Применение здоровьесберегающих технологий в государственном бюджетном образовательном учреждении города Москвы детско-юношеском центре «Пресня».

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Известно, что здоровье - один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного.
Advertisements

Здоровьесберегающие технологии в начальной школе..
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ, ТВОРЧЕСТВО, УСПЕШНОСТЬ»
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.
Педагогический совет 28 марта 2011 год «Оптимизация здоровьесберегающей образовательной среды школы как условие формирования ценностных отношений образовательного.
Реализация комплексно – целевой программы «Здоровье» Ирина Венедиктовна Исакова, заместитель директора по учебно – воспитательной работе МБОУ СОШ 32 города.
Руководитель центра здоровья: С.А.Ульянова, инструктор по физической культуре.
Положительное влияние занятий в бассейне на психофизическое развитие детей дошкольного возраста. Выполнила: инструктор по плаванию Любимова Евгения Валерьевна.
Укрепление здоровья школьников Из выступления А.Левитской на коллегии Минобрнауки России 11 февраля 2009 года Презентацию составила руководитель методического.
Педагогические чтения. «Внедрение здоровьесберегающих технологий»
Готовность дошкольников к школе. Готовность к школе включает в себя несколько компонентов Психологическая готовность Интеллектуальная, мотивационная,
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района – детский сад комбинированного вида «Сказка» Формирование здоровьесберегающей.
«Оптимизация здоровьесберегающей образовательной среды школы как условие формирования ценностных отношений участников образовательного процесса».
Содержание Введение Принципы здоровьесбережения. Критерии здоровьесбережения. Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности.
«Актуальные вопросы психологического сопровождения введения ФГОС ДО» I. Теоретическая часть «Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного.
ЧТО ТАКОЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ Здоровый образ жизни следует рассматривать как активную и целенаправленную форму поведения, которая.
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка или «Уроки без стресса» Учитель английского языка Мансурова П.Г.
ПРОЕКТ Дошколёнок- счастливый ребенок на основе проекта ФГОС дошкольного образования (основные качественные показатели будущего стандарта)
Подготовила учитель начальных классов МОУ « Запутновская СОШ» Нарбекова И.С. Здоровьесберегающие технологии.
Транксрипт:

Применение здоровьесберегающих технологий в государственном бюджетном образовательном учреждении города Москвы детско-юношеском центре «Пресня».

Здоровьесберегающие образовательные технологии. ЗОТ – это технология, которая: основана на возрастных и индивидуальных особенностях познавательной деятельности детей (доступный уровень трудности, оптимальный темп учебной деятельности, сообразное возрасту изложение учебной информации); основана на возрастных и индивидуальных особенностях познавательной деятельности детей (доступный уровень трудности, оптимальный темп учебной деятельности, сообразное возрасту изложение учебной информации); обеспечивает эмоциональный комфорт ребенка в процессе обучения; обеспечивает эмоциональный комфорт ребенка в процессе обучения; удовлетворяет потребность детей в двигательной активности; удовлетворяет потребность детей в двигательной активности; создает положительную мотивацию к обучению; создает положительную мотивацию к обучению; исподволь формирует и культивирует у учащихся знания по вопросам здоровья; исподволь формирует и культивирует у учащихся знания по вопросам здоровья; сохраняет здоровье учителя. сохраняет здоровье учителя.

Состояние здоровья школьников на современном этапе Динамика показателей состояния здоровья младших школьников за период гг. свидетельствует о том, что суммарная распространенность функциональных отклонений и хронических заболеваний увеличилась на 54,5%. В том числе на 59,8% возросла распространенность функциональных отклонений и на 31,8% – хронических заболеваний.

Изменилось и распределение детей на группы здоровья. Если в 1998 г. к I группе здоровья относилось 4,8% учащихся младших классов, то в 2008г. – 1,8%. Численность школьников с II группой здоровья за 10 лет не изменилась и составляет более 49%. За этот же период на 4,7% увеличилась III группа здоровья, к которой относятся дети с хроническими заболеваниями в стадии компенсации.

При оценке физического развития детей установлено, что у 18,1% девочек и 6,4% мальчиков выявляется дефицит массы тела. В то же время увеличивается количество детей с избытком массы тела: среди мальчиков – с 10,9% до 26,2%; среди девочек – с 2,5% до 11,2%. При оценке физического развития детей установлено, что у 18,1% девочек и 6,4% мальчиков выявляется дефицит массы тела. В то же время увеличивается количество детей с избытком массы тела: среди мальчиков – с 10,9% до 26,2%; среди девочек – с 2,5% до 11,2%.

Что касается учащихся средней школы, то по сравнению с серединой 90-х годов XX в. распространенность функциональных отклонений среди юношей увеличилась на 89%, среди девушек – на 51,6%; частота встречаемости хронических болезней среди юношей возросла на 33,6%, среди девушек – осталась прежней. Что касается учащихся средней школы, то по сравнению с серединой 90-х годов XX в. распространенность функциональных отклонений среди юношей увеличилась на 89%, среди девушек – на 51,6%; частота встречаемости хронических болезней среди юношей возросла на 33,6%, среди девушек – осталась прежней.

Среди старшеклассников динамическое клинико-эпидемиологическое наблюдение установило, что у юношей распространенность функциональных отклонений увеличилась на 15,7%, у девушек – на 50%; в то же время распространенность хронических болезней выросла в большей степени среди юношей, чем среди девушек (на 23,6% против 6,3%). Среди старшеклассников динамическое клинико-эпидемиологическое наблюдение установило, что у юношей распространенность функциональных отклонений увеличилась на 15,7%, у девушек – на 50%; в то же время распространенность хронических болезней выросла в большей степени среди юношей, чем среди девушек (на 23,6% против 6,3%).

Причины Основными школьными факторам риска формирования здоровья учащихся являются прежде всего: несоблюдение санитарно- эпидемиологического благополучия, нерациональное питание, низкая двигательная активность, нарушения режима учебы и отдыха, недостаточная продолжительность сна и пребывания на воздухе. Основными школьными факторам риска формирования здоровья учащихся являются прежде всего: несоблюдение санитарно- эпидемиологического благополучия, нерациональное питание, низкая двигательная активность, нарушения режима учебы и отдыха, недостаточная продолжительность сна и пребывания на воздухе.

Значимой причиной ухудшения состояния здоровья школьников является недостаточная адекватность современной системы гигиенического обучения и воспитания. Пропаганда здорового образа жизни ведётся по большей части неумно и неумело. Значимой причиной ухудшения состояния здоровья школьников является недостаточная адекватность современной системы гигиенического обучения и воспитания. Пропаганда здорового образа жизни ведётся по большей части неумно и неумело. Во многих случаях она вызывает обратную реакцию. У школьников отсутствует представление о собственной ответственности за своё здоровье, умение видеть будущее и адекватно его оценивать. Во многих случаях она вызывает обратную реакцию. У школьников отсутствует представление о собственной ответственности за своё здоровье, умение видеть будущее и адекватно его оценивать. Курение, алкоголь, наркотики всё это плохо влияет на состояние здоровья учащихся, однако надо отметить, что эти негативные факторы не столь распространены в детской среде, как можно представить себе по информации в СМИ. Курение, алкоголь, наркотики всё это плохо влияет на состояние здоровья учащихся, однако надо отметить, что эти негативные факторы не столь распространены в детской среде, как можно представить себе по информации в СМИ.

Факторы риска

Серьёзной проблемой являются установки, получаемые детьми в семье. У большинства учащихся отсутствует режим дня, не налажено чередование различных видов деятельности. Практически отсутствует труд, помощь по дому, занятия, требующие волевых усилий всё свободное от учебных занятий время ребёнок предаётся "отдыху", то есть лежанию на диване и просмотру телепрограмм. Режим питания и его рациональность в семьях ниже всякой критики. Серьёзной проблемой являются установки, получаемые детьми в семье. У большинства учащихся отсутствует режим дня, не налажено чередование различных видов деятельности. Практически отсутствует труд, помощь по дому, занятия, требующие волевых усилий всё свободное от учебных занятий время ребёнок предаётся "отдыху", то есть лежанию на диване и просмотру телепрограмм. Режим питания и его рациональность в семьях ниже всякой критики.

Крайне отрицательно влияет на здоровье детей эмоциональное неблагополучие как в семье, так и в школе. Крайне отрицательно влияет на здоровье детей эмоциональное неблагополучие как в семье, так и в школе. В условиях школьного обучения наиболее неблагоприятными факторами являются: методики, направленные на закрепощение организма в режиме неподвижности; длительная работа в закрытых помещениях; вербальный принцип построения учебного процесса (монолог учителя и пассивность учащихся); увлечение интеллектуальным развитием в ущерб чувственному; неудачные новшества (замена парт на столы, лампы дневного света, влияющие на ритмы головного мозга, отказ от каллиграфии, уроков труда и т.д В условиях школьного обучения наиболее неблагоприятными факторами являются: методики, направленные на закрепощение организма в режиме неподвижности; длительная работа в закрытых помещениях; вербальный принцип построения учебного процесса (монолог учителя и пассивность учащихся); увлечение интеллектуальным развитием в ущерб чувственному; неудачные новшества (замена парт на столы, лампы дневного света, влияющие на ритмы головного мозга, отказ от каллиграфии, уроков труда и т.д

Гигиеническая оценка системы обучения и воспитания в одной из школ с повышенной по сравнению с существующими нормативами образовательной нагрузкой показала, что увеличение двигательной активности в сочетании с личностно-ориентированной педагогической технологией и психолого- педагогическим сопровождением учащихся способствовали оптимизации функционального состояния учащихся: у подавляющего большинства школьников не происходило накопления утомления в динамике учебного дня, а также отмечалось улучшение показателей функционального состояния организма учащихся к концу учебного года Гигиеническая оценка системы обучения и воспитания в одной из школ с повышенной по сравнению с существующими нормативами образовательной нагрузкой показала, что увеличение двигательной активности в сочетании с личностно-ориентированной педагогической технологией и психолого- педагогическим сопровождением учащихся способствовали оптимизации функционального состояния учащихся: у подавляющего большинства школьников не происходило накопления утомления в динамике учебного дня, а также отмечалось улучшение показателей функционального состояния организма учащихся к концу учебного года

Напряженная учебная деятельность, обеспечивающая пребывание ребенка в так называемой зоне ближайшего развития, согласно мнению признанных авторитетов в психологии и педагогике – необходимое условие организации развивающего обучения. Напряженная учебная деятельность, обеспечивающая пребывание ребенка в так называемой зоне ближайшего развития, согласно мнению признанных авторитетов в психологии и педагогике – необходимое условие организации развивающего обучения. Формирование у учащихся способности к организованной, ритмичной учебной и трудовой деятельности, воспитания умения выдерживать кратковременные значительные повышения нагрузки, справляться с различными стрессовыми ситуациями является одной из целей образования. Формирование у учащихся способности к организованной, ритмичной учебной и трудовой деятельности, воспитания умения выдерживать кратковременные значительные повышения нагрузки, справляться с различными стрессовыми ситуациями является одной из целей образования.

. Здоровьесберегающие технологии в дополнительном образовании Дополнительное образование имеет значительный педагогический потенциал, так как: служит средством формирования мотивации развития личности; создания ситуации успеха для каждого ребенка, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении личностного достоинства; служит средством формирования мотивации развития личности; создания ситуации успеха для каждого ребенка, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении личностного достоинства; построено на освоении различных видов деятельности, расширяет культурное пространство самореализации, стимулирует к творчеству; построено на освоении различных видов деятельности, расширяет культурное пространство самореализации, стимулирует к творчеству;

в сфере дополнительного образования на основе общности личностных интересов ребенка и взрослого интенсивно и целенаправленно идет процесс формирования гуманистических ценностных ориентаций; в сфере дополнительного образования на основе общности личностных интересов ребенка и взрослого интенсивно и целенаправленно идет процесс формирования гуманистических ценностных ориентаций;

дополнительные образовательные программы, становясь зоной ближайшего развития ребенка, содействуют воспитанию его общей культуры, и в том числе культуры здоровья. дополнительные образовательные программы, становясь зоной ближайшего развития ребенка, содействуют воспитанию его общей культуры, и в том числе культуры здоровья.

В организационно-педагогическом отношении дополнительное образование отличается от основного менее жёстким регламентом содержания, времени, форм и методов проведения занятий. В учреждениях дополнительного образования детей и подростков редко встречается образовательная деятельность академического типа, реализуемая в классической классно-урочной форме обучения. В учебно-воспитательном процессе преобладает личностный подход с использованием активных форм обучения. При этом учебный процесс подчиняется не логике предмета, а логике деятельности, которой овладевают обучаемые. Это наиболее характерно для учреждений сферы дополнительного образования, которая рассматривается как инновационная, выявляющая ближайшие перспективы развития вариативного образования. Поэтому дополнительное образование по отношению к основному является в определенной мере "экспериментальным полигоном", на котором отрабатываются инновационные образовательные технологии. В связи с этим поиск специфических подходов к решению проблемы сохранения и укрепления здоровья детей и подростков в сфере дополнительного образования особенно важен. В организационно-педагогическом отношении дополнительное образование отличается от основного менее жёстким регламентом содержания, времени, форм и методов проведения занятий. В учреждениях дополнительного образования детей и подростков редко встречается образовательная деятельность академического типа, реализуемая в классической классно-урочной форме обучения. В учебно-воспитательном процессе преобладает личностный подход с использованием активных форм обучения. При этом учебный процесс подчиняется не логике предмета, а логике деятельности, которой овладевают обучаемые. Это наиболее характерно для учреждений сферы дополнительного образования, которая рассматривается как инновационная, выявляющая ближайшие перспективы развития вариативного образования. Поэтому дополнительное образование по отношению к основному является в определенной мере "экспериментальным полигоном", на котором отрабатываются инновационные образовательные технологии. В связи с этим поиск специфических подходов к решению проблемы сохранения и укрепления здоровья детей и подростков в сфере дополнительного образования особенно важен.

. Здоровьесберегающие технологии в ГОУ ДЮЦ "Пресня"

К настоящему моменту в ГОУ ДЮЦ "Пресня" применяются следующие методы, формы и приёмы работы, формирующие здоровьесберегающую среду: в ряде коллективов группы формируются без жёсткого дифференцирования по возрастному принципу (разновозрастные группы), что психологически более комфортно для обучающихся, особенно дошкольного возраста; в некоторых коллективах в занятиях участвуют старшие члены семьи (родители, бабушки) это касается в первую очередь семейных ансамблей объединения "Любимые клавиши"; в ряде коллективов группы формируются без жёсткого дифференцирования по возрастному принципу (разновозрастные группы), что психологически более комфортно для обучающихся, особенно дошкольного возраста; в некоторых коллективах в занятиях участвуют старшие члены семьи (родители, бабушки) это касается в первую очередь семейных ансамблей объединения "Любимые клавиши";

В учебно-воспитательном процессе преобладает личностный подход с использованием различных форм обучения (игровой, семинарской, проектно- исследовательской деятельности и др.);

в тех видах деятельности, где подвижность обучающихся ограничена в силу специфики предмета (литературное творчество, предметы изо-прикладного цикла) чередуются различные виды деятельности, практикуются подвижные игры во время перерыва, проводятся физкультминутки с учётом специфики занятий (пальчиковая гимнастика, упражнения для глаз), в некоторых случаях обучающийся имеет возможность самостоятельного выбора оптимальной позиции тела во время работы (во время занятий изобразительной деятельностью обучающийся может работать стоя или сидя, отходить для лучшего обзора работы и т. п.); в тех видах деятельности, где подвижность обучающихся ограничена в силу специфики предмета (литературное творчество, предметы изо-прикладного цикла) чередуются различные виды деятельности, практикуются подвижные игры во время перерыва, проводятся физкультминутки с учётом специфики занятий (пальчиковая гимнастика, упражнения для глаз), в некоторых случаях обучающийся имеет возможность самостоятельного выбора оптимальной позиции тела во время работы (во время занятий изобразительной деятельностью обучающийся может работать стоя или сидя, отходить для лучшего обзора работы и т. п.);

во время занятий по различным видам деятельности у обучающихся формируются гигиенические навыки (мытьё рук и инструментов при занятиях изо- прикладной деятельностью, спецодежда для занятий физкультурно-спортивной направленности и пр.), бережное отношение к своему организму (разъяснение опасности травмирования и принципов ТБ на занятиях по скалолазанию и хореографией, бережного отношения к голосовому аппарату на занятиях вокалом), исподволь происходит формирование "культуры здоровья"; разъясняются так же последствия для организма некоторых вредных привычек (жвачка). во время занятий по различным видам деятельности у обучающихся формируются гигиенические навыки (мытьё рук и инструментов при занятиях изо- прикладной деятельностью, спецодежда для занятий физкультурно-спортивной направленности и пр.), бережное отношение к своему организму (разъяснение опасности травмирования и принципов ТБ на занятиях по скалолазанию и хореографией, бережного отношения к голосовому аппарату на занятиях вокалом), исподволь происходит формирование "культуры здоровья"; разъясняются так же последствия для организма некоторых вредных привычек (жвачка).

Урок здоровья У нас в гостях ГИБДД.

Организация летнего отдыха- важный фактор здоровья.

Некабинетные сдоровьесберегающие технологии

Выводы Во-первых, в дополнительном образовании естественно чередование видов деятельности, нет изоляции в четырёх стенах, принудительной неподвижности. Одно занятие в УДО равно по продолжительности двух школьных урокам в этом временном отрезке меняются виды деятельности, но не происходит калейдоскопической смены тем и направлений, что неизбежно в школе. Ребёнок приходит на занятия, как правило, в удобной одежде, а не в "офисной" форме, сковывающей его движения. Отсутствуют нервирующие звонки. На занятиях спортом, хореографией ребёнок получает необходимую динамическую нагрузку. Даже если дети занимаются сидя за столами (литературное творчество, прикладное искусство), они сидят лицом друг к другу, а не в затылок, как в школе. С любой точки зрения пребывание в УДО более естественно для ребёнка и соответственно более комфортно (меньше раздражающих, негативных факторов).

Во-вторых, в дополнительном образовании совершенно другая мотивация и другой стиль отношений. В УДО приходят не потому, что надо, а потому, что интересно. Педагог становится интересным собеседником, другом, наставником. Информация, полученная от такого наставника-друга вызывает у детей больше доверия. В этой ситуации привитие навыков здорового образа жизни (как и общей культуры) происходит совершенно естественно, исподволь Во-вторых, в дополнительном образовании совершенно другая мотивация и другой стиль отношений. В УДО приходят не потому, что надо, а потому, что интересно. Педагог становится интересным собеседником, другом, наставником. Информация, полученная от такого наставника-друга вызывает у детей больше доверия. В этой ситуации привитие навыков здорового образа жизни (как и общей культуры) происходит совершенно естественно, исподволь

В условиях, когда школу "лихорадит", одни установки сменяются другими, именно дополнительное образование становится островком стабильности и здравого смысла, что особенно привлекает детей, порой не получающих необходимой поддержки и дома. В условиях, когда школу "лихорадит", одни установки сменяются другими, именно дополнительное образование становится островком стабильности и здравого смысла, что особенно привлекает детей, порой не получающих необходимой поддержки и дома. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех его свойств и качеств. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех его свойств и качеств. Сохранить и преумножить здоровье ребёнка посильная задача для дополнительного образования. Сохранить и преумножить здоровье ребёнка посильная задача для дополнительного образования.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.