Www.wecf.org Стратегический подход к международному регулированию химичеcких веществ Ольга Сперанская Программа по химической безопасности «Эко-Согласие»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Гражданское общество и рациональное регулирование опасными отходами в Республике Казахстан» при финансовой поддержке Европейского Союза ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ.
Advertisements

Обзор Роттердамской конвенции о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении особо опасных веществ и пестицидов в международной торговле.
Поддержка СПМРХВ и реализация СГС в Республике Таджикистан Бурханова М. А., к.э.н., ОО «Фонд поддержки гражданских инициатив» (ФПГИ, Дастгири-Центр), Таджикистан.
Разработка стратегии по асбесту в Казахстане Экофорум НПО Республики Казахстан Экофорум НПО Республики Казахстан Кайша Атаханова
Форум НПО Усиление потенциала организаций гражданского общества для реализации СПМРХВ на национальном и региональном уровне в регионе ВЕКЦА Региональная.
International POPs Elimination Network Генеральная Ассамблея IPEN, октября 2010, Алматы, Казахстан Генеральная Ассамблея IPEN, октября 2010,
1 ФОРУМ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ Астана, Казахстан 19 Сентября, 2011 Проект: «Усиление потенциала организаций гражданского общества для реализации.
Международные процессы, связанные с ограничением использования ртути. Глобальная Кампания IPEN «Свободные от ртути: Ты, Я и Дети»
Региональное сотрудничество по управлению химическими веществами Печенюк О ОО «Независимая экологическая экспертиза» Кыргызская Республика.
Токсичные химические вещества в продуктах питания и потребительских товарах - новые факты и рекомендации Ольга Сперанская Сопредседатель IPEN/ Эко-Согласие.
Преодоление бедности через рациональное природопользование Статс-секретарь ГАООСиЛХ Кыргызской Республики Чынгожоев А.Т.
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Молдова Основные направления обеспечения экологической безопасности в Республике Молдова (Национальная.
1 ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ НПО Челябинского региона В ОБЛАСТИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЗДОРОВЬЯ МАЙ, 2003Г.
1 УЧАСТИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ В ПЕРВИЧНОЙ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ЗАПАСОВ УСТАРЕВШИХ ПЕСТИЦИДОВ Челябинск, января, 2004г. Ольга Сперанская, «Эко-Согласие»
Могилюк Светлана, Председатель Экофорума НПО РК, председатель ОО «ЭКОМ»
International POPs Elimination Project РОЛЬ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ СОЗ В РЕГИОНЕ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ, КАВКАЗА И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ.
СТОКГОЛЬМСКАЯ КОНВЕНЦИЯ О СТОЙКИХ ОРГАНИЧЕСКИХ ЗАГРЯЗНИТЕЛЯХ (Стокгольм, 22 мая 2001 года)
1 РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН РЕСУРСНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОРХУС-ЦЕНТР КОДИР БОТУРОВ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КООРДИНАТОР ОРХУССКОЙ КОНВЕНЦИИ.
Конвенция ЕЭК ООН по трансграничным водам : обязательства и практическое применение Франческа Бернардини, руководитель секретариата Конвенции, ЕЭК ООН.
1 ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА, КАВКАЗ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ: ПРОБЛЕМЫ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО Ольга Понизова «Эко-Согласие»
Транксрипт:

Стратегический подход к международному регулированию химичеcких веществ Ольга Сперанская Программа по химической безопасности «Эко-Согласие»

Основа для СПМРХВ Международные химические программы и конвенции положили начало СПМРХВ. Международные химические программы и конвенции положили начало СПМРХВ. Базельская, Роттердамская и Стокгольмская конвенции вместе с МФХБ, Кодексом ФАО, ГСКМХВ и другие международные программы по химической безопасности создали важную основу Базельская, Роттердамская и Стокгольмская конвенции вместе с МФХБ, Кодексом ФАО, ГСКМХВ и другие международные программы по химической безопасности создали важную основу

СПМРХВ: Историческая справка Всемирный саммит по утойчивому развитию 2002 г. Всемирный саммит по утойчивому развитию 2002 г. Цель по химичсеким веществам – достичь к 2020 году такой ситуации, когда химикаты использовались бы и производились так, чтобы минимизировать существенный отрицательный эффект на здоровье людейи окружающуюсреду. Цель по химичсеким веществам – достичь к 2020 году такой ситуации, когда химикаты использовались бы и производились так, чтобы минимизировать существенный отрицательный эффект на здоровье людейи окружающуюсреду. Дальнейшее развитие Стратегичекого подхода к международному регулированию химических веществ Дальнейшее развитие Стратегичекого подхода к международному регулированию химических веществ

Зачем нужен СПМРХВ Угроза здоровью людей и окружающей среде Угроза здоровью людей и окружающей среде Отсутствие глобальной стратегии действий Отсутствие глобальной стратегии действий Нехватка потенциала для безовасного регулирования Нехватка потенциала для безовасного регулирования Необходимость увеличения финансовых ресуров Необходимость увеличения финансовых ресуров Цель СПМРХВ – заполнить пробелы в политике по вопросам регулирования химических веществ Цель СПМРХВ – заполнить пробелы в политике по вопросам регулирования химических веществ

Участие НПО Все заинтересованные группы Все заинтересованные группы Во всех встречах СПМРХВ Во всех встречах СПМРХВ Рабочие группы Рабочие группы Выступления Выступления Документы Документы

Этапы развития СПМРХВ Поддержали СПМРХВ и партнерские проекты, выделение финансовой и технической помощи Поддержали СПМРХВ и партнерские проекты, выделение финансовой и технической помощи Декларация высокого уровня Декларация высокого уровня Общепрограмная политическая стратегия Общепрограмная политическая стратегия Глобальный план действий Глобальный план действий Принят в Дубаи, в феврале 2006г. Принят в Дубаи, в феврале 2006г. Представлен в Давосе лидерам химической промышленности Представлен в Давосе лидерам химической промышленности

Декларация высокого уровня СПМРХВ рациональное регулирование химических веществ абсолютно необходимо для достижения цели устойчивого развития, включая искоренение нищеты и болезней, улучшение здоровья человека и окружающей среды и повышение и поддержание уровня жизни в странах на всех уровнях развития рациональное регулирование химических веществ абсолютно необходимо для достижения цели устойчивого развития, включая искоренение нищеты и болезней, улучшение здоровья человека и окружающей среды и повышение и поддержание уровня жизни в странах на всех уровнях развития

Цель СПМРХВ Поддерживает достижение цели, согласованной на Всемирном саммите по устойчивому развитию в 2002 году, гарантируя, что к 2020 году химикаты будут производиться и использоваться так, чтобы минимизировать существенное негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека. Поддерживает достижение цели, согласованной на Всемирном саммите по устойчивому развитию в 2002 году, гарантируя, что к 2020 году химикаты будут производиться и использоваться так, чтобы минимизировать существенное негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека.

Обще программная политическая стратегия Охват Охват Заявление о потребностях Заявление о потребностях Цели Цели Финансовые соображения Финансовые соображения Принципы и подходы Принципы и подходы Осуществление Осуществление Оценка прогресса Оценка прогресса

Охват СПМРХВ Сельскохозяйственные и промышленные химикаты Сельскохозяйственные и промышленные химикаты Химкиаты на вех стадиях их жизненного цикла, включая химкиаты в товарах Химкиаты на вех стадиях их жизненного цикла, включая химкиаты в товарах Все аспекты химической безопасности: здоровье, труд, социальные и экологические аспекты. Все аспекты химической безопасности: здоровье, труд, социальные и экологические аспекты.

Принципы СПМРХВ Замещение и запрещение Замещение и запрещение Продвигается НПО Продвигается НПО Необоснованный и неуправляемый риск Необоснованный и неуправляемый риск Оценка риска, затраты и результат Оценка риска, затраты и результат СОЗы, ртуть, биоаккумулирующиеся вещества, канцерогены СОЗы, ртуть, биоаккумулирующиеся вещества, канцерогены

Принципы СПМРХВ Конфиденциальная бизнес информация Конфиденциальная бизнес информация НПО: вопросы здоровья и безопасности не должны быть конфиденциальными НПО: вопросы здоровья и безопасности не должны быть конфиденциальными

Принципы СПМРХВ Принцип предосторожности Принцип предосторожности НПО продвигают: Применять принцип предосторожности когда есть основания для бепокойства, даже при условии нехватки научных данных о воздействии химикатов на здоровье и окружающую среду. НПО продвигают: Применять принцип предосторожности когда есть основания для бепокойства, даже при условии нехватки научных данных о воздействии химикатов на здоровье и окружающую среду.

Полезные элементы СПМРХВ Минимизация рисков Минимизация рисков Предотвращение загрязнения Предотвращение загрязнения Снижение образования опасных отходов Снижение образования опасных отходов Поддержка безопасных альтернатив Межсекторальное регулирование химических вещетв Активное участие гражданского общества Активное участие женщин

Глобальный план действий СПМРХВ Конкретные меры и действия Конкретные меры и действия Должен рассматриваться как руководство к действию и осуществляться зантересованными группами в партнерстве с гоудартвенными и межправительственными организациями и донорами Должен рассматриваться как руководство к действию и осуществляться зантересованными группами в партнерстве с гоудартвенными и межправительственными организациями и донорами

Глобальный план действий СПМРХВ Все действия сгруппированы согласно пяти категориям целей: Все действия сгруппированы согласно пяти категориям целей: Сокращение риска, знание и информация, управление, создание потенциала и техническая помощь, незаконный международный оборот. Сокращение риска, знание и информация, управление, создание потенциала и техническая помощь, незаконный международный оборот. Все цели связаны между собой Все цели связаны между собой

Содержание СПМРХВ Примеры видов деятельности Примеры видов деятельности Национальные планы действий по минимизации отходов Национальные планы действий по минимизации отходов Вывление запасов устаревших пестицтидов Вывление запасов устаревших пестицтидов НО: Таблица С : действия, убранные из ГРД по требованию США, промышленности и т..д. Глобальный план действий

СПМРХВ ГПД: Таблица С Сокращение риска : Дети и химическая безопасность: предосторожность, химикаты в игрушках и товарах для детей Сокращение риска : Дети и химическая безопасность: предосторожность, химикаты в игрушках и товарах для детей Сокращение риска Сокращение риска Здоровье и безопасность на рабочем месте: запрет на асбест, создание фонда для финансирвоание работ по восстановлению загрязненных почв и поддержки пострадавших. Здоровье и безопасность на рабочем месте: запрет на асбест, создание фонда для финансирвоание работ по восстановлению загрязненных почв и поддержки пострадавших. Знания и информация: Концепция «нет данных – нет рынка», продвигать принцип ответтвенности промышленности Знания и информация: Концепция «нет данных – нет рынка», продвигать принцип ответтвенности промышленности Создание потенциала: Осущетвление обмена информацией и тренингов по вопросам рациональной сельскохозяйственной практики. Создание потенциала: Осущетвление обмена информацией и тренингов по вопросам рациональной сельскохозяйственной практики.

СПМРХВ: сокращение риска учитывать потребности людей и экосистем и их защиту учитывать потребности людей и экосистем и их защиту Стратегии по регулированию рисков должны осуществляться транспарентно, комплексно, эффективно с целью предотвращения загрязнения, уменьшение и устранение рисков Стратегии по регулированию рисков должны осуществляться транспарентно, комплексно, эффективно с целью предотвращения загрязнения, уменьшение и устранение рисков Виды деятельности по снижению рисков должны применять принцип предосторожности и отдавать приоритет применению превентивных мер, таких как предотвращение загрязнения. Виды деятельности по снижению рисков должны применять принцип предосторожности и отдавать приоритет применению превентивных мер, таких как предотвращение загрязнения.

ГПД: знания и информация Разработать механизм обмена информацией о загрязнении Разработать механизм обмена информацией о загрязнении Улучшить доступ и использование информации о токсичных химичсеких веществах и продвигать безопасные альтернатривы Улучшить доступ и использование информации о токсичных химичсеких веществах и продвигать безопасные альтернатривы Разрабатывать национальные регистры выброса и переноса загрязнителей (РВПЗ) Разрабатывать национальные регистры выброса и переноса загрязнителей (РВПЗ) Вовлекать ве заинтересованные группы. Вовлекать ве заинтересованные группы.

СПМРХВ: управление Продвигать ратификацию и исполнение вех международных соглашений по химическим веществам Продвигать ратификацию и исполнение вех международных соглашений по химическим веществам Укреплять партнерство и сотрудничетво между структурами по выполнения МЭС Укреплять партнерство и сотрудничетво между структурами по выполнения МЭС Укреплять синергизм химичсеких конвенций Укреплять синергизм химичсеких конвенций Укреплять потенциал НПО, гражданского общества и сообществ в развивающихся стьранах и странах с переходной экономикой для их активнрого участия в осуществлении СПМРХВ Укреплять потенциал НПО, гражданского общества и сообществ в развивающихся стьранах и странах с переходной экономикой для их активнрого участия в осуществлении СПМРХВ

СПМРХВ : финансовые соображения Страны должны получить поддержку Страны должны получить поддержку Выполнение СПМРХВ должно быть интегрировано в цели многостороннего и двустороннего сотрудничества Выполнение СПМРХВ должно быть интегрировано в цели многостороннего и двустороннего сотрудничества специализированные организации ООН, фонды и программы и другие международные организации специализированные организации ООН, фонды и программы и другие международные организации Программа быстрого старта: поддержка проектов в развивающихся странах и странах с переходной экономикой Программа быстрого старта: поддержка проектов в развивающихся странах и странах с переходной экономикой

СПМРХВ: Финансовые соображения Трастовый фонд – в 2006 году - $5,968,000 от 15 стран доноров. Трастовый фонд – в 2006 году - $5,968,000 от 15 стран доноров. Основная часть средств направлена на финансирование проектов, инициированных государствами, однако приветствуются также заявки от НПО. Основная часть средств направлена на финансирование проектов, инициированных государствами, однако приветствуются также заявки от НПО.

СПМРХВ: одобренные проекты С мая 2006 года одобрено проектов на сумму $1,966,262 С мая 2006 года одобрено проектов на сумму $1,966,262 Второй раунд - $1,861,841, Второй раунд - $1,861,841, Цели по привлечению средств: от 5% до 10% в год над уровнем 2006 года. Цели по привлечению средств: от 5% до 10% в год над уровнем 2006 года. Проекты в Армении и Беларуси Проекты в Армении и Беларуси Координационные центры Координационные центры Участие НПО Участие НПО

Проекты должны соответствовать Общепрограммной политической стратегии (a) Разработка или обновление национальных характеристик по химическим веществам и выявление потенциала, необходимого для рационального регулирования химических веществ; (a) Разработка или обновление национальных характеристик по химическим веществам и выявление потенциала, необходимого для рационального регулирования химических веществ; (b) Развитие и укрепление национальных институтов, занимающихся регулированием химических веществ, планами и программами по выполнению Стратегического подхода и других международных соглашений по химическим веществам; (b) Развитие и укрепление национальных институтов, занимающихся регулированием химических веществ, планами и программами по выполнению Стратегического подхода и других международных соглашений по химическим веществам; (c) Проведение анализа, межорганизационной координации и дятельности по участию общественности для выполнения Стратегического подхода путем включение рационального регулирования химических веществ в национальные стратегии (c) Проведение анализа, межорганизационной координации и дятельности по участию общественности для выполнения Стратегического подхода путем включение рационального регулирования химических веществ в национальные стратегии

СПМРХВ поддержан МОТ : МОТ поддерживает усилия по выполнению ГПД и ппроведение консультаций с правительствами, работодателями и работниками на национальном, региональном и международном уровне

СПМРХВ поддержан ФАО Международное развитие программ регулирования обращения с пестицидами Сектор сельского хозяйства должен быть активно вовлечен в осуществление СПМРХВ.

Выполнение СПМРХВ: политический процесс Выполнение на национальном уровне Выполнение на национальном уровне Региональные встречи для обсуждения проблем и новых вопросов Региональные встречи для обсуждения проблем и новых вопросов Региональные встречи по подготовке к МКРХВ проводят каждые три года (2009, 2012, 2015, 2020) Региональные встречи по подготовке к МКРХВ проводят каждые три года (2009, 2012, 2015, 2020) МКРХВ-2: Май 2009 МКРХВ-2: Май 2009

Основные вопросы на МКРХВ- 2 СПМРХВ – добровольное исполнение СПМРХВ – добровольное исполнение Включение новых вопросов в ГПД Включение новых вопросов в ГПД Долгосрочное финансирование Долгосрочное финансирование Отчет о выполнении СПМРХВ Отчет о выполнении СПМРХВ Действия на национальном уровне Действия на национальном уровне

Лоббирование на национальном уровне Изучить национальное химическое законодательство! Изучить национальное химическое законодательство! Позиция проавительства Позиция проавительства Обратиться в правительство по конкретным вопросам ГПД Обратиться в правительство по конкретным вопросам ГПД

Лоббирование на национальном уровне Объединить усилия национальных НПО, работающих по вопросам химичсекой безопасности Объединить усилия национальных НПО, работающих по вопросам химичсекой безопасности Публиковать информационные материалы о СПМРХВ и о работе на национальном уровне Публиковать информационные материалы о СПМРХВ и о работе на национальном уровне

Глобальная информационная кампания по СПМРХВ Шесть международных сетей НПО сотрудничают в проведении глобальной кампании: Шесть международных сетей НПО сотрудничают в проведении глобальной кампании: IPEN; HCwH; WECF; PAN; ISDE; WFPHA (the World Federation of Public Health Associations ) IPEN; HCwH; WECF; PAN; ISDE; WFPHA (the World Federation of Public Health Associations ) Присоединение к кампании Присоединение к кампании

Роттердамская конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле 39 веществ в списке: 28 пестицидов и 11 пром. Химикатов асбест крокидолит, актинолит, антофиллит, амозит и тремолит 120 стран ратифицировали Мнение Комитета экспертов: включить хризотиловый асбест в список Конвенции

Роттердамская конвенция Будет поддержано включение трех веществ в список конвенции: хризотиловый асбет, эндосульфан, трибутил-олово Будет поддержано включение трех веществ в список конвенции: хризотиловый асбет, эндосульфан, трибутил-олово

Возможности включения хризотилового абеста в список Роттердамской конвенции 1. Разработать еще одно Приложение к Конвенции, что позволит странам получить дополнительное время, прежде чем согласиться перенаправить асбест в основной список Конвенции. 1. Разработать еще одно Приложение к Конвенции, что позволит странам получить дополнительное время, прежде чем согласиться перенаправить асбест в основной список Конвенции. 2. Внести поправки в существующее Приложение III, в котором перечислены химические вещества для принятия предварительного обоснованного согласия, чтобы дать странам возможность получить исключение, имеющее ограничение по времени. 2. Внести поправки в существующее Приложение III, в котором перечислены химические вещества для принятия предварительного обоснованного согласия, чтобы дать странам возможность получить исключение, имеющее ограничение по времени. 3. Сделать требование о предварительном обоснованном согласии Роттердамской конвенции добровольным для исполнения, чтобы страны могли добровольно решать, принимать ли им обязательства по химическим веществам, перечисленным в Приложении III. 3. Сделать требование о предварительном обоснованном согласии Роттердамской конвенции добровольным для исполнения, чтобы страны могли добровольно решать, принимать ли им обязательства по химическим веществам, перечисленным в Приложении III.

Стокгольмская конвенция о СОЗ Оценка эффективности Оценка эффективности Глобальный план мониторинга – программа ВОЗ-ЮНЕП по исследованию загрязненности грудного молока СОЗ: Глобальный план мониторинга – программа ВОЗ-ЮНЕП по исследованию загрязненности грудного молока СОЗ: Азербайджан, Грузия, Литва, Молдова, Таджикистан Азербайджан, Грузия, Литва, Молдова, Таджикистан Результаты будут на КС-4, май 2009г. Результаты будут на КС-4, май 2009г.