Восприятие 1. Понятие о восприятии Восприятие и ощущение 2. Свойства восприятия 3. Индивидуальные различия в восприятии 4. Виды восприятия 5. Исследование.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В ОСПРИЯТИЕ Выполнили: Утямишева Лилия, Деева Юлия.
Advertisements

Восприятие Восприятие Познавательный процесс целостного отражения предметов, явлений, возникающий при непосредственном воздействии физических раздражителей.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ: ВОСПРИЯТИЕ Выполнили: Коваль Екатерина Сапожникова Мария.
Тема 8. Восприятие Восприятие – есть отражение целостного образа предмета или явления при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие.
ВОСПРИЯТИЕ ВОСПРИЯТИЕ – познавательный психологический процесс отражения в сознании человека предметов и явлений объективного мира при их непосредственном.
Восприятие – это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств,
1 Человек и информация. 2 Информация для человека – это знания, которые он получает из различных источников. Сообщение, полученное человеком, может пополнить.
Восприятие Восприятие – отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие – отражение.
Выполнил:слушатель 832 уч.взвода Ряд.милиции Кадыржанов А.А.
Выполнил: студент группы Б2111а Еремеев Н. Ю.. Определение восприятия. Определение восприятия Процесс восприятия. Виды и типы восприятия. Закономерности.
Восприятие Восприятие – отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие – отражение.
Гештальтпсихология. Гештальт (от нем. Gestalt) – форма, структура, целое. Обозначает целостные образования сознания Гештальт-психология - направление.
Как человек познает МИР ? Группа 7361 – Бакалавры педагогики Великий Новгород 2008.
Познание. Занятие 5. Познавательная деятельность..
Учебные вопросы: 1. Понятие и структура психики. 2. Психические процессы как основа функционирования личности.
ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ. План: 1.Определения:гештальт и гештальтпсихология 2. Основные теоретические положения гештальтпсихологии 3.Основатели и представители.
1 Восприятие, его виды и свойства Составитель О.Н. Непомнящая педагог-психолог высшей квалификационной категории.
Подготовил Голобородько Евгений.
Восприятие (перцепция, от лат. perceptio) познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира.лат.познавательный процесскартину мира Восприятие.
Часть 1 1. Продукт общественно- трудовой и мыслительной деятельности людей, представляющий идеально воспроизведение в языковой форме объективных закономерных.
Транксрипт:

Восприятие 1. Понятие о восприятии Восприятие и ощущение 2. Свойства восприятия 3. Индивидуальные различия в восприятии 4. Виды восприятия 5. Исследование восприятия

Восприятие – целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств

Понятие 1. Субъективный образ предмета, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов («перцептивный образ», «образ восприятия»); 2. Процесс формирования перцептивного образа («перцепция», «перцептивный процесс»); 3. Система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств.

Восприятие Результат деятельности системы анализаторов; Результат деятельности системы анализаторов; Предполагает выделение из воздействующих признаков существенных и одновременное отвлечение от несущественных; Предполагает выделение из воздействующих признаков существенных и одновременное отвлечение от несущественных; Предполагает объединение существенных признаков и сопоставление воспринятого с прошлым опытом; Предполагает объединение существенных признаков и сопоставление воспринятого с прошлым опытом; Включает активный двигательный компонент (ощупывание предметов, движения глаз и т.п.) и деятельность мозга по синтезу целостного образа. Включает активный двигательный компонент (ощупывание предметов, движения глаз и т.п.) и деятельность мозга по синтезу целостного образа.

Движение глаз рассматривания изображения

Процесс восприятия связан с: Оживлением следов прежнего опыта Оживлением следов прежнего опыта Сличением информации со сложившимися представлениями Сличением информации со сложившимися представлениями Сравнением актуальных воздействий со сложившимися представлениями Сравнением актуальных воздействий со сложившимися представлениями Выделением существенных признаков Выделением существенных признаков Созданием гипотез о предполагаемом значении информации Созданием гипотез о предполагаемом значении информации Синтезом воспринимаемых признаков в целые комплексы и отнесением к определенной категории воспринимаемого предмета Синтезом воспринимаемых признаков в целые комплексы и отнесением к определенной категории воспринимаемого предмета

Таким образом, Воспринимающая деятельность субъекта близка к процессам наглядного мышления В процесс восприятия входит речь

Особенности восприятия (по А.Р. Лурия) Активный опосредованный характер Активный опосредованный характер Предметный и обобщенный характер Предметный и обобщенный характер Постоянство и правильность (ортоскопичность) Постоянство и правильность (ортоскопичность) Подвижность и управляемость Подвижность и управляемость

Теории восприятия Теория гештальта (образа). Н/с воспринимает не отдельные стимулы, а их комплексы (форма, цвет, движение предмета воспринимаются как единое целое) Теория гештальта (образа). Н/с воспринимает не отдельные стимулы, а их комплексы (форма, цвет, движение предмета воспринимаются как единое целое) Бихевиоризм. Существуют только элементарные (одномодальные) сенсорные функции, способность к синтезу - свойство головного мозга. Бихевиоризм. Существуют только элементарные (одномодальные) сенсорные функции, способность к синтезу - свойство головного мозга.

Современная психология Восприятие изначально носит комплексный характер, но «целостность образа» - продукт синтезирующей деятельности коры головного мозга

Восприятие и ощущение ОщущениеВосприятие Обеспечивает отражение отдельных свойств воздействующего предмета Обеспечивает отражение воздействующего предмета в целом Отражение отдельного чувственного качества или неопредмеченные впечатления от окружающего Осознание чувственно данного предмета или явления. Результат восприятия – образ.

Целостность восприятия Результат - целостный образ предмета. Результат - целостный образ предмета. Объект воспринимается как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы. Объект воспринимается как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы. Данная зрительная способность не является врожденной. Восприятие формируется в процессе практики. Данная зрительная способность не является врожденной. Восприятие формируется в процессе практики.

Факторы, определяющие целостность восприятия (М.Вертхаймер) Фактор сходства Фактор сходства Фактор близости в пространстве или во времени; Фактор близости в пространстве или во времени; Фактор замкнутости; Фактор замкнутости; Фактор общей судьбы (множество элементов движется с одинаковой скоростью и по одной траектории). Фактор общей судьбы (множество элементов движется с одинаковой скоростью и по одной траектории).

Структурность Восприятие не является проекцией мгновенных ощущений и их суммой Восприятие не является проекцией мгновенных ощущений и их суммой Фактически воспринимается обобщенная структура Фактически воспринимается обобщенная структура Воспринимая предмет, человек осмысливает его как единое целое, имеющее определенную структуру. Воспринимая предмет, человек осмысливает его как единое целое, имеющее определенную структуру.

Восприятие не отдельных обрезков прямых линий или совокупность штрихов, а квадрата, треугольника. Незавершенность рисунка восполняется опытом, знаниями

Предметность Отнесенность сведений о внешнем мире к самим предметам, а не к раздражаемым рецепторам или структурам мозга, которые участвуют в обработке сенсорной информации. Отнесенность сведений о внешнем мире к самим предметам, а не к раздражаемым рецепторам или структурам мозга, которые участвуют в обработке сенсорной информации. Проблема выделения предмета из фона. Проблема выделения предмета из фона.

Соотношение фигуры и фона Предмет из фона выделяется с целью его познания. Предмет из фона выделяется с целью его познания. Хуже выделяются отдельные части предмета. Хуже выделяются отдельные части предмета. Чем больше фигура и фон отличаются, тем легче выделить фигуру из фона. Чем больше фигура и фон отличаются, тем легче выделить фигуру из фона. Когда предмет становится главным, он осмысляется как фигура, все остальное – как фон. Когда предмет становится главным, он осмысляется как фигура, все остальное – как фон.

Где фигура, а где фон ?

Константность Константность – относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия Константность – относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов. Источник константности восприятия - активные действия перцептивной системы. Многократное восприятие одних и тех же предметов обеспечивает постоянство перцептивного образа Источник константности восприятия - активные действия перцептивной системы. Многократное восприятие одних и тех же предметов обеспечивает постоянство перцептивного образа Константность- приобретенное свойство. Константность- приобретенное свойство.

Осмысленность Восприятие связано с мышлением, пониманием сущности предметов Восприятие связано с мышлением, пониманием сущности предметов Сознательно воспринимать предмет – мысленно назвать его, установить сходство предмета с подобными. Сознательно воспринимать предмет – мысленно назвать его, установить сходство предмета с подобными. Восприятие не определяется лишь набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, оно представляет собой поиск наилучшего толкования данных. Восприятие не определяется лишь набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, оно представляет собой поиск наилучшего толкования данных.

Швейцарский психолог Роршах: даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное (собака, облако, озеро...). Швейцарский психолог Роршах: даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное (собака, облако, озеро...). Опыты Роршаха доказали, что только некоторые психически больные склонны воспринимать случайные чернильные пятна именно как таковые. Опыты Роршаха доказали, что только некоторые психически больные склонны воспринимать случайные чернильные пятна именно как таковые.

Избирательность Преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими. Преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими. Проявляется значимость, значение предмета для личности Проявляется значимость, значение предмета для личности

Восприятие и речь Слово позволяет глубже познать и отнести воспринимаемый объект к определенной категории. Слово позволяет глубже познать и отнести воспринимаемый объект к определенной категории.

Апперцепция Зависимость восприятия от содержания психики субъекта. Термин ввел Г.Лейбниц. Зависимость восприятия от содержания психики субъекта. Термин ввел Г.Лейбниц. Апперцепция обеспечивает различия при восприятии одних и тех же объектов разными людьми; одним и тем же человеком в разное время. Апперцепция обеспечивает различия при восприятии одних и тех же объектов разными людьми; одним и тем же человеком в разное время.

Иллюзии восприятия Ошибки (иллюзии) обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. Ошибки (иллюзии) обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. Иллюзии восприятия искаженное отражение реальности, носящее устойчивый характер. Иллюзии восприятия искаженное отражение реальности, носящее устойчивый характер. Причины зрительных иллюзий: практический опыт человека, особенности анализаторов, изменение условий восприятия, дефекты органов чувств и пр. Причины зрительных иллюзий: практический опыт человека, особенности анализаторов, изменение условий восприятия, дефекты органов чувств и пр.

Иллюзия искажения формы квадратов (на фоне концентрических окружностей прямые кажутся изогнутыми)

Синтетический тип восприятия Ярче представлено общее впечатление, общие особенности того, что воспринято Ярче представлено общее впечатление, общие особенности того, что воспринято Субъект не обращает внимание на детали Субъект не обращает внимание на детали

Аналитический тип восприятия Склонность к четкому выделению деталей и подробностей Склонность к четкому выделению деталей и подробностей Чтобы понять суть или адекватно воспринять предмет субъекту необходимо поставить перед собой специальную задачу Чтобы понять суть или адекватно воспринять предмет субъекту необходимо поставить перед собой специальную задачу

Описательный тип восприятия Воспринимающий субъект ограничивается фактической стороной того, что воспринимает Воспринимающий субъект ограничивается фактической стороной того, что воспринимает Мотивы и причины поступков человека, событий остаются без внимания Мотивы и причины поступков человека, событий остаются без внимания

Объяснительный тип восприятия Субъект стремиться объяснить воспринятое Субъект стремиться объяснить воспринятое

Объективный и субъективный типы восприятия Объективный тип - характерно строгое соответствие происходящему в действительности; Объективный тип - характерно строгое соответствие происходящему в действительности; Субъективный тип - характерен выход за пределы того, что им дано фактически, субъект привносит многое от себя. Восприятие подчинено субъективному отношению к воспринимаемому. Субъективный тип - характерен выход за пределы того, что им дано фактически, субъект привносит многое от себя. Восприятие подчинено субъективному отношению к воспринимаемому.

Методы изучения восприятия Исследование восприятия имеет значение для: Исследование восприятия имеет значение для: 1. Оценки общего психического развития 2. Установления психических особенностей в профессиональной деятельности 3. Диагностики патологических состояний мозга

Приемы исследования предметного восприятия Предъявление изображения предметов (реалистические, схематичные, штрихи) и предложение узнать эти предметы. Отклонения – субъект воспринимая реалистичные изображения не в состоянии узнать изображение в схематичной или неполной форме. Предъявление изображения предметов (реалистические, схематичные, штрихи) и предложение узнать эти предметы. Отклонения – субъект воспринимая реалистичные изображения не в состоянии узнать изображение в схематичной или неполной форме. Предъявление контурных изображений предметов, перечеркнутых посторонними линиями, либо наложенных друг на друга («фигуры Поппельрейтера») Предъявление контурных изображений предметов, перечеркнутых посторонними линиями, либо наложенных друг на друга («фигуры Поппельрейтера»)

Исследование предметного восприятия Изображение предмета дается в условиях «шума», в условиях где его сложно отличить от фона Изображение предмета дается в условиях «шума», в условиях где его сложно отличить от фона

Исследование пространственного восприятия Оценка возможностей ориентироваться в условиях «асимметричного пространства», не путая левую и правую стороны (предъявляется схема часов без цифр и предлагают оценить время,которое показано стрелками) Оценка возможностей ориентироваться в условиях «асимметричного пространства», не путая левую и правую стороны (предъявляется схема часов без цифр и предлагают оценить время,которое показано стрелками) Оценка возможностей мысленно представить пространственное соотношение частей в сложном целом (предъявляют схематичное изображение фигуры, построенной из кубиков, и предлагают назвать общее число кубиков, включенных в эту фигуру (проба Йеркса) Оценка возможностей мысленно представить пространственное соотношение частей в сложном целом (предъявляют схематичное изображение фигуры, построенной из кубиков, и предлагают назвать общее число кубиков, включенных в эту фигуру (проба Йеркса)

Исследование восприятия через опыты с оценкой сюжетных картин Оценка возможностей устанавливать связи между элементами сложной наглядной ситуации Оценка возможностей устанавливать связи между элементами сложной наглядной ситуации