3. Человеческий фактор в создании и преодолении опасностей техносферы Формы деятельности человека и его физиологические характеристики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учебные вопросы: 1. Понятие и структура психики. 2. Психические процессы как основа функционирования личности.
Advertisements

1.Краткая характеристика основных форм труда. Физиология труда. Физиология труда – это наука, изучающая функционирование человеческого организма во время.
Содержание и порядок проведения занятияВремя, мин ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Учебные вопросы 1. Психология безопасности труда. 2. Психологические.
- это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности. К психическим процессам относятся.
Подготовка ребенка к школе рекомендации для родителей Педагог-психолог Романова Светлана Львовна.
Образование и здоровье школьников. Здоровье Крепкое здоровье Слабое здоровье С т р е с с о р ы Это состояние полного физического, духовного и социального.
Руководитель: Голубина О. А. Жукова Н.А. Буторина К.В. ИЭ-IV-5.
Подготовила Костина Елена Алексеевна Учитель французского языка МБОУ Одинцовский лицей 2.
Резервные возможности организма человека МОУ СОШ 55 Тема по физкультуре: Ученика 11 А класса Ананьева Алексея Геннадьевича Чебоксары 2008.
Факторы трудового процесса и профилактика заболеваний, вызванных их неблагоприятным воздействием.
Психологические особенности учащихся на разных этапах обучения Педагогический совет г.
Ребёнок готов к обучению в школе, если он достиг такого уровня физического, интеллектуального и социального развития, который позволяет ему выполнять.
Профессиональный стресс (ПС). Профессиональный стресс многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации.
Органы чувств. Анализаторы.. Каким образом мы получаем информацию об окружающем нас мире?
Психика Психика 1. Системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира. 2. Субъективное.
ЛЕКЦИЯ 6 ВКЛЮЧАЮТ: -несовершенство технологических процессов, - конструктивные недостатки оборудования, инструментов и т.д, - несовершенство предохранительных.
LOGO ЗОЖ как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества Автор: учитель ОБЖ МБОУ «СОШ 1»,
Курсовая работа по дисциплине «Основы управления персоналом» тема: «Совершенствование условий труда персонала» Выполнил:Миронов Ю.
Готовность ребенка к школьному обучению. Готовность ребенка к школьному обучению Физическое, соматическое и нервно-психическое здоровье. Социальная, личностная.
Как человек познает МИР ? Группа 7361 – Бакалавры педагогики Великий Новгород 2008.
Транксрипт:

3. Человеческий фактор в создании и преодолении опасностей техносферы Формы деятельности человека и его физиологические характеристики

Деятельность человека Сущность человека заключается в деятельности, как творчестве. Спецификой человеческой деятельности является целенаправленно-адаптирующая активность человека, способ реализации его потребностей (как материальных, так и духовных).

Физиология труда Многообразные формы трудовой деятельности принято условно подразделять на труд физический и умственный. Энергозатраты при физическом труде в зависимости от тяжести работы составляют ккал в сутки, а при механизированной форме труда энергетические затраты составляют ккал. Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и передачей информации, требующие активизации процессов мышления, внимания, памяти. Данный вид труда характеризуется значительным снижением двигательной активности. Основным показателем умственного труда является напряженность, отражающая нагрузку на центральную нервную систему. Энергозатраты при умственном труде составляют ккал в сутки.

Тяжесть и напряженность труда Тяжесть и напряженность труда характеризуются степенью функционального напряжения организма. При физическом труде оно может быть энергетическим, зависящим от мощности работы. При умственном труде оно может быть эмоциональным.

Теплообмен человека с окружающей средой. Одним из показателей теплового состояния организма является средняя температура тела (внутренних органов). Наивысшая температура внутренних органов составляет +43 °С, минимальная +25 °С. Температурный режим кожи играет основную роль в теплоотдаче. Ее температура меняется в довольно значительных пределах и при нормальных условиях средняя температура кожи под одеждой составляет °С. При неблагоприятных метеорологических условиях на отдельных участках тела она может понижаться до 20 °С, а иногда и ниже. Нормальное тепловое самочувствие имеет место, когда тепловыделение Qтп человека полностью воспринимается окружающей средой Qтo, т.е. когда имеет место тепловой баланс Qтп = Qтo.

Физиологические характеристики человека Г. Фехнер в 1860 году сформулировал «основной психофизический закон», по которому сила ощущения p пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя S:Г. Фехнер1860 году «Мощность звука- энергия, передаваемая звуковой волной через рассматриваемую поверхность в единицу времени. Среднее по времени значение мощности звука, отнесённое к единице площади, называется интенсивностью звука.»

Анализаторы Анализаторы-системы, обеспечивающие восприятие и анализ всех раздражителей, действующих на животных и человека. К воспринимающим приборам А. относятся все органы чувств (зрения, слуха, вкуса и др.) и специальные рецепторные образования в органах, тканях, суставах, сосудах и мышцах. Для рецепторных приборов, благодаря особенностям их строения, характерна приспособленность к восприятию определённых видов раздражения и высокая чувствительность к ним. Проводниковая часть А. состоит из периферического нерва и нервных клеток. Эти клетки расположены в центральной нервной системе (за исключением первых двух нейронов зрительного, обонятельного и слухового А., расположенных на периферии, в соответствующих органах чувств).

Зрительный анализатор

Спектральная чувствительность

Слуховой анализатор

Кожный анализатор 1 свободные нервные окончания в эпидермисе; 2 осязательные тельца Меркеля (главным образом в эпидермисе): 3 осязательное тельце Мейсснера; 4 нервное спле­тение вокруг волосяной луковицы; 5 чувствительное к холоду тельце (или колба) Краузе; 6 фатерпачиниево тельце, чувствительное к давлению.

Человеческий фактор в создании и преодолении опасностей техносферы Психология риска и безопасности

Компоненты психического образа Причинами травматизма 4% составляют опасные условия труда, а 96% - опасные действия, так называемый «человеческий фактор», его психологические компоненты. Внимание - психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Основные процессы памяти запоминание, сохранение, воспроизведение. По психологическому содержанию запоминаемого выделяется память образная, словесно- логическая, эмоциональная и двигательная. Эмоциональная память память на чувства. Существуют индивидуальные различия между людьми по объему, точности памяти, быстроте запоминания, длительности сохранения, готовности памяти. Готовность памяти это способность быстро извлекать из памяти то, что необходимо человеку в данный конкретный момент. Отсутствие этого качества приводит к тому, что даже при наличии знаний человек не может ими пользоваться.

Причины психологического характера опасного поведения людей. Главным во всех определениях несчастного случая является наличие двух условий: внезапного, неожиданного характера происшествия и наступившее в результате его телесное повреждение. Несчастный случай (ГОСТ ): случай воздействия на работающего опасного производственного фактора при выполнении работающим трудовых обязанностей или задания руководителя работ. Причины опасного поведения людей: Нарушение мотивационной части действий, конфликт безопасности и производительности труда.

0сновные причины ошибок, приводящих к травмам: усталость (утомление); болезнь; недостатки образования и профессиональных навыков; отсутствие "климата" безопасности в коллективе, плохие производственные отношения; плохие условия труда; материальные и другие личные заботы; несоответствие индивидуальных психических характеристик требованиям производственной деятельности; стресс; снижение профессиональных способностей в экстремальных условиях после пережитой опасности или травмы; употребление алкоголя, наркотиков и некоторых лекарств; влияние изменений погоды.

Психологические причины сознательного нарушения правил безопасной работы: экономия сил и времени привычка к опасности или ее недооценка готовность и стремление ориентироваться на идеалы. тенденция к копированию норм группового поведения. привычка работать с нарушениями переоценка собственного опыта и мастерства желание самоутверждения стрессовые состояния склонность (вкус) к надситуативный риск

Личностные особенности руководителя как фактор восприятия его подчиненными. психологическая избирательность способность адекватно, без искажения отражать психологию организации; критичность и самокритичность - способность видеть недостатки в поступках и действиях других людей и своих поступках; требовательность способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации. Организаторские качества: работоспособность; самостоятельность; дисциплинированность; инициативность; гибкость; целеустремленность;

Психологические качества личности в его профессиональной деятельности Профессиональное самосознание включает: осознание человеком норм, правил, моделей своей профессии как эталонов для осознания своих качеств. Здесь закладываются основы профессионального мировоззрения, профессионального кредо; осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким абстрактным или конкретным коллегой; учет оценки себя как профессионала со стороны коллег; профессиональную самооценку; положительное оценивание себя в целом, определение своих положительных качеств, перспектив, что ведет к повышению уверенности в себе, удовлетворенности своей профессией.