Реферат по литературе Тема: Эволюция «лишнего» человека в литературе. Выполнила: Рожнева Н. Руководитель: Никитина И.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
На старом поле каждый год Родится новая пшеница; Из старых книг, как срок придёт, Познанье новое родится. Джефри Чосер Тема пути, образ дороги в русской.
Advertisements

Роман «Герой нашего времени» Как автор раскрывает душу своего героя посредством его самоанализа. Для этого в центре урока будет интерпретация ключевых.
Сопоставительный анализ образов «лишних» людей в литературе 19 века. Выполнил ученик 10 в класса Васечкин Пётр.
Автор: Боровикова Мария Викторовна, учащаяся 10 класса Руководитель: Никитина Руководитель: Никитина Светлана Валерьевна, учитель русского языка и литературы.
Василий Макарович Шукшин писатель, актёр, режиссёр, сценарист всю жизнь пишет один большой роман. И оценивают его потом, когда роман дописан и автор умер.
Произведение необычно тем, что состоит из легенд, которые рассказывает старуха Изергиль, все они связаны с одним типом героев – сильных, гордых и красивых.
Исполнитель: Кириллова Анна Руководители: Пырьева В. В. Трифонова С. А г.
Особенности изображения внутреннего мира человека в литературе 19 века.
Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» 1 глава День Онегина Урок литературы в 9 классе.
На этом уроке вы познакомитесь с творческой историей романа, его жанровыми и композиционными особенностями, увидите как связано это произведение с эпохой,
Презентация на тему: «Н.В. Гоголь и его время». Среди замечательных деятелей русской и мировой литературы почетное место принадлежит Николаю Васильевичу.
Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 18» Тема «маленького человека» в русской литературе XIX века Исполнитель: Маков.
Реализм и романтизм в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Выполнила Клявузова Юлия, ученица 10 класса СОШ 5 г.Тутаева.
У читель русскогоыка и литературы МБОУ » СОШ 6» г. Чебоксары Козлова Р. В.
Споры в критике вокруг романа И. С. Тургенева « Отцы и дети »
Истинные и ложные ценности «Дом с мезонином» ( Мезони́н надстройка над средней частью жилого дома).
Жанр дневника Жанр дневника в русской литературе в русской литературе XIX и XX веков. XIX и XX веков. Презентация подготовлена Презентация подготовлена.
ОБРАЗ АВТОРА. РОЛЬ ЛИРИЧЕСКИХ ОТСТУПЛЕНИЙ В РОМАНЕ А.С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
Лирический герой И.Бродского как лишний человек в литературе XX века Работа учащегося 10-А класса школы-гимназии 1 г.Судака Дубеня Андрея Научный руководитель:
Часть С ЕГЭ Художественный стиль речи. Особенности публицистического и художественного стилей речи Публицистический стиль Художественный стиль Публицистика.
Транксрипт:

Реферат по литературе Тема: Эволюция «лишнего» человека в литературе. Выполнила: Рожнева Н. Руководитель: Никитина И.В.

Цель работы В результате анализа произведений В.М.Шукшина проследить эволюцию литературного типа «лишний человек». Установить, действительно ли шукшин- ские «чудики» - лишние люди для общества. Решить, есть ли будущее у «героев» шукшинского времени.

История возникновения термина «лишний человек» И.С.Тургенев назвал свое произведение «Дневник лишнего человека». А.С.Пушкин в черновом варианте 8 главы «Евгений Онегин» написал: «…Онегин как нечто лишнее стоит». Термин вошел в литературный обиход 50-е годы 19 века, но как художествен- ный тип появился в литературе значительно раньше.

Критерии оценки «лишнего человека»19в Умный Образованный Отвергнутый обществом Скрытая неуверенность Дар красноречия(дневники,стихи,записи) Жертва жизненных канонов. Конфликт между словом и делом

Эволюция «лишнего человека» Тип лишнего человека – результат осмысления героев с определенных общественных и идеологических позиций. Этот тип, по мере развития, приобретает новые черты и формы. От неприятия жизни и общества до ост- рого неприятия самого лишнего человека

Праобразы современного «лишнего человека» Чацкий – предтеча «лишних людей», вне общества, образован, имеет возможность найти себе применение. Онегин – эгоист скучающий, отвергнут обществом, заложник среды… Печорин – эгоист страдающий, трагедия деятельного человека без дела, одинок… Обломов – отвергает жизнь, и жизнь не принимает его, чужда деятельность… Базаров – стремление принести пользу людям, несвоевременный человек…

Шукшинские «чудики» Люди неустроенной жизни Терпят поражение в «рыночном» мире Думают о переустройстве мира Старомодны Не способны «подпеть» сильным Ищут ответ: что есть правда? Умирают за возможность остаться «просто» человеком. Неспокойная совесть Думают о смысле жизни

Рассказ «Срезал» Главный герой: Глеб Капустин. -малообразованный(нахватался умных слов в журналах «Техника молодежи») -Ехидный, злой. -Враждебная настороженность -Орудие наказания для «зазнавшихся» -Он – своеобразный «тест» на интеллигентность для земляков.

«Верую!» Максим Яриков. -Злой на работу 40-летний мужик -Ненавидит тех, «у кого души нет или она поганая» -Болит душа -Думает, страдает, мается, размышляя о том, а зачем всё, зачем он живет? -Его волнует, а у верующих душа болит?

«Степка» Степан Воеводин Накрепко прирос к родной земле Сбежал из тюрьмы за 3 месяца до освобождения – объяснил: побывал дома, подкрепился – теперь и сидеть можно. Родной дом, родные люди, природа – главная «корневая» сила.

«Чудик» Василий Егорыч Князев. (но все, и даже жена, звали Чудиком) Часто влипал в какие-то истории Никто его не воспринимает всерьез Наивный, как ребенок(хотя39лет) Стремится угодить всем Не конфликтный Всё родное для него – свято.

«Мастер» Сёмка Рысь. -забулдыга, непревзойденный столяр -видел и понимал красоту -тяга к совершенству своего мастерства -душа кровоточит -не способен противостоять власти -теряет смысл жизни

«Крепкий мужик» Николай Сергеевич Шурыгин После прочтения рассказа у читателя остается глубокое презрение к Шурыгину за отсутствие души, ума, жалости, почтения к старине, истории, пренебрежение к вере, потому что его самовыражение происходит через разрушение святого. Церковь выдерживала все: и войны, и революции; не выдержала лишь человеческой неблагодарности и бездуховности, а ведь сколько тайн, признаний, исповедей хранила она в своих стенах; все это - прошлое, являющееся частью жизни, которую никто не может разрушить, уничтожить или стереть. Шурыгин упирает на то, что "стояла - никому дела не было, а теперь хай подняли". Однако людям было хорошо от мысли, что есть церковь, а без нее - пустота - материальная и душевная. Важные слова Шукшин произносит в последнем абзаце произведения: "Мотоцикл вырулил из деревни, воткнул в ночь сверкающее лезвие света и помчался по накатанной ровной дороге в сторону райцентра. Шурыгин уважал быструю езду". Проявляется гоголевский мотив удали, размаха, типичный для русского человека (вспомним "птицу тройку" из "Мертвых душ", вспомним слова о том, что "какой же русский не любит быстрой езды"). Но отсутствие духовного начала в сочетании с российской силой, удалью, порывом ведет к разрушительным, непоправимым последствиям.

Для всех рассказов Шукшина характерны манера речи персонажей и яркий, богатый стилистически и художественно стиль. Разнообразные оттенки живой разговорной речи в произведениях Шукшина выглядят контрастно по отношению к литературным штампам соцреализма. В рассказах часто встречаются междометия, восклицания, риторические вопросы, маркированная лексика. В результате мы видим естественных, эмоциональных, живых героев. Автобиографичность многих рассказов Шукшина, его знание сельского быта и проблем придали достоверности бедам, о которых пишет автор. Противопоставление города и деревни, отток молодых людей из села, умирание деревень – все эти проблемы широко освещаются в рассказах Шукшина. Он модифицирует тип маленького человека, вносит новые черты в понятие русского национального характера, в результате чего приобретает известность.