Конкуренция и монополия
Типы товаров на рынке R=P·Q однородные стандартизированные базовые дифференцированные уникальные
Конкуренция Конкуренция – это старание получить то, что кто-то другой старается получить в тоже самое время. Конкуренция – особый вид соревнования за увеличение рыночной власти. Главные действующие лица экономической конкуренции – производители Рыночная конкуренция – борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка
Характеристики рыночных структур Тип продукта на рынке Число фирм на рынке Наличие входных барьеров Возможность контроля над ценой (рыночная власть) Наличие неценовой конкуренции Наличие информации
Типы рыночных структур Модели рынка Совершенная конкуренция Несовершенная конкуренция Монополистическая конкуренция ОлигополияМонополия
Совершенная конкуренция Тип продукта на рынке – однородный Число фирм на рынке – малые размеры и многочисленность субъектов рынка Наличие входных и выходных барьеров отсутствуют Возможность контроля над ценой (рыночная власть) - фирмы - ценополучатели Наличие неценовой конкуренции (реклама) отсутствует Наличие информации совершенная информация
Совершенная конкуренция Тип продукта на рынке – однородный Число фирм на рынке – малые размеры и многочисленность субъектов рынка Наличие входных и выходных барьеров отсутствуют Возможность контроля над ценой (рыночная власть) - фирмы - ценополучатели Наличие неценовой конкуренции (реклама) отсутствует Наличие информации совершенная информация Примеры рынков совершенной конкуренции Рынок сельхозпродукции Рынок мелких бытовых услуг
Условия максимизации прибыли в условиях совершенной конкуренции для того чтобы максимизировать прибыль, фирма должна производить и реализовывать оптимальный объем продукции, который достигается если: –прибыль максимальная (разность между прибылью и общими издержками наибольшая); –предельный доход равен предельным издержкам.
Монополистическая конкуренция Тип продукта на рынке – дифференцированный Число фирм на рынке – достаточно много Наличие входных барьеров доступ относительно свободен, барьеры – патенты, лицензии, высокие капитальные затраты Возможность контроля над ценой (рыночная власть) - небольшая Наличие неценовой конкуренции - значительная, в виде рекламы Наличие информации несовершенная информация
Монополистическая конкуренция Тип продукта на рынке – дифференцированный Число фирм на рынке – достаточно много Наличие входных барьеров доступ относительно свободен, барьеры – патенты, лицензии, высокие капитальные затраты Возможность контроля над ценой (рыночная власть) - небольшая Наличие неценовой конкуренции - значительная, в виде рекламы Наличие информации несовершенная информация Примеры рынков монополистической конкуренции Рынок парикмахерских, юридических, туристических услуг и т.п. Рынок бытовой техники, электроники, парфюмерии, продуктов питания и т.п.
Олигополия Тип продукта на рынке – дифференцированный или стандартизированный Число фирм на рынке – небольшое количество крупных фирм Наличие входных барьеров непреодолимы, право собственности на все важнейшие источники ресурсов, исключительное право, полученное от власти, преимущество крупного производства Возможность контроля над ценой (рыночная власть) - большая Наличие неценовой конкуренции - существует для дифференцированных товаров Наличие информации сокрытие информации
Рыночное поведение олигополистов прямой сговор между фирмами по поводу установления цен и объемов продаж (картели, синдикаты, концерны, тресты); "Игра по правилам« - фирмы не вступают друг с другом в соглашения, но подчиняют свое поведение определенным неписаным правилам.
Олигополия Тип продукта на рынке – дифференцированный или стандартизированный Число фирм на рынке – небольшое количество крупных фирм Наличие входных барьеров непреодолимы, право собственности на все важнейшие источники ресурсов, исключительное право, полученное от власти, преимущество крупного производства Возможность контроля над ценой (рыночная власть) - большая Наличие неценовой конкуренции - существует для дифференцированных товаров Наличие информации сокрытие информации Примеры рынков олигополии Нефть, сталь, автомобили, сотовая связь и т.п.
Монополия Тип продукта на рынке – уникальный Число фирм на рынке – одна Наличие входных барьеров доступ закрыт, право собственности на все важнейшие источники ресурсов, исключительное право, полученное от власти, преимущество крупного производства Возможность контроля над ценой (рыночная власть) - неограниченная, фирма - ценоискатель Наличие неценовой конкуренции - отсутствует Наличие информации сокрытие информации
Монополия Тип продукта на рынке – уникальный Число фирм на рынке – одна Наличие входных барьеров доступ закрыт, право собственности на все важнейшие источники ресурсов, исключительное право, полученное от власти, преимущество крупного производства Возможность контроля над ценой (рыночная власть) - неограниченная, фирма - ценоискатель Наличие неценовой конкуренции - отсутствует Наличие информации сокрытие информации Примеры монополии Электроэнергетика Единственный стоматологический кабинет на несколько населенных пунктов Естественные монополии – метрополитен, городской водопровод и т.п.
Условия максимизации прибыли в условиях монополии Для того чтобы максимизировать прибыль, фирма должна производить и реализовывать оптимальный объем продукции, который определяется покупательской способностью потребителей. Повышение цены приводит к снижению величины спроса, к снижению объема спроса, уменьшению прибыли. Фирма выбирает комбинацию объема предложения и цены, приводящую к максимальной прибыли.
Естественные монополии Примеры естественных монополий Метрополитен Городская водопроводная сеть Естественная монополия – отрасль, в которой производство товара или оказание услуг сосредотачивается в одной фирме в силу объективных
Ценовая дискриминация Примеры ценовой дискриминации Льготный проезд в транспорте для социальных групп населения Скидки на покупку следующей единицы товара Продажа различных единиц одной и той же продукции по разным ценам различным покупателям