1 ВГУЭС ИМОБ Кафедра русского языка Написание реферата Для иностранных студентов Автор И.Д. Михайлова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
Advertisements

ВГУЭС ИМОБ Кафедра русского языка Обмен информацией Для иностранных студентов Автор И.Д. Михайлова.
[Тема] (40 pt) Кафедра (24 pt) Преподаватель [Подзаголовок] (24 pt)
Методические рекомендации для студентов и преподавателей по написанию и оформлению рефератов Разработал: преподаватель дисциплины «Языковая грамотность.
Обучение написанию сочинения- рассуждения (11 класс)
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
1 Тезисы и аннотация. 2 Цель лекции - познакомить иностранных учащихся с основными признаками таких речевых жанров, как тезисы и аннотация.
1. Реферат как форма самостоятельной работы студента. 2. Подготовка и основные этапы выполнения курсовой работы (проекта) в высшей школе. 3. Дипломная.
Определяешь проблему, формулируешь тему работы Знакомишься с литературой по данной проблематике Определяешь методы исследования Собираешь собственный материал.
Подготовка к выполнению части С ЕГЭ. Основная проблема - это та: которая стала объектом раздумий автора; над которой он в основном размышляет; к которой.
Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2 Шаг 1. Знакомимся с высказыванием. Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Государственное учреждение образования «Средняя школа 3 г. Крупки» Заместитель директора по учебной.
Ким Э.В. Методическая лаборатория географии МИОО РЕФЕРАТ как средство формирования познавательной активности и творческих способностей учащихся.
Тема 3. Методология политической науки Институт международных отношений и социальных технологий Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ.
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся Памятка исследователя.
Как составить реферат Как составить реферат Памятка для старшеклассников Копейский городской округ 2006.
Реферат Введение Реферат - это краткое, точное изложение сущности какого либо вопроса (темы) на основании нескольких книг, монографий, статей и т.д. реферат.
Краткие рекомендации к написанию сочинения. Часть «С» ЕГЭ.
Описание и представление результатов исследования Беспалова Г.М. Гимназия 4 г.Брянска
Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС Бурлаков Виктор Алексеевич кандидат политических наук, доцент Тема 17. Политическая культура.
Транксрипт:

1 ВГУЭС ИМОБ Кафедра русского языка Написание реферата Для иностранных студентов Автор И.Д. Михайлова

2 Цель лекции – сформировать у иностранных учащихся представление о реферате как жанре научных текстов.

3 План лекции Понятие реферата Понятие реферата Требования, предъявляемые к реферату Требования, предъявляемые к реферату Виды рефератов Виды рефератов Структура реферата Структура реферата Речевые клише, используемые в рефератах Речевые клише, используемые в рефератах Оформление ссылок Оформление ссылок

4 Основные понятия Реферат-конспект Реферат-конспект Реферат-резюме Реферат-резюме Продуктивный реферат Продуктивный реферат Репродуктивные реферат Репродуктивные реферат Монографический реферат Монографический реферат Обзорный реферат Обзорный реферат Клише Клише Ссылка (сноска) Ссылка (сноска)

5 Понятие реферата Реферат - это краткое изложение содержания книги или статьи. Объём реферата больше, чем объём тезисов. Реферат отвечает на вопрос: "Какая информация содержится в первоисточнике"? В реферате приводятся основные сведения о предмете, объекте исследования, о целях и результатах исследования и т.п.

6 Требования, предъявляемые к реферату Основные требования, предъявляемые к реферату: 1) информативность, полнота изложения (то есть в реферате необходимо упомянуть все вопросы, раскрытые в первоисточнике); 2) объективность (нужно точно фиксировать мысли автора книги, а не свои мысли); 3) корректность в оценке материала (надо уважать автора).

7 Оценка может быть выражена так: - нельзя не согласиться с мнением автора, - автор удачно решает ряд проблем и т.п.

8 Реферат Репродуктивный КонспектРезюме Продуктивный

9 Виды рефератов Различают рефераты репродуктивные и продуктивные. Репродуктивные рефераты передают только ту информацию, которая есть в первоисточнике. В продуктивных рефератах предполагается критическая оценка излагаемой информации (согласен ли человек, который пишет реферат, с автором статьи или нет; что в статье кажется наиболее интересным, важным; собственное отношение автора реферата к проблеме, освещаемой в статье). Продуктивный реферат ещё называют докладом.

10 Репродуктивные рефераты бывают двух видов: а) реферат-конспект; б) реферат-резюме. Реферат-конспект содержит в кратком виде все положения первоисточника. В нём излагается основное содержание первоисточника, иллюстрации, аргументы, сведения о методике исследования. Реферат-конспект должен быть составлен таким образом, чтобы, прочитав его, не было необходимости читать первоисточник. Репродуктивные рефераты бывают двух видов: а) реферат-конспект; б) реферат-резюме. Реферат-конспект содержит в кратком виде все положения первоисточника. В нём излагается основное содержание первоисточника, иллюстрации, аргументы, сведения о методике исследования. Реферат-конспект должен быть составлен таким образом, чтобы, прочитав его, не было необходимости читать первоисточник.

11 Реферат-резюме содержит только главные положения, которые тесно связаны с темой реферата, всё второстепенные детали не указываются. Реферат-резюме содержит только главные положения, которые тесно связаны с темой реферата, всё второстепенные детали не указываются.

12 Реферат-резюме своей краткостью похож на аннотацию, но отличается тем, что в обобщённом виде излагает проблемы, раскрываемые в тексте-источнике и даёт представление о фактах, результатах и выводах, изложенных в нём.

13 Реферат Монографический (по одному источнику) Обзорный (по двум и более источникам)

14 При составлении обзорного реферата несколько текстов сопоставляются, сравниваются и обобщаются. Выявляются сходство и отличие одного источника от других. Для этого используются сложные предложения с союзами ЕСЛИ...ТО...; ТАК ЧТО; ЧЕМ... ТЕМ.... и т.п. Например: Если Е.А Земская, О.Б.Сиротинина и О.А.Лаптева признают разговорную речь частью литературного языка, то И.А Горшков считает её нелитературным явлением. При составлении обзорного реферата несколько текстов сопоставляются, сравниваются и обобщаются. Выявляются сходство и отличие одного источника от других. Для этого используются сложные предложения с союзами ЕСЛИ...ТО...; ТАК ЧТО; ЧЕМ... ТЕМ.... и т.п. Например: Если Е.А Земская, О.Б.Сиротинина и О.А.Лаптева признают разговорную речь частью литературного языка, то И.А Горшков считает её нелитературным явлением.

15 Объём реферата зависит от того, как он будет в дальнейшем использоваться: - для цитирования в своей работе, - при выработке новой концепции исследования, - для пополнения банка данных.

16 Структура реферата Вводная (заголовочная) часть Реферативная часть Вступление Основная часть Заключение Итоговая часть

17 Речевые клише Вводная часть (заголовочная). В ней указываются фамилия и инициалы автора (авторов), название работы (книги, статьи), выходные данные (год, место издания, название и номер журнала, страницы). - В статье, помещённой в журнале "..."... за... год, рассматриваются вопросы (проблемы, методы) Статья называется/ носит название/ озаглавлена "...." - Статья под заголовком "..." опубликована в журнале "...."... за.... год.

18 Собственно реферативная часть. Вступление формулирует главную тему/проблему текста-источника, характеризует его структуру. -Тема статьи Статья посвящена теме/ проблеме/ вопросу В статье речь идёт о В статье говорится о В статье рассматривается проблема В статье даётся оценка...+ 2, 3 - Статья анализирует...+ 4

19 -Сущность проблемы сводится к Сущность проблемы заключается в Сущность проблемы состоит в Статья делится на... части/ частей - Статья состоит из... частей - Статья начинается с Статья заканчивается...+ 5

20 Основная часть - Во введении формулируется Во введении даётся определение В начале статьи определяются цель/ задачи - В основной части статьи излагается В основной части статьи даётся научное описание В статье также затронуты такие вопросы, как... - Автор приводит примеры, подтверждающие Автор приводит примеры, подтверждающие Автор ссылается на цифры/ факты/ данные...

21 Заключительная часть - это выводы автора. Заключительная часть - это выводы автора. - Автор приходит к выводу, что... - Автор подводит нас к заключению, что... - Автор подводит итог В конце статьи подводятся итоги В заключение автор говорит, что... / утверждает, что... - В заключение говорится, что...

22 Итоговая часть Итоговая часть обязательна для доклада. В ней излагается оценка работы с точки зрения важности и новизны информации. - В итоге можно/ необходимо/ хотелось бы сказать/ подчеркнуть/ отметить... - Таким образом, в статье нашло отражение Таким образом, в статье убедительно доказано

23 - Безусловной заслугой автора является Заслуга автора состоит в Основная ценность работы заключается в Безусловной заслугой автора является Заслуга автора состоит в Основная ценность работы заключается в...+ 6

24 - Достоинством (недостатком) работы - является К достоинствам (недостаткам) работы относятся Вызывают возражения/ сомнения...+ 1

25 Внимание! Прочитайте образец реферата- резюме В книге рассматривается динамика взаимоотношений художественной интеллигенции и власти в е годы. Отмечается кризис советской художественной культуры начала 50-х годов, перечисляются причины, создавшие новые условия для сотрудничества художественной интеллигенции и власти. Отмечается кризис советской художественной культуры начала 50-х годов, перечисляются причины, создавшие новые условия для сотрудничества художественной интеллигенции и власти. Подчёркивается особая роль московской и ленинградской творческой интеллигенции. Подчёркивается особая роль московской и ленинградской творческой интеллигенции. В книге исследуются аспекты положения творческой интеллигенции, особо отмечается иерархическая система распределения. В книге исследуются аспекты положения творческой интеллигенции, особо отмечается иерархическая система распределения. Далее в книге анализируются литературно- художественные дискуссии х годов, что выявляет философские идеи интеллигенции. Далее в книге анализируются литературно- художественные дискуссии х годов, что выявляет философские идеи интеллигенции. В заключение показаны пути художественной интеллигенции к диссидентству и к жизни по двойной морали. В заключение показаны пути художественной интеллигенции к диссидентству и к жизни по двойной морали.

26 Внимание! Определите структуру данного реферата-конспекта и найдите клише. Зезин М.Р. Советская художественная интеллигенция и власть в е годы / МГУ им. М.В. Ломоносова. Ист. фак. - М.: Диалог МГУ, с. В книге рассматривается динамика взаимоотношений художественной интеллигенции и власти в различных политических условиях. В книге рассматривается динамика взаимоотношений художественной интеллигенции и власти в различных политических условиях. В начале монографии даётся характеристика кризису советской художественной культуры начала 50-х годов, который заставил и интеллигенцию, и власть задуматься над его причинами и искать пути его преодоления. К концу 60-х годов возможности сотрудничества интеллигенции с властью в демократических преобразованиях были исчерпаны. В начале монографии даётся характеристика кризису советской художественной культуры начала 50-х годов, который заставил и интеллигенцию, и власть задуматься над его причинами и искать пути его преодоления. К концу 60-х годов возможности сотрудничества интеллигенции с властью в демократических преобразованиях были исчерпаны.

27 К этому времени определились основные идейные течения внутри интеллигенции, закончились реформы, что создавало новые условия для взаимоотношений интеллигенции и власти. Основное внимание в книге уделяется небольшой по численности и пёстрой по составу группе интеллигенции, профессионально занимающейся творческой деятельностью в области литературы и искусства. Это узкий слой, сосредоточенный главным образом в Москве и Ленинграде, тесно соединённый творческими, личными и семейными связями. Особое внимание уделяется деятельности творческих союзов. Властные структуры изучаются на уровне центральных партийных и государственных органов. В работе исследуются социальные аспекты положения деятелей литературы и искусства, система и размеры оплаты труда, уровень жизни.

28 Иерархическая система распределения благ, отмечает автор, оказывала значительное воздействие на интеллигенцию. Анализ литературно-художественных дискуссий х годов даёт возможность выявить философские идеи интеллигенции, позиции и характер разногласий между группировками, типы социального поведения. В заключение говорится, что с середины 60-х годов часть интеллигенции вливается в ряды возникшего в то время диссидентского движения. Основная же масса всё больше привыкает к двойной жизни. Иерархическая система распределения благ, отмечает автор, оказывала значительное воздействие на интеллигенцию. Анализ литературно-художественных дискуссий х годов даёт возможность выявить философские идеи интеллигенции, позиции и характер разногласий между группировками, типы социального поведения. В заключение говорится, что с середины 60-х годов часть интеллигенции вливается в ряды возникшего в то время диссидентского движения. Основная же масса всё больше привыкает к двойной жизни.

29 Итак, вы познакомились с таким жанром научных текстов, как реферат. Знание того, что такое реферат, вам пригодится во время написания дипломной работы.

30 Оформление ссылок Ссылкой (= сноской) называется информация, которая находится за пределам основного текста. Обычно это указание на авторов и источники, а также комментарии. Ссылкой (= сноской) называется информация, которая находится за пределам основного текста. Обычно это указание на авторов и источники, а также комментарии. В дипломных работах обычно используются два вида ссылок: внутритекстовая и подстрочная. В научных статьях и монографиях применяются также затекстовые ссылки. В дипломных работах обычно используются два вида ссылок: внутритекстовая и подстрочная. В научных статьях и монографиях применяются также затекстовые ссылки.

31 Виды ссылок (сносок) Внутри текстовая ПодстрочнаяЗатекстовая

32 Подстрочная ссылка А. Указание на источник Научный текст всегда предполагает ориентацию на общеизвестные постулаты, что выражается в ссылках на авторитетные источники, в прямом цитировании текста. Авторское "я" при этом уходит на второй план, а на первое место выдвигается коллективное "мы". Но значение личного местоимения "мы" в подобных случаях "настолько ослаблено, что оно вполне может быть исключено: мы называем - называется, мы имеем теорему - имеется теорема" *. Научный текст всегда предполагает ориентацию на общеизвестные постулаты, что выражается в ссылках на авторитетные источники, в прямом цитировании текста. Авторское "я" при этом уходит на второй план, а на первое место выдвигается коллективное "мы". Но значение личного местоимения "мы" в подобных случаях "настолько ослаблено, что оно вполне может быть исключено: мы называем - называется, мы имеем теорему - имеется теорема" *. В современном научном языке "мы" авторское менее популярно, чем, например, безличная форма : не мы думаем, а представляется. Более актуально для научного текста "мы" сотворчества: сравним, рассмотрим. В современном научном языке "мы" авторское менее популярно, чем, например, безличная форма : не мы думаем, а представляется. Более актуально для научного текста "мы" сотворчества: сравним, рассмотрим * Г.Я. Солганик. Стилистика текста. М., 1997,- с. 188.

33 Подстрочная ссылка Б. Комментарий Для политической речи характерно образование популярных перифраз* "на злобу дня". Наряду с уже привычными автор перестройки (М. Горбачёв) и железная леди (М. Тэтчер), возникают перифразы, обозначающие популярных в данный момент персон: главный олигарх России, Распутин конца 20 века (Б.Березовский). Для политической речи характерно образование популярных перифраз* "на злобу дня". Наряду с уже привычными автор перестройки (М. Горбачёв) и железная леди (М. Тэтчер), возникают перифразы, обозначающие популярных в данный момент персон: главный олигарх России, Распутин конца 20 века (Б.Березовский) * Перифраза - описательное выражение, которое заменяет слово или фамилию.

34 Внутритекстовые ссылки По утверждению академика В.В. Виноградова, "значение предметности служит тем семантическим средством, с помощью которого из названия единичной вещи возникает обобщённое обозначение целого класса однородных вещей или выражение отвлечённого понятия" (Виноградов, 1986, с.50).

35 По утверждению академика В.В. Виноградова, «значение предметности служит тем семантическим средством, с помощью которого из названия единичной вещи возникает обобщённое обозначение целого класса однородных вещей или выражение отвлечённого понятия» (4, с.50) или [4, с.50].

36 Обратите внимание на то, что название книги-источника во внутритекстовых ссылках отсутствует, так как полный список использованной в дипломной работе литературы должен содержаться в специальном разделе работы, который называется "Библиография" или "Список использованной литературы". В нашем примере внутритекстовой ссылки "4" - это номер книги в "Списке использованной литературы".

37 Вопросы для самопроверки Что такое реферат? Что такое реферат? Какие требования предъявляются к реферату? Какие требования предъявляются к реферату? Какие виды рефератов вы знаете? Какие виды рефератов вы знаете? Какова структура реферата? Какова структура реферата? Какие речевые клише оформляют разные части реферата? Какие речевые клише оформляют разные части реферата? Что такое ссылка? Что такое ссылка?

38 Рекомендуемая литература Балыхина Т.М., Лысякова М.В., Рыбаков М.А. Учимся общению: учебный курс русского языка и культуры речи для учащихся высших учебных заведений России, 2004 Балыхина Т.М., Лысякова М.В., Рыбаков М.А. Учимся общению: учебный курс русского языка и культуры речи для учащихся высших учебных заведений России, 2004 Бердичевский А.Л., Соловьёва Н.Н. Русский язык: сферы общения. Учебное пособие по стилистике для студентов-иностранцев, Бердичевский А.Л., Соловьёва Н.Н. Русский язык: сферы общения. Учебное пособие по стилистике для студентов-иностранцев, Введенская Л.А. Культура речи. Серия "Учебники, учебные пособия", Введенская Л.А. Культура речи. Серия "Учебники, учебные пособия", Культура русской речи. Под ред. проф. Л.К.Граудиной, Культура русской речи. Под ред. проф. Л.К.Граудиной, Пособие по научному стилю речи (для вузов негуманитарного профиля). Пособие по научному стилю речи (для вузов негуманитарного профиля). Федосюк М.Ю. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие, 2005 Федосюк М.Ю. Русский язык для студентов-нефилологов: Учебное пособие, 2005

39 Использование материалов презентации Использование данной презентации может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.