Мастер – класс Горюновой Т.Ф., учителя начальных классов М БОУ « Лиманская СОШ 1» «Системно- деятельностный подход в обучении и формировании УУД на уроках.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по литературному чтению.
Advertisements

. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования.
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Формирование УУД на уроках английского языка в начальной школе Подготовила : учитель иностранного языка МБОУ ООШ 25 Трофимова С.В.
Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Развитие УУД на проектных уроках математики. учиться». Цель образования общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
О ЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТН ЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
ФГОС 2 поколения Программа развития универсальных учебных действий Пилюгина Н.А. Учитель начальных классов МОУ «Юркинская ООШ»
Презентация выполнена зам.директора по учебной части, учителем начальных классов МБОУ «СОШ 1» г. Микунь Бакуриной Н.Л.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Реализация программы развития школы «Школа социального успеха» Школа при Посольстве России в Турции Подготовила – Попова Е.И. Материалы методического совещания.
Универсальные учебные действия как результат начального образования.
Семинар Реализация системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников Формирование универсальных учебных действий гимназия «Пеленг» 2012.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД) Составила Чебан Н. И.
Транксрипт:

Мастер – класс Горюновой Т.Ф., учителя начальных классов М БОУ « Лиманская СОШ 1» «Системно- деятельностный подход в обучении и формировании УУД на уроках литературного чтения » Единственный путь, ведущий к знанию,- это деятельность. Б.Шоу

Причины необходимости перехода общества к новой образовательной системе

Цели ФГОС начального образования по литературному чтению Основные цели Овладение базовыми навыками чтения Развитие творческих и познавательных способностей Обогащение нравственного опыта Приоритетная цель Формирование читательской компетентности

Задачи ФГОС начального образования по литературному чтению Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе Формирование нравственных знаний и эстетического вкуса

Требования ФГОС к результатам освоения образовательной программы по литературному чтению ЛичностныеМетапредметныеПредметные

Личностные результаты Формирование чувства гордости за свою Родину, народ Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей Формирование социально- ориентированного взгляда на мир и разнообразие природы, народов, религий, культур Становление гуманистических и демократических ориентаций Принятие и понимание социальной роли ученика и личного смысла учения Развитие ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. Формирование эстетических чувств и потребностей

Метапредметные Освоение способов решений учебных задач поискового и творческого характера. Использование знаково- символических Средств представления информации Для создания моделей Формирование умения планировать и оценивать учебные действия Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовым признакам, установление аналогий и причинно- следственных связей Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою Обладание навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание и составлять тексты в устной и письменной форме

Предметные Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений Достижение необходимого уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладения техникой чтения вслух и про себя, приемами интерпретации, анализа и преобразования текстов Понимание роли чтения, использование различных видов чтения; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать оценку

Возникновение понятия «Универсальные Учебные Действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности.

Универсальные учебные действия Умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта

Функции универсальных учебных действий Обеспечение возможостей самостоятельно осуществлять деятельность учения Создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации

Познавательные УУД Общеучебные Логические Постановка и решение проблемы Ориентироваться в учебнике; Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Преобразовывать информацию из одной формы в другую; Подробно пересказывать небольшие тексты. на уроках литературного чтения:

Регулятивные УУД Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль(волевая саморегуляция) Коррекция Оценка

Регулятивные УУД на уроках литературного чтения Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Коммуникативные УУД Планирование Постановка вопроса Построение речевых высказываний Лидерство Согласование действий с партнёром Оценка

Коммуникативные УУД Оформлять свои мысли в устной и письменной форме; Слушать и понимать речь других; Выразительно читать и пересказывать текст; Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли. на уроках литературного чтения

Личностные УУД Нравственно-эстетическое оценивание Самопознание и самоопределение Обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм, умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.

Личностные УУД на уроках литературного чтения Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Действия УУ: Самоопределение Мотивация учения Формирование основ гражданской идентичности личности Примеры заданий : Составьте слово из первых звуков ( «дружба») Как вы понимаете слово «дружба»? Дружба- главное чудо всегда, Сто открытий для всех настоящее. И любая беда – не беда, Если рядом друзья настоящие. Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. Как вы думаете: с чего начинается дружба? Что обозначает выражение «Водой не разольешь»?Кто ещё не имеет друга? Кто хотел бы найти друга? Для чего нужны друзья? Блоки УУ Д : личностные Буква «М»

Смыслообразование «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него. Действия УУ: Блоки УУ Д : личностные С.621 Проблемная ситуация. Маша говорит, что их имена начинаются с одной буквы, а Миша с разных. Кто из ребят был прав? Как объясните Мише? Есть повод для ссоры? Примеры заданий : Буква «М»

Целеполагание постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно Действия УУ: Блоки УУ Д : Примеры заданий : Буква «М» регулятивные Работа в тетради «Я учусь писать и читать» с.36 1.Задание для нечитающих детей. Закрасить части рисунка, в которые вписана буква М. 2.Впишите букву М в пустые квадратики. Прочитайте слова, которые получились.

Действия УУ: Блоки УУ Д : Примеры заданий : Буква «М» регулятивные Прогнозирование предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик С. 63 букварь В.Орлова «Кто кого» Прочитайте название стихотворения. Кто автор? Прочитаем слова записанные на доске по слогам. О-би-дел - обидел. У-да-рил - ударил. Дру-жи-ли - дружили. Не по-де-ли-ли – не поделили. Ваши предположения о чем это стихотворение?

Действия УУ: Блоки УУ Д : Примеры заданий : Буква «М» С общеучебные -формулирование познавательной цели; -поиск и выделение необходимой информации; -знаково-символические - моделирование познавательные МА-МО-МЯ-МЫ-МИ- МУ-МЁ-МЮ-МЭ-МЕ Сколько в первой строчке слогов с мягким согл. звуком? Сколько во второй строчке слогов с твёрдым согласным звуком?

Действия УУ: Блоки УУ Д : Примеры заданий : Буква «М» С познавательные Логические -анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных) - синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; - выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; -подведение под понятия, выведение следствий; -установление причинно-следственных связей, - построение логической цепи рассуждений, - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование. Звукобуквенный анализ слов «Маша», «Миша» с помощью цветных фишек. Соотнесение слов с картинками. Назовите изображенные предметы. (Велосипед, ведро, брюки, рубашка, платье, кубики) Какие предметы можно объединить в одну группу ( Одежда)

Действия УУ: Блоки УУ Д : Примеры заданий : Буква «М» С коммуникативные Планирование определение цели, функций участников, способов взаимодействия; Постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; Наши гости Миша и Маша. Они смотрят в разные стороны, они поссорились. Маша говорит, что их имена начинаются с одной буквы, а Миша с разных.

Действия УУ: Блоки УУ Д : Примеры заданий : Буква «М» С коммуникативные Разрешение конфликтов выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация В.Орлова «Кто кого» Чтение стихотворения читающими детьми. О ком это стихотворение? Кто задает вопросы мальчикам? Как в стихотворении относятся к детям? Ругают или помогают им разобраться, сделать правильный вывод? Какие слова надо сказать своему другу, когда вы хотите помириться? Подтвердились ли ваши предположения, о чем это стихотворение?

Действия УУ: Блоки УУ Д : Примеры заданий : Буква «М» С коммуникативные Работа в парах. Соедини стрелками предметы, к которым подходит слово моё (моя, мой, мои) Управление поведением партнера Точность выражать свои мысли Контроль, коррекция, оценка действий партнера Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Рефлексия учебной деятельности (УД) на уроке. Над какой темой работали? Удалось ли выполнить поставленную задачу? Каким способом? Какие получили результаты? Что нужно сделать ещё? В чём испытывали трудности? Где можем применять полученные знания? Оцените работу свою и своего напарника по шкале достижений..

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности « С малой удачи начинается успех» Смело иди вперёд, не стой на месте. Что не сделаешь сам, сделаем вместе.

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить: "Пусти меня". Волк сказал: "Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас, смотришь, вы там, вверху, все играете и прыгаете". Белка сказала: "Пусти меня прежде на дерево, а оттуда я тебе скажу, а то я боюсь тебя". Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала: "Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем. ВОЛК И БЕЛКА басня Л.Н.Толстого

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (Т ехнология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников. Технология включает в себя три этапа работы с текстом. 1 этап. Работа с текстом до чтения. 2 этап. Работа с текстом во время чтения. 3 этап. Работа с текстом после чтения.

Серовато, зубовато, по полю рыщет, Телят, ягнят ищет. (Волк) - Прочитайте ключевые слова. -Что могло между ними произойти? Какая тема будет главной? (Добро и зло) - Проверим наши прогнозы. Фрагмент урока 1.(до ЧТЕНИЯ ТЕКСТА) -Догадайтесь, о чём пойдёт речь на нашем занятии? -Составьте пословицу и объясните её смысл. - 1) Слово, злое, доброе, калечит, лечит, а. 2) Дело, пело, делай, сердце, доброе, чтобы. (Работа в группах) (Группы составляют пословицы: 1)Доброе слово лечит, а злое калечит. 2) Делай доброе дело, чтобы сердце пело.) -Чему учат эти слова? Какова тема занятия? -(Добро и зло) - Отгадайте, о каких героях будем читать? С ветки на ветку быстрый,как мяч, Скачет по лесу рыжий циркач. Вот на лету он шишку сорвал, Прыгнул на ствол и в дупло убежал. (Белка)

Содержание работы: Уточнение по ключевым словам своих предположений о теме произведения, героях, развитии действия. Предположения о героях, теме, содержании по фамилии автора, заглавию, иллюстрациям. УУД: Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; (регулятивные) Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; (регулятивные) Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; (познавательные) Оформлять свои мысли в устной и письменной форме; (К оммуникативные) Слушать и понимать речь других. ( Коммуникативные)

Урок сегодня завершен, Но каждый должен знать: Познание, упорство, труд К успеху в жизни приведут.