Методические особенности преподавания курса ОРКСЭ Савченко К.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Учебное задание: Придумайте учебное задание на новогоднюю тему следующего характера: Проверка знаний учащихся о Новом годе Самостоятельное получение новой.
Advertisements

ПРОГРАММА КУРСА «МИР ГЕОМЕТРИИ» Автор: О.Б.Шамсудинова Prezentacii.com Автор презентации: Лейман М.А.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
«Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал. Такой метод обучения наилучший,
Личностные образовательные результаты: методы и технологии формирования ценностных ориентаций.
Васильченкова Т.В., зав.кафедрой ТОВиДО РИРО, 2015.
Фактически, личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты устанавливают и описывают следующие обобщённые классы учебно- познавательных.
Текст как средство достижения метапредметных результатов. Использование различных способов подачи информации Учитель географии высшей категории МБОУ лингвистическая.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Процесс этот.
Анализ метапредметных и предметных результатов по обучению чтению научно- популярных текстов Секция 2 Бондаренко Т.М., учитель начальных классов IКК, Солдаткина.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Личностно- ориентированный подход в обучении на уроках истории и обществознания.
ЗНАНИЯУМЕНИЯНАВЫКИшкольников. Какие знания и способности являются для школьников ВАЖНЫМИ, когда они заканчивают обучение? Такие, когда школьники видят.
14 марта 2012 г. Деятельностный подход на уроках математики.
Продуктивное чтение – залог успешного обучения Цель: учим самостоятельно понимать текст.
Целеполагание один из этапов урока. Цели школьной географии Цели обучения - это система ценностей, общий ориентир для конструирования содержания предмета.
Педагогические технологии в образовательном процессе.
Транксрипт:

Методические особенности преподавания курса ОРКСЭ Савченко К.В.

2

3

4

5

6

7

Диалог (от греч. diálogos разговор, беседа), диалогическая речь, вид речи, характеризующийся ситуативностью (зависимостью от обстановки разговора), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), непроизвольностью и малой степенью организованности (незапланированным характером). (БЭС) Диалог – совместная речевая деятельность двух или более лиц. (Е.А. Земская) Диалог – это информативное и экзистенциальное взаимодействие между коммуницирующими сторонами, посредством которого происходит понимание. (Философский словарь) Диалог -- попеременный обмен репликами (в широком смысле репликой считается и ответ в виде действия, жеста, молчания) двух и более людей. (Словарь социальной психологии) Диалог – это способ регулирования личностных отношений, которые возникают между индивидуальностью и общностью (Б.И. Хасан) Диалог как способ коммуникации 8

Диалогический опыт включает умения: Воспринимать и удерживать в сознании контекст множественности, неоднородности Соотносить различные субъективные точки зрения Интересоваться «другими» и «другим» Определять свое отношение к другому Принимать другое как необходимое условие своего бытия Быть активным слушателем Предъявлять свое видение с учетом позиции и ответной реакции адресата Адекватно взаимодействовать с другими Диалог как способ коммуникации 9

Эффективность коммуникации цели, ценности, идеалы знания умения опыт конкретной деятельности склонности и способности темперамент характер воспитание отношение к самому себе. 10

Коммуникативная деятельность взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности) сотрудничество (коммуникативные действия, направленные на согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности) условие интериоризации -- процесса преобразования внешней социальной и предметной деятельности во внутренние умственные действия и операции (коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации и рефлексии). создание коммуникативно насыщенной образовательной среды, преодоление монологизма образовательного процесса, снижение рисков создания на уроке имитационных коммуникативных ситуаций

Методические принципы Диалогическое взаимодействие Субъект-субъектное построение учебного процесса Взаимодополнение фактов, точек зрения, результатов индивидуальной деятельности Создание личностно значимой учебной ситуации Выбор содержания и форм учебной деятельности Возможность выстраивания собственной учебной коммуникации с изучаемым материалом Возможность формировать и формулировать собственные суждения и мнения Возможность оценивать результаты своего интеллектуального труда

Приоритет личностного развития учащихся Актуальность Опора на самостоятельность мышления учащихся Самостоятельная интеллектуальная деятельность по освоению содержания предмета и адекватных способов деятельности Вариативность Вопрос, текст, способ деятельности или презентации индивидуального образовательного результата

Деятельностное обучение Отбор содержания, форм, методов и видов деятельности Соблюдение баланса между теоретическим и эмпирическим способом познания Словесные фактические и теоретические знания логическое мышление речевые умения эмоциональная сфера Наглядные образное мышление познавательный интерес воспитание художественного вкуса Практические, умения практической деятельности проблемно-поисковые закрепление теоретических знаний Репродуктивные получение фактических знаний навыки учебного труда память Индуктивные и дедуктивные сохранение логики содержания логическое и предметное мышление

Последовательность усвоения понятий: 1.Накопление фактов, характеристика явлений; 2. Общее представление о признаках явления; 3. Определение понятия или установление его характерных признаков; 4. Закрепление существенных признаков понятия или его определения; 5. Применение понятия при анализе конкретного явления; 6. Дальнейшее развития понятия, обогащение его новыми признаками. Приемы и методы диалогового взаимодействия 15 Понятийный словарь

Психологические механизмы усвоения ценностей Усвоение типического опыта «так надо» Имитация Идентификация Чувство стыда Чувство вины Накопление личного опыта «без чего я – не я» Личная деятельность Самовоспитание Катарсические переживания Привычка

Работа с текстомДискурсивная деятельность восприятие (через беглость чтения) понимание, осмысление (через ответы на вопросы в парах, группах); интерпретация (через выбор мнения, принятие решения), создание собственного «встречного» текста-дискурса (через участие в диалоге, в обсуждении и т.д.).

Объект прочного усвоения Работа с текстом учебника 18

Работа с текстом учебника Задание 1 Определите, в чем состоят положительные и отрицательные стороны таких качеств информации, как избыточность и недостаточность. Предложите способы преодоления выявленных проблем. 19

Однажды на параолимпийских играх в Сиэтле девять участников забега вышли на дистанцию 100 метров. После стартового сигнала все побежали, не с одинаковой скоростью, но с одинаковым желанием показать свой лучший результат и дойти до финиша. Один юноша споткнулся и упал на дорожке и заплакал от обиды и бессилия. Остальные восемь участников забега услышав плач, замедлили бег, оглянулись назад и, не сговариваясь, развернулись и пошли к упавшему. Помогли юноше подняться, и так, вдевятером, взявшись за руки, они дошли до финиша. Стадион встал и аплодировал несколько минут.

Тип учебного текста Характеристика«Маркеры»Развивающие возможности АксиономическийСодержит достоверную информацию Факты, отсутствие эмоций, терминология Функции запоминания и воспроизведения, расширение лексического запаса, кругозора ПроблематизирующийСодержит проблемную информацию, рассуждения, умозаключения Проблема, противопоставления, размышления, изложение субъективного опыта Развитие логики, способности к пониманию, навыков смысловой обработки текста, критического мышления, стимулирование познавательной мотивации, Личностно окрашенныйСодержит обращение к личностному опыту, эмоциям, образу жизни Обращение к чувствам, ощущениям, риторические вопросы и восклицания Расширение эмоционального опыта, формирование мировоззрения Ценностно окрашенныйИнтерпретирует информацию в контексте культурных и духовных ценностей, нравственных проблем, жизненных позиций Ценностная лексика, диалоговая форма, изложение ценностных противоречий, дилемм или проблем, обращение к личному мнению Формирование нравственных ценностей, критического мышления Типология учебных текстов

Задание 2. Прочитайте тексты. Охарактеризуйте их, определите их тип. Какие дидактические возможности предоставляют эти тексты?

Задания, требующие мнемонического воспроизведения информации Задания, требующие извлечения и описания информации, наблюдения Задания, требующие структурирования и переработки информации Задания, требующие осмысления, оценки и интерпретации информации Задания, требующие творческого применения информации Что это? Кто это? Как называется? Когда? Дайте определение. Сформулируйте. Перескажите. Сделайте по образцу. Опишите процесс, явление и т.д. Перечислите факторы. Дайте характеристику Понаблюдайте Составьте план, конспект. Выпишите. Подготовьте доклад, сообщение. Напишите изложение. Укажите главное. Озаглавьте. Подготовьте аннотацию. Заполните таблицу. Проанализируйте Укажите сходство и различие. Сопоставьте. Сравните. Найдите закономерности. Оцените. Приведите пример. Объясните. Найдите аналогию. Докажите. Обоснуйте. Выскажите свое мнение. Предложите способ решения проблемы. Задайте вопросы. Исследуйте. Напишите сочинение. Придумайте. Предложите гипотезу. Типология учебных заданий

Задание Составьте к тексту 5 заданий в соответствии с предложенной типологией Проанализируйте задания, составленные другими группами, в соответствии с предложенной типологией.

Простые (фактические) вопросы (Что…? Кто...? Когда…?). Уточняющие вопросы (Правильно ли я понял, что …? Можно ли сказать, что…?). Интерпретационные (объясняющие) вопросы (Почему…?, В чём причина…?). Оценочные (В чём отличие…? В чём сильные и слабые стороны…?). Творческие (аналитико-синтетические) (А что было бы…? Как изменится…, если…?). Практические (применение) (Как сделать так, чтобы…? Как применить в жизни…?). Типология учебных вопросов

Задание 4. Составьте к тексту 6 вопросов в соответствии с предложенной типологией.

Притча Функции притчи Функция зеркала Функция модели Функция опосредования Функция хранения опыта Схема анализа притчи Ключевые словаКлючевые образы Основные понятия Символы Смысл - вывод Притча как дидактический текст 27

Способы использования притч в учебном процессе: Определить основную идею и смысл Придумать название При использовании приема чтения с остановками – предположить финал Проиллюстрировать притчу (рисунки, репродукции, фотографии и т.д.). Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы. Выделить ключевые понятия. Инсценировать притчу Найти или предположить (вставить) пропущенные слова. Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, профессии, социальной роли т.п.) Сопоставить нескольких притч 28 Притча как дидактический текст

Задание 5. Прочитайте притчи. Как вы поняли смысл каждой притчи с точки зрения учителя? Как смысл притчи поймет ваш ученик? Сопоставьте эти два варианта понимания, предложите пути согласования интерпретаций; предложите варианты работы с текстом притчи на уроке. 29

Рефлексия знанияуменияценностное отношение ? Оценка сравнивает индивидуальные достижения с эталоном отражает индивидуальные достижения Портфолио Накопительная оценка Взаимооценивание Внешняя оценка

Рефлексия учителя Можно ли говорить об установлении диалога в ходе занятия? Что было самым трудным для понимания и принятия? Что в обсуждении вызывало наибольшее беспокойство и неудобство? На каких диалогических принципах было построено взаимодействие в процессе занятия? Приемы и методы диалогового взаимодействия 31