Государственно-общественные формы управления как фактор развития образовательных учреждений района.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Государственное управление образовательным учреждением Управление с федерального уровня (законодательное, исполнительное, отраслевое) Управление с регионального.
Advertisements

Состояние и развитие государственно- общественного управления образованием в 2011 году А.А. Седельников ведущий научный сотрудник Красноярского краевого.
1 Управляющий совет школы. «... активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные.
Семинар – встреча представителей школьных управляющих советов «Управление процессами в школе»
МАОУ СОШ 18. Главная задача – разработать механизм самоуправления как в теории, так и в практике, чтобы самоуправление не превратилось в некую игру, в.
МОУ « СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 18» Г. КЕМЕРОВО.
Государственно- общественный характер управления в ДОУ С тарший воспитатель МБДОУ 63 Грицай А.Ю.
КОМПЛЕКСНЫЙ ПРОЕКТ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Направление 5. РАСШИРЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЕМ.
Третий модуль вводного курса обучения школьных управляющих (2 часа) Управляющий совет: сущность и основные полномочия.
Средняя общеобразовательная школа 29. Структура управления Попечительский совет Родительский комитет Педагогический совет Директор ОУ.
Управляющий совет МАОУ гимназии 24 им.М.В.Октябрьской (из опыта работы)
УПРАВЛЯЮЩИЙ СОВЕТ. 1.Управляющий совет школы создается для обеспечения государственно-общественного характера управления учреждением. Имеет компетенцию.
Управляющий Совет ОУ - шаг к созданию «Нового учреждения»
Департамент образования администрации Владимирской области.
Школьные управляющие советы Привлечение родителей к управлению школой.
«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», утв. распоряжением Правительства РФ 1756-р от г. Важнейшая задача.
Принципы управления современной школой Открытость Родители Учащиеся Учителя.
Готовность образовательного учреждения к реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования апрель 2012 года.
Департамент образования города Москвы Центральное окружное управление образования ГБОУ СОШ 627 ПАВЛЕНКО ИРИНА НИКОЛАЕВНА кандидат психологических наук,
Голыгина С.С., директор школы. I направление организация государственно- общественного управления с помощью профессионального сообщества и ученического.
Транксрипт:

Государственно-общественные формы управления как фактор развития образовательных учреждений района

Система образования и образовательная политика в России слабая институционализация групп интересов непрозрачность, низкая культура коммуникации отсутствие механизмов обратной связи, влияния общественности на образовательную политику

Этапы – апробация модели управляющих советов, публичных докладов (ФПРО, ПРСО) – массовое внедрение, институционализация (ПНПО, КПМО) 2010 – 2011 – распространение моделей, повышение качества

А.А.Пинский ( )

Мониторинг «Наша новая школа» Доля общеобразовательных учреждений, в которых созданы органы государственно- общественного управления учреждения (от общего числа общеобразовательных учреждений), в том числе: 84,43 % - Совет образовательного учреждения53,71 % - Управляющий совет45,07 % - Попечительский совет20,86 % - Наблюдательный совет20,86 % - Иные, вместо предложенного12,14 % - одновременно действуют несколько форм государственно-общественного управления 51,45 %

Наиболее значимые эффекты деятельности управляющего совета (Мониторинг экономики образования, 2010) 1.Система управления стала более открытой 2.Усилилась ориентация образования на интересы потребителей 3.Укрепилась ресурсная база образовательного учреждения 4.Повысилась прозрачность расходования средств 5.Уменьшилось число конфликтов 6.Усилилось влияние родителей на жизнь образовательного учреждения 7.Другое

Общественное управление есть партнерство, суть которого состоит в делегировании администрацией образовательного учреждения определенного объема полномочий субъектам внешней среды в обмен на взятие ими доли ответственности в принятии тех или иных решений, в реализации той или иной программы развития. 7

Проведенная работа: анализ локальных актов образовательных учреждений Ворошиловского района изучено содержание протоколов их заседаний проведено анкетирование участников образовательного процесса по вопросам реализации общественных форм управления 8

Формы управления: Попечительские советы (7) МБОУ СОШ 3, 6, 93, 100, МБОУ гимназия 34, 76, 118 Управляющие советы (13) МБОУ СОШ 65, 98, 101, Финист МБДОУ 36, 48, 74, 77, 121, 226, 313, 314, 317 Совет учреждения (1) МБДОУ 161 9

Различия в Положениях - количество членов Попечительского совета регламентируется не Положением, а определяется Советом гимназии, кроме того, в положении не указана периодичность заседаний совета, срок его полномочий (гимназия 34), - состав Попечительского совета школы формируется решением Совета школы на основании рекомендаций Учредителя ( 100), - представлена только 1-я страница положения о Попечительском совете, которая не даёт возможности проанализировать цели и задачи Совета, кто может быть членом Совета, каким образом осуществляется прием членов в ПС, не указаны права и ответственность членов ПС, порядок работы и управления Советом ( 3). 10

Анкетирование сотрудников ОУ и ДОУ, обучающихся классов, родителей 1730 анкет от общеобразовательных учреждений района 31 анкета от МАДОУ

Создание в ОУ Управляющего/ Попечительского/ Наблюдательного совета способствует повышению эффективности его работы 12 11

Управляющий/ Попечительский/ Наблюдательный совет позволяет всем участникам образовательного процесса существенно влиять на управление ОУ 13 22

Управляющий/ Попечительский/ Наблюдательный совет может принимать решения по вопросам организации учебного процесса 14 33

Управляющий/Попечительский/ Наблюдательный совет определяет права и обязанности участников образовательного процесса 15 44

Изменения и (или) дополнения в устав ОУ должен принимать Управляющий/Попечительский/ Наблюдательный совет 16 55

Управляющий/Попечительский/ Наблюдательный совет самостоятельно принимает решение об отчислении обучающихся 17 66

Управляющий/Попечительский/ Наблюдательный совет должен участвовать в разработке системы оценок при промежуточной аттестации, форм и порядка ее проведения 18 77

Управляющий/Попечительский/ Наблюдательный совет должен принимать решения по определению режима занятий обучающихся 19 88

Управляющий/Попечительский/ Наблюдательный совет должен принимать решения по введению (отмене) единой формы одежды для обучающихся в период занятий 20 99

Управляющий/Попечительский/ Наблюдательный совет должен устанавливать порядок распределения стимулирующие выплаты сотрудникам ОУ

Управляющий/Попечительский/ Наблюдательный совет должен принимать решение о введении новых методик образовательного процесса и образовательных технологий

Управляющий/Попечительский/ Наблюдательный совет должен способствовать совершенствованию материально-технического обеспечения и оснащения образовательного процесса

Управляющий/Попечительский/ Наблюдательный совет должен отвечать за создание в ОУ необходимых условий для здоровьесбережения обучающихся

Управляющий/Попечительский/ Наблюдательный совет обязан утверждать программу развития ОУ

Совет имеет право при наличии оснований, ходатайствовать перед руководителем ОУ о расторжении трудового договора с сотрудниками ОУ

Управляющий/Попечительский/ Наблюдательный совет должен состоять из родителей (законных представителей) обучающихся; работников ОУ; обучающихся классов, руководителя ОУ и представителя ГУО

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения управляющим советом своих обязанностей по управлению общеобразовательным учреждением руководитель ОУ может распустить данный состав совета

50% опрошенных уверены в необходимости создания и эффективности общественно-государственных форм управления 33% считают, что ОГФУ не влияют и не должны влиять на управление ОУ. Более 10% безразлично наличие данных Советов. Менее 30% опрошенных поддерживают идею вмешательства данных Советов в организацию образовательного и воспитательного процессов в школе. Приблизительно 65% доверяют решение этих вопросов администрации ОУ. Около 10% - не определились во мнении. (вопросы 3,4,6,7,8,11) 29

25% опрошенных согласны, что данные Советы могут участвовать в принятии Устава ОУ, распределении стимулирующих выплат работникам и способствовать увольнению сотрудников ОУ. Около 60 % относят эти вопросы к компетенции администрации и трудового коллектива ОУ. более 30% хотят, чтобы Совет утверждал программу развития ОУ, ежегодный отчет руководителя ОУ по итогам учебного и финансового года, ежегодный публичный доклад ОУ; 57% возлагают ответственность за эти вопросы на руководителя ОУ Около 70% видят Совет как закрытую систему (сотрудники ОУ, родители, ученики старших классов). 30

Анкетирование родительской общественности МАДОУ ЦРР 49 90% из опрошенных согласны с утверждениями: - 1 – создание в ОУ Управляющего/ Попечительского/ Наблюдательного совета способствует повышению эффективности работы ОУ Управляющий/Попечительский/Наблюдательный совет позволяет всем участникам образовательного процесса существенно влиять на управление ОУ. - 3 – Вопросы организации учебного процесса находятся в компетенции Педагогического совета ОУ. - 4 – Права и обязанности участников образовательного процесса должны определяться Уставом ОУ по согласованию с Управляющим/ Попечительским/Наблюдательным советом. 31

Анкетирование родительской общественности МАДОУ ЦРР – Только руководитель ОУ в соответствии с СанПиН и ресурсами ОУ должен утверждать режим занятий обучающихся Управляющий/Попечительский совет должен принимать решение по введению (отмене) единой формы одежды для обучающихся в период занятий Управляющий/Попечительский/Наблюдательный совет не имеет право принимать решения о введении новых методик образовательного процесса – Решение о расторжении трудового договора с сотрудником ОУ может принимать только руководитель ОУ - 17 – В случае неисполнения советом своих обязанностей руководитель ОУ может распустить данный состав совета. 32

Единогласно (100%) высказались за следующие утверждения: Управляющий/Попечительский/Наблюдательный совет должен способствовать совершенствованию материально-технической базы ОУ Управляющий/Попечительский/Наблюдательный совет должен отвечать за создание в ОУ необходимых условий для организации питания, мед. обслуживания обучающихся Управляющий/Попечительский/Наблюдательный совет должен утверждать программу развития ОУ, ежегодный отчет и т.д. 33

Суть государственно- общественного управления состоит в объединении интересов государства и общества в решении этих задач. 34

35

Попечение - покровительство, забота. Попечительство - это форма защиты личных и имущественных прав и интересов различных категорий граждан и меры для попечения над кем-нибудь. Попечитель - официально назначаемое лицо для попечения о ком-либо. В России - звание руководителя некоторых учреждений, а также лицо, имеющее это звание; сейчас в некоторых общественных организациях член руководящего органа такой организации (попечитель учебного округа, Совет попечителей). С.И. Ожегов Попечение - покровительство, забота. Попечительство - это форма защиты личных и имущественных прав и интересов различных категорий граждан и меры для попечения над кем-нибудь. Попечитель - официально назначаемое лицо для попечения о ком-либо. В России - звание руководителя некоторых учреждений, а также лицо, имеющее это звание; сейчас в некоторых общественных организациях член руководящего органа такой организации (попечитель учебного округа, Совет попечителей). С.И. Ожегов 36

Попечительский совет 37 Попечительски й совет Совет школы Педагоги ческий совет

Вопросы, которые рассматривает Попечительский совет перспективы развития образовательного учреждения; меры по укреплению его связей с предприятиями и организациями района и города; меры по привлечению финансовых и иных ресурсов, необходимых для обеспечения деятельности и развития образовательной организации, а также вопросов повышения эффективности использования привлекаемых ресурсов; намечаемые источники и объёмов поступления материальных и финансовых средств; намечаемые направление расходования финансовых средств и использования имущества образовательной организации; отчеты об использовании финансовых средств, привлеченных в результате мер, реализованных членами Попечительского совета. 38

N Нормативная база создания и деятельности Попечительских советов Гражданский кодекс РФ (ст. 52). Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" (ст. 25, ст.26). Закон РФ "О некоммерческих организациях" (ст.28, ст.14). Закон РФ "Об общественных объединениях" Указ Президента РФ от 31 августа 1999 г "О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в Российской Федерации". Постановление Правительства РФ от 10 декабря 1999 г "Об утверждении Примерного положения о Попечительском совете общеобразовательного учреждения". Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от

Необходимый минимум локальных актов для подготовки правовой основы деятельности Попечительского совета для определения его функций в системе управления ОУ: Положение о Попечительском совете ОУ, состоящее из блоков: общие положения, состав Попечительского совета, его задачи, его права, ответственность, делопроизводство. Распоряжение руководителя образовательного учреждения о количественном и персональном составе Попечительского совета. Положение о временных комиссиях при Попечительском совете ОУ для осуществления контроля финансово-хозяйственной деятельности и использования целевых финансовых средств фонда для развития ОУ. Положение об установлении надбавок и доплат к должностным окладам сотрудников из финансовых средств фонда Попечительского совета образовательного учреждения, Положение об организации конкурсов, соревнований и др. массовых внешкольных мероприятий с призовым фондом для обучающихся, воспитанников, педагогических работников. Положение об организации международного культурного обмена, в том числе профессионального. 40

Управляющий совет – это внутришкольный коллегиальный орган, состоящий из избранных, кооптированных и назначенных членов и имеющий управленческие (властные) полномочия по решению ряда важных вопросов развития и функционирования школы 41

Сущность УС: стратегия, управление реализацией стратегии и контроль Стратегия – программа развития школы Планирование реализации стратегии/ Управление реализацией стратегии/ мотивация Контроль, отчетность и коррекция стратегии

N Нормативная база создания и деятельности Управляющих советов Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" (ст. 25, ст.26). Письмо Минобрнауки РФ от г. N /13 "Методические рекомендации по функциям, организации и работе управляющих советов ОУ" В настоящее время федеральной правовой основой для создания управляющего совета являются законодательные нормы, закрепленные в ст. 2, 13, 32 и 35 Закона РФ "Об образовании". Несмотря на то что термин "управляющий совет" не используется в формулировках этих норм, Закон предоставляет образовательным учреждениям права самостоятельно выбирать структуру управления, создавать органы самоуправления, определять их компетенцию, разграничивать полномочия между советом и руководителем учреждения. 43

Необходимый минимум локальных актов для подготовки правовой основы деятельности Управляющего совета для определения его функций в системе управления ОУ: Положение о совете, Положение о выборах в совет, Положение о кооптации в состав совета. Нормативную базу для организации внутренней деятельности управляющего совета составляют документы, разрабатываемые и принимаемые самим советом. Это – Регламент работы совета, Положение о комиссиях и комитетах совета. Изменения в устав ОУ в связи с созданием управляющего совета вносятся в разделы и пункты, регламентирующие порядок управления (структуру, формирование и компетенцию органов), и в перечень видов локальных актов, регламентирующих деятельность учреждения. При этом необходимо прописать: правомочия учредителя в части формирования и роспуска совета; структуру органов управления, включающую в качестве формы самоуправления совет образовательного учреждения; порядок формирования совета; компетенцию совета и порядок организации деятельности совета. 44

Необходимый минимум локальных актов для подготовки правовой основы деятельности Управляющего совета для определения его функций в системе управления ОУ: Указание компетенции, процедур формирования и организации деятельности совета может быть осуществлено по одному из двух вариантов: 1. В уставе определяются только основополагающие положения об управляющем совете с одновременной отсылкой к локальному акту – Положению о совете. 2. В уставе дается полное детальное изложение компетенции, процедур выборов, назначения, кооптации, деятельности, состава и функций комитетов (комиссий) совета. При этом изложение может быть настолько подробным, что отпадает надобность в принятии специальных локальных актов – положений о совете, выборах, кооптации, регламенте и т. п. Оба варианта имеют свои преимущества и недостатки. 45

Управляющий совет создается иначе, чем родительский комитет, Совет учреждения или Попечительский совет. Инициатором создания Управляющего совета могут быть и родители, и руководитель, и педагоги. Но окончательное решение о создании в учреждении Управляющего совета может принять только Учредитель. 46

Государственно-общественное управление школой Учредитель (орган государственной власти или местного самоуправления) Директор (как правило, назначается учредителем) Общее собрание (конференция) Администрация (назначается директором) Управляющий совет (УС) (выборы, назначение, кооптация) Педагогический совет Родительские комитеты Ученический совет Иные формы Участники образовательного процесса (обучающиеся, родители, педагогические работники) Комитеты, комиссии - государственное управление - государственно - общественный характер управления - формы самоуправления

- информационное, методическое, технологическое и материально-техническое обеспечение жизнедеятельности учреждения ; - обобщение и распространение опыта конкретных дел родительских комитетов, с целью совершенствования взаимодействия различных направлений внутри одного учреждения; - определять стратегию развития образовательного учреждения; - разрабатывать тактические шаги по достижению стратегических целей и др. - регулировать взаимоотношения участников образовательного процесса; - регулировать финансово-хозяйственную деятельность учреждения. 48

49 Государственно-общественных формы управления ОУ