выяснить, почему возникла такая ситуация, скажу, что рада тому, что класс у нас дружный, но подверженность всех «стадному чувству» меня огорчает, любой поступок имеет последствия, их надо прогнозировать и принимать решения исходя из предполагаемых последствий», «Скажу, что дело уже сделано и, конечно, можно много возмущаться и искать зачинщиков, но теперь скорее надо думать, как исправлять ситуацию». Это позволит избежать ненужного сопротивления и противостояния. «Подчеркну, что любое несоблюдение правил и норм приводит к трудностям, что таким необдуманным шагом они испортили свои отношения с учителями и что об этом тоже надо думать». Обязательно предложу выработать совместное решение по разрешению сложившейся ситуации. Это будет способствовать дальнейшему сплочению коллектива и развитию навыков разрешения (в том числе совместного) сложных социальных ситуаций. Обсуждение можно провести в форме мозгового штурма. В качестве одного из способов предложу выбрать делегатов, которые пойдут договариваться к учителю об отработке сорванного урока. Поддержу другие способы разрешения ситуации предложенные детьми, так как в этом случае повышаются шансы на их реализацию.

Педагогическая ситуация – это факт, жизненная история, с которой воспитатель столкнулся в повседневной работе и которая породила педагогические задачи, требующие решения.

В основе каждой педагогической ситуации лежит конфликт: – недовольство (отрицательное отношение к кому-нибудь или чему-нибудь); – разногласие (отсутствие согласия из-за несходства во мнениях, взглядах); – противодействие (действие, препятствующее другому действию); – противостояние (сопротивление действию кого-нибудь, чего-нибудь); – разрыв (нарушение связи, согласованности между чем-нибудь, кем-нибудь).

Этапы решения педагогической ситуации 1. Обнаружение факта. 2. Описание (восстановление, конструирование) конкретной педагогической ситуации. 3. Определение характера ее содержания. 4. Анализ педагогической ситуации с целью определения сущности конфликта, лежащего в ее основе. 5. Формулирование педагогических задач, выявление наиболее значимых. 6. Дополнительная теоретическая и практическая подготовка учителя к решению возникших педагогических задач. 7. Выбор способов решения педагогических задач. 8. Самоанализ и самооценка принятого решения.

Педагогические правила решения ситуаций (по Чернышеву А.С.) Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы. Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте ни малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета. Используйте опосредованный способ воздействия. Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности. Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет. Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.