Выполнил: Ахмедова Елена Геннадьевна, старший воспитатель МБДОУ детский сад 4 «Теремок» г. Искитим, Новосибирская область «Управление методической работой в дошкольном образовательном учреждении»
Цель работы: разработка и внедрение модели методической работы в ДОУ. Задачи: -Проанализировать теоретические материалы по проблеме управления качеством методической работы в ДОУ -Рассмотреть особенности организации методической работы в ДОУ. -Проанализировать имеющуюся систему методической работы в ДОУ -Разработать и внедрить модель методической работы.
Методическая работа - целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива школы в целом, а, в конечном счете - на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития конкретных школьников. (Бабанский Ю.К.) «Методическую работу следует считать аспектом управления и рассматривать как деятельность, направленную на обеспечение качества образовательного процесса ДОУ» (Багаутдинова С.Ф. )
Основная цель методической работы - оказание практической помощи педагогам в их профессиональной деятельности. Основная цель управления методической службой в ДОУ – эффективное планомерное использование сил, средств, времени и людских ресурсов для достижения оптимального результата.
Основные подходы к организации методической работы в ДОУ: - системно-деятельный подход - личностно-ориентированный подход - дифференцированный подход - подход свободного самоопределения - мотивационно-стимулирующий подход - коррекционный подход
Организатором методической работы в дошкольном образовательном учреждении является старший воспитатель. Структура методической службы может включать в себя следующие структурные элементы: -Методический совет (координационно-методический совет) -Постоянная творческая группа педагогов -Временные исследовательские, проектные, рабочие микрогруппы -Психолого-медико-педагогическая комиссия.
Функции управления методической работой (Третьяков П.И., Белая К.Ю. ): 1. Информационно-аналитическая 2. Мотивационно-целевая 3. Планово-прогностическая 4. Организационно-исполнительская 5. Контрольно-диагностическая 6. Регулятивно-коррекционная
Формы методической работы работы: групповые (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т.д.); индивидуальные (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.).
Критерии эффективности методической работы в ДОУ (Белая К.Ю.) 1. Результаты развития детей за отведенное время соответствуют оптимальному уровню для каждого ребенка или приближаются к нему без перегрузки воспитанников. 2. Рациональные затраты времени, когда рост мастерства воспитателей происходит при разумных затратах времени и усилий на методическую работу и самообразование, но без перегрузки педагогов этими видами деятельности. 3. Стимулирующая роль методической работы: в коллективе улучшается психологический климат, растет творческая активность педагогов и их удовлетворенность результатами своего труда.
Формирование модели методической службы в ДОУ В МБДОУ детский сад 4 «Теремок» г. Искитим функционируют 6 групп. Педагогический процесс осуществляют 22 педагога. Характеристика педагогического состава: Высшее педагогическое образование имеют 15 человек (68,2%). Первую квалификационную категорию - 10 человек (45,5%), вторую - 11 человек (50%), без категории – 1 человек – молодой специалист (4,5%).
Подходы к организации методической работы: Личностно-ориентированный (обеспечение более полного раскрытия возможностей и способностей каждого педагога) Дифференцированный (учет уровня профессиональной компетентности)
В основе методической работы лежит диагностика и мониторинг профессиональной деятельности педагогов. В мониторинге применяются следующие методики: «Оценка уровней профессиональной компетентности педагога дошкольного образования» «Комплексная оценка профессиональной деятельности педагога» (по Медведниковой Л.Ф.) "Критерии качественных результатов деятельности учителя" (Ю.К. Бабанский) «Оценка готовности и адаптированности личности к учебно- воспитательной деятельности» (В.П. Симонов, Ю.В. Дементьев) Анкетирование, тестирование педагогов Тренинг-тесты и теоретические опросники для определения уровня знаний у педагогов (основы педагогики, психологии, частные методики). Методика Е.А. Панько, Е.Л. Баженовой «Умения и качества, значимые для педагогического общения» Наблюдения за деятельностью педагога, беседы Самоанализ и самооценка деятельности педагога и др.
Группы педагогов (по уровню профессиональной компетентности) 1 группа – педагоги с низким уровнем компетентности, требующие усиленного внимания: 22,7% педагогов 2 группа – педагоги со сложившейся системой работы, которым присущ средний уровень профессиональной компетентности: 59,1% педагогов 3 группа – педагоги с высоким уровнем профессиональной компетентности, работающие самостоятельно и творчески: 18,2 % педагогов.
Были выявлены следующие проблемы у педагогов: Недостаточный уровень теоретических знаний воспитателей в области современной общей и коррекционной педагогики и психологии дошкольников. Низкий уровень прогностических, проективных, рефлексивных, аналитических и информационных умений педагогов. Преобладающая усредненность таких компонентов профессиональной компетентности как мобилизационные умения, умения педагогического общения и педагогической техники.
Цель модели: создание условий для непрерывного развития и саморазвития профессиональной компетентности педагогов. Задачи: Дифференцировать содержание методической работы с учетом наиболее важных проблем и тенденций в развитии профессионального мастерства педагогов, а также уровня их профессиональной компетентности; Определить наиболее эффективные и оптимальные формы работы по повышению профессиональной компетентности педагогов с учетом уровня их компетентности и своевременно выявленных трудностей. Организовать трансляцию педагогического опыта в практику работы: выявление, изучение и распространение наиболее ценного опыта педагогической, инновационной и другой деятельности членов педагогического коллектива.
В настоящее время в ДОУ действуют следующие микрогруппы: «Рабочая группа по разработке и апробации основной общеобразовательной программы» Проблемная группа «Здоровый дошкольник» Творческая группа «Радуга». Творческая группа «Ландшафтная мастерская в ДОУ» «Группа информационной поддержки»
Индивидуальная работа с педагогами с разным уровнем профессиональной компетентности
Одной из важнейших функций управления методической работой в ДОУ является контроль. В основе - дифференцированный подход. Персональный направлен на изучение системы работы и распространение передового опыта воспитателей, имеющих высокий уровень профессиональной компетентности. Предупредительный применяется по отношению к начинающим педагогам, а также к воспитателям, работающим в инновационном режиме (внедрение новых программ, технологий, передового педагогического опыта). Взаимоконтроль -для педагогов со средним и высоким уровнем профессиональной компетентности. Самоконтроль - для педагогов с высоким уровнем профессиональной подготовки.
Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта Используем алгоритм описания опыта по модульной технологии. Обобщенный опыт регулярно транслируется на уровне ДОУ и города: открытые занятия, публичные выступления, семинары, презентации, мастер- классы.
- Самообразование и саморазвитие - важнейшие факторы повышения профессиональной компетентности педагогов Для педагогов с не сложившейся позицией саморазвития: обучение на курсах, посещение различных семинаров и методических объединений, знакомство с опытом работы других педагогов и др. Для педагогов с активной позицией саморазвития: работа на доверии, возможность обмена опытом с коллегами, предложение работать углубленно по интересующему направлению образовательной деятельности в рамках д\с, дистанционные курсы повышения квалификации.
Динамика уровня образованности педагогов МБДОУ д\с 4 «Теремок» г. Искитим
Динамика уровня квалификации педагогов МБДОУ д\с 4 «Теремок» г. Искитим
Мониторинг уровня профессиональной компетентности педагогов МБДОУ д\с 4 «Теремок» г. Искитим
Динамика трансляции педагогического опыта МБДОУ д\с 4 «Теремок» г. Искитим
Мониторинг уровня вовлеченности педагогов в инновационную деятельность МБДОУ д\с 4 «Теремок» г. Искитим
Мониторинг вовлеченности педагогов в методическую деятельность МБДОУ д\с 4 «Теремок» г. Искитим
Представленная модель методической работы: создаёт условия для совершенствования и развития профессиональной компетентности педагогов; опирается на системно - деятельностный, личностно- ориентированный и дифференцированный подходы в организации деятельности, необходимые для успешного функционирования учреждения; отвечает основным принципам: научности, системности, единства теории и практики, гибкости и мобильности, связи с жизнью и др. ориентирована на совершенствование и развитие когнитивной, деятельностной и личностной характеристик профессиональной деятельности педагогов, что, на наш взгляд, составляет основу профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения;
Перспективы деятельности: разработать систему повышения информационной компетентности педагогов на основе личностно- ориентированного подхода разработать технологию мультимедийного сопровождения образовательного процесса.
Спасибо за внимание!