Часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования; это наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Технология проблемного обучения. Проблемное обучение 1.Организация обучения – путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем,
Advertisements

Методы обучения Различные подходы к их классификации. Условия обеспечивающие оптимальность и эффективность методов обучения. Доцент кафедры педагогики.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ «Метод обучения –способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение.
Методический совет по теме: КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Основные понятия Преподавание – упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания,
Технология программированного обучения. Программированное обучение Самостоятельное и индивидуализированное обучение по заранее разработанной обучающей.
ФАЛИЛЕЕВА Н.А. УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЧИНДАНТСКАЯ СОШ.
Проблемное обучение М. И. Махмутова Исполнители: Дедюхина К.В., Доминова М.А., Якупова Е.В., учителя начальных классов.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Технологии актуализации мотивационного потенциала.
Подготовила Павлова С.В.- методист. Учебное занятие состоит из следующих этапов: организационного; проверочного: подготовительного; основного; контрольного;
Педагогические технологии в образовательном процессе.
ГЛАВА I ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 1.1 П ЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ Педагог ( от греч. Ведущий ребенка) специальный человек, сопровождающий.
Анализ современного урока В помощь учителю
Содержание урока Педсовет Содержание урока: Гуманистическая направленность Системность, связь с предыдущими и последующими уроками Связь с.
Образовательное пространство становится развивающим, если… 1. мотивировать учащегося, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельностью,
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Современный урок: какой он?. Цель - выявить критерии современного урока и наметить пути повышения эффективности урока как основы качества образовательного.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Транксрипт:

Часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования; это наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах Дидактика (теория обучения) Впервые это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке ( ) для обозначения искусства обучения; аналогичным образом как «универсальное искусство обучения всех и всему» трактовал дидактику Я.А. Коменский, а в начале XIX века Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. Неизменными с тех пор остаются и основные задачи дидактики – разработка проблем: чему учить и как учить. Современная дидактика интенсивно исследует также проблемы: Когда, где, кого, зачем и как учить. Основные дидактические категории Преподавание Учение Обучение, самообучение Образование, самообразование Знание Умения навыки Цель Содержание Организация Виды, формы Методы, средства Контроль результаты

Дидактический процесс и его компоненты проблемы стимулы управление результат Продуктивность мотивация учит ель уче ник цел и соде ржа- ние мето ды фор мы Учебные планы, Учебные программы, Учебные средства Стандарты препода вание учение, образова ние, самообу чение, самообр а- зование технология Логические основания дидактического процесса: Законы, закономерности, принципы, правила, парадигмы

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ ДИДАКТИКИ Многомерный и многогранный процесс становления личности, происходящий непрерывно сознательно и подсознательно: при обучении в различных учебных заведениях, самообучении, общении с социумом; развивающее и воспитательно- формирующее влияние этого процесса на личность неизмеримо ОБРАЗОВАНИЕ Относительно самостоятельная система, функцией которой является обучение и воспитание, ориентированное на овладение базовыми знаниями, нравственными ценностями, умениями, этическими и эстетическими нормами Целевые компоне нты образова ния

Усвоение и использование культурного наследия, привнесение своего опыта Развитие творческого потенциала личности, ее базовых потребностей, способностей, возможностей Установка творческой личности на созидание и создание условий для этого Обеспечение всего цикла воспроизводства культуры и деятельности ЗАДАЧА ОБРАЗОВАНИЯ

ОБУЧЕНИЕ (преподавание) Двусторонний, специально организованный, диссимметричный, необходимый и временный процесс упорядоченного взаимодействия преподавателя и обучаемых, направленный на достижение целей образования, обучения и развития УЧЕНИЕ Самопроцесс, в ходе которого на основе познания, задатков, развитых способностей и возможностей человека, а также упражнений и приобретенного опыта возникают новые знания, формы поведения, деятельности и отношения Содержит следующие главные звенья взаимодействия педаго г студе нт

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС Процесс обучения Процесс учения Гносеологическая Информационно-конструктивная Прогностическая Целеполагание Коммуникативная Организационная Обучающая Развивающая Воспитывающая Контролирующая Оценочная Регулирующая (управления) Стимулирующая Познавательная потребность Прогнозирование собственного развития Нахождение собственных источников информации Целеполагание Коммуникативная Самоорганизация Самообучение Самовоспитание Самоконтроль Самооценка Саморегуляция Самостимулирование Учебно- воспитательна я деятельность учителя Учебно- познавательна я, самопреобраз ующая деятельность обучаемого функции

П С -речевое общение -обмен информацией -управление деятельностью -формирование определенных отношений обучение Обучение существует как общение, в процессе которого происходит: Обучение происходит тогда, когда есть разница в знаниях того, кто учит, и того, кто учится -это общение, в процессе которого и посредством которого происхо- дит воспроизведение и усвоение всех видов человеческой деятель- ности и культуры; -это фактор воспитания, сущность которого в создании условий для саморазвития и самообучения личности через присвоение способов деятельности, развитие интеллектуальных умений, мотивации В процессе учебной деятельности формируется ЛИЧНОСТЬ в ее основных характеристиках: Воля, Эмоциональный мир, Интеллект, Духовность

Информационно-объяснительный способ обучения Деятельностно-практический способ обучения просвещение осмысление прожи- вание просвещение осмысление прож и- вани е Коренным образом меняется само содержание учебного процесса:

Противоположны позиции обучаемого и способы организации его учебной деятельности S - O ЗУНы S - S развитие учитель-предметникновый учитель

ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ В современной образовательном процессе используются следующие виды обучения Объяснительно-иллюстративное Главные методы обучения- Объяснение в сочетании с наглядностью Ведущие виды деятельности учащихся- слушание и запоминание Главное требование- Безошибочное воспроизведение изученного Основной критерий эффективности Безошибочное воспроизведение материала на основе эталона-ответа

Проблемное обучение Организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развитие творческого мышления и познавательной активности обучающихся Технология Создание проблемной ситуации с последующим ее решением Программированное обучение Основная цель- управление процессом усвоения Компьютерное обучение

Проблемное изложение знаний Технологи я (этапы) Оно является переходом (этапом) от исполнительской (репродуктивной) деятельности к творческой (поисковой). Ученик еще не в состоянии самостоятельно решать проблемные задачи, поэтому учитель показывает путь исследования проблемы от начала до конца. И хотя ученик при таком методе обучения не участник, а всего лишь наблюдатель хода размышлений, он получает хороший наглядный урок разрешения познавательных затруднений, видя ход «работы» мышления и овладевает этими способами мышления. Создание проблемной ситуации, т.е. мыслительного затруднения; учебная задача трудна, но понятна учащимся На этапе решения проблемы (скрытом) учащийся перебирает, анализирует имеющиеся знания, выясняет их недостаточность для решения проблемы, включается в добывание недостающей информации

Преимущест ва Недостатки Третий этап (открытый) направлен на приобретение различными способами необходимых знаний; он завершается озарением( инсайт)- я знаю, как это сделать!, далее следуют этапы решения проблемы, проверки полученных результатов, сопоставления с исходной гипотезой, систематизации и обобщения полученного результата Высокий интерес к учебному труду Умение видеть и различать противоречие, рождающее проблемность обучения Развитие продуктивного мышления и положительной мотивации Слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся Большие затраты времени на подготовку к занятию ( необходимость использования большого количества источников, средств наглядности и ТСО и т.д.)

Проблемная ситуация Условие ее возникновения – необходимость раскрытия нового отношения, ракурса, свойства, способа действия Она включает 3 главных компонента Правила создания проблемной ситуации Необходимость выполнения такого действия, при котором возникает познавательная потребность в новом, неизвестном способе, условии, отношении, действии; Неизвестное, которое должно быть раскрыто в возникшей проблемной ситуации; Возможности учащихся в выполнении поставленного задания, в анализе условий и открытия неизвестного Задание основывается на тех знаниях и умениях (способах действия), которыми владеет ученик; Неизвестное составляет подлежащую усвоению закономерность, способ действия, условие; Наличие такого задания, при выполнении которого учащийся должен открыть новое знание или действие;

ПРОГРАММИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ Возникло в 60-е годы 20 века, название заимствовано из словаря электронно- вычислительной техники Самостоятельное и индивидуализированное обучение по заранее разработанной обучающей программе с помощью особых средств обучения ( программа, учебник, ЭВМ, компьютер) цель Улучшение управления учебно-познавательными процессами

Особенности Обучающая программа состоит из 3 –х шагов учебный материал распределяется на отдельные порции (дозы); учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порции знаний и мыслительных действий по их усвоению каждый шаг завершается контролем( вопрос, задание и т.д); при правильном выполнении контрольного задания учащиеся получают новую порцию материала и выполняют следующий шаг обучения; при неправильном ответе учащиеся получают помощь и дополнительные разъяснения каждый учащийся работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе результаты выполнения контрольных заданий фиксируются, становятся известными как самим учащимся, так и педагогам( внешняя обратная связь) преподаватель выступает организатором обучения и помощником в затруднении, осуществляет индивидуальный подход в учебном процессе применяются специфические средства обучения (программированные учебные пособия, тренажеры, обучающие машины, контролирующие устройства) Информационного (порция знаний) Контрольного (задания для самостоятельного выполнения) Управляющего(проверка решения, переход к следующему шагу, коррекция)

Стимулы развития познавательн ого интереса 1 группа 2 группа -новизна содержания материала -постоянное обновление усвоенного -сообщение сведений из истории и науки -практическая необходимость -многообразие форм самостоятельной работы -активные методы и формы обучения -проблемный характер обучения -творческий подход к организации деятельности -поощрение творчества, инициативы самостоятельности -показ недостаточности имеющихся знаний -связь изучаемого с наукой, будущей профессией -использование опытов, экспериментов -сравнения, парадоксы, занимательные примеры -ситуации спора, игры, дискуссии -работа в малых группах -использование наглядности и ТСО МотиМоти многомного Мотивация учения

3 группа Высший уровень развития познавательной мотивации – потребность в самообразовании, увлеченность самой деятельностью Это и есть главная задача образовательного процесса - подвести личность к этому уровню -эмоциональный тонус деятельности -мастерство педагога -атмосфера совместного поиска, увлеченности -ситуация поддержки, поощрения -взаимоподдержка -отсутствие понуканий, негативных оценок -воспитывающий характер обучения

Содержание образования Педагогическая интерпретация социального заказа общества, образованности, воспитанности, развитости личности и педагогически адаптированный социальный опыт, которым должен овладеть человек в процессе обучения на разных возрастных этапах и уровнях обучения Принципы формирования содержания образования Соответствие требованиям общества по реализации воспитывающей и развивающей функций Учет содержательной и процессуальной стороны обучения Структурное единство содержания образования на разных уровнях его формирования Через содержание образования решается важнейшая задача образования – Чему учить?

критерии отбора Содержания образования Целостное отражение в содержании образования задач развития духовно богатой, творческой личности Высокая научная и практическая значимость содержания, связь его с достижениями науки и реалиями действительности; Соответствие сложности содержания реальным учебным возможностям учащихся, объема времени на изучение предмета; Соответствие содержания имеющейся методической и материальной базе; Учет мирового опыта построения содержания образования; Генерализация содержания образования; Гуманитаризация содержания образования; Развивающий характер; Гуманизация содержания образования. Содержание образования должно учитывать: соотнесение житейского опыта личности и научных знаний, соотношение эмпирического и теоретического знания, ориентированность содержания на профессиональные интересы, потребности и возможности личности

ГОСДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ Считается, что ГОСТ поможет В соответствии с Законом РФ «Об образовании» стандарт любого уровня образования является федеральным нормативным документом, определяющим обязательный минимум содержания образования (основных образовательных программ), максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускника оценить каждому педагогу, учащемуся уровень образованности учитывать индивидуальные способности обучаемых отразить общественные цели воспитания личности является государственной нормой образования призван обеспечить равные возможности в получении образования стимулировать достижения обучаемыми более высоких результатов и на этой основе индивидуализирует обучении

Разработан на двух уровнях Образовательные области Государственного стандарта Базовый ( инвариантный) уровень предъявления учебного материала Требования к минимально необходимому уровню подготовки учащихся Федеральный компонент Национально-региональный Компонент Вузовский (вариативный) компонент определяет нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство образовательного пространства России определяет нормативы, относящиеся к компетенции регионов отражает специфику и направленность отдельного учебного заведения

Метод обучения путь, способ достижения поставленной цели По мнению Б. Е. Райкова, существовало три пути образовательно-воспитательного взаимодействие школы на «восприятие» учащимися знаний: Словесно-книжный (рассказ, комментирование книжного текста и беседа: был единственным в России до начала XIX века) Наглядное и предметное обучение возникло в 1 четверти XIX века и стало в третьей четверти века лозунгом прогрессивной русской педагогики Практический или лабораторный, Требовавший участия учащихся в доступном воспроизведении явлений, работы с изучаемыми предметами

В истории дидактики возникали различные классификации методов обучения по различным основаниям: По источникам информации и характеру восприятия информации словесные; наглядные; практические По дидактическим задачам приобретения знаний; формирования умений и навыков; применения знаний; творческой деятельности; закрепления; проверки знаний, умений, навыков По характеру познавательной деятельности объяснительно- иллюстративный; репродуктивный; проблемное изложение; частично-поисковый или эвристический; исследовательский.

Проблемное обучение Организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развитие творческого мышления и познавательной активности обучающихся Технология Создание проблемной ситуации с последующим ее решением Программированное обучение Основная цель- управление процессом усвоения Компьютерное обучение

3 группа Высший уровень развития познавательной мотивации – потребность в самообразовании, увлеченность самой деятельностью Это и есть главная задача образовательного процесса - подвести личность к этому уровню -эмоциональный тонус деятельности -мастерство педагога -атмосфера совместного поиска, увлеченности -ситуация поддержки, поощрения -взаимоподдержка -отсутствие понуканий, негативных оценок -воспитывающий характер обучения

Содержание образования Педагогическая интерпретация социального заказа общества, образованности, воспитанности, развитости личности и педагогически адаптированный социальный опыт, которым должен овладеть человек в процессе обучения на разных возрастных этапах и уровнях обучения Принципы формирования содержания образования Соответствие требованиям общества по реализации воспитывающей и развивающей функций Учет содержательной и процессуальной стороны обучения Структурное единство содержания образования на разных уровнях его формирования Через содержание образования решается важнейшая задача образования – Чему учить?

критерии отбора cодержания образования Целостное отражение в содержании образования задач развития духовно богатой, творческой личности Высокая научная и практическая значимость содержания, связь его с достижениями науки и реалиями действительности; Соответствие сложности содержания реальным учебным возможностям учащихся, объема времени на изучение предмета; Соответствие содержания имеющейся методической и материальной базе; Учет мирового опыта построения содержания образования; Генерализация содержания образования; Гуманитаризация содержания образования; Развивающий характер; Гуманизация содержания образования. Содержание образования должно учитывать: соотнесение житейского опыта личности и научных знаний, соотношение эмпирического и теоретического знания, ориентированность содержания на профессиональные интересы, потребности и возможности личности

ГОСДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ Считается, что ГОС поможет В соответствии с Законом РФ «Об образовании» стандарт любого уровня образования является федеральным нормативным документом, определяющим обязательный минимум содержания образования (основных образовательных программ), максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускника оценить каждому педагогу, учащемуся уровень образованности учитывать индивидуальные способности обучаемых отразить общественные цели воспитания личности является государственной нормой образования призван обеспечить равные возможности в получении образования стимулировать достижения обучаемыми более высоких результатов и на этой основе индивидуализирует обучении