Тема 1. Организационное поведение. Понятие и направления развития организационного поведения Главным ресурсом успешной работы организации являются люди.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация как объект управления Выполнил студент группы О-Вт : Дедю Сергей.
Advertisements

Тема 1 Сущность менеджмента как процесса и науки.
Менеджмент и менеджер
Введение в менеджмент Менеджмент и Менеджер. Менеджмент – совокупность методов, средств и форм управления современным производством с целью повышения.
Следует исходить из понимания роли государства как главного субъекта современной общенациональной кадровой политики, ведущей силы социального управления,
Тема 1. «Сущность и особенности развития международного менеджмента» 1. Понятие и проблемы международного менеджмента. 2.Национальные различия международного.
Менеджмент как наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации,
Эволюция концепций менеджмента Кармадонова Н.В.. Условия появления управления как научной дисциплины в первой половине XX в. Отделение управления от собственности.
Тема 2. Закономерности управления социально- экономическими системами.
Эффективные методы по управлению персоналом Работу выполнил Студент группы 21 О Красюк С.И.
Управление персоналом. Управление персоналом это область знаний и практической деятельности, направленная на своевременное обеспечение организации персоналом.
Организационное поведение. Тема 1. Основы теории организационного поведения.
Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Теоретические основы ОП Гаврилова Светлана Владимировна Кафедра Управления Человеческими Ресурсами.
Проектный менеджмент(П.М.) Халудорова Л.Е., к.п.н., доцент.
Тема 1.1. Предмет и задачи курса Экономика предприятия Понятие, предмет и метод экономики организации.
Макарова Е.А. 1 Организационный менеджмент. Макарова Е.А.2 Тема 7. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Сущность и общая характеристика организационных структур.
Функции менеджмента. Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций 1.Планирование 2.Организация 3.Принятие решений 4.Мотивация.
Организационное поведение © Бараусова Елена Александровна.
Организационное поведение © Бараусова Елена Александровна.
Транксрипт:

Тема 1. Организационное поведение

Понятие и направления развития организационного поведения Главным ресурсом успешной работы организации являются люди. Главным ресурсом успешной работы организации являются люди. Взаимоотношения между руководителем и окружающими его людьми: коллегами, подчинёнными, клиентами, партнёрами, конкурентами приводят в движение потенциал организации. Взаимоотношения между руководителем и окружающими его людьми: коллегами, подчинёнными, клиентами, партнёрами, конкурентами приводят в движение потенциал организации. Это влечёт за собой необходимость управлять их организационным поведением. Это влечёт за собой необходимость управлять их организационным поведением.

«Организационное поведение» является научной дисциплиной, которая изучает поведение работников в рамках определённых организационных структур и его влияние на результативность деятельности организаций. «Организационное поведение» является научной дисциплиной, которая изучает поведение работников в рамках определённых организационных структур и его влияние на результативность деятельности организаций. Эта область знаний занимается описанием и методами изучения поведения людей в различных организационных ситуациях, объяснением причин их поступков, предсказанием и управлением поведения работников в будущем. Эта область знаний занимается описанием и методами изучения поведения людей в различных организационных ситуациях, объяснением причин их поступков, предсказанием и управлением поведения работников в будущем.

Организационное поведение – изучение и анализ поведения индивида, группы, организации с целью понимания, предсказания и усовершенствования индивидуального поведения каждого работника и организации в целом для выявления их влияния на функционирование организации. Организационное поведение – изучение и анализ поведения индивида, группы, организации с целью понимания, предсказания и усовершенствования индивидуального поведения каждого работника и организации в целом для выявления их влияния на функционирование организации.

Из определения следует, что ОП состоит из 3-х уровней: Из определения следует, что ОП состоит из 3-х уровней: поведение индивида и межличностное взаимодействие в организации; поведение индивида и межличностное взаимодействие в организации; поведение групп и межгрупповое взаимодействие в организации; поведение групп и межгрупповое взаимодействие в организации; поведение организационной системы в целом, её взаимоотношения с клиентами, партнёрами. поведение организационной системы в целом, её взаимоотношения с клиентами, партнёрами.

В XX в. работодатель заключал с работником моральный контракт, в соответствии с которым в обмен на лояльность к организации и готовность выполнять инструкции работник получал гарантии занятости, карьерного роста, материального вознаграждения. В XX в. работодатель заключал с работником моральный контракт, в соответствии с которым в обмен на лояльность к организации и готовность выполнять инструкции работник получал гарантии занятости, карьерного роста, материального вознаграждения.

Сегодня работодателю знания становятся намного нужнее, чем простая исполнительская дисциплина. Сегодня работодателю знания становятся намного нужнее, чем простая исполнительская дисциплина. Умение учиться начинает цениться выше преданности. Умение учиться начинает цениться выше преданности. В результате появляется новый тип организационного контракта, имеющий характер коммерческого партнерства: стороны обязуются взаимодействовать до тех пор, пока это выгодно каждой из них, но сотрудничать с максимальной отдачей в виде творчества со стороны работника и создания условий для этого творчества со стороны организации. В результате появляется новый тип организационного контракта, имеющий характер коммерческого партнерства: стороны обязуются взаимодействовать до тех пор, пока это выгодно каждой из них, но сотрудничать с максимальной отдачей в виде творчества со стороны работника и создания условий для этого творчества со стороны организации.

В результате меняются отношения внутри организации, в них усиливается рыночная составляющая, которая представляет более жесткую форму взаимоотношений, требующую адекватного поведения и работника, и работодателя. В результате меняются отношения внутри организации, в них усиливается рыночная составляющая, которая представляет более жесткую форму взаимоотношений, требующую адекватного поведения и работника, и работодателя.

Осознание того, что люди – ценнейший ресурс организации, приводит к: Осознание того, что люди – ценнейший ресурс организации, приводит к: изменению поведенческих подходов, изменению поведенческих подходов, к гуманистической ориентации ОП, к гуманистической ориентации ОП, его социальной направленности. его социальной направленности.

Сущность ОП заключается в систематическом, научном анализе поведения индивидов, групп, организаций с целью понять, предсказать и усовершенствовать индивидуальное исполнение и функционирование организации с учетом воздействия внешней среды. Сущность ОП заключается в систематическом, научном анализе поведения индивидов, групп, организаций с целью понять, предсказать и усовершенствовать индивидуальное исполнение и функционирование организации с учетом воздействия внешней среды.

ОП: ОП: мультидисциплина; мультидисциплина; ориентирована на человека в организации; ориентирована на человека в организации; направлена на результативность; направлена на результативность; учитывает воздействие внешней среды. учитывает воздействие внешней среды.

Предметом ОП выступает взаимосвязь системы управления на всех уровнях с ориентацией на разработку результативных методов управления в условиях конкурентной среды функционирования. Предметом ОП выступает взаимосвязь системы управления на всех уровнях с ориентацией на разработку результативных методов управления в условиях конкурентной среды функционирования.

ОП изучает отношения в системе управления на всех уровнях с ориентацией на разработку результативных методов управления в условиях конкурентной среды. ОП изучает отношения в системе управления на всех уровнях с ориентацией на разработку результативных методов управления в условиях конкурентной среды.

Виды отношений, исследуемые в ОП: кооперации; кооперации; власти; власти; управления; управления; собственности; собственности; непроизводственные. непроизводственные.

Методы исследования ОП: опросы – интервью, анкетирование, тестирование – измерение уровня удовлетворенности трудом, организационным климатом коллектива; опросы – интервью, анкетирование, тестирование – измерение уровня удовлетворенности трудом, организационным климатом коллектива; сбор фиксированной информации – изучение документов, существующих в организации и регламентирующих деятельность работников и групп (устав организации, корпоративный кодекс поведения, контракты, должностные инструкции, положения о подразделениях); сбор фиксированной информации – изучение документов, существующих в организации и регламентирующих деятельность работников и групп (устав организации, корпоративный кодекс поведения, контракты, должностные инструкции, положения о подразделениях);

наблюдения – изучение обстановки, состояния рабочего места, внешнего облика сотрудников в соответствии с требованиями организационной культуры; наблюдения – изучение обстановки, состояния рабочего места, внешнего облика сотрудников в соответствии с требованиями организационной культуры; эксперименты – проведение лабораторных или естественных экспериментов; эксперименты – проведение лабораторных или естественных экспериментов; использование Интернета. использование Интернета.

ОП как новая научная дисциплина начала развиваться в 50-е гг. XX в. ОП как новая научная дисциплина начала развиваться в 50-е гг. XX в. Термин «ОП» возник, когда произошло объединение нескольких направлений научных дисциплин, занимающихся изучением процессов, происходящих в организации, между организациями, между внутренней и внешней средой (производственный инжиниринг, социология труда, социальная психология, исследование бизнеса, теория управления, право). Термин «ОП» возник, когда произошло объединение нескольких направлений научных дисциплин, занимающихся изучением процессов, происходящих в организации, между организациями, между внутренней и внешней средой (производственный инжиниринг, социология труда, социальная психология, исследование бизнеса, теория управления, право).

Основные подходы исследования ОП - прагматический, - прагматический, - культурологический - культурологический - институциональный. - институциональный.

2. История становления организационного поведения 1)Научный менеджмент (классическая школа) Представители школы - Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Форд и др. Представители школы - Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Форд и др. Научный менеджмент сосредоточен на производительности труда отдельного рабочего. Научный менеджмент сосредоточен на производительности труда отдельного рабочего.

Предмет его исследований – положение рабочих в системе машинного производства. В основе философии Ф. Тейлора лежало положение о том, что управленческие решения принимаются на основе научного анализа и фактов, а не догадок. Предмет его исследований – положение рабочих в системе машинного производства. В основе философии Ф. Тейлора лежало положение о том, что управленческие решения принимаются на основе научного анализа и фактов, а не догадок. Именно Ф. Тейлор внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих. Именно Ф. Тейлор внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих. Идеи Ф. Тейлора получили широкое распространение в индустриальных экономиках в 1920-х-1930-х гг. Идеи Ф. Тейлора получили широкое распространение в индустриальных экономиках в 1920-х-1930-х гг.

2) Административный менеджмент Сосредоточен на руководителях и функциях, которые они выполняют. Анри Файоль ( ), французский горный инженер - первым признал, что преуспевающие менеджеры должны знать основные функции управления. Сосредоточен на руководителях и функциях, которые они выполняют. Анри Файоль ( ), французский горный инженер - первым признал, что преуспевающие менеджеры должны знать основные функции управления.

Файоль определил эти функции как планирование, организацию, распорядительство (руководство), координацию и контроль. Файоль определил эти функции как планирование, организацию, распорядительство (руководство), координацию и контроль. Он также утверждал, что преуспевающим менеджерам необходимо прилагать определенные принципы управления к этим функциям. Он также утверждал, что преуспевающим менеджерам необходимо прилагать определенные принципы управления к этим функциям.

3)Бюрократический менеджмент Бюрократический менеджмент сосредоточен на организационной системе в целом и основывается на следующих положениях: Бюрократический менеджмент сосредоточен на организационной системе в целом и основывается на следующих положениях: правилах и процедурах фирмы, ее политике; правилах и процедурах фирмы, ее политике; существующей иерархии; существующей иерархии; четком разделении труда. четком разделении труда.

Макс Вебер ( ), немецкий социолог и историк, наиболее тесно связан с бюрократическим менеджментом. Вебер отметил, что управление во многих европейских организациях в XIX в. имело личностную основу. Макс Вебер ( ), немецкий социолог и историк, наиболее тесно связан с бюрократическим менеджментом. Вебер отметил, что управление во многих европейских организациях в XIX в. имело личностную основу. Вебер представил систему управления, которая бы основывалась на обезличенном и рациональном поведении. Управление такого типа называется бюрократией. Вебер представил систему управления, которая бы основывалась на обезличенном и рациональном поведении. Управление такого типа называется бюрократией.

4)«Школа человеческих отношений» Выдвигает в центр внимания личность и групповой фактор. Выдвигает в центр внимания личность и групповой фактор. В США ее представители – Э. Мэйо, Ф. Ретлисбергер, У. Мур, во Франции – Ж. Фридман. В США ее представители – Э. Мэйо, Ф. Ретлисбергер, У. Мур, во Франции – Ж. Фридман. Родоначальником «школы человеческих отношений» является Элтон Мэйо ( ). Родоначальником «школы человеческих отношений» является Элтон Мэйо ( ).

Осознание зависимости производительности труда работающего от социальных условий, внимания и заинтересованности в нём менеджера, а также внутриличностной мотивации работника. Осознание зависимости производительности труда работающего от социальных условий, внимания и заинтересованности в нём менеджера, а также внутриличностной мотивации работника. Эти выводы были в корне отличными от положений научного менеджмента, т. к. центр внимания переносился от задач, операций, функций, выполняемых рабочим, на систему взаимоотношений, на человека, рассматриваемого уже не как машину, а как социальное существо. Эти выводы были в корне отличными от положений научного менеджмента, т. к. центр внимания переносился от задач, операций, функций, выполняемых рабочим, на систему взаимоотношений, на человека, рассматриваемого уже не как машину, а как социальное существо.

Мэйо сумел превратить «экономического/рационального» человека в человека «социального». Мэйо сумел превратить «экономического/рационального» человека в человека «социального». Более поздние поколения ученых- бихевиористов сделали этого человека «самоактуализирующейся» личностью, познающей себя и свои способности и реализующей свои возможности. Более поздние поколения ученых- бихевиористов сделали этого человека «самоактуализирующейся» личностью, познающей себя и свои способности и реализующей свои возможности.

Основателем бихевиоризма считается Джой Уотсон ( ). Основателем бихевиоризма считается Джой Уотсон ( ). Личность человека, с точки зрения бихевиоризма, есть совокупность поведенческих реакций, навыков, социально регулируемых инстинктов, эмоций, присущих данному человеку. Навыки составляют основу относительно устойчивого поведения, приспособлены к жизненным ситуациям. Личность человека, с точки зрения бихевиоризма, есть совокупность поведенческих реакций, навыков, социально регулируемых инстинктов, эмоций, присущих данному человеку. Навыки составляют основу относительно устойчивого поведения, приспособлены к жизненным ситуациям.

Дисциплина ОП берет свое начало с отчета американских специалистов по управлению Р. Гордона и Дисциплина ОП берет свое начало с отчета американских специалистов по управлению Р. Гордона и Д. Хауелома, которые в 1959 г. опубликовали результаты своих исследований, включавших анкетирование студентов и преподавателей бизнес-школ. Д. Хауелома, которые в 1959 г. опубликовали результаты своих исследований, включавших анкетирование студентов и преподавателей бизнес-школ. В США в 1973 г. появился первый учебник по ОП, автором которого был Фрэд Лютенс. В США в 1973 г. появился первый учебник по ОП, автором которого был Фрэд Лютенс.

Ф. Лютенс определяет ОП как науку об описании, объяснении, предсказании и управлении человеческим поведением в организации. Ф. Лютенс определяет ОП как науку об описании, объяснении, предсказании и управлении человеческим поведением в организации.

3. Понятие и виды организации Организация – это: Организация – это: социальный процесс; социальный процесс; специфический социальный объект; специфический социальный объект; функция управления. функция управления.

Организация – скоординированное образование, состоящее по меньшей мере из двух человек, которые работают, взаимодействуют для достижения общей цели. Организация – скоординированное образование, состоящее по меньшей мере из двух человек, которые работают, взаимодействуют для достижения общей цели.

Признаки организации. Миссия и цель организации, раскрывающие, для чего организация создается, зачем выходит на рынок. Миссия и цель организации, раскрывающие, для чего организация создается, зачем выходит на рынок. Наличие организационной культуры – принятой в данной организации совокупности ценностей и поведенческих норм, разделяемых ее сотрудниками. Наличие организационной культуры – принятой в данной организации совокупности ценностей и поведенческих норм, разделяемых ее сотрудниками. Нличие организационной структуры, т. е. системы взаимодействия внутри организации, устойчивых связей, выраженных в конкретных организационных формах; способах распределения полномочий и ответственности между подразделениями или специалистами. Нличие организационной структуры, т. е. системы взаимодействия внутри организации, устойчивых связей, выраженных в конкретных организационных формах; способах распределения полномочий и ответственности между подразделениями или специалистами. Постоянное взаимодействие с внешней средой для получения ресурсов и, после переработки, выдачи готовой продукции. Постоянное взаимодействие с внешней средой для получения ресурсов и, после переработки, выдачи готовой продукции.

Границы существования организации во времени (жизненный цикл организации), во времени (жизненный цикл организации), в пространстве (территориальные границы), в пространстве (территориальные границы), по собственности (право владеть, распоряжаться, пользоваться имуществом организации). по собственности (право владеть, распоряжаться, пользоваться имуществом организации).

Период времени существования организации на рынке принято называть жизненным циклом организации.Период времени существования организации на рынке принято называть жизненным циклом организации. Территориальные границы определяют, какие элементы находятся внутри, а какие вне организации.Территориальные границы определяют, какие элементы находятся внутри, а какие вне организации. Некоторые организации имеют четко очерченные границы, существующие длительное время без изменений, закрепляющиеся в уставе, учредительном договоре, положениях и других документах. При этом учитывается ряд ограничений, относящихся к численности персонала, размеру капитала, видам деятельности и т. п., зафиксированных в законах и других нормативных актах. Некоторые организации имеют четко очерченные границы, существующие длительное время без изменений, закрепляющиеся в уставе, учредительном договоре, положениях и других документах. При этом учитывается ряд ограничений, относящихся к численности персонала, размеру капитала, видам деятельности и т. п., зафиксированных в законах и других нормативных актах.

Положительные последствия существования организаций реализация интересов отдельных индивидов и групп, в частности интересы создателей организаций (владельцев), акционеров (собственников), наемных работников, клиентов, партнеров; реализация интересов отдельных индивидов и групп, в частности интересы создателей организаций (владельцев), акционеров (собственников), наемных работников, клиентов, партнеров; предоставление работы (источник существования); предоставление работы (источник существования); проведение изменений в организациях приводит к значительным изменениям в обществе (и наоборот), например, сокращения на предприятиях военного промышленного комплекса в РФ в 1990-е гг. привели к развитию «челночного бизнеса». проведение изменений в организациях приводит к значительным изменениям в обществе (и наоборот), например, сокращения на предприятиях военного промышленного комплекса в РФ в 1990-е гг. привели к развитию «челночного бизнеса».

Негативные последствия существования организаций Техногенные аварии, Техногенные аварии, Загрязнение окружающей среды, Загрязнение окружающей среды, Несчастные случаи на производстве, Несчастные случаи на производстве, Участие в преступлениях (компании страхования от пожаров могут потворствовать поджигателям). Участие в преступлениях (компании страхования от пожаров могут потворствовать поджигателям).

Виды организаций.

Формальные, или официальные, организации представляют собой официально зарегистрированные, имеющие систему установленных отношений для достижения поставленных целей, структуру должностей, формальные нормы и правила поведения. Формальные, или официальные, организации представляют собой официально зарегистрированные, имеющие систему установленных отношений для достижения поставленных целей, структуру должностей, формальные нормы и правила поведения. Неформальные организации официально не зарегистрированы, имеют совокупность личностных и социальных отношений, возникающих как результат взаимодействия сотрудников на основе взаимных симпатий и сотрудничества. Неформальные организации официально не зарегистрированы, имеют совокупность личностных и социальных отношений, возникающих как результат взаимодействия сотрудников на основе взаимных симпатий и сотрудничества.

Государственные организации. Основным собственником данных организаций является государство. Государственные организации. Основным собственником данных организаций является государство. Частные организации. Основными собственниками выступают физические или юридические лица. Частные организации. Основными собственниками выступают физические или юридические лица. Муниципальные организации. Собственность принадлежит местным органам государственной власти и органам местного самоуправления. ( библиотека, детский сад…). Муниципальные организации. Собственность принадлежит местным органам государственной власти и органам местного самоуправления. ( библиотека, детский сад…).

Основной целью деятельности коммерческой организации, в соответствии с гражданским кодексом РФ, является получение прибыли. Некоммерческие организации не стремятся извлекать прибыль из любых направлений своей деятельности, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность, когда это совпадает с достижением их целей. Основной целью деятельности коммерческой организации, в соответствии с гражданским кодексом РФ, является получение прибыли. Некоммерческие организации не стремятся извлекать прибыль из любых направлений своей деятельности, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность, когда это совпадает с достижением их целей.

Индивидуальное, мелкосерийное производство существует для удовлетворения индивидуальной потребности отдельного клиента (личности или организации), для выпуска продукции ограниченного потребления. Отличительными особенностями такого производства являются: большое разнообразие выпускаемой продукции по отдельным заказам; технологическая специализация рабочих мест; применение универсального оборудования; высокая квалификация работающих; относительно большая длительность производственного цикла децентрализованное оперативное управление. Индивидуальное, мелкосерийное производство существует для удовлетворения индивидуальной потребности отдельного клиента (личности или организации), для выпуска продукции ограниченного потребления. Отличительными особенностями такого производства являются: большое разнообразие выпускаемой продукции по отдельным заказам; технологическая специализация рабочих мест; применение универсального оборудования; высокая квалификация работающих; относительно большая длительность производственного цикла децентрализованное оперативное управление.

Серийное производство осуществляется для учета требований конкретных клиентов, но выпуск продукции или оказание услуг осуществляется небольшими сериями. Серийное производство осуществляется для учета требований конкретных клиентов, но выпуск продукции или оказание услуг осуществляется небольшими сериями. Крупносерийное, или массовое, производство создается для удовлетворения обезличенной потребности клиентов. Крупносерийное, или массовое, производство создается для удовлетворения обезличенной потребности клиентов.

Корпоративные организации представляют собой объединение людей по социальным и профессиональным критериям для осуществления совместной деятельности. Корпоративные организации представляют собой объединение людей по социальным и профессиональным критериям для осуществления совместной деятельности. Для них характерны: устойчивый характер производства, четкое разделение труда, иерархия управления, стандартизация деятельности, преобладание организационных ценностей над личными. («Лукойл», «Макдоналдс»). Для них характерны: устойчивый характер производства, четкое разделение труда, иерархия управления, стандартизация деятельности, преобладание организационных ценностей над личными. («Лукойл», «Макдоналдс»). В таких организациях, как правило, существует корпоративная этика поведения, стандарты поведения сотрудников, фирменная символика и атрибутика и пр. В таких организациях, как правило, существует корпоративная этика поведения, стандарты поведения сотрудников, фирменная символика и атрибутика и пр.

Индивидуалистские организации – добровольное объединение индивидов. Сочетание конкуренции и кооперации в деятельности таких организаций, интересы производства определяются задачами воспроизводства личности. Индивидуалистские организации – добровольное объединение индивидов. Сочетание конкуренции и кооперации в деятельности таких организаций, интересы производства определяются задачами воспроизводства личности. Для этих организаций характерны: изолированность труда исполнителей, гибкие структуры управления, меняющийся характер загрузки отдельных исполнителей, смена специализации работников. Для этих организаций характерны: изолированность труда исполнителей, гибкие структуры управления, меняющийся характер загрузки отдельных исполнителей, смена специализации работников. Например, страховые организации, организации сетевого маркетинга. Например, страховые организации, организации сетевого маркетинга.

Эдхократические организации – основаны на знании, компетенции исполнителей. Их применение характерно для области высоких технологий при сложных инновационных процессах. Эдхократические организации – основаны на знании, компетенции исполнителей. Их применение характерно для области высоких технологий при сложных инновационных процессах. Формальности в построении структуры сведены к минимуму. Преобладают неформальные и горизонтальные связи. Иерархическое построение постоянно меняется. Формальности в построении структуры сведены к минимуму. Преобладают неформальные и горизонтальные связи. Иерархическое построение постоянно меняется. Консультационные центры, медицинские центры, научные школы при ведущих университетах страны – их еще называют эдхократиями нашего общества. Консультационные центры, медицинские центры, научные школы при ведущих университетах страны – их еще называют эдхократиями нашего общества.

Партисипативные организации – основаны на участии работников в управлении. Партисипативные организации – основаны на участии работников в управлении. Возможно участие: в выдвижении предложений, разработке альтернативных вариантов, принятии окончательного решения. Возможно участие: в выдвижении предложений, разработке альтернативных вариантов, принятии окончательного решения. Отдельные элементы партисипативного управления применяются достаточно успешно во многих организациях (ученые советы создаются в вузах, при научно- исследовательских институтах Российской Академии наук). Отдельные элементы партисипативного управления применяются достаточно успешно во многих организациях (ученые советы создаются в вузах, при научно- исследовательских институтах Российской Академии наук).

Реальные организации существуют в реальном физическом смысле, виртуальные осуществляют свою деятельность с применением современных электронных средств телекоммуникаций в виртуальном пространстве. Реальные организации существуют в реальном физическом смысле, виртуальные осуществляют свою деятельность с применением современных электронных средств телекоммуникаций в виртуальном пространстве. Особенность виртуальной организации состоит в том, что реальное общение сведено к минимуму и заменено на виртуальное. Особенность виртуальной организации состоит в том, что реальное общение сведено к минимуму и заменено на виртуальное. Пример виртуальной организации - «Миликом» - международная телекоммуникационная компания. Пример виртуальной организации - «Миликом» - международная телекоммуникационная компания.

4. Поведение индивида Проблема поведения как особой формы активности организма, осваивающего среду, была открыта в России И. П. Павловым. Проблема поведения как особой формы активности организма, осваивающего среду, была открыта в России И. П. Павловым. Поведение индивидов в организации определяется теми правилами и ограничениями, которые действуют в ней для достижения поставленных целей. Поведение индивидов в организации определяется теми правилами и ограничениями, которые действуют в ней для достижения поставленных целей.

Формула поведения: П = f (I, E), где: П = f (I, E), где: П – поведение, функция природных свойств личности, обусловленная внешним окружением в результате социализации; П – поведение, функция природных свойств личности, обусловленная внешним окружением в результате социализации; I – особенности индивида, его природные свойства и характеристики; I – особенности индивида, его природные свойства и характеристики; E-среда, окружающая индивида; это те организации, где происходит процесс его социализации. E-среда, окружающая индивида; это те организации, где происходит процесс его социализации.

Особенности поведения: причинность, причинность, целенаправленность, целенаправленность, мотивированность. мотивированность.

Поведение имеет причины, т. е. любое поведение определяется теми событиями, которые ему предшествовали и вызвали конкретную форму проявления. Поведение имеет причины, т. е. любое поведение определяется теми событиями, которые ему предшествовали и вызвали конкретную форму проявления. Поведение целенаправлено – любое поведение определяется целью, для достижения которой индивид совершает определенного вида действия. Поведение целенаправлено – любое поведение определяется целью, для достижения которой индивид совершает определенного вида действия. Поведение мотивировано – в любом поведении присутствует мотив, определяющий именно данную форму его проявления. Поведение мотивировано – в любом поведении присутствует мотив, определяющий именно данную форму его проявления.

Виртуальное поведение (ВП). С появлением Интернета возникло новое понятие - виртуальное поведение (ВП). С появлением Интернета возникло новое понятие - виртуальное поведение (ВП). ВП может быть представлено как сложный тип поведения, соединяющий в себе признаки естественного и театрального поведения. ВП может быть представлено как сложный тип поведения, соединяющий в себе признаки естественного и театрального поведения. В театральном поведении создается основа иллюзии естественного поведения. В театральном поведении создается основа иллюзии естественного поведения. ВП является особым видом коммуникации и всегда рассчитано на зрителя. ВП является особым видом коммуникации и всегда рассчитано на зрителя.

5. Эффективность деятельности организации Основная задача менеджмента организации – дать возможность этой организации существовать на рынке продолжительный период времени. Основная задача менеджмента организации – дать возможность этой организации существовать на рынке продолжительный период времени.

В контексте ОП эффективность деятельности организации можно определить как оптимальное соотношение производительности труда, удовлетворенности работников, конкурентоспособности организации и развития. В контексте ОП эффективность деятельности организации можно определить как оптимальное соотношение производительности труда, удовлетворенности работников, конкурентоспособности организации и развития.

Критерии эффективности деятельности организации Краткосрочные критерии эффективности – критерии, оценивающие положение дел в организации за короткий промежуток времени - продуктивность, качество, гибкость, удовлетворенность. Краткосрочные критерии эффективности – критерии, оценивающие положение дел в организации за короткий промежуток времени - продуктивность, качество, гибкость, удовлетворенность.

Продуктивность – способность организации обеспечить необходимое количество и качество продукции в соответствии с требованиями внешней среды. Продуктивность – способность организации обеспечить необходимое количество и качество продукции в соответствии с требованиями внешней среды. Качество как критерий эффективности означает удовлетворение запросов покупателей и клиентов в части функционирования изделия и предоставления услуг, показатели оценки исходят от самих покупателей. Качество как критерий эффективности означает удовлетворение запросов покупателей и клиентов в части функционирования изделия и предоставления услуг, показатели оценки исходят от самих покупателей. Гибкость – способность организации перераспределять ресурсы с одного вида деятельности на другой для выпуска новых продуктов. Это означает способность реагировать на изменения со стороны ОП покупателей, конкурентов, законодательства.. Гибкость – способность организации перераспределять ресурсы с одного вида деятельности на другой для выпуска новых продуктов. Это означает способность реагировать на изменения со стороны ОП покупателей, конкурентов, законодательства.. Удовлетворенность – чувство удовлетворения у работников от выполненной работы, осознания своей роли в организации, своего места в организации как комфортного и удовлетворяющего их запросы. Удовлетворенность – чувство удовлетворения у работников от выполненной работы, осознания своей роли в организации, своего места в организации как комфортного и удовлетворяющего их запросы.

Среднесрочные критерии эффективности отражают более продолжительный временной горизонт по сравнению с краткосрочными - конкурентоспособность и развитие. Среднесрочные критерии эффективности отражают более продолжительный временной горизонт по сравнению с краткосрочными - конкурентоспособность и развитие.

Конкурентоспособность – положение организации в отрасли, занимаемая доля рынка по выпускаемой продукции, отношения конкурентов в борьбе за покупателей. Конкурентоспособность – положение организации в отрасли, занимаемая доля рынка по выпускаемой продукции, отношения конкурентов в борьбе за покупателей. Развитие – инвестирование организацией средств таким образом, чтобы укрепить будущий спрос внешней среды как залог ее выживания. Развитие – инвестирование организацией средств таким образом, чтобы укрепить будущий спрос внешней среды как залог ее выживания.

Долгосрочный критерий эффективности деятельности организации – способность организации сохранять свое положение внутри среды, т. е. ее выживание. Долгосрочный критерий эффективности деятельности организации – способность организации сохранять свое положение внутри среды, т. е. ее выживание.

Источники повышения эффективности деятельности организации Индивидуальная эффективность: Индивидуальная эффективность: квалификация специалиста, квалификация специалиста, его способности, его способности, умение, умение, навыки самоорганизованности, навыки самоорганизованности, степень его заинтересованности в работе (уровень мотивированности); степень его заинтересованности в работе (уровень мотивированности); отношения, которые существуют в организации, отношения, которые существуют в организации, стрессовые нагрузки, возникающие при выполнении заданий. стрессовые нагрузки, возникающие при выполнении заданий.

Групповая эффективность Групповая эффективность представляет собой результат совместной деятельности по достижению поставленных целей. Групповая эффективность представляет собой результат совместной деятельности по достижению поставленных целей. Источники: Источники: Лидерство Лидерство Структура Структура Статус Статус Роли Роли Нормы Нормы Взаимосвязи Взаимосвязи

Организационная эффективность Источники организационной эффективности представляют собой сложное взаимодействие индивидуальной и групповой эффективности с учетом синергетического эффекта. Источники организационной эффективности представляют собой сложное взаимодействие индивидуальной и групповой эффективности с учетом синергетического эффекта. Кроме того, на организационную эффективность оказывают воздействие внешние условия существования организации Кроме того, на организационную эффективность оказывают воздействие внешние условия существования организации состояние экономики, состояние экономики, конъюнктура рынка, конъюнктура рынка, отношения с партнерами, отношения с партнерами, используемые технологии, используемые технологии, уровень технического оснащения организации. уровень технического оснащения организации.