Москва, 01. 03.201 1 г., Британский Совет Национальные исследовательские университеты – центры инновационной активности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Москва, г., ГУ ВШЭ Национальные исследовательские университеты – центры развития кадрового потенциала.
Advertisements

О реализации государственной научно-технической политики и инновационной деятельности в научно-технической сфере Министр образования и науки Российской.
КРУГЛЫЙ СТОЛ «НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ: ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СЕТИ» С.В. Иванец Директор Департамента стратегии и перспективных.
Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Хлунов Александр Витальевич 2009 год.
«Реализация программ развития инновационной инфраструктуры федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования» Федеральное государственное.
ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КУБАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Заседание.
1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
Южный федеральный университет Сопоставление показателей Программы развития ЮФУ на годы с международными и российскими методиками оценки эффективности.
2 Под центром коллективного пользования научным оборудованием (ЦКП) понимается научно-организационная структура, обладающая сложным высокоточным научным.
Тульский государственный университет ИНФОРМАЦИЯ о выполнении I этапа Программы развития инновационной инфраструктуры ТулГУ «Развитие инновационно- технологического.
Образовательные программы в области инновационного предпринимательства Директор института аспирантуры и докторантуры проф. Б.И. Бедный
ПРОГРАММА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ КАФЕДРЫ МЕНЕДЖМЕНТА ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Заведующая кафедрой менеджмента ИСГТ Никулина Ирина Евгеньевна.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
О формировании государственного задания подведомственным Минобрнауки России вузам на выполнение НИОКР 18 ноября 2011 г.
Некоторые итоги реализации программ развития национальных исследовательских университетов Казань г.
Основные показатели системы высшего профессионального образования Количество вузов – 1108, из них - государственные – негосударственные – 450 Общая.
1 « О дальнейшем развитии инновационной научно-образовательной инфраструктуры отраслевых вузов» Президент Ассоциации вузов транспорта РФ, ректор Московского.
Меры государственной поддержки молодых ученых в Российской Федерации Ответственный секретарь Совета по грантам Президента Российской Федерации для государственной.
-Магнитогорск – 2013г.-. ФЦП развития образования на гг. (разработка и внедрение программ модернизации систем профессионального образования.
Зам. директора по УМР Е.В. Гарбузова. Программа развития НТТИ на гг. и на период до 2020 года Целью Программы является обеспечение доступности.
Транксрипт:

Москва, г., Британский Совет Национальные исследовательские университеты – центры инновационной активности

Лидеры - сеть ведущих российских вузов Архангельск Ростов Екатеринбург Красноярск Якутск Владивосток Казань (3) Санкт-Петербург (4) Москва (11) Самара Пермь (2) Н.Новгород Томск (2) Новосибирск Белгород Иркутск Саранск Саратов Челябинск МГУ им. М.Ломоносова Санкт-Петербургский государственный университете Федеральные университеты – 9 Национальные исследовательские университеты – 29 Ассоциация ведущих вузов (основана в 2010 г.) - МГУ, СПбГУ - Федеральные у-ты - Национальные исследовательские у-ты Калининград

Концепция долгосрочного социально - экономического развития РФ на период до 2020 г. Охват населения ВПО и СПО 60-70% Создание условий для обеспечения участия в непрерывном образовании не менее 50% граждан трудоспособного возраста ежегодно Увеличение доли средств в структуре доходов российских университетов, получаемых за счет выполнения НИОКР (не менее 25%) Создание 5-7 национальных исследовательских центров и поддержка формирования исследовательских университетов для достижения научно-технологического прорыва по одному или нескольким приоритетным направления развития науки, техники и технологий

Концепция долгосрочного социально - экономического развития РФ на период до 2020 г. Формирование около 20 НОЦ мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающие кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных проектов Усиление позиций российского образования на мировом рынке образовательных услуг (доход от обучения иностранных студентов в российских вузах – не менее 10% объема финансирования системы образования) Увеличение доли иностранных студентов, обучающихся в России, до 5% общего числа студентов, создание условий для подготовки в образовательных учреждениях обучающихся из СНГ Аккредитация не менее 15% программ профессионального образования в международных ассоциациях, действующих в РФ

ФЦПРО до 2015 г. Доля выпускников вузов, трудоустроившихся на инновационных предприятиях, созданных вузами, от общей численности выпускников вузов (до 20%) Доля студентов, обучающихся по программам, в которые включена возможность реализовать часть программы (в т.ч. стажировки) в зарубежных вузах, от общей численности студентов вузов (до 30%) Доля преподавателей, которые работают в вузах, участвующих в межвузовской кооперации, и имеют возможность проводить исследования на базе других учреждений, от общей численности преподавателей вузов (до 52%)

Концепция развития исследовательской и инновационной деятельности в российских вузах Удвоение объема заказов вузам (включая МИП) на НИОКР со стороны реального сектора экономики Удвоение объема высокотехнологичной продукции, выпускаемой МИП Не менее 35% ППС участвуют в заказных НИОКР и\или являются профильными сотрудниками высокотехнологичных компаний и среднестатистический индекс цитируемости ППС в ведущих вузах вырос в 1,5 раза (не менее чем для 50 ведущих вузов страны) Стажировки не менее 25% студентов в других вузах

ФЦП « Научные и научно - педагогические кадры инновационной России » Доля ППС высшей научной квалификации в общей численности ППС вузов (64%) Доля исследователей в возрасте лет в общей численности исследователей в секторе высшего образования (22%) Доля ППС вузов в возрасте до 39 лет в общей численности ППС (41%) Количество молодых исследователей, студентов, аспирантов и докторантов, закрепленных в сфере науки, образования и высоких технологий (12000 чел.) Доля исследователей в области естественных и технических наук, результаты которых опубликованы в высокорейтинговых журналах (45%)

Основные задачи национальных исследовательских университетов ( НИУ ) Исследовательский университет - высшее учебное заведение, одинаково эффективно осуществляющее образовательную и научную деятельность на основе принципов интеграции науки и образования. Важнейшими отличительными признаками НИУ являются способность как генерировать знания, так и обеспечивать эффективный трансфер технологий в экономику; проведение широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований; наличие высокоэффективной системы подготовки магистров и кадров высшей квалификации, развитой системы программ переподготовки и повышения квалификации. Практически НИУ должен являться интегрированным научно-образовательным центром или включать ряд таких центров в виде совокупности структурных подразделений, осуществляющих проведение исследований по общему научному направлению и подготовку кадров для определенных высокотехнологичных секторов экономики.

Оценка эффективности программ развития НИУ Оценка эффективности реализации программ развития НИУ проводится Минобрнауки России один раз в год на основании докладов национальных исследовательских университетов о ходе реализации их программ развития, представляемых до 1 марта года, следующего за отчетным 22 показателя по 5 группам : 1. Показатели успешности образовательной деятельности 2. Показатели результативности научно - инновационной деятельности 3. Показатели развития кадрового потенциала 4. Показатели международного признания 5. Показатели финансовой устойчивости

Показатели эффективности программы развития НИУ ( обязательные для выполнения по каждому году ) - Доля обучающихся в НИУ по приоритетным направлениям развития ( ПНР НИУ ) в общем числе обучающихся - Количество статей по ПНР НИУ в научной периодике, индексируемой иностранными и российскими организациями в расчете на одного НПР - Доля доходов от научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ из всех источников по ПНР НИУ в общих доходах НИУ - Доля НПР и ИТР возрастных категорий от 30 до 49 лет - Эффективность работы аспирантуры и докторантуры по ПНР НИУ - Доля иностранных обучающихся ( без учета стран СНГ ) по ПНР НИУ - Показатели финансовой устойчивости, начиная с 2010 года

Доля обучающихся в НИУ по ПНР НИУ в общем числе обучающихся

Доля НПР и инженерно - технического персонала возрастных категорий от 30 до 49 лет

Эффективность работы аспирантуры и докторантуры по ПНР НИУ

Доля НПР и инженерно - технического персонала возрастных категорий от 30 до 49 лет в 2009 г. – 27% ( МФТИ ) до 55% СПбГГИ до 40% в НГУ и 70% в СПбГУИТМО в 2018 г. Количество человек, принятых в аспирантуру и докторантуру из сторонних организаций по ПНР НИУ в расчете на одного НПР от 0,00% в НГУ и 0,26% в ННГУ в 2009 г. до 0,01% в НГУ и 1,0% в ТПУ в 2018 г. Количество молодых ученых ( специалистов ) и преподавателей из сторонних организаций, прошедших профессиональную переподготовку или повышение квалификации по ПНР НИУ, в расчете на одного НПР от 0,0% в МФТИ и 3% в ГУ - ВШЭ в 2009 г. до 0,2% в КГТУ и 3% в ГУ - ВШЭ в 2018 г. 14 ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ НИУ

Национальный исследовательский университет в 2019 г. ( средние значения ) Доля обучающихся в НИУ по ПНР НИУ в общем числе обучающихся 83% Доля иностранных обучающихся (без учета стран СНГ) по ПНР НИУ 5% Доля НПР и инженерно-технического персонала возрастных категорий от 30 до 49 лет 48% Доля НПР, имеющих ученую степень доктора наук или кандидата наук 77% Количество статей по ПНР НИУ в научной периодике, индексируемой иностранными и российскими организациями, в расчете на одного НПР 1,37 Эффективность работы аспирантуры и докторантуры по ПНР НИУ 55% Доля аспирантов и НПР, имеющих опыт работы (прошедших стажировки) в ведущих мировых научных и университетских центрах 32%

Поддержка национальных исследовательских и федеральных университетов ( концентрация ресурсов ?) Поддержка программ развития НИУ – до 1,8 млрд. рублей на 5 лет; Поддержка программ развития ФУ– 5 вузам по 1,0 млрд. руб. на 2010 год В рамках ФЦП «Кадры» 2009 – 2010 год: поддержка НОЦ – % проектов выиграли НИУ, 4% - ФУ. Из 1211 НОЦ в вузах поддержано 232 НОЦ в НИУ, 47 – в ФУ. В рамках ФЦП «Кадры» 2009 – 2010 год: проведение исследований под руководством соотечественников - 1.5: 17 из 29 НИУ выиграли 19% от общего количества проектов), 3 из 8 ФУ 3% от общего количества проектов В рамках постановлений Правительства РФ от г. 50% проектов по 3 постановлениям выиграли НИУ и ФУ

Инновационные вузы 2006 – 2008 г. направленияИсследовательские университеты 2009 – 2010 г. 30, 0 млрд Всего, руб. в т.ч. 12,1 млрд. 71% Приобретение учебно-лабораторного и научного оборудования 78% 6% Повышение квалификации и профессиональная переподготовка 3% - Совершенствование системы управления качеством образования и научных исследований 3% 23% Разработка учебных программ (разработка программного и методического обеспечения) 4% - Развитие информационных ресурсов 10% - другое 1% 17 Направления расходования средств

Энергоэффективность и энергосбережение Ядерные технологии Космические технологии Медицинские технологии Информационные технологии 5 вузов впрямую не работают по направлениям модернизации НИУ заявлено от 1 до 7 ПНР, всего ПНР Соответствие заявленных ПНР НИУ приоритетам модернизации экономики

19 Направления инновационной деятельности НИУ Междисциплинарная кооперация в исследованиях с университетами и другими партнерами Создание совместных лабораторий и кафедр, кафедры на предприятиях Оснащение исследовательских лабораторий (в т.ч. с обеспечением удаленного доступа и визуализации), ресурсных центров, центров превосходства, НОЦ, ЦКП, проектно-конструкторских институтов Развитие студенческого бизнес-инкубатора, института предпринимательства, технопарка Создание программно-аппаратной базы для решения сложных вопросов проектирования, испытаний и прогнозирования, поддержка баз данных Расширение возможностей обмена научно-технической информацией, система хранения научной информации

20 Развитие системы технологического сервиса, оказания научно- технических услуг, экспертизы, инжиниринга, формирование групп экспертного сопровождения Приглашение международных исследователей, в т.ч. бывших соотечественников Формирование специализированных групп исследовательских сетей – виртуальных рабочих групп Введение специальной позиции – стажер – исследователь (для выпускников зарубежных аспирантур) Реализация программ дополнительного образования (для студентов и сотрудников) по инноватике Управление объектами интеллектуальной собственности и результатами научно-технической деятельности Система поддержки патентования перспективных разработок в России и за рубежом Направления инновационной деятельности НИУ

Проектирование интегральных микросхем, микро- и наносистем Проектирование и изготовление фотошаблонов Изготовление интегральных микросхем, микро- и наносистем Проектирование и моделирование оборудования и приборов Проектирование и изготовление печатных плат Сверхточная сборка, корпусирование и испытания РЭА ИСП РАН Ангстрем Завод Протон Завод «Протон» ИППМ РАН НИИСИ РАН Кластер электроники на базе МИЭТ Сквозной цикл подготовки кадров и создания изделий электроники

Инновационная инфраструктура ЮУрГУ ЮУрГУ « Технопарк ЮУрГУ-Полет» « Технопарк ЮУрГУ-Полет» Центр трансфера технологий Центр трансфера технологий Управляющая компания «Сберинвест» Управляющая компания «Сберинвест» Минэкономразвития Челябинской обл. Минэкономразвития Челябинской обл. ФСРМПНТС (фонд Бортника) ФСРМПНТС (фонд Бортника) Малые и нновационные предприятия Малые и нновационные предприятия Центр подготовки кадров Инновационный бизнес-инкубатор Венчурный фонд Челябинской области

ВЫПОЛНЕНИЕ НИР В РАМКАХ НОЦ НИУ (1 очередь ) ПО ФЦП « КАДРЫ » в г. г.

ВЫПОЛНЕНИЕ НИР В РАМКАХ НОЦ НИУ (2 очередь) ПО ФЦП «КАДРЫ» в г.г.

Обеспечивает ли достижение ведущими вузами заявленных показателей качественные изменения в системы высшей школы России ? Обеспечивает ли достижение ведущими вузами заявленных показателей качественное изменение их позиций в мировой конкурентной среде? Свидетельствует ли достижение ведущими вузами заявленных показателей об их кадровом, научном, инновационном развитии ? Доля « ведущих » вузов в общем количестве вузов РФ менее 4% Обеспечивает ли достижение ведущими вузами заявленных показателей видимые изменения в макроэкономических показателях ? Впрямую ли связаны инвестируемые средства с заявленными показателями?

Спасибо за внимание и участие в обсуждении ! Жураковский В.М.