Возможные варианты создания системы мониторинга качества образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1-3 марта 2006 г. Методические основы подготовки докладов: состав индикаторов, используемых для описания состояния и развития образовательных систем, некоторые.
Advertisements

Об опыте регулярных и нерегулярных исследований состояния системы образования в регионе Чупин В.Н., директор Регионального центра мониторинга в образовании,
Развитие региональной системы оценки качества образования в Чувашской Республике Федотов М.Н., начальник отдела развития общего образования Минобразования.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА Калужской области «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ» НА ГОДЫ А.С. Аникеев министр образования и науки Калужской.
Статистические индикаторы и показатели мониторинга системы образования.
1 Образование – это целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения.
Цели, задачи, организационные формы создания федеральной системы мониторинга образования Семинар по вопросам разработки технологических схем функционирования.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ФУНКЦИОНАЛУ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА ОБРАЗОВАНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ.
Индикаторы мониторинга в системе образования. Структура индикаторов мониторинга Масштабы (доступность) Ресурсы Условия Результаты Организация процесса.
Развитие инфраструктуры системы оценки качества образования Гудырева Людмила Николаевна, к.п.н., профессор кафедры управления, экономики и права в образовании.
Хапугина Т.Н.. Администрация школы Органы государственно- общественного управления школой Школьная служба качества образования директор Заместитель директора.
1 Качество образования- Качество образования- мера соответствия полученных образовательных результатов заявленным (ЗУН, компетентности и ценности)
II этап проекта «Проведение сравнительной оценки показателей эффективности региональных систем образования в субъектах Российской Федерации» Государственный.
Реализация основных направлений комплексного плана модернизации образования МОУ «Бичуринская ООШ»
Управление развитием системы оценки качества образования на федеральном уровне 5 ноября 2011г., г.Москва.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
«ДОРАБОТКА, АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ И ПРОЦЕДУР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ.
Система электронного мониторинга образовательных учреждений Свердловской областиУАЛ-ПМКОР Развитие и модернизация системы образования требует системы её.
Экспертная деятельность органов ГОУО как ресурс повышения качества образования.
2 Основные понятия РСОКО Качество образования – это совокупность свойств образования, определяющих его пригодность удовлетворять запросам потребителей.
Транксрипт:

Возможные варианты создания системы мониторинга качества образования

Анализ текущего состояния мониторинга качества на региональном уровне: Т енденции развития региональных структур системы оценки качества образования. Основные показатели качества образования, используемые на региональном уровне Центры оценки качества образования: функции и используемые данные. Исследования качества образования, проводимые в России за последние годы

Этапы становления региональных структур системы оценки качества образования: I этап Сопровождения аттестационных процедур (До 2000 года) Появляются либо специализированные центры и службы, либо эти направления деятельности включаются в функционал региональных органов управления и региональных институтов (центров, служб и т.п.) развития образования. II этап Эксперимент по проведению единого государственный экзамена и широкомасштабный эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования (С 2000 г) Организационное развитие уже созданных центров, инструментально- технологическое их развитие, расширение спектра проводимых в регионах исследований Появление центров (консорциумов) мониторинга качества образования III этап Создание региональных информационных центров (РИЦ) в 32 регионах Среди задача РИЦев разработка индикаторов мониторинга качества образования, а также подготовка аналитических материалов, создание и ведение баз данных по научным и педагогическим кадрам, по учебно-методическому обеспечению образовательного процесса, по образовательным проектам и программам.

Направления консолидации системы мониторинга качества образования Рекомендации по организации мониторинга качества образования на суб- федеральном уровне. Возможные организационных схемы взаимодействия муниципальных, региональных и федеральных структур в рамках национальной системы мониторинга качества образования Рекомендации по развитию систем мониторинга качества образования

Основные показатели качества образования, используемые на региональном уровне ВНЕШНИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ, В КОТОРЫХ ПРОТЕКАЕТ ОБРАЗОВАНИЕ продолжительность жизни уровень доходов количество неграмотных взрослых (на 1 тыс.) % проживающих за чертой бедности уровень безработицы вакансии на рынке труда ВРП доля бюджета на образование

Популяционные характеристики: обучающиеся рождаемость планируемые показатели детей школьного возраста статистические показатели здоровья семейная статистика дети, оставшиеся без попечения родителей статистика правонарушений Популяционные характеристики: педагогические кадры количество занятых в образовании Демографические характеристики (возраст, пол) вакансии; запросы по трудоустройству уровень квалификации Экономика образования Ежегодно выделяемые средства (федеральные, региональные, муниципальные, частные Бюджеты и затраты (федеральный, региональный, муниципальный, школьный) Ежегодные расходы в расчете на душу населения Зарплата преподавателей

Образовательные учреждения число образовательных учреждений число аккредитованных ОУ типы ОУ (городские, сельские, начальные, средние, … высшие, университеты …) основные и дополнительные источники финансирования ОУ посещаемость (средняя, в среднем ежедневно) охват профильным обучением (в средней школе) – по типам программ охват программами дополнительного образования охват по формам получения образования (очная, вечерняя, экстернат, дистантная …) количество учителей средней школы демографические характеристики учителей, уровень образования, вовлеченность в систему повышения квалификации) средняя наполняемость класса число учащихся на одного учителя число учащихся на 1 технический персонал количество работников администрации текучесть кадров показатели оснащенности учебного процесса (количество компьютеров для обучающихся, для администрации …) характеристика зданий, системы отопления, освещения и канализации Библиотечный фонд

Образовательные результаты количество получивших аттестат количество второгодников (основная школа) количество получивших справку (полная средняя школа) количество достигших базовый уровень по русскому языку и литературе (в начальной, основной, старшей школе) количество достигших продвинутый уровень подготовки по русскому языку и литературе (в начальной, основной, старшей школе) количество достигших базовый уровень по математике (в начальной, основной, старшей школе) количество достигших продвинутый уровень подготовки по математике (в начальной, основной, старшей школе) показатели грамотности по результатам международных сравнительных исследований (PISA, TIMSS) количество успешно сдавших государственные экзамены средние баллы по предметам ЕГЭ, результаты по отдельным группам (процентили) количество поступивших в высшие профессиональные образовательные учреждения количество поступивших в начальные и средние профессиональные ОУ количество приступивших к профессиональной трудовой деятельности

Уровень удовлетворенности образованием % населения, удовлетворенного школьным образованием % родителей, удовлетворенных школьным образованием % выпускников, удовлетворенных школьным образованием % работодателей, удовлетворенных школьным образованием

Основные направления деятельности Центров: проведение аттестационных процедур (в регионах – участниках эксперимента по ЕГЭ – в их число включается и проведение итоговой аттестации выпускников средней школы); проведение мониторинговых исследований (преимущественно – уровня обученности школьников, но также и социологические, диагностические исследования, физиологический мониторинг и др.); аналитическая деятельность; научно-методическая деятельность в области теории и практики педагогических измерений.

Функции Центров оценки качества образования: -оценивать состояние региональной системы образования, - осуществлять информационную поддержку начатого процесса модернизации образования; - прогнозировать развитие региональной системы образования с позиций.

Используемые данные: данные государственной статистики, данные итоговой аттестации учащихся данные аттестации и аккредитации образовательных учреждений, аттестации педагогических кадров, мониторинговых исследований состояния и результатов обучения по отдельным предметам.

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

Основная проблема – отсутствие координации исследований на разных уровнях и разных исследованиях, проводимых на одном уровне. В результате – несопоставимость результатов.

Проблема взаимодействия структур, занимающихся мониторингом качества образования на федеральном и региональном уровнях имеет несколько аспектов. С одной стороны: 1.Имеется безусловная взаимная потребность в обмене информацией 2.Имеется потребность в методической координации исследований качества образования, проводимых на различных уровнях и в различных регионах. Отсутствие такой координации часто приводит к тому, что данные результатов разных обследований не сопоставимы и, следовательно, не дают возможность проведения сравнительных исследований 3.На региональном уровне имеется потребность в методической помощи со стороны федеральных центров в разработке инструментария и при анализе результатов обследований.

С другой стороны: 1.Подчиненность региональных центров местным органам управления образованием в ряде случаев ограничивает возможность обмена информацией 2.Отсутствие средств ограничивает возможность центров федерального уровня оказывать действенную методическую помощь региональным центрам как на контрактной основе, так и за счет собственных средств. 3.Отсутствие средств ограничивает также возможность проведения в регионах исследований, инициированных центрами федерального уровня. 4.Отсутствие полномочий не позволяет центрам федерального уровня осуществлять реальную координацию исследований, проводимых в регионах, например настаивать на коррекции инструментария и программы того или иного обследования для обеспечения сопоставимости с результатами исследований, осуществляемых в других регионах или в национальных масштабах.

Решение этой проблемы видится в двух, взаимодополняющих направлениях 1. Создание на федеральном уровне центра координации исследований качества образования с бюджетом, который позволил бы контрактовать региональные центры для проведения конкретных исследований. Недостатками этого варианта являются: ограниченность деятельности исследованиями, инициированными на федеральном уровне, риск дублирования, только частичное решения проблемы сопоставимости результатов исследований, проводимых в отдельных регионах с другими исследованиями национального или регионального масштаба низкий уровень вовлеченности региональных центров в процесс формирования единого информационно-методического поля мониторинга качества образования.

2. Создание ассоциации. Региональные центры анализа качества образования – члены ассоциации соглашаются со следующим: Перед началом каждого проводимого в регионе обследования описание этого обследования (методология, инструментарий, принципы формирования выборки и т.п.) представляются в федеральный центр, который дает свое заключение и рекомендации по корректировке методологии и пр. в целях обеспечения сопоставимости с другими аналогичными исследованиями. Региональный центр имеет полное право не принимать рекомендации, но тогда он лишается возможности сравнения своих результатов с другими. Федеральный центр оценки качества образования берет на себя функции распространения информации о результатах обследований, в той мере, в которой на это имеется разрешение разработчика. А также информирования об самих исследованиях, проводимых на национальном и региональном уровне. Функции также могут быть распределены и иначе, например, один из региональных центров может взять на себя формирование и поддержку базы данных по исследованиям качества образования, но остальные участники Ассоциации обязуются предоставлять по возможности полную информацию о методологии и результатах обследований. Средства на осуществление общих координационных и информационных функций могут формироваться за счет финансирования со стороны Министерства образования, взносов участников и других источников.

Организационно-технологическая схема анализа качества образования Разработка методологии и программы обследования Проведение обследования Обработка результатов Содержательный анализ Разработка методологии и программы обследования Проведение обследования Обработка результатов Содержательный анализ Постановка задачи, Разработка методологии и программы обследования Проведение пилотного обследования Проведение обследовани я Обработка результатов Содержатель-ный анализ Разработка инструментарияПроведение ЕГЭОбработка результатов Содержательный анализ Региональные Исследования Целевые обследования Единый государ- Ственный Экзамен Международные Исследования