Мониторинг в системе образования НИКИТИН ВАЛЕРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ д.п.н., профессор ГОУ ИПК СПО САНКТ- ПЕТЕРБУРГ 2010.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Образовательные стандарты и мониторинг качества образования.
Advertisements

Внутришкольная модель оценки качества образования МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч. Боры, 2009.
МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗНЫХ СТУПЕНЯХ ОБУЧЕНИЯ.
Создание системы оценки качества образования в ПУ -57 Рулиене Любовь Нимажаповна к. п. н., доцент, нач. ОДТО БГУ 22 июня 2012 г.
ПРОГРАММА МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВВЕДЕННОГО В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КОМПЛЕКСНОГО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Место и роль мониторинга в системе управления качеством образования Васильченко Лилия Владимировна, Кандидат педагогических наук, Директор НМЦ ДН Р.т.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Мониторинг образовательного процесса Зольникова Т. Н.
Муниципальное образовательное учреждение Тогучинского района Киикская средняя общеобразовательная школа.
Слово «мониторинг» (от латинского «monitor») в переводе означает напоминающий или предостерегающий.
Кандидат психологических наук, педагог-психолог «МОУ СОШ 8» г.Ярославль Башкин Михаил Валерьевич ( Направления работы педагога-психолога.
Структура и содержание внутришкольного мониторинга Яркова А. А. заместитель директора МОУ « Троицкая СОШ »
ВНУТРИШКОЛЬНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ.
Внутришкольный контроль - это вид деятельности это вид деятельности руководителей совместно с представителями общественных организаций по установлению.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 160 с углубленным изучением английского языка Государственное.
Мониторинг и диагностика. Сравнительный анализ.. Мониторинг – от латинского слова НАДЗИРАЮЩИЙ, наблюдение, оценка и прогноз состояния какого-либо явления.
( разработаны Российской академией образования по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации )
МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ Андросов М.А., начальник отдела по работе со студентами ГАГУ Горно-Алтайск.
ГОБОУ ЦПМСС МО Мониторинг как технология оценки реализации инклюзивного процесса в образовательных организациях Учитель-дефектолог: Ященко Е. Н.
Ребенок Помощники в школьной среде ПедагогРодителиПсихолог Общая цель: создание условий для полноценного обучения и развития ребенка.
Транксрипт:

Мониторинг в системе образования НИКИТИН ВАЛЕРИЙ ЯКОВЛЕВИЧ д.п.н., профессор ГОУ ИПК СПО САНКТ- ПЕТЕРБУРГ 2010

Мониторинг в системе образования В XX веке в науке возник термин мониторинг для обозначения повторных целенаправленных наблюдений за одним или несколькими элементами окружающей среды в пространстве и времени.

Мониторинг в системе образования Первопричина мониторинга - неудовлетворённость качеством (в широком понимании этого слова) информации.

Мониторинг в системе образования Это понятие не имеет однозначного толкования, поскольку применяется в разных сферах научно-практической деятельности.

Мониторинг в системе образования мониторинг - система сбора, обработки, хранения и распространения информации о какой-либо системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.

Мониторинг в системе образования Цель мониторинга – оперативно и своевременно выявлять все изменения, происходящие в различных сферах, системах. Полученные объективные данные являются основанием для принятия управленческих решений.

Мониторинг в системе образования Выделяют несколько оснований для классификации систем мониторинга. По областям применения (в экологии и биологии, медицине, экономике и бизнесе, в промышленности и образовании). По средствам проведения (бывает мониторинг педагогический, психологический, социологический, медицинский, демографический).

Мониторинг в системе образования отличия мониторинга от исследования

Мониторинг в системе образования мониторинг имеет следующие существенные отличия: причина возникновения - отсутствие качественной информации; научное исследование предполагает минимизацию количества показателей - для мониторинга важен более широкий выбор; мониторинг близок к наблюдению - он не предполагает на этапе проведения вмешательства в функционирование системы; мониторинг не имеет целью подтверждение или опровержение гипотез, хотя в результате могут быть получены данные, имеющие научную ценность

Мониторинг в системе образования Системы мониторинга в образовании

Мониторинг в системе образования Мониторинг - это и процесс, представляющий собой последовательное осуществление сбора сущностной и разносторонней информации о качестве образования, ее обработки, систематизации, глубокого анализа, оценки, интерпретации, прогноза дальнейшего развития и выработки мер по коррекции образовательного процесса и созданных для него условий.

Мониторинг в системе образования Существующие системы мониторинга можно условно структурировать по нескольким группам

Мониторинг в системе образования Первая группа предполагает мониторинг, связанный с непосредственным накоплением и структуризацией информации. Это системы мониторинга законодательной базы управления образованием, публикаций об образовании и т.д.

Мониторинг в системе образования Вторая группа - мониторинг развития знаний учащихся В качестве объекта выступают знания отдельного ученика, по которым допускаются выводы о ситуации в учебной группе. Результаты мониторинга предназначены для принятия тактических управленческих решений по коррекции процесса образования и для выработки стратегических решений

Мониторинг в системе образования Третья группа - системы мониторинга, построенные с использованием модели "вход- выход"

Мониторинг в системе образования Четвёртая группа - системы мониторинга на уровне образовательного учреждения, когда делается попытка найти примеры связи квалификации педагога и результатов преподавания

Мониторинг в системе образования Виды мониторинга

Мониторинг в системе образования Информационный предполагает структуризацию, накопление, распространение информации и не предусматривает специально организованного обследования на этапе сбора информации. Базовый выявляет новые проблемы и опасности до того, как они будут осознаны в сфере управления.

Мониторинг в системе образования Проблемный позволяет исследовать закономерности процессов, степени опасностей, типологию проблем, известных и насущных в плане управления.

Мониторинг в системе образования Управленческий имеет целью отслеживание и оценку эффективности, последствий и вторичных эффектов принятых решений. Для системы образования этот вид мониторинга может быть расширен путем исследования эффекта влияния, когда задачей становится построение систем оценок для определения динамики

Мониторинг в системе образования Сравнительный: в качестве основания выступают результаты идентичного обследования одной или двух систем более высокого уровня. Комплексный: используется несколько оснований для экспертизы.

Мониторинг в системе образования Организация мониторинга

Мониторинг в системе образования К мониторингу должны предъявляться определенные требования, которые можно сформулировать в виде принципов. Объективность информации; сам процесс должен опираться на объективные данные, получаемые в ходе информационного обмена между учебными заведениями и органами управления образованием области. Запрашиваемые данные должны быть максимально формализованы и легко проверены.

Мониторинг в системе образования Сравнимость данных. Это требование обусловлено тем, что отслеживание результатов функционирования системы предполагает не только констатацию ее состояния, но и изучение изменений, которые в ней происходят.

Мониторинг в системе образования Адекватность. Изучение системы с учетом изменяющихся внешних условий (на соответствие им). Реализация этого принципа предполагает оценку влияния различных внешних факторов на работу учебного заведения.

Мониторинг в системе образования Из множества аспектов деятельности учебных заведений, изучение которых предполагает мониторинг, авторы выделяют системообразующие: экономический, педагогический, социальный и управленческий.

Мониторинг в системе образования Экономический аспект предполагает отслеживание оптимальности использования финансовых и материальных ресурсов Оптимальным считается достижение наилучших результатов при минимальных затратах. В экономических показателях выделяют две составляющих: текущие расходы - непосредственно обеспечивающие учебно-воспитательный и производственный процессы; перспективные расходы - вложения в материальную базу, которые не дают немедленного эффекта, но работают на развитие учебного заведения;

Мониторинг в системе образования Педагогический аспект предполагает отслеживание результатов деятельности педагогических коллективов в обучении и воспитании учащихся, в формировании у них готовности к профессиональной деятельности и решению актуальных проблем в системе реальных социально- экономических отношений.

Мониторинг в системе образования В этой связи выделяют : уровень подготовки учащихся в своей профессиональной области в соответствии с требованиями государственного стандарта; профессиональный кругозор учащихся, их способность перенести имеющиеся у них профессиональные знания в другие сферы, овладевая смежными профессиями, возможность стать квалифицированными работниками широкого профиля; сформированность социальности, то есть освоение ими различных социальных ролей.

Мониторинг в системе образования Управленческий аспект мониторинга предполагает отслеживание эффективности управления системой образования в регионе. Он оценивает эффективность управленческой поддержки системы на разных уровнях.

Мониторинг в системе образования На уровне региона это выражается в создании условий для взаимодействия учебных заведений с региональными и муниципальными управленческими структурами, контроле за выполнением государственного стандарта, организационном и научно-методическом обеспечении педагогического процесса.

Мониторинг в системе образования На уровне учебного заведения изучение управленческой эффективности может осуществлять как по общим результатам деятельности учебного заведения, так и на основе анализа косвенных данных, таких, как методическая обеспеченность педагогического процесса, подготовленность коллективов к решению педагогических задач, их кадровая обеспеченность педагогическими работниками

Мониторинг в системе образования Критерии мониторинга

Мониторинг в системе образования Критерий социокультурного развития учащихся - школьная и внешкольная успешность (успеваемость, степень обученности, освоение государственного образовательного стандарта, победы на олимпиадах, конкурсах, смотрах, конкурентоспособность при поступлении в вуз, готовность к продолжению образования и др.); - ориентация на истинные ценности (природа, семья, Отечество, труд, знания, культура, свобода, здоровье, человек и др.); -

Мониторинг в системе образования -культура общения и поведения (соблюдение социальных норм общения и поведения, умение конструктивно разрешать конфликты и др.); - социальная адаптированность (способность к произвольному контролю своего поведения, способность к сотрудничеству, способность брать на себя ответственность, трудолюбие, эмпатийность, толерантность и др.); -осознанное отношение к сохранению собственного здоровья и здоровью окружающих;

Мониторинг в системе образования критерий психического развития школьников: - особенности когнитивной сферы (уровень интеллекта, особенности познавательных процессов, умственная работоспособность и др.); - личностные особенности (учебная и школьная мотивация, особенности самосознания, доминирующие психические состояния и др.);

Мониторинг в системе образования - культура общения и поведения (соблюдение социальных норм общения и поведения, умение конструктивно разрешать конфликты и др.); - социальная адаптированность (способность к произвольному контролю своего поведения, способность к сотрудничеству, способность брать на себя ответственность, трудолюбие, эмпатийность, толерантность и др.);

Мониторинг в системе образования Критерий качества созданных в школе условий содержит показатели: - учебно-методической обеспеченности (наличие современных учебников, дидактических материалов, информатизация образовательного процесса и др.); - качества кадров (укомплектованность штатами, квалифицированность кадров, их инновационность, наличие медицинских работников и психологов, психологический климат в коллективе и др.);

Мониторинг в системе образования - материально-технической оснащенности (количество и качество компьютеров, демонстрационной техники, ТСО, спортинвентаря, функционального оборудования и др.); - санитарно-гигиенических условий (качество питания, медицинского обслуживания, выполнение требований СанПиН,ов и др.);

Мониторинг в системе образования Критерий престижа школы включает в себя показатели: - социального статуса школы (тип школы, ее место в микросоциуме, условия приема, контингент учащихся и др.); - удовлетворенности учащихся и их родителей качеством предоставляемого школой образования (качеством функционирования образовательного процесса, созданными условиями, образовательными результатами и др.).

Мониторинг в системе образования Инвариантный комплекс критериев и показателей должен быть дополнен вариативными показателями, отражающими индивидуальное лицо образовательного учреждения

Мониторинг в системе образования Субъекты и объекты мониторинга Субъектами мониторинга выступают все участники образовательного процесса. Степень их участия различна, но все они (и учителя, и ученики, и родители, и общественность) получают информацию, анализируют ее.

Мониторинг в системе образования Объектами мониторинга являются образовательный процесс и его результаты, личностные характеристики всех участников образовательного процесса, их потребности и отношение к образовательному учреждению.

Мониторинг в системе образования Система мониторинга, обладает свойством организованности. Организованность системы определяется уровнем управления связями между элементами системы и связями системы с окружающей средой

Мониторинг в системе образования Свойство организованности системы выражает не случайное суммирование ее элементов, а специальную организацию их взаимодействия. Поэтому система мониторинга будет работать только в том случае, если все ее элементы будут наделены конкретным содержанием, их взаимодействие будет специально организовано, а научной базой организации и осуществления мониторинга станут принципы:

Мониторинг в системе образования целенаправленности, непрерывности, целостности разносторонности, согласованности действий его субъектов, гласности

Мониторинг в системе образования NB! Мониторинг – это система совместных действий субъектов образовательного процесса, направленных на конкретный результат

Мониторинг в системе образования NB!!! Определяющая цель мониторинга – сделать систему образования открытой и доступной!

Мониторинг в системе образования СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !