Карасева Татьяна Вячеславовна – методист кафедры естественнонаучного образования ГАОУ ДПО « СарИПКиПРО »

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация внеурочной деятельности школьников в условиях образовательного учреждения при переходе на ФГОС.
Advertisements

ФГОС нового поколения: вопросы воспитания и внеурочной деятельности.
1 ФГОС: Требования к структуре ООП НОО Структура ООП Программакоррекционнойработы.
Теоретические основы организации внеурочной (внеучебной) деятельности школьников.
Понятие, виды и направления внеурочной деятельности школьников.
Семинар для педагогических работников МБОУ «СОШ 5» г.Усинска.
Презентация к уроку по теме: Внеурочная деятельность в рамках ФГОС
Внеурочная деятельность школьников Внеурочная деятельность школьников Согласно проекту Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской.
Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности : 1) Игровая деятельность; 2) познавательная деятельность; 3) проблемно – ценностное.
Организация внеурочной деятельности при реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в начальных классах.
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся начальной и основной школы (1 -9 классы ) Внеурочная деятельность школьников.
ФГОС: Организация внеурочной воспитывающей деятельности школьников.
1 ФГОС: Требования к структуре ООП НОО Структура ООП Программакоррекционнойработы.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе Восканова Е.М., зав. научно-методическим отделом Городского методического центра.
Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности школьников Григорьев Д.В., к.пед.н., доцент, Степанов П.В., к.пед.н., Центр теории воспитания.
Внеурочная деятельность школьников. Разработчики Григорьев Д.В., к.пед.н., доцент, Степанов П.В., к.пед.н., Центр теории воспитания Института теории и.
Внеурочная деятельность школьников. Основная образовательная программа основного общего образования должна соответствовать типу и виду образовательного.
Воспитание в ФГОС Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Организация внеурочной деятельности в начальной и основной школе Григорьев Дмитрий Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела методологии.
ФГОС: внеурочная воспитывающая деятельность 16 июля 2010 года.
Транксрипт:

Карасева Татьяна Вячеславовна – методист кафедры естественнонаучного образования ГАОУ ДПО « СарИПКиПРО »

«17» мая 2012 г. Москва 413 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) П Р И К А З Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования Зарегистрирован Минюстом России , рег

13. Основная образовательная программа определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени среднего ( полного ) общего образования и реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно - эпидемиологических правил и нормативов.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности духовно - нравственное, спортивно - оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное в таких формах, как художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно - практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно - патриотические объединения и в других формах, отличных от урочной, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса.

Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы определяет образовательное учреждение. Учебный(ые) план(ы) образовательного учреждения и план(ы) внеурочной деятельности образовательного учреждения являются основными механизмами реализации основной образовательной программы.

Программы курсов внеурочной деятельности должны содержать: 1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели среднего (полного) общего образования с учётом специфики курса внеурочной деятельности; 2) общую характеристику курса внеурочной деятельности; 3) личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности; 4) содержание курса внеурочной деятельности; 5) тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся; 6) описание учебно-методического и материально- технического обеспечения курса внеурочной деятельности.

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования (далее – Программа) должна быть построена на основе базовых национальных ценностей российского общества, таких, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, образование, традиционные религии России, искусство, природа, человечество и направлена на воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу своей страны как свою личную, осознающего ответственность за ее настоящее и будущее, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, подготовленного к жизненному самоопределению.

Программа должна обеспечивать: достижение выпускниками личностных результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта; формирование уклада школьной жизни на основе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику региона, в котором находится образовательная организация, а также потребности и индивидуальные социальные инициативы обучающихся, особенности их социального взаимодействия вне школы, характера профессиональных предпочтений.

Программа должна содержать: 1) цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания, социализации обучающихся на ступени среднего (полного) общего образования; 2) основные направления и ценностные основы духовно- нравственного развития, воспитания и социализации; 3) содержание, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по каждому из направлений духовно- нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся; 4) модель организации работы по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся; 5) описание форм и методов организации социально значимой деятельности обучающихся;

6) описание основных технологий взаимодействия и сотрудничества субъектов воспитательного процесса и социальных институтов; 7) описание методов и форм профессиональной ориентации в образовательном учреждении; 8) описание форм и методов формирования у обучающихся экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни, включая мероприятия по обучению правилам безопасного поведения на дорогах; 9) описание форм и методов повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся; 10) планируемые результаты по духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации обучающихся, их профессиональной ориентации, формированию безопасного, здорового и экологически целесообразного образа жизни; 11) критерии и показатели эффективности деятельности образовательного учреждения по обеспечению воспитания и социализации обучающихся.

15. Основная образовательная программа содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть основной образовательной программы в полном объеме выполняет требования Стандарта и реализуется во всех образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих основную образовательную программу. Обязательная часть основной образовательной программы определяет содержание образования общенациональной значимости и составляет 2/3, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 1/3 от общего объёма основной образовательной программы. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе предусматриваются : учебные предметы, курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные ; внеурочная деятельность.

10.5. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки. Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с таблицей 3.

Внеурочная деятельность. Внеурочную деятельность реализуют в виде экскурсий, кружков, секций, олимпиад, соревнований и т.п. Длительность занятий зависит от возраста и вида деятельности. Продолжительность таких видов деятельности, как чтение, музыкальные занятия, рисование, лепка, рукоделие, тихие игры, должна составлять не более 50 минут в день для обучающихся классов, и не более полутора часов в день - для остальных классов. На музыкальных занятиях рекомендуется шире использовать элементы ритмики и хореографии. Просмотры телепередач и кинофильмов не следует проводить чаще двух раз в неделю с ограничением длительности просмотра до 1 часа для обучающихся классов и 1,5 - для обучающихся классов.

Рекомендуется для организации различных видов внеурочной деятельности использовать общешкольные помещения: читальный, актовый и спортивный залы, библиотеку, а также помещения близко расположенных домов культуры, центры детского досуга, спортивные сооружения, стадионы.

Виды деятельности обучающихся Урочная – осуществляется по федеральным стандартам, подлежит итоговой аттестации, строго в рамках расписания. Урочная деятельность может осуществляться вне рамок школы – знакомство со школьной посудой в химической лаборатории университета Внеурочная – осуществляется за рамками расписания, по планам образовательного учреждения, не подлежит итоговой аттестации. Способствует расширению знаний обучающихся по предмету, выбору профиля обучения и будущей профессии, т. е. способствует решению задач воспитания и социализации обучающихся. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Согласно Федеральному базисному учебному плану ( Федеральный государственный образовательный стандарт ) для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

Виды внеурочной деятельности : 1) игровая деятельность ; 2) познавательная деятельность ; 3) проблемно - ценностное общение ; 4) досугово - развлекательная деятельность ( досуговое общение ); 5) художественное творчество ; 6) социальное творчество ( социально преобразующая добровольческая деятельность ); 7) трудовая ( производственная ) деятельность ; 8) спортивно - оздоровительная деятельность ; 9) туристско - краеведческая деятельность.

В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности : спортивно - оздоровительное, художественно - эстетическое, научно - познавательное, военно - патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность.

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности ( спортивно - оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество ). Военно - патриотическое направление и проектная деятельность могут быть реализованы в любом из видов внеурочной деятельности. Они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочных занятий. Общественно полезная деятельность может быть опредмечена в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая ( производственная ) деятельность.

Все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.

Результат это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя экскурсионным маршрутом в музее Стекла, не только приобрел знание о стекле как химическом материале ( фактический результат ), но и приобрёл некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрёл опыт самостоятельного действия ( воспитательный результат ). Эффект это последствие результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности. Воспитательный результат внеурочной деятельности непосредственное духовно - нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

В сфере школьного воспитания и социализации имеет место серьёзная путаница понятий « результат » и « эффект ». Привычны утверждения, что результатом воспитательной деятельности педагога является развитие личности школьника, формирование его социальной компетентности и т. д. При этом упускается из виду, что развитие личности ребёнка зависит от его собственных усилий по самостроительству, от воспитательных « вкладов » в него семьи, друзей, ближайшего окружения, других факторов, т. е. развитие личности ребёнка это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания и социализации ( в том числе сам ребёнок ) достигли своих результатов.

Первый уровень результатов приобретение школьником социальных знаний ( об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями ( в основном в дополнительном образовании ) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Например, в беседе о вреде курения ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.

Второй уровень результатов получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества ( человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура ), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциалыюй среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает ( или не получает ) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить ( или отвергает ). Для достижения этого уровня учитель химии проводит мероприятия на уровне класса, параллели, школы.

Третий уровень результатов получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са­мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды, школы, для дру­гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель­но положительно к нему настроены, юный человек действи­ тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Это достигается, например, участием в социальных акциях экологического характера.

Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами – организация этической беседы. При этом можно выйти на уровень знания и понимания школьниками обсуждаемого жизненного сюжета ( проблемы ). Но поскольку в этической беседе основной канал общения « педагог дети », а непосредственное общение детей друг с другом ограничено, то в этой форме довольно трудно выйти на ценностное отношение школьников к рассматриваемой проблеме ( именно в общении со сверстником, таким же, как он сам, ребёнок устанавливает и проверяет свои ценности ).

Для запуска ценностного самоопределения нужны уже другие формы дебаты, тематический диспут. Участвуя в дебатах, школьники получают возможность с разных сторон посмотреть на проблему, обсудить положительные и отрицательные моменты, сравнить своё отношение к проблеме с отношением других участников. Однако дебаты, будучи во многом игровой формой коммуникации, не ставят ребёнка перед необходимостью лично отвечать за свои слова, перейти от слов к делу ( т. е. эта форма не нацелена на выход школьника в самостоятельное общественное действие, хотя это и может случиться с конкретным школьником в силу его личных особенностей ).

Такая необходимость диктуется другой формой проблемно - ценностной дискуссией с участием внешних экспертов, где участники высказываются только от себя лично, а любое наигрывание с их стороны чревато разоблачением и критикой со стороны внешних экспертов, не заинтересованных в искусственной поддержке детских мнений. Проблемно - ценностная дискуссия выводит участников на ту грань, когда за словами « Я считаю...» следуют слова « и я готов это сделать ». Педагог, не владеющий формами деятельности для достижения результатов первого уровня, не может действенно выйти на результаты и формы второго и тем более третьего уровня. Он может это сделать только имитационно. Приложение 1 Приложение 1

Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности должно позволить педагогам : разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с чётким и внятным представлением о результате ; подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня ; выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого ; диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности ; оценивать качество программ внеурочной деятельности ( по тому, на какой результат они претендуют, соответствуют ли избранные формы предполагаемым результатам и т. д.). Это лежит в основе построения стимулирующей системы оплаты труда педагогов за организацию внеурочной деятельности школьников.

Внеурочная познавательная деятельность школьников организуется в форме факультативов, кружков познавательной направленности, научного общества учащихся, интеллектуальных клубов ( по типу клуб « Что ? Где ? Когда ?»), библиотечных вечеров, дидактических театров, познавательных экскурсий, олимпиад, викторин и т. п. Все эти формы уже сами по себе позволяют достигать результатов первого уровня ( приобретение школьниками социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни ).

Данного уровня результатов можно достичь лишь в том случае, если объектом познавательной деятельности детей станет собственно социальный мир, т. е. познание жизни людей и общества : его структуры и принципов существования, норм этики и морали, базовых общественных ценностей, памятников мировой и отечественной культуры, особенностей межнациональных и межконфессиональных отношений.

Важны будут не только фундаментальные знания. Важны знания, которые нужны человеку для полноценного проживания в повседневной жизни, успешной социализации в обществе : как вести себя с человеком в инвалидной коляске, что можно и чего нельзя делать в храме, как искать и находить нужную информацию, какие права есть у человека, попавшего в больницу, как безопасно для природы утилизировать бытовые отходы, как правильно оплатить коммунальные платежи и т. п. Отсутствие элементарных социальных знаний может сделать жизнь человека и его ближайшего окружения весьма затруднительной.

И рамках внеурочной познавательной деятельности школьников возможно и достижение результатов второго уровня ( формирование позитивного отношения детей к базовым ценностям общества ). Для этого в содержание познавательной деятельности должна быть привнесена ценностная составляющая. Рекомендуется инициировать и организовывать работу школьников с воспитывающей информацией, предлагая им обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, нравственных и безнравственных поступках людей, героизме и малодушии, войне и экологии, классической и массовой культуре, экономических, политических или социальных проблемах нашего общества. Поиск и предъявление школьникам этой информации не должны затруднять педагога, так как её можно найти в самых разных предметных областях познания.

Эффективны внутригрупповые дискуссии. Они позволяют учащимся соотнести собственное отношение к дискутируемому вопросу с мнениями других детей и способствуют коррекции этого отношения ведь весомое для подростков мнение сверстников часто становится источником изменения их взгляда на мир. Кроме того, благодаря дискуссиям школьники приобретают опыт поведения в ситуации разнообразия взглядов, учатся уважать иные точки зрения, соотносить их со своей собственной. В качестве примера назовём несколько потенциально дискуссионных тем из разных областей познания :

Использование животных для опытов : научная необходимость или жестокость людей ? ( Биология ) Может ли наука быть безнравственной ? ( Физика, Химия ) Химия – благо или вред ? ( Химия ) Является ли экономический рост в мире безусловным благом для людей ? ( Экономика ) Нужно ли малым народам стремиться сохранять свой язык и культуру ? ( География ) Согласны ли вы со словами И. Карамазова « Если Бога нет, значит, всё позволено »? ( Литература ) Реформы Петра I шаг к цивилизованному обществу или насилие над страной ? ( История ) Опасна ли для общества агрессия в кино и на телевидении ? ( Искусство ) И т. п.

Педагог акцентирует внимание детей на нравственных проблемах, связанных с открытиями и изобретениями в той или иной области познания. Например, можно обратить внимание школьников, увлекающихся физикой, на двойственное значение для человечества открытия способа расщепления атомного ядра, а с интересующимися биологией можно затронуть проблему генной инженерии и рассмотреть этический аспект клонирования. Внимание школьников можно акцентировать и на экологических последствиях открытия дешёвых способов изготовления синтетических материалов, на гуманитарных последствиях Великих географических открытий для народов Нового света и т. п.

Достижение результатов третьего уровня ( получение школьником опыта самостоятельного социального действия ) возможно при условии организации взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде. Наиболее эффективно это может происходить во время проведения социально ориентированных акций. Например, заседания кружка любителей литературы, организуемые и им воспитанников детских домов или обитателей домов престарелых, могут стать фактором приобретения школьниками опыта социального действия. В рамках работы клуба любителей книги или вечеров семенного чтения можно проводить социально ориентированные акции по сбору книг для библиотеки сельской школы, находящейся в глубинке.

В кружках по предметам школьники могут изготавливать наглядные пособия или раздаточный материал для учебных занятий в школе и передавать их в дар учителям и ученикам. Деятельность предметных факультативов может стать социально - ориентированной, если его члены возьмут индивидуальное шефство над неуспевающими школьниками младших классов. Возможна также организация специальных « вечерних курсов » для одарённых детей с высокой познавательной мотивацией на базе школ, имеющих ограниченные возможности в преподавании отдельных предметов. Школьники - шефы могут поделиться с детьми этих школ своими знаниями, став дня них своеобразными репетиторами.

Деятельность членов научного общества учащихся рекомендуется в этой связи ориентировать на исследование окружающего их микросоциума, его злободневных проблем и способов их решения. Как улучшить качество питьевой воды в школе ? Исчезающие биологические виды нашего региона : стратегии спасения. Способы решения конфликтов и преодоления агрессии в школе и семье. Химический состав популярных детских напитков и проблемы здоровья. Способы энергосбережения в школе и формы энергосберегающего поведения учеников и учителей. Отношение к старикам жителей нашего микрорайона. Подобные темы могут быть темами исследовательских проектов школьников, а их результаты могли бы распространяться и обсуждаться в окружающем школу сообществе.

С помощью методического конструктора могут быть разработаны различные типы образовательных программ внеурочной деятельности : комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности ; тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определённом проблемном поле и использующие при этом возмож ­ ности различных видов внеурочной деятельности ( на ­ пример, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности и т. п.);

образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определённого уровня образовательная программа, обеспечивающая первый уровень результатов ; образовательная программа, обеспечивающая первый и второй уровни результатов ; образовательная программа, обеспечивающая второй и третий уровни результатов.

образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности ; возрастные образовательные программы образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников ; образовательная программа внеурочной деятельности подростков ; образовательная программа внеурочной деятельности старшеклассников ); индивидуальные образовательные программы для учащихся.

Программы организации внеурочной деятельности школьников могут быть разработаны образовательными учреждениями самостоятельно или на основе переработки ими примерных программ. Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников определённой возрастной группы. Так, в основной школе могут реализовываться программы, ориентированные на младших школьников (14 классы ), младших подростков (56 классы ) и старших подростков (79 классы ). В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.

Программа содержит : введение, в котором есть информация о назначении программы, её структуре, объёме часов, отпущенных на занятия, возрастной группе учащихся, на которых ориентирована программа ; перечень основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов ; описание разделов примерного содержания занятий со школьниками ; характеристику основных результатов, на которые ориентирована программа.

В программе описывается содержание внеурочной деятельности школьников, суть и направленность планируемых школой дел и мероприятий. Из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены эти дела и мероприятия. Если программа предполагает организацию нескольких видов внеурочной деятельности школьников, то в содержании должны быть разделы или модули, представляющие тот или иной вид деятельности. При необходимости тот или иной раздел или модуль также может быть подразделён на смысловые части.

В программе указывается количество часов аудиторных занятий и внеаудиторных активных ( подвижных ) занятий. При этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества занятий. 7. Программы могут : реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников одной возрастной группы. В первом случае школа разрабатывает программы ( объёмом 340 ч ) для каждого класса, например, такую, как представленный ниже образец программы организации внеурочной деятельности учащихся класса.

Во втором случае школа создаёт модульные программы ( объёмом, значительно превышающим 340 ч ) для каждой возрастной группы учащихся и предлагает школьникам данной возрастной группы самостоятельно выбирать модули, например, такой, как представленный ниже образец программы организации внеурочной деятельности старших подростков. Занятия в таком случае проводятся не с классами, а с группами, состоящими из учащихся разных классов и параллелей. При этом доля выбранных школьником аудиторных занятий не должна превышать третьей части от общего числа занятий, которые он собирается посещать.

Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации может быть разработаны модель внеурочной деятельности: базовая, модель дополнительного образования, модель «школы полного дня», оптимизационная модель, инновационно-образовательная модель (см. Письмо Министерства образования и науки от 12 мая 2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»). Рекомендуем для разработки модели внеурочной деятельности в образовательном учреждении создать творческую группу из числа учителей основной школы, педагогов дополнительного образования, обучающихся и их родителей.

При разработке программ внеурочной деятельности следует учесть, что отсутствует федеральный перечень программ внеурочной деятельности. В связи с этим можно использовать опубликованные примерные программы внеурочной деятельности и программы дополнительного образования детей, приведенные в соответствие с требованиями к программам внеурочной деятельности.

Программы внеурочной деятельности на ступени основного общего образования разрабатываются на 35 учебных недель. В программе количество часов теоретических занятий не должно превышать 50% от общего количества часов. Образовательная программа внеурочной деятельности разрабатывается в соответствии с примерными требованиями к программам дополнительного образования детей ( См. Примерные требования к программам дополнительного образования детей Нормативно - правовой аспект ( из письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнаукн России от )) и утверждается директором образовательного учреждения на основании решения педагогического совета.

Необходима разработка нормативных правовых документов, регламентирующих механизмы финансирования и порядок ведения внеурочной деятельности в образовательных учреждениях. По этому вопросу регионам необходима помощь федерального центра. Очевидна необходимость нормативного закрепления в структуре основной образовательной программы плана внеурочной деятельности, методических рекомендаций по разработке примерных моделей такого плана, а также нелинейных форм расписания учебных занятий и внеурочной деятельности.