Реферат по литературе Тема: Эволюция «лишнего» человека в литературе. Выполнила: Рожнева Н. Руководитель: Никитина И.В.
Цель работы В результате анализа произведений В.М.Шукшина проследить эволюцию литературного типа «лишний человек». Установить, действительно ли шукшин- ские «чудики» - лишние люди для общества. Решить, есть ли будущее у «героев» шукшинского времени.
История возникновения термина «лишний человек» И.С.Тургенев назвал свое произведение «Дневник лишнего человека». А.С.Пушкин в черновом варианте 8 главы «Евгений Онегин» написал: «…Онегин как нечто лишнее стоит». Термин вошел в литературный обиход 50-е годы 19 века, но как художествен- ный тип появился в литературе значительно раньше.
Критерии оценки «лишнего человека»19в Умный Образованный Отвергнутый обществом Скрытая неуверенность Дар красноречия(дневники,стихи,записи) Жертва жизненных канонов. Конфликт между словом и делом
Эволюция «лишнего человека» Тип лишнего человека – результат осмысления героев с определенных общественных и идеологических позиций. Этот тип, по мере развития, приобретает новые черты и формы. От неприятия жизни и общества до ост- рого неприятия самого лишнего человека
Праобразы современного «лишнего человека» Чацкий – предтеча «лишних людей», вне общества, образован, имеет возможность найти себе применение. Онегин – эгоист скучающий, отвергнут обществом, заложник среды… Печорин – эгоист страдающий, трагедия деятельного человека без дела, одинок… Обломов – отвергает жизнь, и жизнь не принимает его, чужда деятельность… Базаров – стремление принести пользу людям, несвоевременный человек…
Шукшинские «чудики» Люди неустроенной жизни Терпят поражение в «рыночном» мире Думают о переустройстве мира Старомодны Не способны «подпеть» сильным Ищут ответ: что есть правда? Умирают за возможность остаться «просто» человеком. Неспокойная совесть Думают о смысле жизни
Рассказ «Срезал» Главный герой: Глеб Капустин. -малообразованный(нахватался умных слов в журналах «Техника молодежи») -Ехидный, злой. -Враждебная настороженность -Орудие наказания для «зазнавшихся» -Он – своеобразный «тест» на интеллигентность для земляков.
«Верую!» Максим Яриков. -Злой на работу 40-летний мужик -Ненавидит тех, «у кого души нет или она поганая» -Болит душа -Думает, страдает, мается, размышляя о том, а зачем всё, зачем он живет? -Его волнует, а у верующих душа болит?
«Степка» Степан Воеводин Накрепко прирос к родной земле Сбежал из тюрьмы за 3 месяца до освобождения – объяснил: побывал дома, подкрепился – теперь и сидеть можно. Родной дом, родные люди, природа – главная «корневая» сила.
«Чудик» Василий Егорыч Князев. (но все, и даже жена, звали Чудиком) Часто влипал в какие-то истории Никто его не воспринимает всерьез Наивный, как ребенок(хотя39лет) Стремится угодить всем Не конфликтный Всё родное для него – свято.
«Мастер» Сёмка Рысь. -забулдыга, непревзойденный столяр -видел и понимал красоту -тяга к совершенству своего мастерства -душа кровоточит -не способен противостоять власти -теряет смысл жизни
«Крепкий мужик» Николай Сергеевич Шурыгин После прочтения рассказа у читателя остается глубокое презрение к Шурыгину за отсутствие души, ума, жалости, почтения к старине, истории, пренебрежение к вере, потому что его самовыражение происходит через разрушение святого. Церковь выдерживала все: и войны, и революции; не выдержала лишь человеческой неблагодарности и бездуховности, а ведь сколько тайн, признаний, исповедей хранила она в своих стенах; все это - прошлое, являющееся частью жизни, которую никто не может разрушить, уничтожить или стереть. Шурыгин упирает на то, что "стояла - никому дела не было, а теперь хай подняли". Однако людям было хорошо от мысли, что есть церковь, а без нее - пустота - материальная и душевная. Важные слова Шукшин произносит в последнем абзаце произведения: "Мотоцикл вырулил из деревни, воткнул в ночь сверкающее лезвие света и помчался по накатанной ровной дороге в сторону райцентра. Шурыгин уважал быструю езду". Проявляется гоголевский мотив удали, размаха, типичный для русского человека (вспомним "птицу тройку" из "Мертвых душ", вспомним слова о том, что "какой же русский не любит быстрой езды"). Но отсутствие духовного начала в сочетании с российской силой, удалью, порывом ведет к разрушительным, непоправимым последствиям.
Для всех рассказов Шукшина характерны манера речи персонажей и яркий, богатый стилистически и художественно стиль. Разнообразные оттенки живой разговорной речи в произведениях Шукшина выглядят контрастно по отношению к литературным штампам соцреализма. В рассказах часто встречаются междометия, восклицания, риторические вопросы, маркированная лексика. В результате мы видим естественных, эмоциональных, живых героев. Автобиографичность многих рассказов Шукшина, его знание сельского быта и проблем придали достоверности бедам, о которых пишет автор. Противопоставление города и деревни, отток молодых людей из села, умирание деревень – все эти проблемы широко освещаются в рассказах Шукшина. Он модифицирует тип маленького человека, вносит новые черты в понятие русского национального характера, в результате чего приобретает известность.