МОУ СОШ 36 г.Калининграда Тема «Я и моя будущая профессия». Работа педагога-психолога МОУ СОШ 36 Костюковой Ольги Викторовны.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Роль классного руководителя в предпрофильной подготовке и профильном обучении учащихся Маргорина А.В. - председатель школьного методического объединения.
Advertisements

«Профессиональное самоопределение учащихся» Элективный курс 9 класс.
Профориентация и ЕГЭ Как правильно выбирать профессию?
Психологическое сопровождение процесса самоопределения старшеклассников Выполнил: педагог-психолог ГБОУ Борского психологического центра Колесникова Н.Ю.
Актуализация проблематики выбора профессии.. Задачи Нашей задачей является, как можно значимей внести проблему выбора профессиональной деятельности в.
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Муниципальное общеобразовательное учреждение Краснохолмская средняя.
Содержание разделов проекта «Мой выбор» Шаг 1: Проблема Шаг 2: Осознание проблемной области Шаг 3: Определение потребности и ее формулировка Шаг 4: Определение.
Курс «Психология профессионального самоопределения» (9 предпроф.кл.) Цель курса формирование у учащихся готовности к осознанному профессиональному выбору.
Мастер - класс Подготовила: педагог-психолог Горяинова Н.Н. МОУ Казацкая СОШ Подготовила: педагог-психолог Горяинова Н.Н. МОУ Казацкая СОШ.
Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастом. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития.
Тема урока Работа над проектом «Моя будущая профессия»
Предпрофильная подготовка. Старт в профессию начинается с определения трех главных условий 1.ХОЧУ (склонности, интересы ) 3. Надо (спрос на рынке труда)
ФОРМИРОВАНИЕ « ОБРАЗА « Я » В ПРОЦЕССЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Агапкина Ольга Петровна учитель технологии высшей категории МОУ СОШ 30 города Энгельса.
Ситуация выбора. «Хочу»Интересы,склонности. «Надо» Востребованность профессии на рынке труда «Могу»Знания,умения,навыки. Ситуация выбора. выбора.
Психологическое сопровождение профильного обучения Разработано педагогом- психологом МОУ «Ново-Ямская СОШ» Выборовой Т.В.
ПАНАЧЁВА И.Е. МОУ УЙСКО-ЧЕБАРКУЛЬСКАЯ СОШ 2009 ПРОФОРИЕНТАЦИЯ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ Паначёва И.Е.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
Тема: Профориентационная работа в рамках элективного курса. Выполнила: Шумилова Т.С.
Психолого- педагогическая поддержка процесса выбора профиля Профильная ориентация 9-е классы.
Карьерное обучение Встреча Сегодня…? Что? Зачем? Введение. Игра на знакомство План курса (краткое знакомство) Необходимо выполнить Что такое.
Транксрипт:

МОУ СОШ 36 г.Калининграда Тема «Я и моя будущая профессия». Работа педагога-психолога МОУ СОШ 36 Костюковой Ольги Викторовны

Проблема выбора С введением профильного обучения в старшей школе возникает проблема выбора учащимися того или иного профиля обучения, которая встает перед ними в 9 классе (и даже в восьмом). Профильное обучение – возможность для учащегося получить дополнительные знания по избранному направлению и проверить свои возможности С другой стороны, это риск неправильно выбрать профиль и, следовательно, временные и моральные издержки

Влияние на ученика. Изменения социально-экономической ситуации привели к появлению конкуренции на рынке труда и образовательных услуг. Ужесточились требования к потенциальным работникам, абитуриентам, поэтому проблема профессионального самоопределения приобретает особую актуальность.

Современные условия. Каждый выпускник должен владеть необходимой информацией о себе: -способности; -состояние здоровья; -уровень знаний; -свои интересы, склонности и жизненные ценности.

Карьера. В выборе профессии информированность – это залог успеха, она позволяет сделать осознанное и обоснованное планирование своей карьеры.

Профориентация. В ходе самодиагностики школьники изучают свои психологические особенности, знакомятся с различными моделями поведения и оценивают их эффективность. Формируется психологическая готовность учащихся к выбору профессии на основе знаний.

Схема «Модель психологического сопровождения предпрофильного образования». Смотреть

Учебно-тематический план.

Тема 1. Знакомство с предметом Включает в себя знакомство с классом. Введение понятий профессиональное самоопределение, профессиональная карьера, рынок труда.

Тема 2. Образ «Я».Самооценка, самопрезентация. Образ «Я» как система представлений о себе. «Я- концепция»(«Я»-физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное, «Я» - реальное, идеальное, зеркальное. Самооценка, уровень притязаний. Самопрезентация.)

Тема 3. Темперамент. Определение типа темперамента. Общие представления о темпераменте. Психологические характеристики типов темперамента. Понятие интроверсии, экстраверсии, нейротизма. Определение типа темперамента по методике Г.Айзенка.

Тема 4. Тип темперамента и профессия. Практическая работа. Особенности проявления типов темперамента в учебной и профессиональной деятельности.

Тема 5. Свойства нервной системы и их проявления в профессиональной деятельности Общие представления о нервной системе, ее свойствах(сила, подвижность, уравновешенность). Ограничения при выборе отдельных профессий, обусловленные свойствами нервной системы. Типы профессий по медицинским противопоказаниям.

Тема 6. Чувства и эмоции Основные понятия. Способы выражения чувств и эмоций. Тест эмоций(модификация теста Баса-Дарки). Истоки негативных эмоций. Способы управления негативными эмоциями. Агрессия.

Тема 7. Стресс и тревожность. Введение понятий. Методика «Определение уровня тревожности.»

Тема 8. Компетентность в общении. Структурный анализ общения. Общие понятия, психологические закономерности, коммуникативные навыки. Структурный анализ общения. Определение коммуникативных и организаторских склонностей.

Тема 9. Вербальное и невербальное общение. Введение понятий. Элементы информационной передачи. Техники активного слушания. Особенности приема и передачи нформации.

Тема 10. Способы эффективного общения. Коммуникативные барьеры. Правила определенности в общении. «Показатель туманности».

Тема 11. Классификация профессий. Формула профессии. Признаки профессий. Пирамида Климова Е.А. Определение типа будущей профессии. Профессия, специальность, должность.

Тема 12. Интеллектуальные способности и успешность профессиональной карьеры. Понятие интеллекта. Уровень развития интеллекта. Роль познавательных процессов в развитии интеллекта. Способности к различным видам деятельности.

Память. Виды памяти. Внимание. Общее преставление о памяти. Виды памяти. Основные свойства внимания(объем, устойчивость, распределение, избирательность). Способы тренировки памяти.

Тема 14. Мышление. Виды мышления. Виды мышления. Понятие продуктивности, оригинальность мышления. Определение типа мышления.

Тема 15. Условие выбора профессии. Склонности, желания, интересы личности. Человеческие возможности, профессиональные способности. Потребности рынка труда. Определение профессионального типа личности.

Тема 16. Склонности и интересы в профессиональном выборе. Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения. Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов.

Тема 17. Возможности личности в профессиональной деятельности. Понятие профпригодности. Уровни профпригодности. Профессионально важные качества. Способности общие, специальные.

Тема 18.Соцальные проблемы труда. Кадровое планирование. Банки данных о рабочей силе(спрос и предложение на них). Престиж и спрос на профессии.

Тема 19. Современный рынок труда и его требования к профессионалу. Рынок труда, его функции, структура, особенности. Внутренний и внешний рынок. Субъективные и объективные факторы, влияющие на успешность адаптации к современному рынку труда.

Тема 20. Пути получения профессии. Система профессионального образования. Уровни образования. Средние специальные учебные заведения. Типы высших учебных заведений. Условия приема и обучения.

Тема 21. Профессиональная карьера. Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессионализма. Профессиональное прогнозирование.

Тема 22. Технология поиска работы. Пути поиска информации о трудоустройстве. Федеральная служба занятости. Комплектование документов. Написание резюме, автобиографии. Собеседование. Конкуренция. Сведения о психологическом тестировании.

Тема 23. Построение профессионального плана. Самонаблюдение. Психологический портрет. Сбор и оценка ситуации. Понятие решений. Ответственность за решения. Психологическая готовность к изменению ситуации.

Тема 24. Заключительное занятие. Рефлексия. На главную

Самопрезентация Как хорошо себя представить? Основные правила самопрезентации: Говори только о своих сильных сторонах(говори по делу, без хвастовства) Если работодатель обнаружит твои слабые стороны, старайся показать, что ты их признаешь и работаешь над ними(напр. Владеешь немецким на уровне начинающего, но, кстати, именно сейчас участвуешь в интенсивном курсе этого языка) Говори правду- предоставляя неправдивую информацию, будешь отвергнут как человек, которому нельзя доверять Помни об этикете хорошего поведения, старайся расположить к себе собеседника, будь вежливым и спокойным Подготовься к разговору- тогда будешь чувствовать себя более свободно и уверенно, это создает более благоприяьное впечатление

Помни о невербальной коммуникации! Твой собеседник во время разговора будет обращать внимание не только на то, что ты говоришь, но и на то, о чем говорят твои телодвижения. Умелое владение своим телом, несомненно, улучшит твой имидж в глазах собеседника. Постарайся овладеть своими жестами и помни о нескольких элементах: ГЛАЗА- очень важны в общении; старайся установить зрительный контакт с собеседником, но не больше 60%; не заглядывайся по сторонам ГОЛОВА- в нашей культуре, вертикальные кивки головой обозначают поддержку- так мы даем собеседнику яркий сигнал, что мы его слушаем и согласны с ним ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА, в том числе- прежде всего- приветливая УЛЫБКА, это самый лучший ледокол в отношениях между людьми СИЛУЭТ- стой прямо, лицом к собеседнику ПЛЕЧИ- нельзя опираться на локти, не нужно также скрещивать руки на груди НОГИ- держи их вместе, независимо от того, стоишь ты, или сидишь; избегай нервного подергивания ногой, не пинай ногой, не пинай ногой рабочий стол и т. П.

Первое впечатление. 3 элемента, которые имеют самое большое значение для создания первого впечатления внешний вид и поведение (напр. улыбка, выражение лица, одежда, как ты подаешь руку, как ты смотришь на собеседника); речь (темп разговора, тембр голоса); предмет разговора (то, что ты говоришь).

Как одеться, каким должен быть твой внешний вид? одевайся соответственно месту и обстановке: одежда должна быть опрятной и чистой (отглаженной, без пятен и дыр); позаботиться о собственной гигиене (чистые ногти, руки, волосы, и т.п.); избегай слишком большого количества бижутерии, сильного запаха духов, яркого макияжа; папка или сумка тоже является частью одежды – позаботься и оних тоже (на примере бумажных папок: избегай ярких цветов – ввыбирай цвет папки, подходящий к твоей одежде). Помни! Модная одежда не всегда подходит для работы!

КАК С УСПЕХОМ ВЫСТУПИТЬ ПУБЛИЧНО заранее начни подготовку, изучи тему, продумай её, запиши мысли, которые приходят тебе в голову – не отвергай ничего, на момент (час, ночь, сутки) отдохни от проблемы, прочитай то, что написал(а) раньше и добавь новые идеи, повтори предыдущий пункт 2-3 раза, готовься в условиях, обеспечивающих спокойную работу… - продумай ясность и структуру вывода - вступление, обращение к опыту слушателей, - развитие, подведение итогов и заключение, - учти возможность задать вопросы и внести предложения слушателям и ещё раз выяснить то, что осталось непонятным, - подбери соответствующий аудитории язык изложения, - подумай, что может заинтересовать аудиторию, - что бы ты хотел, чтобы они поняли, запомнили, - обратись к их опыту, объясняя новые вещи, запиши концепцию выступления,

КАК С УСПЕХОМ ВЫСТУПИТЬ ПУБЛИЧНО вернись к первоначальной идее на следующий день, прочитай подготовленный материал, внеси изменения, которые пришли тебе в голову, повтори вышеназванную операцию 2-3 раза каждые 24 часа, подбери удачный текст – много не означает хорошо (а часто скучно!), если есть такая возможность и основание – пользуйся аудиовизуальными средствами, таблицами, диаграммами, примерами, рисунками, схемами и т.п. обработанный текст в начале прочитай (дома), стараясь все реже заглядывать в него, пока не выучишь его наизусть, поставь модуляцию голоса, его силу, старайся держать контакт глазами, не смотри в потолок, стену, или пол, не останавливайся взглядом на ком-то дольше, чем 10 секунд, контролируй свои жесты (не держи руки в кармана, не качайся из стороны в сторону, не топчись на месте), постарайся выглядеть опрятно и элегантно, небрежный внешний вид настраивает аудиторию против тебя ещё перед тем, как ты начинаешь говорить.