Содержание и методическое обеспечение преподавания литературы в старшей школе Тралкова Наталья Борисовна – Специальность - филолог, методист Должность.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методическая концепция учебников классов под ред. А. Н. Архангельского и В. В. Агеносова Структура учебников Примеры структурно-содержательных.
Advertisements

Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании литературы в старших классах. Методическая концепция учебников под ред. А.Н.Архангельского и.
Актуальные проблемы профессиональной компетентности учителя русского языка и литературы Тралкова Наталья Борисовна – методист-филолог, доцент кафедры информационных.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Художественное и нравственно- философское осмысление русской литературы XX века 11 класс Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории.
Методика преподавания Материалы конференций Информационно-образовательная среда как условие достижения планируемых результатов обучения.
ГЛАВА I ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. 1.1 П ЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФЕССИЯ Педагог ( от греч. Ведущий ребенка) специальный человек, сопровождающий.
Формирование и развитие метапредметных компетентностей обучающихся на уроках информатики Сафиуллина И.С., учитель информатики МАОУ лицей 1 имени А.С. Пушкина.
Программы для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И. Беленького В сборник включены программы для 5 – 9-х классов общеобразовательных учреждений,
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Выполнили: Егорова В.А. Михайлов И.И. Слепцова Р.А. Черноградская Р.Д. Чирикова Н.С. Яковлева Л.В. Институт развития образования и повышения квалификации.
Выполнили: Егорова В.А. Михайлов И.И. Слепцова Р.А. Черноградская Р.Д. Чирикова Н.С. Яковлева Л.В. Институт развития образования и повышения квалификации.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
Специфика курса литературы в старших классах. Монографическая тема В центре МТ писатель и его произведения, одно или несколько из которых изучаются текстуально.
Интегрированный УМК «Открываю законы родного языка, математики и природы» для 1- 4 кл. Семинар НФПК марта 2007 года.
ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Выступление на педсовете. Февраль 2012 г.
Транксрипт:

Содержание и методическое обеспечение преподавания литературы в старшей школе Тралкова Наталья Борисовна – Специальность - филолог, методист Должность - доцент кафедры информационных технологий и образовательной среды, начальник отдела ИКТ-поддержки методической службы ГМЦ МИОО. Автор программ, учебников и пособий по литературе, автор проекта Городской метапредметной детско-взрослой читательской конференции

Основы введения ФГОС Переход от модели «контроля знаний» к модели «обеспечения качества» планируемых результатов

-образовательная среда школы ДеятельностьДеятельность специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. (Новая философская энциклопедия, 2003) Воспитание школьников строится на основе формирующей их деятельности. Социальные условия Психолого- педагогичес кие условия Культурные условия ИКТ-поддержка УВП, взаимодействие, мониторинг, работа с информацией и пр. Информационно

Основные принципы деятельностного подхода: развития и историзма; предметности; активности; интериоризации экстериоризации как механизмов усвоения общественно- исторического опыта; единства строения внешней и внутренней деятельности; системного анализа психики; зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности. Алексей Николаевич Леонтьев 1903 – 1979 «Деятельность. Сознание. Личность» «Деятельность. Сознание. Личность»

Из истории науки: «образ потребного будущего» (Н.А. Бернштейн)образ потребного будущего «системообразующий результат» (П.К. Анохин) «системообразующий результат» «результат как мотив и ценность деятельности» (А.Н. Леонтьев)результат как мотив и ценность деятельности Системно- деятельностный подход Деятельно стный Системный ФГОС: Нацеленность на результат как системообразующий фактор деятельности

Системно-деятельностный подход в обучении литературе 1 операции система операций 2 действия способы деятельности 3 освоенная деятельность деятельность «со знанием дела» По Леонтьеву, человеческая жизнь – это «совокупность, точнее система, сменяющих друг друга деятельностей». Найти… Прочитать… Назвать… Объяснить… Определить… Чтение Восприятие Анализ Истолкование Оценка Самостоятельная читательская деятельность как интегративное образование

Методологическая основа ФГОС Методологической основой Стандарта является системно- деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.

Ведущий тип деятельности Личностный смысл ее психологического строения, ее направленности и побуждающих ее мотивов». А.Н.Леонтьев «...формирование и развитие отдельных психических процессов происходят не в порядке созревания, но в ходе развития конкретной деятельности в связи с развитием - осознаваемая значимость для субъекта тех или иных объектов и явлений действительности, определяемая их истинным местом и ролью в жизнедеятельности субъекта, их жизненным смыслом для него. учебная деятельность школьников; интимно-личностное общение подростков; профессионально-учебная деятельность, характерная для периода ранней юности.

ЧТЕНИЕ Школьный предмет «Литература» Виды чтения: просмотровое ознакомительное изучающее Этапы формирования читателя: Читательские умения читательская деятельность читательская квалификация читательская компетентность читательская культура Виды читательской деятельности: чтение восприятие анализ истолкование оценка Добыча информации Бытовое удовольствие Интеллектуальный труд Сотворчество Эстетическое наслаждение Чтение один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи.речевой

Хуторской А.В., д.п.н., член-корреспондент РАО, директор Института образования человека, г. Москва Доклад на XII-й Всероссийской научно-практической конференции «Новые образовательные стандарты: системно-деятельностный подход» (Москва, 27 – 30 марта 2012 года) 1) ученик изучает и осваивает образовательный объект (в том числе эвристически), 2) создаёт в результате свой личный образовательный продукт; 3) с помощью учителя сопоставляет свой продукт с культурным аналогом; 4) переосмысливает свой продукт и одновременно осваивает общекультурные достижения; 5) процесс сопровождается рефлексией. На её основе происходит самооценка и оценка образовательных результатов. Программные произведения Цветные стрелки с комментариями добавлены мною - НБТ Читательское представление об авторской концепции мира и человека Литературная критика, статьи учебника Система ценностей Литературны й язык Речевое высказывание Образцы речевых жанров Ценностное отношение к языку и литературе, к русской культуре

Современный урок САМ УЧУСЬ СОЗДАЮ УСЛОВИЯ, НАПРАВЛЯЮ Рефлексия

Дидактические инструменты новой школы От традиционного задания - к заданию в соответствии с ФГОС Тренинг: Прежде чем открыть шторку, придумайте следующий шаг в задании, чтобы оно отвечало требованиям ФГОС: Учебная ситуация диалог-полилог Учебное задание директива 1. Вы художники-оформители. Вам поручено подготовить эскизы оформления зала к серии творческих вечеров поэтов символистов, акмеистов, футуристов. 1. Напишите сочинение (ознакомьтесь с готовым сочинением) по литературе на тему … 2. Обоснуйте свою концепцию оформления зала. 2. Проверьте и оцените работу в соответствии с критериями (учителя, ГИА, ЕГЭ). 3. Составьте список источников информации. 3. Отредактируйте текст самостоятельно (подготовьте рекомендации к устранению … ошибок) 4. Подготовьте буклет (презентацию, видео) к защите на конкурсе проектов. 4. Сформулируйте темы сочинения, близкие по смыслу данной.

Преподавание литературы в старшей школе Линия УМК "Литература. 10–11 классы" А. Н. Архангельский, В. В. Агеносов, Тралкова Н.Б. и др. Тралкова Н.Б. Самоучитель для школьников Сентябрь 2013 года

Структура УМК Программа кл.: – Содержание курса – Методическая концепция – Примерное планирование – Требования к результатам обучения – Интернет-ресурсы и ЦОР к курсу в целом – Список экранизаций ХП Учебники Хрестоматии: – ХП малых жанров и фрагменты крупных ХП – Литературная критика (современников и современная) – Воспоминания современников Рабочие тетради для ученика: – Речевой практикум – Читательский практикум – Литературный практикум Методические рекомендации для учителя: – Варианты уроков – Дополнительный литературоведческий материал – «Пятиминутки»: – Дидактические – Методические – ИКТ Интерактивное электронное пособие (CD) для ученика

Структура методического аппарата учебников Статьи авторов учебника Литературная критика Вопросы и задания (ранжированные) Лаборатория читателя Семинар Сочинение Проект Исследование Литературная дискуссия Термины – к каждой главе и Словарь ЛВТП Литература к изучению - к каждой главе Интернет-ресурсы и ЦОР к каждой главе Экранизации произведений

Структура методического аппарата учебников Базовым компонентом являются вопросы и задания, ранжированные по степени сложности: простой, усложненный, сложный; ранжированные по целевому уровню : базовый, углубленный (профильный); дифференцированные по месту в учебном пространстве учебника литературы: внутри учебных статьей, после монографических блоков; дифференцированные по дидактическим задачам (частные и обобщающие).

Отдельные примеры вопросов и заданий в тексте статьи учебника. 11 класс (И.А.Бунин) (…) Здесь, на последних страницах рассказа, углубляется до символического название парохода (Атлантида мифический огромный остров к западу от Гибралтара, из-за землетрясения опустившийся на дно океана). Возрастает частотность образов-символов: это образы бушующего океана; «бесчисленных огненных глаз» корабля; «громадного, как утес», Дьявола; похожего на языческого идола капитана. Каковы, на ваш взгляд, символические значения следующих деталей финальной сцены: «гудевший, как погребальная месса», океан; «траурные от серебряной пены» горы волн; «широкогорлые трубы», «яростные взвизгивания сирены»; «громады котлов» и «адские топки» в «подводной утробе» корабля? Предметная детализация в рассказе И.Бунина. Предметная детализация, или, как называл эту сторо­ну писательской техники сам Бунин, внешняя изобразительность, одна из самых сильных сторон его мастерства. Эту грань таланта Бунина еще на заре его писательского пути заметил и оценил А. П. Чехов, под­черкнувший густоту бунинского живописания словом, плотность воссоздаваемых пластических картин. Вот лишь один пример из описания тех развлечений, которым предаются на «Атлантиде» богатые пассажиры: «...до одиннадцати часов полагалось бодро гулять по палубам... или играть в...» Здесь намеренно пропущено название игры, приведенное в бунинском тексте. Сумеете ли вы вспомнить это название и в общих чертах объяснить характер игры? Казалось бы, существенно ли точное знание игр, популярных у пожилых американцев, находящихся на отдыхе? Не довольно ли обобщенно-расплывчатого «подвижные игры» или совсем уж невнятного «какие-то игры»? Для Бунина абсолютная точность подробностей азы писательского ремесла. (…)

Отдельные примеры вопросов и заданий после монографической темы ЛАБОРАТОРИЯ ЧИТАТЕЛЯ Краткое творческое изложение учебной статьи (индивидуальная работа). Конспектирование литературоведческой статьи (опорный конспект). Далее следуют инструкции для ученика БЕСЕДА Объясните, почему столь подробно описаны в рассказе распорядок жизни на пароходе, содержание туристских «развлечений» путешественников. ** В чем стилевая уникальность бунинского использования деталей? Приведите соответствующие примеры. СЕМИНАР Созвучие: творчество русских лириков XIX века и бунинский художественный мир. ** «Дворянское гнездо» в изображении И.С.Тургенева, А.П.Чехова, И.А.Бунина. ** - повышенный уровень сложности

ПРОЕКТ Историко-культурный комментарий к рассказу И.Бунина «Чистый понедельник». Далее комментарий к выполнению работы ИССЛЕДОВАНИЕ Лиризм прозы Бунина. ЛИТЕРАТУРНАЯ ДИСКУССИЯ Что такое любовь: «солнечный удар», «легкое дыхание», «темные аллеи»...? Рекомендуемая литература Мемуарная и биографическая литература Бабореко А. И. А. Бунин. Материалы для биографии (с 1870 по 1917). 2-е изд. М., Кузнецова Г. Грасский дневник. М., Муромцева-Бунина В. Жизнь Бунина. Беседы с па­мятью. М., Критические статьи и литературоведческие исследования Айхенвалъд Ю. Иван Бунин // Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. 2-е изд. М., Мальцев Ю. Иван Бунин – М., Колобаева Л. Проза И.А.Бунина. М., Михайлова М. От прекрасного к вечному. Эволюция творческих принципов И.А.Бунина. Орел, См. Планирование

Главная цель Программы помочь школьнику сделать следующий шаг в своем гуманитарном развитии, от умения осмысленно читать литературное произведение, различать неразрывную связь формы и содержания, к умению мыслить исторически и системно, характеризовать культурный идеал эпохи и соотносить с ним авторский и личностный идеал.

Методическая концепция учебников Расширение спектра процессуальных читательских умений школьников обеспечивается: «Фокусным» повторением в начале учебного года изученного в основной школе курса литературы. Рассредоточенным повторением изученного ранее и изучаемого в течение учебного года. Ранжированием вопросов и заданий «от простого к сложному».

Методическая концепция учебников Систематизация и интеграция в комплексные итоговые умения (система читательской деятельности) обеспечивается: Системой работы с учебником литературы как речевым произведением квалифицированных культурных читателей – литературоведов, методистов, литературных критиков. Системой семинаров с дифференцированными темами для базового и углубленного уровня обучения. Системой сочинений с дифференцированными темами для базового и углубленного уровня изучения литературы. Системой лабораторных занятий и контрольных работ.

Методическая концепция учебников Развитие читательской самостоятельности обеспечивается: Системой вопросов и заданий как внутри учебных статей, так и после монографических тем. Системой проектной (базовый уровень обучения) и исследовательской (углубленный уровень обучения) деятельности. Системой работы с цифровыми образовательными ресурсами, цифровыми инструментами, сайтами писателей, электронными словарями, библиотеками и другими Интернет-ресурсами. Плановым участием в сетевых проектах по предмету.

Методическая концепция учебников Развитие читательской культуры в контекстуальном поле мировой культуры и диалога языков искусств обеспечивается: Системой вопросов и заданий на установление – исторических, литературных, смысловых связей произведений, – взаимовлияний литератур и творческих заимствований авторов. Интерпретацией идей в различных языках искусств (изобразительное искусство, кино, театр, музыка). Отдельными темами семинаров. Отдельными проектными и исследовательскими заданиями. Системой работы с сайтами литературных музеев.

Схема эстетической деятельности М.С.КаганаМ.С.Кагана Познание Коммуникация Осмысление Знаковая система Моделирование

Схема эстетической деятельности М.С.КаганаМ.С.Кагана П К О З М 1. Концептуальный уровень ХП: тематика, проблематика, конфликт, идея, пафос 2. Уровень «внутренней формы» ХП: хронотоп, система персонажей 3. Уровень «внешней формы» ХП: ритмико-фоническая организация текста, речевая организация текста Уровни ХП - Н.Л.Лейдерман, Н.В.БарковскаяН.Л.ЛейдерманН.В.Барковская МЕТОД ЖАНР СТИЛЬ РОД А Ч

Художественно-образная речевая конкретизация - это специфическое свойство именно художественной речи, отличающее ее от всех других разновидностей языкового общения. Проявляется оно в такой намеренно созданной по законам искусства организации языковых средств в речевой ткани художественного произведения, благодаря которой слово-понятие «переводится» в слово-образ (художественный), становится выражением индивидуально-неповторимых, как бы видимых внутренним зрением, целостных худож. образов (и их элементов «микрообразов»), пропущенных через эстетическую оценку писателя. Это такая речевая организация, составляющая целостную систему и реализующая эстетическую функцию произведения искусства, которая специально направлена на то, чтобы ее восприятие вызывало работу фантазии читателя.

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка» (фрагмент) Урядник привел меня в избу, стоявшую на высоком берегу реки, на самом краю крепости... Савельич стал в ней распоряжаться; я стал глядеть в узенькое окошко. Передо мною простиралась печальная степь. Наискось стояло несколько избушек; по улице бродило несколько куриц. Старуха, стоя на крыльце с корытом, кликала свиней, которые отвечали ей дружелюбным хрюканьем. И вот в какой стороне осужден я был проводить свою молодость! Вопросы и задания 1.В какой обстановке, приехав в Белогорскую крепость, оказался Гринев? 2.Какое настроение им овладело и почему? 3.Выразительно прочитайте последнюю фразу фрагмента от лица Гринева. Обоснуйте восклицательную интонацию высказывания. 4.Подберите синонимы к слову осужден. Почему автор выбрал из синонимического ряда именно это слово? 5.Охарактеризуйте художественную роль последней фразы героя в передаче его ощущения времени и пространства. Слова для справок (п. 4): осужден - приговорен - должен - обязан - пришлось

Этот небольшой отрывок из нескольких предложений представляет весьма яркую образную картину и той обстановки отдаленной маленькой крепости, в которой очутился молодой Гринев, и его настроение и переживания в связи с назначением в эту глухую сторону. Несмотря на то что здесь почти отсутствуют тропы, создается отчетливый зрительно-психологический образ. Этому способствуют: избирательность и последовательность взгляда героя (точка зрения), останавливающегося на обычных предметах бытовой жизни; лаконизм выражения, отбор точных и емких, к тому же единичных и тем самым более выразительных определений (узенькое окошко, печальная степь, несколько избушек, несколько куриц, дружелюбное хрюканье). риторическое восклицание - последняя фраза с ее порядком слов, их отбором (осужден и вот в какой стороне...), восклицательной интонацией выражает крик души юного офицера, охваченного тоской; антиномия «старуха» - «молодость», сводящая в сознании героя в точку (фокус) воображаемый им жизненный путь (его линию жизни). Художественно-образная речевая конкретизация

Таким образом, художественное произведение способно преобразовывать семантику любого, в том числе и нейтрального, слова, наделяя ее текстовыми приращениями смысла, прежде всего эмоционально-экспрессивными и эстетическими (..) С этим связано проявление такой важной черты текстовой семантики художественного произведения, как динамичность смысла (Виноградов В.В., 1963, с. 162). Многократное повторение номинации приводит к присоединению каждого нового признака к предыдущим и формированию более сложного по сравнению с языковым текстового смысла. Словарь литературоведческих терминов и понятий, 2003.

Структура УМК Программа кл.: – Содержание курса – Методическая концепция – Примерное планирование – Требования к результатам обучения – Интернет-ресурсы и ЦОР к курсу в целом – Список экранизаций ХП Учебники Хрестоматии: – ХП малых жанров и фрагменты крупных ХП – Литературная критика (современников и современная) – Воспоминания современников Рабочие тетради для ученика: – Речевой практикум – Читательский практикум – Литературный практикум Методические рекомендации для учителя: – Варианты уроков – Дополнительный литературоведческий материал – «Пятиминутки»: – Дидактические – Методические – ИКТ Интерактивное электронное пособие (CD) для ученика

Преподавание литературы в старшей школе Линия УМК "Литература. 10–11 классы" А. Н. Архангельский, В. В. Агеносов, Тралкова Н.Б. и др. Тралкова Н.Б. Самоучитель для школьников

ИКТ-компетентность учителя Иметь представление о типах, видах ИКТ, способах работы Использование готовых ЦОР Самостоятельное создание ЦОР Владение приемами сбора, обработки, хранения и передачи информации Знание закономерностей применения ИКТ на разных этапах УВП Использование ИКТ для мониторинга и контроля результатов обучения Применение ИКТ для управления УВП по предмету Умение использовать ИКТ для НОТ

ИКТ-поддержка процесса повышения квалификации учителя в ГАОУ ВПО Московский институт открытого образования Электронный журнал

ИКТ-поддержка изучения русского языка и литературы в школах г.Москвы

Цифровые образовательные ресурсы

Цифровые образовательные ресурсы ХроноЛайнер Живая родословная

Хронолайнер

Hot Potatoes АЛГОРИТМ КРОССВОРД ПРОПУСКИ ПЕРЕТАСКИВАНИЕ ТЕСТ

Концептуальные схемы Концептуа́льная схе́ма система взаимосвязанных по определенным правилам понятий и концепций.системапонятийконцепций ОбъектОбъект (процесс, явление) познаваемы человеком постольку, поскольку человек имеет дело с этими объектами, пытаясь решить какие-то задачи или проблемы.процессявлениезадачипроблемы Иными словами, степень глубины и предмет познания прямо зависят от того, как человек собирается использовать изучаемый объект в своей практической деятельности.практической деятельности Следовательно, помимо собственно объекта имеется субъект и стоящая перед ним практически значимая задача. Именно она формирует точку зрения человека на объект.точку зрения При воспроизведении этой точки зрения в явном виде выстраивается концептуальная схема система взаимосвязанных понятий, необходимая и достаточная для описания требуемого аспекта объекта.аспекта

III Городская метапредметная детско-взрослая читательская конференция

Содержание и методическое обеспечение преподавания литературы в старшей школе Тралкова Наталья Борисовна – Специальность - филолог, методист Должность - доцент кафедры информационных технологий и образовательной среды, начальник отдела ИКТ-поддержки методической службы ГМЦ МИОО. Автор программ, учебников и пособий по литературе, автор проекта Городской метапредметной детско-взрослой читательской конференции