Система работы педагога-психолога с участниками образовательного процесса во взаимодействии с семьями воспитанников.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФГТ В ПРАКТИКУ РАБОТЫ ДОУ» «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФГТ В ПРАКТИКУ РАБОТЫ ДОУ» Полянская Лидия Мавлетжановна,
Advertisements

ФГТ в ДОУ В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования.
« Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в систему дошкольного образования « Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в.
«Система мониторинга результатов воспитанников в условиях внедрения ФГТ как инструмент обеспечения качества образования» МДОУ «Детский сад 6» г. Ухта Старший.
Уважаемые родители! Приказом Министерства образования и науки РФ от года 655 были утверждены Федеральные государственные требования к структуре.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 19 г. Пугачева Саратовской области» «Сотрудничество дошкольного учреждения и общеобразовательной.
Муниципальное казенное учреждение «Управление дошкольными образовательными учреждениям» Индивидуальная карта развития дошкольника: структура и методические.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 14 комбинированного вида» г.Вязники Подготовка дошкольников к обучению в условиях.
Итоговый педсовет «Результативность работы МБДОУ «ЦРР - детский сад «Теремок» за учебный год.
Организация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках ПМПк ДОУ.
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов семинар учебный год.
Краткая информация идеи проекта В Калининградской области около 10 % детей - дети с особыми образовательными потребностями (ограниченными возможностями.
Перспективы развития системы дошкольного образования в рамках федеральных государственных требований С.Ю.Максимова инспектор управления образования Череповецкого.
Заведующая ДОУ О.Е. Гааг ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В СВЯЗИ С ВВЕДЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ.
Семинар «Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
Рекомендации по написанию основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения Муниципальное автономное дошкольное образовательное.
Причины обращений в ПМПк Тяжелая адаптация ребенка в ДОУ Нарушения эмоционально- волевой и коммуникативной сферы Низкая познавательная активность Низкий.
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.
Педагог-психолог Жарикова Стелла Александровна МКДОУ 2 Барабинского района Новосибирской области.
Транксрипт:

Система работы педагога-психолога с участниками образовательного процесса во взаимодействии с семьями воспитанников

Опыт работы педагога-психолога Рябичевой Ирины Геннадьевны МБДОУ «Детский сад 317» г. Пермь ул.Бульвар Гагарина 105 А

Образовательный процесс – целенаправленный процесс разностороннего развития, обучения и воспитания детей от 3 до 7 лет с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, осуществляемый в различных моделях и формах дошкольного образования, в том числе и семейного, в соответствии с федеральными государственными образовательными требованиями. Участниками образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения являются воспитанники, родители (законные представители), педагогические работники (в ред. Постановления Правительства РФ от ). Одними из основных функций ФГТ к структуре ООП ДО являются: Функция повышения эффективности и качества дошкольного образования. Функция оказания помощи родителям в образовании детей дошкольного возраста.

Результатом освоения ООП являются интегративные качества ребёнка. Любознател ьный, активный. Эмоцио нально отзывчи вый. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве (стране), мире и природе. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. Физически развитый, овладевший основными культурно- гигиеническими навыками. Овладевший необходимыми умениями и навыками.

Модели образовательной деятельности Совместная деятельность взрослого и детей Непосредственно образовательная деятельность (НОД) Совместная деятельность в ходе режимных моментов Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с семьями воспитанников по реализации ООП

Родители (законные представители) воспитанников, являются первыми педагогами детей дошкольного возраста и ответственны за воспитание, охрану и укрепление физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей детей. (ФГТ раздел «Область применения» 3.2 ) Сотрудничество –участие в каком либо общем деле. (Общий толковый словарь русского языка) Сотрудничество- совместная деятельность, в основе которой лежит доверие всех участников деятельности.

Программа «Детство» в практике взаимодействия педагога с родителями рекомендует выстраивать работу по направлениям: педагогический мониторинг, педагогическая поддержка педагогическое образование родителей совместная деятельность педагогов и родителей. Исходя из опыта работы детского сада важно отметить, что оказание качественной и эффективной помощи родителям в образовании детей дошкольного возраста возможна тогда, когда присутствует интеграция всех данных направлений.

область « Здоровье» область «Безопасность» область «Физическая культура» область «Труд» область «Чтение детям художественной литературы» область «Коммуникация» область «Познание» область « Социализация» восп-льпсихолог муз.рук. логопед физрук восп-льфизрук муз.рук. восп-ль муз. рук. область « Художественное творчество» область « Музыка» муз.рук. восп-ль психолог восп-ль муз.рук. психолог физрук логопед восп-ль муз.рук. физрук психолог логопед муз.рук. физрук восп-ль логопед психологвосп-ль муз. рук. физрукмед. раб.муз.рук. восп-ль физрук Социально – личностное развитие Познавательно- речевое развитие Физическое развитие Художественно – эстетическое развитие МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД 317»

Цель работы педагога-психолога во взаимодействии с семьей воспитанника: Оказание качественной и эффективной помощи родителям в образовании детей дошкольного возраста. Задачи: 1.Пробуждать у родителей чувство доверия к сотрудникам детского сада. 2.Формировать позицию ответственного родителя через повышение педагогической и психологической грамотности, развитие активности, компетентности в воспитании ребенка. 3.Способствовать формированию интегративных качеств у воспитанников ДОУ.

Формы сотрудничества педагога-психолога с участниками образовательного процесса. Информационное поле (стенды, сайт детского сада, папка «Советы психолога» для родителей). Родительские собрания. Семейное консультирование Групповые консультации для родителей и педагогов. Индивидуальная совместная деятельность педагога-психолога с воспитанником ДОУ. Групповая совместная деятельность педагога- психолога с воспитанником ДОУ. Совместное консультирование педагога- психолога с учителем- логопедом по проблеме семей воспитанников. Психолого-медико- педагогический консилиум ДОУ. Родительские клубы.

Информационное поле (стенды, сайт детского сада, папка «Советы психолога» для родителей, информация в родительских уголках).

Родительские собрания. Групповые консультации для родителей и педагогов

Семейное консультирование. Индивидуальная совместная деятельность педагога-психолога с воспитанником ДОУ.

Мини-трениги, практикумы. Групповая совместная деятельность педагога-психолога с воспитанником ДОУ.

Совместное консультирование специалистов по проблеме семей воспитанников (психолог и логопед). Цель: озвучивание проблемы семьи специалистами, выработка на неё единого взгляда всех участников педагогического процесса. Участники: педагог-психолог, учитель-логопед, воспитанник, родитель, воспитатель 2 формы: супервизия, т.е. совместное одновременное консультирование специалистами семьи воспитанника Консультирование семьи специалистами по отдельности, с последующим дозированным обменом информацией

Этапы 1.Консультирование родителей у специалиста (обозначение проблемы). На консультацию родитель приходит сам независимо от специалиста, или по рекомендации воспитателя группы, либо после получения информации об обследовании воспитанников в д/с, после объявления, общей справки о результатах работы с группой детей. Родитель сам через тетрадь самозаписи записывается на консультацию в удобное время и день исходя из графика работы специалиста. Родитель приходит на встречу со специалистом по индивидуальному приглашению специалиста с указанием даты и времени встречи.

2. Запрос специалиста к специалисту (уточнение проблемы, выявление причин не успешности воспитанника) 3.Работа специалиста по проблеме (наблюдение в самостоятельной деятельности за ребенком, организация совместной деятельности, обследование.) Выработка специалистом своего собственного профессионального взгляда на проблему семьи и ребенка. 4. Повторная встреча с родителями воспитанника, где сообщатся результаты работы. Предлагается психологическая, при необходимости педагогическая помощь и коррекция. 5. Мини-совещание, повторная встреча специалистов и дозированный обмен информацией (результаты обследования ребенка, план работы семьи с проблемой, план работы специалиста с воспитанником и семьей, рекомендации педагогам и специалистам и т.д.)

Результат: 1. Семья с проблемами в воспитании получает психологическую, педагогическую, информационную и методическую помощь. 2. Отсутствие конфликтов между родителями и специалистами ДОУ. 3. Удовлетворенность работой специалистов детского сада. 4.Мотивация воспитанника на совместную деятельность со специалистом, повышение самооценки, успешности в самостоятельной деятельности и в совместной деятельности со специалистом (Я-могу, я- успешен).

6.Семья воспитанника выбирает модель помощи: Совместная деятельность специалиста и ребенка (индивидуальные занятия) Семейное консультирование Совместная деятельность специалиста и ребенка ( занятия в присутствии родителя в триаде: ребенок-специалист-родитель, где родитель пассивный наблюдатель или где родитель активный участник в совместной деятельности с ребенком) Групповое занятие специалиста с ребенком (родитель не присутствует) 7. Положительная динамика в приобретении промежуточных результатов освоения Программы, динамика формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы.

Психолого-медико –педагогические консилиум в ДОУ. Цель: Привлечение к активному сотрудничеству с детским садом в воспитании ребенка, проведении развивающей и коррекционной работы, пробуждать желание познать свои возможности как родителей. Участники: педагог-психолог, учитель-логопед, медработники, воспитатель, методист, воспитанник, родитель.

1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП Мониторинг состояния здоровья (мед. работники ) Мониторинг развития ребенка, освоения программы (педагоги ДОУ) фиксационные карты развития ребенка Мед. рекомендац., консульт. врачей- специалистов Медикаментозное лечение, физиотерапия (по показаниям) ПМПК индивид. образовате- льный маршрут внесение в регистр «группы риска» (по необходи- мости) 2. ОСНОВНОЙ ЭТАП 3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП РОДИТЕЛЬРЕБЕНОК Наглядно – информационные стенды беседы -Родительские собрания -Круглые столы -Тематические гостиные -Конференции -Клубы Семинары – практикумы, тренинги Дополнительное образование по направлениям развития ребенка, вызывающим трудности Детско – родительские встречи портфолио НОД с участием родителей Элементы арттерапии, музыкотерапии в режимных моментах, НОД спектакли, праздники, развлечения Самостоятельная деятельность в релаксационном уголке Гимнастики (дыхательная, артикуляционная, пальчиковая, корригирующая, психогимнастика, парная) Игры (коммуникативные, кинезиологические, телесно – ориентированные и др.) -НОД - НОД с ИКТ Консультации: -индивидуальные, групповые; -- письменные, устные воспитатели логопед психолог Мед. раб. Муз. рук. Инст.физ. Мониторинг Коррекция образовательного маршрута

Этапы: 1.Запрос участников пед. процесса (индивидуальные встречи со специалистом, запрос через бланк психолога) 2.Изучение запроса (сбор информации, наблюдение в самостоятельной деятельности ребенка, в совместной деятельности с воспитателем, психологом: обследование, экспресс диагностика, комплексное, углубленное обследование воспитанника). 3.Консилиум педагогов с целью обмена диагностической информацией. У всех участников появляется единый взгляд на проблему, выработка единой позиции на решение проблемы. Выдаются рекомендации родителям и педагогам специалистами. 4.Консилиум в присутствии и активном участии законного представителя ребенка, воспитанника (рассылаются приглашения, исходя из пожеланий родителей о времени и дне встречи). Присутствуют чаще всего оба родителя, а также те, кто участвуют в воспитании ребенка: сестры, бабушки, гувернантки.

Результат: 1.100% посещаемость родителей воспитанников, приходят все, если обстоятельства изменяются, сообщают и время встречи переносится. (статистика за данный год) 2.Принятие родителями особенного ребенка (с ограниченными возможностями: низкий рост, ослабленный слух, ослабленное зрение, ЗПР, ЗРР, аутизм, физические дефекты: ожирение, избыточный вес, отсутствие пальца на руке, одна нога длиннее другой) и адекватные ожидания в помощи детского сада в развитии ребенка. (Отсутствие недопонимания, обид и жалоб со стороны родителей). 3.Все, кому было рекомендовано посещение или консультирование в городской ПМП комиссии, все доходят до неё и получают информацию.

4. Все семьи с проблемами в воспитании получают психологическую, педагогическую, информационную и методическую помощь от д/с. 5. Семья воспитанника выбирает модель помощи: активное сотрудничество семьи и детского сада (через специалистов, воспитателей), сотрудничество семьи, детского сада и других специализированных учреждений (ГПМПК, районный психологический центр, центр «Современное образование», «Лигва-Бона», и др. ) Активное самостоятельное решение семьей проблем ребенка через индивидуальные занятия и консультации со специалистами, которых семья находит сама вне ДОУ. Семья принимает решение ( по рекомендации ГПМПК) получение помощи ребенком в специализированном учреждении компенсирующего вида при переходе в др. д/с. (речевое, интеллектуальное развитие) 6.Принятие воспитателями особенного ребенка (с ограниченными возможностями: низкий рост, ослаблен слух, ослабленное зрение, ЗПР, ЗРР)

Организация работы родительских клубов «Малышок», «Любящих родителей», «Сегодня дошкольник – завтра школьник» 1.Цель: Формировать позицию ответственного родителя через повышение педагогической и психологической грамотности, развитие активности, компетентности в воспитании ребенка. Участники: педагог-психолог, воспитатель, учитель-логопед, родитель, иногда ребенок (как участник в совместной деятельности с родителями: парная гимнастика, занятия продуктивной деятельностью, конкурсах: «Самый умный», КВН, «Вместе в школу» и др.).

Этапы: 1.План работы клуба составлен исходя из педагогической ситуации в ДОУ. (кадровая текучка, недостаточное мастерство и профессионализм воспитателей: неуверенность в своих силах, отсутствие опыта работы, апробация программы психолога «Учим детей сотрудничать» рецензент доцент кафедры психологии ПГПУ Хрусталева Т.М. запрос родителей и школы, рейтинг детского сада по району и городу, ЕМТ и ЕРТ выпускников ДОУ) 2.Встреча и обсуждение плана работы клуба с родителями, воспитателями групп, утверждении тематики работы клуба, периодичности заседаний клуба, удобного времени для родителей.

3. Организация и проведения заседаний клуба.(Объявления – приглашения для родителей, листы регистрации ) Формы проведения различные (мини-тренинги, разбор проблемных ситуаций, выступления приглашенных специалистов: логопеда, медиков, учителей школ и гимназий, практикумы, выставки рисунков детей на тему: «Мой детский сад», «Моя будущая школа» с интерпретацией психолога и воспитателей, выставки развивающих дидактических игр, презентации развивающих компьютерных программам используемые в работе с детьми «Школа внимания», «Игры для тигры», «Учись говорить правильно», участие родителей и детей в «Празднике подвижной игры» в «Парной гимнастике», организация совместной продуктивной деятельности детей и родителей, участие родителей и детей в конкурсах: «Самый умный», КВН, «Вместе в школу», совместное творчество родителей и детей на темы: «Лето красное здравствуй» и др. ) 4. По окончании работы клуба подводятся итоги и вручаются сертификаты участников самым активным семьям воспитанников.

Результат: 1.Охват семей работой клуба за последние годы увеличилась на 10% 2. Укрепилось сотрудничество семьи и детского сада в воспитании ребенка (обмен опытом воспитания) 3. Повысилась педагогическая и психологическая грамотность родителей. 4. Повысилось мастерство педагогов (отпала необходимость вести клуб «Малышок» психологом, вышли воспитатели на уровень самостоятельности, используют активные формы работы с родителями самостоятельно. 5.Стабильно держится увеличение среднего балла выпускника ДОУ в городе по ЕМТ (ЕРТ).

Критерии год год год 1 Количество воспитанников нуждающихся в сопровождении (по запросам воспитателей) Количество родителей, охваченных индивидуальными консультациями Количество родителей, охваченных групповыми формами работы Показатели результативности работы с семьями воспитанников

Благодарю за внимание!