Химические реакции. Прочтите тему урока Код - м- х- А- ч- е - ц - р - к- с- и.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МОУ Толмачевская средняя школа 60 города Оби. Секреты чудесных превращений. Выполнили: Учащиеся 9 «Б» класса 2011 г Руководитель Бабич В.Д.
Advertisements

Сущность химических реакций и признаки их протекания. Тепловой эффект реакции.
Тема урока : «Признаки химических реакций» Техника безопасности Прежде чем приступить к выполнению эксперимента, внимательно изучи инструкцию.
ПЛАН УРОКА - ОПРЕДЕЛИТЬ- сущность физических и химических явлений; - ПОЗНАКОМИТЬСЯ- с видами химических реакций; - ВЫЯВИТЬ- признаки химических реакций;
Плавление парафина затвердевание парафина горение парафина.
Многообразие явлений природы. Окружающий нас мир постоянно меняется: тает снег, кипит вода, разрушаются горы, ржавеет железо, гремит гром и т.д. Такие.
Физические явления плавление замерзание кипение конденсация расширение сжатие нагревание охлаждение Изменение агрегатного состояния Изменение объема Изменение.
Горение и окисление Учитель: Какурин А.М
Тема: Явления в окружающем мире. Многообразие явлений природы.
Инструкция по выполнению лабораторной работы: Опыт 1. В пробирку налейте 2-3 воды. Вставьте пробирку в держатель, нагрейте воду до кипения. Поставьте пробирку.
Химические явления. Горение. Презентация по природоведению для 5 класса Подготовила Жулейко К. А..
Превращение веществ. Химические и физические явления. Химия 8 класс Москва 2013 г.
Физические и химические явления Физические и химические явления Цель урока: На основе анализа предложенных опытов сформулировать понятия физического и.
Содержание Об авторе Тема урока Физ. явления Что происходит при физических явлениях? Хим. явления Что происходит при химических явлениях? Условия течения.
Химические явления. Горение. Презентация по природоведению для 5 класса Подготовила Шашлова Т. А. Презентация по природоведению для 5 класса Подготовила.
Тема урока :. Цели : Знать : определения понятий « простые вещества », « сложные вещества », « химический элемент ». Уметь : различать смеси и химические.
Я, собираюсь изложить вам … ряд сведений по химии, которые можно извлечь из горящей свечи. Я не первый раз провожу беседу на эту тему, и … я бы с удовольствием.
Химические реакции Учитель химии МБОУ «Новохуторная СОШ» Петькова Л. И.
МОУ «Каратунская СОШ с углубленным изучением отдельных предметов» Выполнила : учитель химии второй квалификационной категории Яппарова А.Н. 1.
Типы химических реакций. Химическая реакция превращение одного или нескольких исходных веществ в отличающиеся от них по химическому составу или строению.
Транксрипт:

Химические реакции

Прочтите тему урока Код - м- х- А- ч- е - ц - р - к- с- и

Цель урока: - Познакомиться с признаками и условиями протекания химических реакций; - Научиться различать физические явления от химических реакций

Активация познавательной деятельности Задание 1. Прочтите определение. Начав движение с левой верхней клетки, передвигаясь по горизонтали (направо или налево), пройдите все клетки таким образом, чтобы из букв, приведенных в клетках, получилось определение термина. Назовите этот термин. Каждая клетка может использоваться только один раз. Ответ: явления,врезультаТ стюянемзихыротоке яразмеры,форматели отсосеонтагергаил яниевеществ,носост отсопястёатсохива янным,называют

Задание 2. Установите соответствие между признаками и явлениями Признаки: 1.испарение воды; 2. ржавление железа; 3. распространение запаха духов; 4. горение серы; 5. превращение воды в лед; 6. помутнение известковой воды, при пропускании через нее углекислого газа; 7. горение метана. А. Физические явления _____________________; Б. Химические явления или реакции ____________________;

Задание 3. Начав движение с левой верхней клетки, передвигаясь по горизонтали (направо или налево), пройдите все клетки таким образом, чтобы из букв, приведенных в клетках, получилось определение термина. Назовите этот термин. Каждая клетка может использоваться только один раз. Ответ: явления, ьлузерв татекот озихыро днихвещ рбовтсе азуются н,еигурд азывают

Изучение нового материала 1. Чем отличаются химические явления или химические реакции от физических явлений? (В отличие от физических явлений при химических явлениях, или химических реакциях, происходит превращение одних веществ в другие.) 2. Какими внешними признаками сопровождаются превращение одних веществ в другие?

Опыт Вспомним те опыты, которые вам демонстрировали на первых уроках. Взаимодействие мрамора – карбоната кальция СаСО3 – с соляной кислотой НСl сопровождалось выделением углекислого газа – оксида углерода (IV) СО2. А пропускание его через прозрачную известковую воду – раствор гидроксида кальция Са(ОН)2 – происходило с образованием осадка – карбоната кальция СаСО3. Рассмотрим за протеканием некоторых химических реакций и установим признаки, которые подтверждают образование новых веществ и появление у них новых свойств – нерастворимости или малой растворимости в воде, запаха, цвета и т.д.

Опыт В пробирку нальем 2 мл раствора хлорида железа (III)FeСl 3, а затем добавим несколько капель раствора роданида калия КSCN. Мы увидим появление кроваво- красного раствора нового вещества – роданида железа (III) Fe(SCN) 3. Смешиваем порошки железа и серы, новые вещества при этом не появились. Железо из этой смеси будет притягиваться магнитом, а при опускании смеси в воду сера всплывает на поверхность, а железо осядет на дне, т.е. смесь можно очень просто разделить Разделение смеси порошков железа и серы

Опыт Если эту смесь порошков железа и серы нагреть, то начинается химическая реакция, которая будет продолжаться далее без нагревания с выделением теплоты – мы увидим, как смесь раскалиться. После окончания реакции образуется новое вещество – сульфид железа (II) FeS. Оно серого цвета, тонет в воде и не притягивается магнитом.

Подожжем в железной ложечке немного серы – она загорится синеватым пламенем и даст обильный едкий дым сернистого газа – оксида серы (IV) SО 2. о протекании реакции модно судить по изменению цвета, появлению газа с резким запахом, выделению теплоты и света. Вопрос. 1. Какие признаки химических реакций Вы наблюдали?

Условия Чтобы началась химическая реакция, необходимы определенные условия: соприкосновение веществ, нагревание, выделение света, выделение или поглощение теплоты. О протекании химической реакции свидетельствует появление новых веществ, обладающих новыми свойствами: цветом, запахом, блеском и др. образование новых веществ может сопровождаться горением, т.е. выделением энергии, или, наоборот, поглощением энергии.

Горение Реакции, протекающие с выделением теплоты и света, называют реакциями горения. Реакцию мгновенного горения порошка магния использовали при фотографировании в качестве «вспышки», пока не появились электрические лампы. Реакции горения – это частный случай большой группы химических реакций, протекающих с выделением теплоты. Факты. Одна из первых химических реакций, освоенная человечеством, - горение. Огонь люди научились использовать лет назад. Если поместить в железную ложечку для сжигания веществ кусочек угля С, зажечь его и опустить в колбу с кислородом О 2, то _____________________________________ _____________________________________ Допишите предложения

Горение магнитной ленты Горение свечи Реакции, протекающие с выделением теплоты, называются экзотермическими (экзо - наружу), а протекающие с поглощением теплоты - эндотермическими (эндо - внутрь).

Схематическое изображение экзотермической и эндотермической реакций. Экзотермическая реакция Эндотермическая реакция

К эндотермической, например, относят реакцию разложения оксида ртути (II), которую вы можете посмотреть на фотографии, так как из-за токсичности ртути и её соединений эту реакцию в условиях школы проводить запрещено Разложение воды электрическим током. При пропускании электрического тока через воду молекулы её получают энергию и разлагаются, образуя новые вещества: кислород и водород.

Условия должны выполняться, чтобы произошла химическая реакция. 1. Необходимо, чтобы реагирующие вещества соприкоснулись, и чем больше площадь их соприкосновения, тем быстрее идет химическая реакция. Поэтому твердые вещества измельчают и перемешивают, а хорошо растворимые вещества растворяют и растворы сливают. 2. Второе важное условие – нагревание. Некоторые реакции (как правило, экзотермические) идут без нагревания, и только для некоторых экзотермических реакций необходимо нагревание на протяжении всей реакции. 3. Некоторые реакции протекают под действием электрического тока, света и т.д.

Что нужно сделать, чтобы погасить пожар ? Прежде всего, необходимо прекратить доступ кислорода воздуха к горящим предметам, а затем охладить их. Загоревшиеся деревянные предметы можно гасить водой или веществами, которые содержаться в огнетушителях. При этом не только прекращается доступ кислорода к горящим предметам, одновременно происходит их охлаждение. Устройство и принцип действия огнетушителя Так нужно действовать углекислотным огнетушителем на пожаре

Как прекратить химическую реакцию При возгорании электрических проводов, прежде всего, нужно отключить электрический ток, а затем гасить пламя специальным огнетушителем. Загоревшиеся нефтепродукты (керосин, бензин и т.д.) гасить водой нельзя, так как они имеют плотность меньшую, чем у воды, и будут продолжать гореть на её поверхности. Здесь нужен специальный углекислотный огнетушитель. Струей углекислого газа из этого огнетушителя отделяют горящие нефтепродукты от кислорода воздуха и тем самым прекращают горение. Для этих же целей при загорании больших количеств нефти и нефтепродуктов используют вещества, образующие пену. Горящие нефтепродукты представляют особую опасность еще и потому, что при их горении образуются пары, которые в присутствии огня могут взрываться. Поэтому необходимо очень аккуратно пользоваться бензином и керосином, не допуская их загорания.

Закрепление Задание 1. Из нижеприведенного перечня событий выберите события относящиеся к: А. Признакам реакции ____________________________________; Б. Условиям протекания реакции ______________________________; 1. выделение газа; 2. выделение света, 3. выделение или поглощение теплоты; 4. выпадение осадка; 5. нагревание; 6. изменение цвета; 7. соприкосновение веществ; 8. появление запаха.

Закрепление Задание 2. Продолжите предложение При _________________________ происходит превращении одних веществ в другие. Реакции, протекающие с выделением теплоты и света, называют ___________.

Задание 3. Задание заключается в том, чтобы определить, какие выражения верны, а какие ошибочны. Если ученик считает, что утверждение, верно, то букву из колонки «Да» он должен записать в туже колонку «!!!».Если ученик считает, что утверждение, ошибочно, то в колонку «!!!» он должен записать букву из колонки «Нет». Если ученик в процессе работы ни разу не ошибётся, то в колонке «!!!» получится слово. Какие утверждения верныДаНет!!! 1 Явления, в результате которых изменяются размеры, форма тела, называются химическими реакциями И Р 2 Явления, в результате которых из одного вещества образуются другие, называют химическим явлениями ЕЧ 3 Реакции, протекающие с выделением теплоты, называют эндотермическими ПА 4 Замерзание воды – это химическая реакция ВК 5 Горение кусочка угля в кислороде – это эндотермическая реакция химическая реакция ОЦ 6 Горение – это реакции с выделением тепла и света ИК 7 Разложение оксида ртути (II) – это экзотермическая реакция АЯ

Задание 4 Рассмотрите рисунок и ответьте на вопрос. Почему при тушении горящей нефти нельзя использовать воду?