ХОРОВОЙ КЛАСС Регистрационный номер: МП 00090-08 Рекомендовано: МСФ и МОУ Усть-Каменогорск, 2008 год МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ: ШЛЫКОВА ОЛЬГА БОРИСОВНА МДОУ «НОВОМИЧУРИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД 2» музыкальных.
Advertisements

Центральный речевой аппарат Корковые центры Подкорковые узлы Проводящие пути Ядра соответствующих нервов.
ПРАКТИКУМ ПО НАРОДНОМУ ПЕНИЮ Курс по практическому применению навыков народного исполнения.
Программа дополнительного образования «Хоровое пение» Музыкальный руководитель Раимова И.З. Барда 2008г.
Тема : введение в образовательную программу «Академический хоровой коллектив юношей » Автор:Ибрагимова Н.Т. педагог дополнительного образования ГБОУ ДОД.
КУРСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ Курск Гортань Гортань представляет собой верхнюю часть дыхательной трубки, которая расположена в передней части.
Строение голосового аппарата Подготовила: Учитель музыки ГБОУ СОШ 769 Вологина Анастасия Александровна Москва, 2012 Подготовила: Учитель музыки ГБОУ СОШ.
Природный инструмент Автор: Клименкова Женя, ученица III класса. Руководитель: Л.В.Матвиенко.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «МУЗЫКА» Развитие музыкального восприятия Музыкальный руководитель: Карпова И.А.
ГИГИЕНА ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ И ГОЛОСОВОГО АППАРАТА. Рождение ребенка сопровождается криком. Это значит, что его легкие наполнились воздухом, которым человек.
Звуки речи Вопросы: 1.Понятие о звуке речи. 2.Природа, признаки и функция звуков. 3.Три аспекта изучения звуков языка.
Исследовательская работа по музыке «Звуковая палитра музыки» Работу выполнил ученик 9 класса Хмельников Андрей.
Практикум по работе с хором. …«Музыка должна высекать огонь из людских сердец»… Людвиг ван Бетховен.
Физкультура в школе. . Занятия спортом вообще и физкультурой, в частности, - это не потеря времени, а его приобретение. Не сделав физическую зарядку,
АНАЛИЗ Кружковой работы Выполнила: Хафизова Ю.Д..
Среди безликих нот и звуков Творишь ты в мрачной пустоте. Всё это для детей и внуков, Чтоб не остаться в темноте… (Ван Узилс)
Значение музыки в воспитании детей. Консультация для родителей
углубить знания и навыки ансамблевого пения, полученные в рамках дисциплин «Постановка голоса», «Класс сольного пения», «Сольное пение», получить необходимые.
Физкультура в школе. . Занятия спортом вообще и физкультурой, в частности, - это не потеря времени, а его приобретение. Не сделав физическую зарядку,
1 Система органов дыхания человека Урок биологии в 9 классе.
Транксрипт:

ХОРОВОЙ КЛАСС Регистрационный номер: МП Рекомендовано: МСФ и МОУ Усть-Каменогорск, 2008 год МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им С.АМАНЖОЛОВА

Дисциплина ХОРОВОЙ КЛАСС является центральным звеном в овладении системой знаний в области музыкального воспитания детей. С научно-практической позиции ХОРОВОЙ КЛАСС суммирует учебные дисциплины – хоровое дирижирование, хороведение, хоровую литературу, чтение хоровых партитур, сольфеджио, гармонию, полифонию, анализ музыкальных форм, постановку голоса, спец. инструменты, историю музыки, музыкальную педагогику, музыкальную психологию, методику преподавания и др., синтезируя разрозненные знания и умения студентов и становится творческой лабораторией по проверке на практике полученных ранее знаний, их оценке и отбору. Аннотация

В творческом общении с хором у них развивается весь комплекс музыкальных способностей, организационные способности, воля, умение «чувствовать» и понимать каждого из участников хора и коллектив. Пение в хоре развивает у студентов чувство коллективизма, эмоциональность, художественный вкус, мелодический и гармонический слух, вокальные навыки, навыки интонирования, строя, ансамбля, чувство ритма и музыкальную память. В процессе работы с хором студенты приобретают навыки дирижёра – исполнителя.

ОГЛАВЛЕНИЕ Цель курса Задачи курса Политика курса Календарно – тематический план и график прохождения форм контроля Политика выставления оценок Основные понятия и термины

Характеристика хоровых партий Значение вокальной работы в хоре Специфика вокальной работы при коллективном пении Певческий навык и физиологическая сущность его формирования Строение голосового аппарата Свойства певческого голоса Певческая установка Певческое дыхание Цепное дыхание Гигиена певческого голоса Список литературы

ЦЕЛЬ КУРСА - формирование творческой личности квалифицированного музыканта педагога-хормейстера, владеющего методами целена-правленного вокально-хорового воспитания и музыкально-эстетического развития школьников, способного творчески применять научные достижения методик работы с детским вокально-хоровым коллективом в условиях вариантности программ и интеграции методик музыкального образования.

ЗАДАЧИ КУРСА: привитие профессиональных навыков пения в хоре, вокально-хоровой исполнительской культуры; понимание самой сути хорового пения как искусства, практического значения его этических и эстетических основ; широкое и фундаментальное знакомство с хоровой музыкой, его выразительными средствами, возможностями хора; знание основ организаторской и педагогической хормейстерской работы;

понимание закономерностей управления хоровым исполнением в процессе репетиционной работы посредством приемов дирижирования; развитие вокально-хорового слуха, эмоциональ-ной отзывчивости, художественного вкуса; совершенствование умения владеть своим психическим состоянием перед аудиторией. В задачи курса также входит изучение различных методик вокально-хоровой работы, знакомство с публикациями и научно - методическими работами, касающимися вышеперечисленных проблем.

ХОРОВОЙ КЛАСС подразумевает овладение практическими навыками. С одной стороны, студенты, являясь участниками хорового коллектива, обучаются и поют в нём, с другой – они на базе этого же коллектива приобретают навыки работы с хором. ПОЛИТИКА КУРСА Форма и содержание хоровых занятий могут несколько меняться в зависимости от качества голосов и количест- венного состава студентов.

По составу хоры можно комплектовать как однородные (женские или мужские) и смешанные. Смешанный хор ВКГУ

навыки и уменияизучить методику применения различных упражнений петь партии сольфеджио и со словами понимать содержание произведений, понимать дирижёрские жесты участвовать в концертной деятельности За время обучения в хоровом классе студенты обязаны приобрести вокально- хоровые навыки и умения и изучить методику применения различных упражнений на разных этапах развития вокального звучания хора, петь партии сольфеджио и со словами, понимать содержание изучаемых произведений, понимать дирижёрские жесты, участвовать в концертной деятельности хорового класса.

Виды контроля: текущий и рубежный-контрольный урок; итоговый- академический концерт.

Темы Формы проведения занятий: ЛитератураФормаконтроляМакс.баллСрокисдачи 1 Освоение вокально- хоровых навыков с помощью специальных упражнений Практическое (групповое) СРСП 2,13Контроль- ный урок 107 неделя 2 Работа над звуко- образованием Практическое (групповое) СРСП 5,14Контроль- ный урок 157 неделя 3 Работа над строем и ансамблем хора Практическое (групповое) СРСП 3,5Контроль- ный урок 157 неделя 4 Работа над литературным текстом Практическое (групповое) СРСП 16,20Контроль- ный урок 1013 неделя 5 Работа над хоровыми партиями Практическое (групповое) СРСП Репертуарные произведения Академи- ческий концерт 1015 неделя Всего60 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ГРАФИК ПРОХОЖДЕНИЯ ФОРМ КОНТРОЛЯ

ШКАЛА ОЦЕНИВАНИЯ различных видов работ 1. Развитие певческого дыхания – 10 баллов 2. Звукообразование – 15 баллов 3. Интонация и строй – 15 балов 4. Ансамбль хора – 15 баллов 5. Дикция в хоре – 10 баллов 6. Работа над художественной выразительностью – 10 баллов 7. Сдача хоровых партий (пение в квартете) - 10 баллов 8. Опрос терминов из глоссария-15 баллов ИТОГО: 100 баллов. ПОЛИТИКА ВЫСТАВЛЕНИЯ ОЦЕНОК

АЛЬТ - 1) партия в хоре или ансамбле, состоит из низких детских или средних и женских голосов (меццо-сопрано – первые альты, контральто – вторые альты); 2) низкий детский голос. БАРИТОН – средний мужской голос; диапазон ля-бемоль (соль большой октавы - ля-бемоль 1октавы. ДВОЙНОЙ ХОР – хор, разделённый на две части, каждая из которых исполняет относительно самостоятельные партии. ДИВИЗИИ – временное разделение хоровой партии на 2,3 и более голосов. ЖЕНСКИЙ ХОР – хор, состоящий из женских голосов: сопрано, меццо- сопрано, контральто; меццо-сопрано чаще всего присоединяется к альтовой партии (первые альты). ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ

ЗАДАВАНИЕ ТОНА – предварительное (негромкое) пропевание дирижёром, (а также проигрывание на инструменте или при помощи тонаря) одного или нескольких звуков для настройки хора в тональности исполняемой пьесы. «ЗАКРЫТЫЙ РОТ», ПЕНИЕ С ЗАКРЫТЫМ РТОМ – весьма распространённый колористический приём в хоровом исполнении. ЗАПЕВ – начало хоровой песни, исполняемое одним или несколькими певцами (запевалами), после чего вступает хор; обычно (в народных песнях) первая фраза или часть мелодии, иногда первая половина куплета. МУЖСКОЙ ХОР – хор, состоящий из мужских голосов: теноров, баритонов, басов. НЕПОЛНЫЙ ХОР – смешанный хор без одной или двух (разнородных) партий. ПАРТИТУРА – нотная запись ансамблевой музыки, в которой сведены партии всех голосов (инструментов).

СМЕШАННЫЙ ХОР – певческий коллектив, состоящий из разнородных (мужских, женских или детских) голосов: сопрано, альтов, теноров, басов. СОПРАНО – 1) самый высокий женский, детский (также дискант) голос. Диапазон до 1 октавы – до 3 октавы; 2) самая высокая партия в хоре или вокальном ансамбле, состоящая из лирических (первые сопрано) и драматических (вторые сопрано) голосов. ТЕНОР – высокий мужской певческий голос. Диапазон до малой октавы – до второй октавы. ТУТТИ – исполнение музыки всем составом оркестра, хора. ХОР – певческий коллектив, исполняющий вокальную музыку. ХОРОВАЯ ПАРТИЯ – 1) группа однородных голосов в хоре, исполняющая в унисон свою мелодию – часть хорового сочинения; 2) каждый голос хоровой партитуры; 3) ноты голосов хоровой партитуры. ХОРОВОЕ ПЕНИЕ – коллективное исполнение вокальной музыки; относится к древнейшим проявлениям музыкальной культуры, народного творчества.

Характеристика хоровых партий МужскиеЖенские тенор альт сопранобасбаритон 1-е 2-е тенора и т.д. 1-е 2-е басы и т.д. 1-е 2-е сопрано и т.д. 1-е 2-е альты и т.д.

Сопрано

Пример на Divisi

Альт

Пример на Divisi

Тенор

Пример на Divisi

Бас

Пример на Divisi

ЗНАЧЕНИЕ ВОКАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ХОРЕ Хоровое звучание является результатом взаимодействия целого ряда слагаемых: хорового строя, ансамбля, а также качества певческого звука. Последнее оказывает прямое влияние на другие компоненты хорового звучания. Необработанные, «пестро» звучащие голоса певцов хора не сливаются в унисон, который составляет основу хорового ансамбля. При неправильном звукообразовании практически невозможно добиться чистого строя или свободного, ненапряженного звучания голосов на всем диапазоне. Это подтверждается наблюдениями из практики.

качество звука каксредство выразительности Но качество звука в хоровом пении не является самоцелью, а должно рассматриваться как средство выразительности, обогащающее исполнительские возможности коллектива, способствующее раскрытию содержания произведения, его художественного образа. развития голосаслуха Вся вокальная работа в хоре должна быть подчинена, кроме прочего, задаче развития певческого голоса и слуха. Необходимость работы над качеством певческого звука, его культурой требует от хорового дирижера знаний теоретических основ вокальной работы в хоре, а также ее практических приемов.

СПЕЦИФИКА ВОКАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРИ КОЛЛЕКТИВНОМ ПЕНИИ Основные технические и исполнительские требования, которые в процессе работы следует предъявлять коллективу, абсолютно аналогичны требованиям, предъявляемым певцу-солисту. Техника звукообразования одинакова как для солиста, так и для певца хора или вокального ансамбля. Однако хоровое пение имеет свою специфику. Она заключается в том, что перед певцом встает проблема приобретения навыков пения в ансамбле.

умение слышать не только себя, но и соседа; петь по дирижерскому жесту; сливаться своим голосом с общим звучанием хоровой партии по высоте, динамике, тембру и т. д Навыки пения в ансамбле:

Хормейстер, работая над вокальной техникой целого певческого коллектива и имея дело не с одним певцом, а одновременно со многими, стремится привести всех участников хора к единой манере: звукообразования, подаче звука, способу артикуляции слова. Задача выработки единого звучания встаёт перед хормейстером в его работе в первую очередь.

Например, работая над динамикой хорового звучания какой- либо хоровой партии, хормейстер должен добиваться, чтобы каждый участник коллектива некоторым образом ограничивал себя в проявлении динамических возможностей своего голоса в полную меру, умел подчинять силу звучания своего голоса требованиям и задачам общехорового звучания в соответствии с характером исполняемого произведения, его интерпретацией дирижером, а не стремился выделиться из общего звучания. Специфика коллективного пения обусловливает и особенности методической особенности методической работы с хором. работы с хором.

Другой пример касается формирования гласных и согласных: У всех участников хора гласные звуки как основа пения должны быть сформированы не только правильно, но и однотипно в интересах хорошего унисона, в противном случае получается так называемая,«пестрота» звучания. Чтобы добиться хорошего унисона, каждый певец хора должен в какой-то мере поступиться своей индивидуальной манерой формирования гласных и суметь в соответствии с указаниями руководителя хора найти и усвоить те приемы, которые обеспечат максимальную общность и единство партии в отношении либо округления и прикрытия, либо затемнения или осветления звука при формировании различных гласных.

В ином случае, даже если певцы будут очень стараться четко артикулировать, но с различным артикуляционным укладом, т. е. каждый по-своему будет открывать рот, держать гортань, двигать языком, суммарная дикция хора все-таки останется неудовлетворительной. единство действий всех певцов хора, направленных на решение вокально-технических и художественно- исполнительских задач, является непременным и специфическим условием коллективного исполнения. Таким образом

ПЕВЧЕСКИЙ НАВЫК И ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ Процесс пения - суть движения различных групп мышц. В результате длительной и регулярной тренировки они могут стать в той или иной степени автоматизирован-ными, т. е. навыками. Процесс формирования певческих навыков, как и любого другого навыка, не происходит стихийно, а подчиняется определенной закономерности развития и выражается в фазовой последовательности.

1 - нахождение правильного звукообразования на отдельных гласных звуках в средней части диапазона данного голоса; Фазы формирования певческих навыков На этом этапе выполнения заданной программы ученик обычно много ошибается, исполняет неточно, в замедленном темпе и т. п.

2 - перенесение и сохранение этих естественных движений голосообразующих систем при пении любых гласных и целых слов в различных участках диапазона голоса при средней силе звука На этом этапе при правильном обучении ученик постепенно освобождается от грубых ошибок: начинает складываться динамический стереотип

3 - автоматизация движений всего голосообразующего комплекса, их шлифовка в процессе выполнения многочисленных вариантов музыкальных заданий при сохранении правильной координации всех мышечных систем в работе голосового аппарата певца. На этом этапе, когда происходит стабилизация нервных процессов, динамический стереотип упрочивается. Выполнение заданий приобретает точность, четкость - формируется навык.

Автоматизация певческих навыков постепенно освобождает певца от скованности и хаотичности мышечных движений, лежащих в основе процесса голосообразов- ания, позволяет осуществлять задачи творческого порядка. Дирижеру, работающему над формированием хоровой звучности, следует иметь в виду эти этапы в развитии певческих навыков и исходя из этого выдвигать соответствующие задачи в работе.

Строение голосового аппарата В процессе речи и пения все отделы голосового аппарата работают взаимосвязанно. Энергию звуку сообщает дыхание. В голосовом аппарате различают три отдела Органы Дыхания (механизм дыхания) подают воздух к голосовой щели Гортань (источник звука) где помещаются голосовые складки (голосовые связки) Артикуляцион- ный аппарат с системой резонаторных полостей служащих для образования гласных и согласных звуков

– лёгкое 2 – бронх 3 – бронхиола 4 – альвеолы 5 - язык 6 - гортань 7 - трахея 8 – маленький язычок 9 - надгортанник

Легкие состоят из нежной пористой ткани, представляющей собой скопление пузырьков- альвеол, соединенных каналами, образующими систему бронхов. Бронхи правого и левого легкого соединяются в трахею, которая заканчивается гортанью. Бронхи и трахея составляют так называемое бронхиальное дерево. Органы дыхания - (механизм дыхания) это легкие с дыхательными путями и мышцы, осуществляющие процесс дыхания.

Легкие совместно с бронхами и трахеей вмещают 5-6 л воздуха. Обычный спокойный вдох равен примерно 0,5 л воздуха (дыхательный воздух). Глубокий вдох позволяет дополнительно вместить в легкие 1,5-1,8 л воздуха (дополнительный воздух). Примерно столько же воздуха можно выдохнуть после спокойного выдоха (резервный воздух). Объем воздуха от максимального вдоха до максимального выдоха называется жизненной емкостью легких и равен от 3,5 до 4,5 л.

При вдохе мышцы грудной клетки и диафрагмы расширяют грудную полость в вертикальном, боковом и передне-заднем направлениях и воздух под воздействием атмосферного давления входит в лёгкие. Наибольшее расширение грудной клетки и наполнение лёгких происходят в их нижней части за счёт снижения купола диафрагмы и расширения грудной клетки в области нижних ребер.

В пении принято различать несколько типов дыхания Грудное (костальное ) Абдоменальное (брюшное) Грудодuафрагматuческое (костоабдоменальное, смешанное)

Грудное (костальное ) с превалированием работы грудной клетки. Абдоменальное (брюшное) с превалированием работы диафрагмы. Грудодuафрагматuческое (костоабдоменальное, смешанное), в котором грудь и диафрагма участвуют в равной степени. Известен еще тип дыхания, не практикующийся в пении, - клавuкулярное (ключичное) дыхание, при котором преобладают движения верхних ребер, ключиц и плеч; в последнем виде дыхания участие диафрагмы незначительно. Классификация эта условна. В действительности дыхание всегда носит смешанный характер с превалированием свойств обозначенных типов. с превалированием свойств обозначенных типов.

Гортань (источник звука) - Гортань (источник звука) - представляет собой конусообразную трубку, состоящую из четырех хрящей: щитовидного, перстневидного и двух черпаловидных, соединённых связками и суставами. Уровень положения гортани изменяет полость верхних резонаторов и влияет на качество звука. спокойное, устойчивое Наиболее рациональное положение гортани при пении - спокойное, устойчивое.

Внутренняя полость гортани выстлана слизистой оболочкой. В середине гортани находится так называемая голосовая щель. Она образуется двумя парал- лельными парами мышц, которые прикреплены одним своим концом к щитовидному, а другим - к черпаловидным хрящам. Наружная (верхняя) пара мышц называется ложными связками, внутренняя (нижняя) - истинными голосовыми связками, являющимися источником звуковых колебаний.

а б а – вид сбоку: 1 – надгортанник 2 – щитовидный хрящ (гребень щитовидного хряща, выступающий под кожей, носит название «адамова яблока») 3 – перстнечер- паловидная мышца 4 – перстневидный хрящ 5 – кольцо трахеи 6 – большой рожок щитовидного хряща 7, 8 – черпаловид- ный хрящ б – продольный разрез (вид сзади): 1 – надгортанник 2 – ложная голосовая связка 3 – морганиев желудочек 4 – истинная голосовая связка

Длина голосовых связок (складок) обычно зависит от типа голоса: Наибольшей длиной обладают складки баса мм. У баритона длина складок составляет мм, у тенора и меццо-сопрано – мм, у сопрано – мм. Голосовые складки способны смыкаться, размыкаться, напрягаться и натягиваться: Поскольку мышечные волокна складок идут в различных направлениях, голосовые мышцы могут сокращаться отдельными частями. Это позволяет варьировать форму колебаний складок, т. е. влиять на обертоновый состав исходного тембра звука. Толщина голосовых складок в напряженном состоянии 6-8 мм

Голосовые складки могут быть произвольно сомкнуты, поставлены в положение грудного или фальцетного звукоизвлечения, напряжены в той степени, которая необходима для получения звука желаемой высоты. каждым колебанием складок управлять нельзя, и их вибрация осуществляется автоматически как саморегулирующийся процесс. однако

Система полостей, расположенная выше гортани, называется надставной трубкой. В нее входят глоточная полость, ротовая, носовая и придаточные полости носа. Благодаря резонансу этих полостей меняется тембр звука. Резонаторы – В акустике резонатором называется полость, заключенная в упругие стенки, имеющая выходное отверстие и отзывающаяся на определенные звуковые тоны.

Принято различать верхние и нижние верхние и нижние резонаторы певческого аппарата Верхние резонаторы – полости, лежащие выше гортани: глотка, рот, нос, придаточные полости носа Нижние резонаторы - полости, лежащие ниже глотки: трахея и бронхи (бронхиальное дерево)

Верхние резонаторы - придаточные полости носа и носовая полость - имеют стабильную форму и потому обладают неизменным резонансом Резонанс ротовой и глоточной полостей меняется благодаря работе артикуляционного аппарата, в состав которого входят язык, губы и мягкое нёбо Верхние резонаторы

Нижние резонаторы влияют на тембр, оказывают воздействие на колебание связок, способствуют повышению активности их работы при наименьшей затрате энергии. Ощущение поющим вибраций грудного резонатора свидетельствует о полноте звучания голоса, особенно его нижних тонов. Звуковые колебания могут передаваться через тонкие стенки твёрдого нёба. Полости эти очень небольшого размера и «отзвучивают» при наличии в спектре голоса высокочастотных колебаний. Нижние резонаторы

Высота звука, который образуется над связками, обусловлена частотой колебаний связок. Частота колебаний зависит от степени натяжения, толщины и длины связок. Регулирование частоты колебания производится сложными импульсами из центральной нервной системы, а в самих связках происходят комбинированные изменения внешнего и внутреннего натяжения и изменения длины связок. Звук гортани Высота звука - качество музыкального звука, зависящее от частоты колебаний звучащего тела; в акустике измеряется герцами (числом колебаний в секунду). В музыкальном исполнении различают высоту: абсолютную (настройка инструментов и певцов по эталону высоты - камертону) относительную, определяемую интервальным соотношением музыкальных звуков.

Существует две теории образования голоса в голосовой щели: мuоэластuческаянейрохронаксuческая подсвязочное давление раздви- гает сомкнутые и напряженные голосовые складки, воздух прорывается через щель, в результате чего давление падает и связки в силу эластичности смыкаются вновь. Затем цикл повторяется. Вибрационные коле- бания рассматриваются как следствие «борьбы» подсвязоч- ного давления и эластичности напряженных мышц. колебания голосовых складок осуществляется благодаря быст- рому, активному сокращению волокон голосовых мышц под влиянием залпа импульсов, поступающих со звуковой частотой по двигательному нерву гортани непосредственно из центров головного мозга. Колебательная работа складок – особая функция гортани. Частота их колебаний не зависит от дыхания. Обе теории не взаимоисключающи. Возможно, что в голосовом аппарате осуществляются и мuоэластuческий, и нейрохронаксuческий механизмы звукообразования.

Певческий голос характеризуется: высотой диапазоном (объемом) силой тембром (окраской)

Свойства певческого голоса Понятие хорошо поставленного голоса включает его ровность на всем диапазоне (сглаженность регистров), звучность, прикрытость гласных, красоту тембра, гибкость. Хорошо поставленный голос характepизyeтcя наличием в его звучании певческих формант (призвук определённой частоты, придающий голосу характерный тембр). певческие голоса 1) 1) поставленные 2) 2) Непоставленные (бытовые) Под постановкой голоса понимают процесс индивидуального обучения пению, который заключается в выработке у обучающегося рефлекторных движений голосового аппарата, способствующих правильному звучанию.

от до-ре большой октавы (нижние ноты у басов-октавистов Гц) до фа-соль третьей октавы ( Гц), иногда и выше (верхние ноты у колоратурных сопрано). Высота Высота лежит в основе классификации голосов. Общий объем певческих голосов - около 4,5 октав:

Диапазон голоса Диапазон голоса зависит от физиологических особенностей голосового аппарата. Он может быть и относительно широким, и узким. В вокальном исполнительстве различают несколько значений понятия «диапазон»: общий общий, полный диапазон полный диапазон певческого голоса, который соответствует двум октавам, рабочий диапазон рабочий диапазон, т. е. голосовой объем, использующийся в практическом исполнительстве и, следовательно, позволяющий певцу справляться с некоторыми вокальными неудобствами без ущерба голосовому аппарату, например выдерживать тесситуру на длительных фразах и др. Средний диапазон непоставленного певческого взрослого голоса равен полутора октавам, для профессионального исполнения необходим диапазон голоса в две октавы.

рабочие ноты Кроме вышесказанного хормейстеры-практики отмечают так называемые рабочие ноты, которые являются участком регистра и имеют обычно объём квинты-сексты. Прежде всего, на рабочих нотах проверяется удовлетворительное звучание певцов. Рабочий диапазон Рабочий диапазон обычно несколько меньше общего (или полного) диапазона и не затрагивает крайние, предельно высокие или низкие звуки.

Большое влияние на силу голоса оказывают форма ротоглоточных полостей и степень открытия рта. Чем сильнее открыт рот, тем лучше голос излучается в наружное пространство. Оперные голоса достигают силы 120 децибел на расстоянии 1 м от рта. Сила голоса Сила голоса зависит от энергии прорывающихся через голосовую щель порций воздуха, т. е. соответственно от амплитуды колебаний частиц воздуха.

Тембр Тембр зависит от различных сочетаний обертонов, выделения одних и маскировки других. Обертоны Обертоны - гармоническое созвучия, частичные тоны, призвуки, входящие в состав основного, возникающие от колебания частей звучащего тела (струны, столба воздуха). Обертоны всегда выше основного тона. Частота колебаний в целое число раз (2, 3, 4 и т. д.) больше частоты колебаний основного тона. Последовательность обертонов в восходящему порядке образует так называемый натуральный звукоряд, выраженный рядом чисел (начиная с единицы - основного тона). Обертоны звучат слабее основного тона, но с разной громкостью, образуя тот или иной тембр голоса, инструмента. Преобладание низких обертонов придает звуку полноту, мягкость, верхних - звонкость, резкость.

Если спектр голоса имеет хорошо выраженные высокочастотные обертоны с частотой колебаний свыше 2500 кол./с или, что то же самое, в голосе хорошо выражена высокая певческая форманта, он воспринимается на слух звучащим ярко, звонко, полётно и более громко, чем голос, лишенный этих качеств. громкость связана не только с силой звука, но и с тембром Хорошему певческому голосу (природному или культивированному) свойственны две характерные форманты: высокая высокая, около 3000 Гц, придающая ему звучность и полётность, низкая низкая, около 500 Гц, сообщающая голосу глубину и прикрытость. Таким образом

певческая форманта определяет певческую позицию С другой стороны, певческая форманта определяет певческую позицию (термин, употребляемый педагогами-вокалистами). высокая и низкая Различаются позиции высокая и низкая Низкая, неправильная позиция обычно ассоциируется с глухим, тяжёлым и интонационно низким звуком. Пению на низкой позиции обычно сопутствуют перегрузка дыхания и форсирование звука. При высокой позиции звук вследствие активизации верхних резонаторов при обретает способность звонко нестись в зал; акустически это вызвано присутствием в звуке высокой форманты.

Тембр голоса - в значительной степени качество врожденное, но под влиянием обучения, практики может изменяться. сохранить певческие форманты на всех гласных и во всем диапазоне. Ровность певческого тембра обусловлена умением сохранить певческие форманты на всех гласных и во всем диапазоне. проявляется на гласных звуках, так как гласные звуки - носители вокального звука, его тембра. Певческий голос наиболее полно проявляется на гласных звуках, так как гласные звуки - носители вокального звука, его тембра.

Опора звука Опора звука - характеристика особого качества певческого звука, его устойчивости, звучности, глубины «опёртый звук»), а также манеры звукоизвлечения «пение на опоре»). Ощущение опоры распространяется на все стороны певческого процесса - дыхание, деятельность связок, резонаторы. Это также и эстетическое понятие, определяющее художественно-качественную сторону вокального звука.

певческое вибрато На восприятие звука влияет также певческое вибрато - пульсация звука, выражающаяся в периодическом изменении звука по высоте, силе, тембру. Звук, лишенный вибрато, воспринимается как прямой, безжизненный, более слабый. Согласно законам акустики наилучшая пульсация звука – раз в секунду. Более редкая пульсация воспринимается как «качка» голоса, более частая - «тремоляция», «барашек».

Физиология различает два типа работы голосового аппарата, соответствующих груднoмy регистру и фальцету. Грудной регистр характеризуется полным смыканием голосовой щели, участием в колебательном движении всей массы связок, возможностью развития наибольшей амплитуды колебания и передачи колебаний не только в надставную трубку, но и в бронхиальное дерево. Регистр певческого голоса Регистр певческого голоса - это последователь-ный ряд однородных звуков, которые воспроиз-водятся одним механизмом голосообразования.

Соответственно и зон переходных нот у мужчин одна, у женщин - две. Мужские голоса Мужские голоса имеют два регистра грудной фальцет Женские Женские - три: грудной Медиум (средний) головной

грудного регистра к медиуму Однако у женских голосов наиболее заметен «перелом» голоса при переходе от грудного регистра к медиуму. Переход от среднего регистра к верхнему менее заметен, ибо здесь происходит не смена механизма голосообразования, а лишь усиление и пере стройка головного резонирования. смешанный регистр с преобладанием головного звучания Верхний регистр женского голоса - это, фактически, тоже смешанный регистр с преобладанием головного звучания. Поэтому он богаче тембром, динамичнее, чем фальцет мужчин. Фальцет встречается у колоратурных сопрано на крайних верхних звуках (ми, фа третьей октавы), которые называют «флейтовыми» звуками, а иногда «фистулой».

Фальцет у мужчин расширяет диапазон примерно наполовину октавы вверх и способен опускаться вниз до середины грудного регистра. При фальцете замыкание голосовой щели неполное (открыта в виде овала), связки вибрируют только свободными средними краями, резонируют в основном полости надставной трубки. Фальцет слабее, беднее тембром, чем грудной регистр Фальцет слабее, беднее тембром, чем грудной регистр. хоровом пении фальцет применяется при разучивании высоких нот, на рр, В сольном пении фальцет употребляется изредка, как своеобразная краска; в хоровом пении фальцет применяется при разучивании высоких нот, на рр, при задавании дирижером тона. Некоторые тенора, исполняя предельно высокие ноты, пользуются «озвученным» фальцетом, приближающимся к миксту.

грудного и фальцетного (головного) Смешанный регистр характеризуется совмещением элементов грудного и фальцетного (головного) голосообразования. На протяжении всего диапазона певцы фактически пользуются смешанной формой голосообразования.

Границы регистров определяются так называемыми переходными звуками переходными звуками, постоянными для каждого типа голоса: сопрано сопрано - ми (фа) первой октавы (при переходе к смешанному регистру) и фа-диез (фа) второй октавы (при переходе к головному регистру); контральто и меццо-сопрано контральто и меццо-сопрано - фа-диез (фа) первой октавы (при переходе к смешанному регистру) и ре-диез (ре) второй октавы (при переходе к головному регистру); тенор тенор - фа-диез (фа) первой октавы; баритон баритон - ре-диез (ре) первой октавы; бас бас - до-диез (до) первой октавы.

Исполнение переходных (к верхнему регистру) звуков требует их некоторого затемнения - прикрытия. Прикрытие звука образуется за счет расширения нижней части глотки и соответствующего формирования полости рта. Прикрытый звук используется в академическом пении и характеризуется сомбрированностью, мягкостью, глубиной. и характеризуется сомбрированностью, мягкостью, глубиной.

Тесситура удобна Тесситура удобна, если высотное положение вокальной партии соответствует свободному красивому звучанию голоса. тесситура считaeтcя неудобной Если же в процессе исполнения голос продолжительное время звучит напряженно и художественно- выразительные и технические задачи в какой-то степени превышают естественные певческие возможности голоса на данном участке диапазона, - тесситура считaeтcя неудобной. Тесситура имеет решающее значение в выработке ансамблевых навыков. С особенностями звучания голосов в различных регистрах связано понятие тесситуры Тесситура Тесситура - высотное положение звуков мелодии по отношению к диапазону голоса. Тесситура может быть средняя, высокая и низкая, удобная или неудобная.

Певческая установка Певческая установка Певческая установка – положение, которое певец должен принять перед началом фонации (звукоизвлечения). Правильное положение корпуса положительно влияет на голосообразование. Мышечная собранность певца в момент пения способствует лучшей организации звука.

Певческая установка состоит из многих внешних приёмов и навыков. В хоровом пении обычно рекомендуют стоять (или сидеть) прямо подтянуто не напряженно не сутулясь положение корпуса Правильное положение корпуса равномерная опора на обе ноги свободно опущен- ные руки развернутая грудь голова держит- ся прямо

не следует класть ногу на ногу При положении сидя не следует класть ногу на ногу, так как это стесняет дыхание. «Сидите прямо, не сгибайтесь, не разваливайтесь, от ровного сидения улучшается ёмкость легких». А. А. Архангельский

влияние хормейстера Весьма значительно влияние хормейстера в формировании правильной певческой установки. Оно связано с профессионально- техническими требованиями к певцам и является неотъемлемой частью репетиционной и концертной работы. Эти условия имеют важное значение в репетициoннoй работе хора, настраивают певцов на трудовой ритм и строгую дисциплину.

Певческое дыхание Плавное, спокойное, легкое дыхание красивого, легкого звука Плавное, спокойное, легкое дыхание способствует достижению красивого, легкого звука. Характер певческого дыхания отражается на характере звучания голоса певца. Жесткое, напряженное дыхание жесткий и напряженный звук. Жесткое, напряженное дыхание рождает жесткий и напряженный звук.

При излишнем давлении утрачивают эластичность При излишнем давлении дыхания на связки они утрачивают эластичность. При всей свободе дыхания ощущение мышечной упругости, энергичности движения При всей свободе дыхания оно должно сохранять ощущение мышечной упругости, энергичности движения. Экономный и равномерный для исполнения плавных, широко распевных мелодий Экономный и равномерный выдох необходим для исполнения плавных, широко распевных мелодий.

Драматические произведения экономной, прерывистой, порой «взрывной» подаче дыхания. Драматические произведения нуждаются в экономной, прерывистой, порой «взрывной» подаче дыхания. в нижней части диапазона наибольшего количества воздуха Пение в нижней части диапазона требует наибольшего количества воздуха. верхних звуков наименьшее количество дыхания При исполнении верхних звуков расходуется наименьшее количество дыхания.

нельзя усиливать напор воздушного столба Следует помнить, что нельзя усиливать напор воздушного столба. Это приводит к резкости и крикливости, а также становится причиной завышения звука. При выполнении быстрых пассажей и технических, подвижных мелодий дыхание должно быть лёгким, но очень активным.

В хоровом пении одновременность дыхания - основа одновременности атаки звука и вступления. единообразие в подаче дыхания, его объеме Столь же необходимо единообразие в подаче дыхания, его объеме. в установленные и отмеченные в партиях моменты Возобновление дыхания всеми певцами должно производиться в установленные и отмеченные в партиях моменты. Обычно они совпадают с границами построений, фраз, с цезурами в музыкальном и поэтическом тексте.

Цепное дыхание Цепное дыхание Цепное дыхание - это вокально-хоровой прием, обеспечивающий непрерывное звучание хора (без цезур) в течение продолжительного времени. Применяется в тех случаях, когда продолжительность звучания фразы превышает физические возможности певческого голоса.

механизм взятия дыхания через нос Непременным условием пения на цепном дыхании является механизм взятия дыхания через нос. ровным и ровным legato Пение музыкальной фразы на цепном дыхании обычно характеризуется ровным и ровным legato. смена дыхания неодновременно. Главная особенность цепного дыхания заключена в том, чтобы смена дыхания производилась певцами хоровой партии неодновременно. избегать взятия дыхания на границах музыкальных фраз, на тактовых чертах Певцам следует избегать взятия дыхания на границах музыкальных фраз, на тактовых чертах, т. е. «делать вдох не там, где дыхание просится», но добирать дыхание в том случае, когда сосед (певец, находящийся рядом) «тянет» звук.

Правильно организованное дыхание хоровых певцов - главная задача хормейстера в его вокальной работе с хором. В процессе репетиций дирижеры обычно детально и кропотливо рассматривают моменты взятия дыхания, соотносят дыхательный процесс со звуковедением, фразировкой, различными компонентами хоровой звучности.

Перед пением не рекомендуется употреблять в пишу ничего, что бы раздражало горло: острое, соленое, горячее, холодное и т. д. Вредно действуют на голосовой аппарат холод, жара, пыль, табак, спиртные напитки. Гигиена певческого голоса определенные правила вокального поведения (певческий режим)

Расшатывают голос громкие разговоры и форсированное (крикливое) пение, злоупотребление неудобной (высокой, низкой) тесситурой, исполнение завышенного по трудности репертуара. Отрицательно действует на голос переутомление. Женщины не должны петь во время ежемесячного нездоровья (3 дня); нарушение этого правила ведет не только к нечистому интонированию, но и может вызвать заболевание голосовых связок. При болезнях голосового аппарата в результате переутомления вредит и присутствие на занятиях, так как голос в этих условиях не находится в состоянии покоя.

1. 1. Укрепление здоровья, закалка организма от простудных заболеваний, правильная организация питания и отдыха повышают жизненный тонус и ПОЛОЖИТЕЛЬНО отражаются на голосе.

ОСНОВНАЯ: 1.Арикайнен Г. Л. Хоровое пение в Казахстане. - Алма-Ата: «Казахстан», Емельянов В. В. Развитие голоса. Координация и тренаж. - СПб: Лань, Живов В. Л. Хоровое исполнительство. - М: Владос, Казачков С. А. От урока к концерту. - Изд. Казанского университета, М Осеннева М. С. Самарин В. А. Хоровой класс и практическая работа с хором. - М: «Academa», 2003 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ: 6. Назаренко И. К. Искусство пения. Хрестоматия. - М.: Гос. муз. изд., Стулова П. Г. Хоровой класс. - М.: «Просвещение», Работа в хоре. Методика, опыт. - М: Профиздат, Работа в хоре. - М: Профиздат, Романовский Н. В. Хоровой словарь. - Л: «Музыка», Хрестоматия для студентов вокальных факультетов музыкальных училищ и консерваторий./ Общ. ред. А. Самонова. - М.: «Музыка», Чесноков П. Г. Хор и управление им. - М.: «Музгиз», Мануэль Гарсиа-сын. Полный трактат об искусстве пения. В кн. И. К. Назаренко Искусство пения. - М., 1963

14. Баймульдина Ж.А. Как овладеть голосом. - Алма-Ата: «Онер», Малышева Н.М. О пении. - М.: «Советский композитор», Нестеренко Е.Е. Некоторые вопросы произношения в пении. Сб. Вопросы вокальной педагогики. Вып.7./Ред. А.С. Яковлева. -М.: «Музыка», Юссон Р. Певческий голос. - М.: «Музыка», Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренаж. - СПб: Лань, Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. Приложение к журналу «Физкультура и спорт». - М., Самарин В.А. Хороведение. / Изд. 2-е. - М.: «Akadema», Постникова И.И., Подгаецкая И.М. Фонетика - это интересно. – М.:«Просвещение», 1992.