Русская Правда. ВЫПОЛНИЛА: УЧЕНИЦА 10-Б КЛАССА КАЗЫМЗАДЕ ЭСЛИ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Русская Правда. РУССКАЯ ПРАВДА – памятник законодательства 11–12 вв., считающийся самым ранним из дошедших до современных исследователей кодексом правовых.
Advertisements

Русская Правда- первый письменный свод законов. История создания и главные части.
Русская правда Ярослава Мудрого Скородумова Ю.. Составные части Русской Правды: - Древнейшая Правда (около 1015 г.); - Правда Ярославичей (около 1072.
Урок семинар «Русская Правда»- памятник права Древнерусского государства.
Проект на тему:«Русская Правда» первый письменный свод законов Древней Руси Выполнила: Мирзоева Эмина. Ученица 6 А класса.
«Русская Правда» - памятник права Древнерусского государства Цели и задачи урока: - охарактеризовать социальное устройство Киевской Руси; - сформировать.
Разбор полетов Вопрос 11. Перечислите виды исторических источников XI-XVII в. 1.Летописание 2.Законодательные источники Памятники светского права Памятники.
Судебник Ивана III. Учреждение Юрьева дня.
ПРЕПОДАВАТЕЛИ РЕКОМЕНДУЮТ ЗАКАЗЫВАЙТЕ В ЭЛЕКТРОННОМ КАТАЛОГЕ Настоящая работа посвящена исследованию происхождения, источников и значения древнейшего памятника.
Киевская Русь XI-XII век.. Приход к власти Ярослава 1014 (1015) – Смерть Владимира Святого На княжеский престол претендуют 12 сыновей Ярослав правит с.
© ООО «Баласс», 2014 Образовательная система «Школа 2100». Данилов Д.Д. и др. История России. 6 класс. § 7 Автор презентации: Казаринова Н.В. (учитель,
Лекция 1 Предмет и задачи источниковедения Исторические источники XI-XVII вв. –Летописание –Законодательные источники (начало)
Развитие права в России (IX – XVIIвв.). Особенности отечественного права 1 Длительное сохранение традиций и обычаев в качестве основных социальных регуляторов.
Овчинников Иван 4 класс. Летопись (иногда называют летописец) это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, более или.
МБОУ 13 Летопись – это погодовой подробный рассказ событиях. Летописи сохранились в больших количествах так называемых списков 14 и 17 веков. Летописи -
Судебник 1497 года. Выполнила Смышляева Галина Группа ЮЮ14-03Б
Саратовский Государственный Технический Университет имени Гагарина Ю. А. Контрольная работа по дисциплине «Правовое государство» Выполнил: Факультет ЭС.
Экономические причины ( система натурального хозяйства, слабость товарного обмена) Социально-политические причины ( «оседание» дружин на земле, изменения.
Судебник Ивана III г. ́Судебник 1497 года свод законов Русского государства; нормативный правовой акт, созданный в целях систематизации существующих.
Восточные славяне. Возникновение древнерусского государства.
Транксрипт:

Русская Правда

ВЫПОЛНИЛА: УЧЕНИЦА 10-Б КЛАССА КАЗЫМЗАДЕ ЭСЛИ

РУССКАЯ ПРАВДА – памятник законодательства 11–12 вв., считающийся самым ранним из дошедших до современных исследователей кодексом правовых норм раннесредневеко вой Руси.

Термин «правда», часто встречающийся в древнерусских источниках, означает правовые нормы, на основании которых вершился суд (отсюда выражения «судить право» или «судить в правду», то есть объективно, справедливо). Источники кодификации – нормы обычного права, княжеская судебная практика, а также заимствованные нормы из авторитетных источников – прежде всего Священного Писания.

Русская Правда дошла до сегодняшнего дня в списках 15 в. и одиннадцати списках 18–19 вв. Согласно традиционной русской историографии, эти тексты и списки разделяют на три редакции Русской Правды: Краткую, Пространную и Сокращенную.

Древнейшим списком или первой редакцией Правды Русской является Краткая Правда (20–70-е годы 11 в.), которую принято делить на Правду Ярослава Мудрого (1019– 1054) и Правду Ярославичей. Первые 17 статей Правды Ярослава (по разбивке поздних исследователей, так как в самом тексте источника деления на статьи нет), сохранившиеся в двух списках 15 в. в составе Новгородской I летописи, содержат еще более ранний пласт – первые 10 записанных норм, «якоже Ярослав судил» – их называют Древнейшей Правдой («Правдой Роськой»). Текст ее был составлен не ранее Спустя четверть века текст Древнейшей Правды лег в основу всей Правды Ярослава – кодекса норм прецедентного права. Эти нормы регулировали отношения в пределах княжеского (или боярского) хозяйства; среди них – постановления о платах за убийство, нанесение оскорблений, увечий и побоев, кражу и порчу чужого имущества. Начало Краткой Правды убеждает в фиксации норм обычного права, так как в них идет речь о кровной мести (ст. 1) и круговой поруке (ст. 19). 0

Правдой Ярославичей (сыновей Ярослава Мудрого) именуются статьи 19–41 в тексте Краткой Правды. Эта часть кодекса была составлена в 70-е 11 в. и до конца столетия постоянно пополнялась новыми статьями. К ним относят статьи 27–41, разделяемые на Покон вирный (то есть Устав о штрафах в пользу князя за убийство свободных людей и нормах прокорма сборщиков этих платежей), появление которого связывают с восстаниями 1068– 1071 на Руси, Урок мостникам (то есть Правила для тех, кто мостит проезжую часть в городах). Урок мостникам (то есть Правила для тех, кто мостит проезжую часть в городах).

В целом Краткая редакция Русской Правды отражает процесс оформления законов от частных случаев к общим нормам, от решения конкретных вопросов к оформлению общегосударственного права на стадии становления средневекового феодального порядка.

С начала 14 в. Русская Правда стала терять свое значение как действующий источник права. Смысл многих использованных в ней терминов, становился непонятен переписчикам и редакторам, что вело к искажениям текста. С начала 15 в. Русскую Правду перестали включать в юридические сборники, что говорит об утрате ее нормами правовой силы. В то же время ее текст стали вписывать в летописные своды – она стал историей.

Текст Русской Правды (разных редакций) лег в основу многих юридических источников – Новгорода и Смоленска с Ригою и Готским берегом (немцами) 13 в., Новгородской и Судных грамот, Литовского Статута 16 в., Судебника Казимира 1468 и наконец общерусского свода норм эпохи Ивана III – Судебника 1497.

Русская Правда закрепила социальное неравенство. Всесторонне защитив интересы господствующего класса, она откровенно провозглашала бесправие несвободных тружеников – холопов, челяди (так, жизнь холопа оценивалась в 16 раз ниже, чем жизнь свободного «мужа»: 5 гривен против 80). Согласно выводам советской историографии, Русская Правда утверждала неполноправие женщин как в имущественной, так и в частной сфере, однако современные исследования показывают, что это не так (Н.Л.Пушкарева).

В советское время принято было говорить о Русской Правде как о едином источнике, имевшем три редакции. Это соответствовало общей идеологической установке на существование в древней Руси единого правового кодекса, как и само Древнерусское государство рассматривалось как «колыбель» трех восточнославянских народностей.