20.06.2013 2:50:38 Заставка лекции для ИР Основы планирования мероприятий РСЧС и ГО Санкт-Петербург 2012 год Автор: заведующий кафедрой «Управление и защита.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Требования к планированию РЕАЛЬНОСТЬ ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ КОНКРЕТНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЕ Рис. 2.1.
Advertisements

Эмблема Академии МЧС России АКАДЕМИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ МЧС РОССИИ КАФЕДРА ОРГАНИЗАЦИИ и УПРАВЛЕНИЯ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ РСЧС.
Определение РСЧС Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных.
Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (1 урок по теме) 9 класс Учитель – Иляхин А.А.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (РСЧС) Основная цель создания системы объединение усилий центральных.
:36:52Лекция для слушателей АГЗ МЧС России "Планирование мероприятий ГО и РСЧС" 1 Слайд 1 Эмблема Академии МЧС России АКАДЕМИЯ ГРАЖДАНСКОЙ.
Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Тульской области Тема: Организация работы комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Тема 14 Режимы функционирования РСЧС, их установление и проводимые по ним мероприятия. Действия должностных лиц ГО и РСЧС при различных режимах функционирования.
Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Тульской области Тема: Организация работы комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Тульской области Тема: Организация создания, использования и пополнения запасов.
Чрезвычайные ситуации.. Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы,
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской.
Учебная дисциплина: «Государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» «Государственный надзор в области защиты.
Урок 12. Тема : «Единая государственная система предупреждений ч.с.» 10 класс 1.РСЧС, её роль, задачи и организационная структура. 2. Силы и средства РСЧС.
Тема: «Требования федерального законодательства и подзаконных актов в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения безопасности людей.
РСЧС ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ.
Немного истории: Функции по защите населения и территорий были разделены в 1992 г. Между Гражданской обороной(ГО) Российской системой предупреждения и.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных.
ГО и ЧС в ОУ. Нормативно - правовые документы, регламентирующие деятельность образовательных учреждений в области ГОЧС 1. ФЗ от « О гражданской.
Транксрипт:

:50:38 Заставка лекции для ИР Основы планирования мероприятий РСЧС и ГО Санкт-Петербург 2012 год Автор: заведующий кафедрой «Управление и защита в чрезвычайных ситуациях» Гуменюк Василий Иванович СПбГПУ _________________________________________ Факультет Комплексной Безопасности

:50:38 Учебные и воспитательные цели : Основная цель - ознакомить слушателей : с сущностью, принципами, задачами, видами и формами планирования с порядком работы органов управления по планированию мероприятий РСЧС и ГО с общим порядком и особенностями планирования мероприятий в мирное и военное время со структурой планов на мирное и военное время

:50:38 Учебные вопросы : 1.Требования, предъявляемые к планированию. Основные виды и формы планирования 2.Структура и содержание основных планирующих документов 3.Организация планирования мероприятий РСЧС и ГО

:50:38 Литература : 1. Федеральный закон О гражданской обороне от г. 28-Ф3 2. Федеральный закон О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера от г. 68-ФЗ 3.Приказ МЧС России от г. 576 Об утверждении Перечня единых регламентирующих документов по организации планирования и управления деятельностью в системе МЧС России 4.Рекомендации МЧС России Методические рекомендации по структуре и содержанию Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера субъекта РФ от г Рекомендации МЧС России Рекомендации по организации планирования основных мероприятий в системе МЧС России от г /1 6.Директива НГО РФ О планировании мероприятий ГО на военное время от г. 1** 7.Директива НГО РФ О планировании мероприятий ГО в федеральных органах исполнительной власти и организациях РФ от г. 2* 8.Указание МЧС РоссииПримерный перечень учетных, организационно- плановых, формализованных и иных документов, которые необходимо иметь (разраба-тывать) в структурных подразделениях ОУ ГОЧС от г. 5/ Ишимов И.Ш., Зотов Ю.М. Планирование мероприятий ГО и РСЧС. Учебное пособие. – Новогорск: АГЗ, 2003

:50:38 1 учебный вопрос : Требования, предъявляемые к планированию Основные виды и формы планирования

:50:38 Основные функции управления Планирование Организация Исполнение Контроль Планирование – это детальная разработка содержания и порядка выполнения органами управления, силами и средствами поставленных задач (мероприятий) по действиям при угрозе и возникновении ЧС, при организации и ведении ГО

:50:38 Основные задачи (этапы) управления Сбор и анализ информации (оценка обстановки) Выработка и приятие решения (в т.ч. на перспективное или оперативное планирование) Постановка задач подчиненным Всестороннее обеспечение выполняемой задачи Контроль и оказание помощи подчиненным Подведение итогов и обобщение опыта Организация работы подчиненных

:50:38 Требования к планированию Реальность планирования является одним из главных требований к планированию. Оно обеспечивается всесторонним и глубоким анализом РСЧС, гражданской обороны на соответствующем уровне,, которая может сложиться на той или иной территории, отрасли, организации является одним из главных требований к планированию. Оно обеспечивается всесторонним и глубоким анализом РСЧС, гражданской обороны на соответствующем уровне, реальной оценкой обстановки, которая может сложиться на той или иной территории, отрасли, организации Целеустремлённость (целенаправленность) планирования, определить особо важные мероприятия, на решении которых должны быть сосредоточены основные усилия органов управления РСЧС и ГО заключается в умении выделить главные задачи, определить особо важные мероприятия, на решении которых должны быть сосредоточены основные усилия органов управления РСЧС и ГО Конкретность планирования предполагает, что все планируемые мероприятия и действия должны иметь названия, объем, содержание и быть согласованы между собой по целям, месту, времени и составу сил, по способу их выполнения предполагает, что все планируемые мероприятия и действия должны иметь конкретные названия, объем, содержание и быть согласованы между собой по целям, месту, времени и составу сил, по способу их выполнения

:50:38 Табличное (матричное) Линейно-графическое (ленточное) Сетевое (алгоритмическое) Методы планирования

:50:38 Табличное планирование Табличное планирование план мероприятий п/п Содержание мероприятий Испол- нитель Дата начала Дата окончания Отметка о выполнении Линейно - графическое планирование Линейно - графическое планирование календарный план п/п Содержание мероприятий Отметка о выполнении Месяцы, недели, дни, часы I IIIII Испол- нитель январь апрель декабрь

:50:38 Сетевое планирование Вариантное планирование задачарез-т сетевой график задача 1 вар. 2 вар. 3 вар. рез-т

:50:38 Виды планирования по масштабу Государственное Межрегиональное Региональное Муниципальное Территориальное Ведомственное Межрегиональное Региональное Муниципальное Объектовое Ведомственное Международное Войско- вое (внутри сил и средств)

:50:38 Виды планирования по срочности Перспективное (10-15 лет) - концепции развития, целевые программы - научно-технические программы и планы Оперативное (до 1-5 лет): долгосрочное - долгосрочное (до 5 лет) планы ГО, действий в ЧС, другие планы среднесрочное - среднесрочное (до 1 года) планы осн.мероприятий, календарные планы краткосрочное - краткосрочное (текущее) постановления, приказы, распоряжения

:50:38 Виды планирования по периодам На мирное время На переходный (угрожаемый) период На военное время На восстановительный период

:50:38 Виды планирования по этапам 1. Организационно- подготовительный 2. Практическая разработка 3. Согласование и утверждение Контроль выполнения работ

:50:38 Классификация, структура и содержание основных планирующих документов 2 учебный вопрос :

:50:38 Документы, разрабатываемые органами управления Административно- организационные ОперативныеМобилизационные Документы по созданию и повседневной деятельности органов управления и сил РСЧС и ГО Документы по действиям органов управления и сил РСЧС и ГО при угрозе и возникновении ЧС Документы по мобилизации и мобилизационной подготовке органов управления и войск ГО, отраслей и объектов экономики

:50:38 Административно-организационные, разрабатываемые ОУ ГОЧС ОперативныеМобилизационные АДМИНИСТРАТИВНО- ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ Организационные Административные Справочные ПОЛОЖЕНИЯ -о системе (подсистемах) РСЧС и ГО; -об органах управления РСЧС и ГО; -о силах и средствах РСЧС и ГО; -о ресурсах и резервах РСЧС и ГО; РУКОВОДСТВА, НАСТАВЛЕНИЯ -о порядке их применения при ЧС и другие ПО ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -административно-хозяйственные; -учебно-методические и другие -расчеты, описания, -инструкции, схемы, -справки, ведомости и другие

:50:38 Оперативные документы, разрабатываемые ОУ ГОЧС Административно- организационные Мобилизационные ОПЕРАТИВНЫЕ Документы по управлению Оперативно- информационные Справочные ПЛАНИРУЮЩИЕ -планы ГО; -планы действия (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации ЧС; -планы основных мероприятий и др.; ОПЕРАТИВНО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ -решения, приказы, распоряжения; -рабочие карты и другие -донесения, сводки, информации; -отчеты, анализы, сводки; -отчетные и другие карты и другие -расчеты, описания, -инструкции, схемы, -справки, ведомости и другие

:50:38 Мобилизационные документы, разрабатываемые ОУ ГОЧС Административно- организационные Оперативные МОБИЛИЗАЦИОННЫЕ Организационные Мобилизационные Справочные ПОЛОЖЕНИЯ -о мобилизации РФ,ФОИВ,территорий -о мобилизационной подготовке; -о мобилизационных органах; -о мобилизационных ресурсах и др.; РУКОВОДСТВА, НАСТАВЛЕНИЯ -о порядке их применения и другие ПЛАНИРУЮЩИЕ -планы мобилизации ВС и ВГО; -планы мобилизации ФОИВ и ОЭ; УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ -решения, приказы, отчеты и другие -расчеты, описания, -инструкции, схемы, -справки, ведомости и другие

:50:38 Оперативно-информационные документы, разрабатываемые ОУ ГОЧС Административно- организационные ОПЕРАТИВНЫЕ Мобилизационные Оперативно-информационные по важности по срочности по тематике ОСОБО ВАЖНЫЕ -существенно влияющие на оценку обстановки и принятие решения ВАЖНЫЕ -необходимые для оценки обстановки и принятия решения ОБЫЧНЫЕ -остальные ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ -немедленно СРОЧНЫЕ -в уст. сроки или по требованию ТЕКУЩИЕ -по треб-ю или по мере накопления обстановке -об обстановке состоянии ОУ и сил -о состоянии ОУ и сил ходе и результатах -о ходе и результатах выполнения мероприятий

:50:38 Основные документы по защите населения и территорий от ЧС План действий по предупреждению и ликвидации ЧС Российской Федерации Планы действий по предупреждению и ликвидации ЧС ФОИВ (в т.ч. МЧС России), их структурных ОУ, организаций Планы действий по предупреждению и ликвидации ЧС субъектов РФ и муниципальных образований Планы действий (взаимодействия) по предуп- реждению и ликвидации ЧС РЦ ГОЧС Планы действий по предупреждению и ликвидации ЧС соединений и частей Войск ГО, взаимодействующих в/ч ВС РФ и МВД План гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации Планы ГО ФОИВ (в т.ч. МЧС России) Планы ГО субъектов РФ и муниц.образований Планы ГО организаций Планы обеспечения мероприятий служб ГО План перевода РФ на военное время Планы перевода ФОИВ (в т.ч. МЧС России) Планы перевода суб.РФ и муниц.образований Планы перевода организаций на военное время Планы перевода РЦ, Войск ГО, в/ч ВС, МВД Мобилизационный план экономики Российской Федерации Мобилизационные планы отраслей экономики ФОИВ, субъектов РФ, муниципальных образований, организаций План основных мероприятий в области ГО, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах Российской Федерации на год Планы основных мероприятий в области ГО, предупреждению и ликвидации ЧС, ОПБиБЛНВБ ФОИВ (в т.ч. МЧС России), субъектов РФ, муниципальных образований, организаций, в/ч ГО на год (квартал, месяц)

:50:38 ПРИЛОЖЕНИЯ: 1.Возможная обстановка на территории субъекта РФ при возникновении чрезвычайных ситуаций (карта) 2.Календарный план основных мероприятий территориальной подсистемы ГСЧС при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (таблица) 3.Решение комиссии по чрезвычайным ситуациям области на ликвидацию чрезвычайных ситуаций (карта) 4.Расчет сил и средств территориальной подсистемы ГСЧС, привлекаемых для выполнения мероприятий при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (таблица) 5.Организация управления, оповещения и связи в области при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (схемы) РАЗДЕЛ 2 РАЗДЕЛ 2 Мероприятия при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий 2.1.При угрозе возникновения производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим повышенной готовности) 2.2.При возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий (режим чрезвычайной ситуации) 2.3.Обеспечение действий сил и средств территориальной подсистемы РСЧС, привлекаемых для проведения АСДНР и защиты населения и территорий 2.4.Проведение АСДНР, привлекаемые силы и средства РСЧС 2.5.Организация взаимодействия, привлекаемые силы и средства 2.6.Управление мероприятиями территориальной подсистемы РСЧС РАЗДЕЛ 1 РАЗДЕЛ 1 Краткая географическая и социально-экономическая характеристика субъекта РФ и оценка возможной обстановки на его территории 1.1.Рельеф, климат, растительность, гидрография, общие выводы 1.2.Административное деление, население и населенные пункты 1.3.Экономическая характеристика субъекта РФ 1.4.Пути сообщения и транспорт 1.5.Перечень потенциально опасных объектов и территорий 1.6.Построение территориальной подсистемы РСЧС 1.7.Районы, неблагополучные в эпидемиологическом и т.д. отношении. 1.8.Краткая оценка возможной обстановки при возникновении крупных аварий, катастроф и стихийных бедствий 1.9.Прогноз ущерба производства и численность пострадавшего населения при возникновении возм. ЧС 1.10.Предстоящие мероприятия РСЧС по предупреждению или снижению последствий крупных аварий, катастроф и стихийных бедствий 1.11.Создание и восполнение резервов фин. и мат. Ресурсов 1.12.Осуществление наблюдения и контроля 1.13.Наличие транспортных средств для эвакуации населения 1.14.Расчеты на перевозку эваконаселения (таблица). Общие выводы Структура Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера

:50:38 Структура Плана гражданской обороны и защиты населения субъекта РФ ПРИЛОЖЕНИЯ: 1.Основные показатели ГО субъекта РФ 2.Возможная обстановка на территории субъекта РФ после нападения противника (карта) 3.Календарный план перевода ГО субъекта РФ с мирного на военное время (таблица) 4.Решение Начальника ГО субъекта РФ на выполнение мероприятий ГО (карта) 5.Основные мероприятия ГО субъекта РФ по защите населения (таблица) 6.Группировка сил ГО субъекта РФ на выполнение мероприятий ГО (таблица) 7.План взаимодействия ГО субъекта РФ с органами военного командования (карта) 8.План наращивания инженерной защиты населения при переводе ГО с мирного на военное время (карта) 9.План взаимодействия с органами военного командования (карта) 10.Основные показатели планирования эвакуационных мероприятий (таблица) 11.Основные показатели по мобилизационному плану экономики в обеспечении мероприятий ГО (таблица) 12.Организация управления, оповещения и связи ГО субъекта РФ (схемы) РАЗДЕЛ 2 РАЗДЕЛ 2 Выполнение мероприятий ГО при планомерном переводе с мирного на военное время 2.1.Порядок перевода ГО субъекта РФ с мирного на военное время 2.2.Создание группировки сил ГО и организация АСДНР 2.3.Обеспечение мероприятий ГО 2.4.Организация взаимодействия с органами военного командования и органами управления ГО соседей 2.5.Организация управления, опо- вещения и связи РАЗДЕЛ 1 РАЗДЕЛ 1 Краткая оценка возможной обста- новки на территории субъекта РФ после нападения противника 1.1.Вероятные цели ядерных ударов противника и возможная обста- новка после их нанесения 1.2.Вероятные объекты нападения при применении противником обычных средств поражения, высокоточного оружия и дейст- виях диверсионных разведыва- тельных групп, возможная обстановка после их воздействия РАЗДЕЛ 3 РАЗДЕЛ 3 Выполнение мероприятий ГО при внезапном нападении противника 3.1.Защита населения по сигналу "Воздушная тревога" 3.2.Организация АСДНР в пораженных городах и других населенных пунктах области 3.3.Обеспечение мероприятий ГО 3.4.Организация взаимодействия с органами военного командования 3.5.Организация управления, опо- вещения и связи

:50:38 Организация планирования мероприятий РСЧС и ГО 3 учебный вопрос :

:50:38 Основные этапы планирования Оценка риска возникновения и развития ЧС Оценка риска возникновения и развития ЧС Оценка состояния безопасности населения и территорий Оценка состояния безопасности населения и территорий Выявлениенаиболееопасных источников и факторов ЧС Выявлениенаиболееопасных источников и факторов ЧС Определение организаций, которые могут участвовать в планировании и выполнении работ Определение организаций, которые могут участвовать в планировании и выполнении работ Выбор и технико - экономическое обоснование организационных и инженерно- технических мероприятий по (снижению предотвращению (снижению риска) возникновения источников ЧС Выбор и технико - экономическое обоснование организационных и инженерно- технических мероприятий по (снижению предотвращению (снижению риска) возникновения источников ЧС Выбор и технико - экономическое обоснование мероприятий по мероприятий по смягчению поражающих воздействия поражающих факторов ЧС на население, объекты экономики и окру- жающую природную среду Выбор и технико - экономическое обоснование мероприятий по мероприятий по смягчению поражающих воздействия поражающих факторов ЧС на население, объекты экономики и окру- жающую природную среду Выбор и технико - экономическое обоснование мероприятий по мероприятий по ликвидации и последствий воздействия ЧС и последствий воздействия их на население, объекты экономики и окружающую природную среду Выбор и технико - экономическое обоснование мероприятий по мероприятий по ликвидации и последствий воздействия ЧС и последствий воздействия их на население, объекты экономики и окружающую природную среду

:50:38 Основные этапы планирования 1. Изучение и анализ законодательной и нормативной правовой базы по организации и осуществлению мероприятий в области предупреждения ЧС. Определение практических мер по реализации закона Российской Федерации О защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера. 2. Определение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, учреждений и организаций, которые могут быть задействованы в планировании и проведении мероприятий по предупреждению ЧС. 3. Выявление возможных источников ЧС природного и техногенного характера. Формирование банка данных потенциально опасных объектов и территорий, кадастров (статистических данных) аварий, катастроф и стихийных бедствий.

:50:38 4. Выявление объектов и территорий, представляющих существенную опасность для населения. Составление перечня этих объектов и территорий. 5. Определение степени опасности выявленных объектов для населения и территорий (размеров возможных зон ЧС, ущерба, потерь населения при авариях на каждом из этих объектов). 6. Оценка риска ЧС. Определение значения индивидуального и социального рисков. 7. Прогнозирование возможных последствий возникновения источников ЧС на территории субъекта Российской Федерации в планируемый период времени. 8. Выбор и обоснование рационального комплекса мероприятий по основным направлениям снижения риска ЧС.

:50:38 9. Выбор и обоснование рационального комплекса мероприятий по основным направлениям смягчения возможных последствий ЧС. 10. Выбор и обоснование рационального комплекса мероприятий по основным направлениям ликвидации ЧС их последствий. 11. Разработка целевых программ субъектов Российской Федерации по предупреждению ЧС с включением в них наиболее важных мероприятий, требующих существенных затрат материальных и финансовых ресурсов и обеспечивающих достижение требуемого (заданного) уровня приемлемого риска ЧС. 12. Разработка перспективных и годовых планов предупреждения ЧС, с включением в них программных мероприятий планов предупреждения и ликвидации ЧС соответствующих подсистем и звеньев РСЧС, а также предложений в программу и планы социально- экономического развития территорий. 13. Организация работы по реализации программ, планов и мероприятий в области предупреждения ЧС.

:50:38 Исходные данные для планирования возможная обстановка, которая может сложиться в различных чрезвычайных ситуациях или после нападения противника; наличие потенциально опасных объектов и количество населения, проживающего вблизи них; наличие и расположение защитных сооружений, зданий и помещений, которые можно использовать для укрытия населения; наличие средств индивидуальной защиты и медицинской профилактики; наличие и характеристика автомобильных, железнодорожных и водных транспортных коммуникаций, наличие и состояние транспортных средств; запасы продовольствия и наличие закрытых источников водоснабжения; наличие и состояние систем и средств оповещения и связи; состав сил и средств, которые могут быть привлечены для проведения мероприятий по защите населения; первоочередные объекты проведения спасательных и других неотложных работ; другие данные с учетом местных особенностей.

:50:38 Этапы разработки планирующих документов Организационно – подготовительный Основной ( практическая разработка и оформление документов ) Заключительный ( согласование и утверждение документов )

:50:38 - определяется состав исполнителей; - составляется календарный план работы органа управления по разработке планирующих документов; - изучаются руководящие документы, указания старших начальников, соответствующие положения уставов, руководств и наставлений и других пособий и материалов; - осуществляется сбор, обобщение, изучение и оценка исходных данных, необходимых для разработки документов, в том числе при разработке плана ГО - определяется общий объем работ по разработке планов, распределяются обязанности по отработке документов планов и назначаются ответственные исполнители с указанием документов. на первом этапе :

:50:38 - определяется содержание разделов плана; - осуществляется практическая разработка и оформление плана; - проводится необходимое предварительное согласование между структурными подразделениями органа управления по делам ГОЧС и службами ГО, с органами управления по делам ГОЧС соседних субъектов Российской Федерации; - уточняются вопросы взаимодействия с органами управления, совместно с которыми планируется проведение мероприятий; - принимаются и доводятся до исполнителей дополнительные решения по отдельным вопросам. на втором этапе :

:50:38 - окончательно согласовывается содержание всех документов плана и порядок проведения запланированных мероприятий РСЧС и ГО; - при необходимости дорабатываются отдельные вопросы; - план представляется на утверждение в установленном порядке. на третьем этапе :

:50:38 Автор - разработчик лекции : Заведующий кафедрой «Управление и защита в чрезвычайных ситуациях» ГУМЕНЮК Василий Иванович

:50:38 Конец лекции