Орфография Пунктуация Выполнили учащиеся 6 «А»класса : Титова Галя, Глек Таня, Ровинский Алеша, Корнюшов Игорь, Крылова Настя, Суворова Катя. Учитель :

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ВИДЫ РАЗБОРА. РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ 1. Прочитай слово 2. Выдели в слове окончание 3. Выдели основу 4. Выдели в слове корень.
Advertisements

МОУ «Моркинская средняя (полная) общеобразовательная школа 2» Республики Марий Эл Обобщение раздела «Причастие». Русский язык. 7 класс. Учитель русского.
Правописание сложных существительных с первой частью пол- Определить, с чего начинается вторая часть сложного слова ГласныйПрописная буква Буква ЛСогласный.
Глагол
Памятка «Что я должен знать о глаголе». 1. Спряжение глаголов. I спряжение Окончания на Е ЕТ, ЕТЕ, ЕМ, ЕШЬ Окончания на УТ, ЮТ ___________________ Глаголы.
Орфография Орфография Подготовили: Тинчурина Луиза Горелов Наиль.
Причастие-это особая форма глагола, которая отвечает на вопросы какой(ая,ое,ие)? образуется от глагола, обозначает признак предмета по действию, изменяется.
Орфограммы русского языка. Начальная школа.. Орфограммы. 1. Буквы и, у, а после шипящих: пружина, час, чудо, щавель, машина. 2.Сочетания чк, чн, чт без.
Причастие 7 класс Условные обозначения. - правило которое нужно запомнить. - правило которое нужно запомнить. - примеры. - примеры. - теоретический материал.
Тема «Глагол» Таблицы и схемы Выполнила учитель русского языка и литературы СОШ 2 г. Колпашева Арбузова С.Л.
Справочное пособие по орфографии Калинина Мария Владимировна учитель начальных классов гимназии 144 Гасникова Лидия Гавриловна учитель начальных классов.
Презентация уроков русского языка по теме «Причастие» в 7 классе Выполнила: Крамарчук Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы гимназии.
Причастие как часть речи. Цели урока Систематизация знаний по теме « Причастие ». Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков. Формирование.
Имя прилагательное как часть речи.. Правило! 1. Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета. Имя прилагательное отвечает на вопросы.
Е и МОУ «Меленковская СОШ 1» Выполнила: Богатёнкова Настя.
. Проверяемые безударные гласные в корне слова Чтобы проверить правописание безударных гласных в корне слова, надо подобрать к данному слову однокоренное.
Сказка про Причастие Жили-были… …в сказочной стране Морфология имя Прилагательное и Глагол.
Шаги к успеху, или Спасательный круг для тех, кто тонет в океане орфографии Команда «Бригантина» Кольчугино 2011.
Что без меня предметы? Лишь названья. Но я приду – всё в действие придёт: Летит ракета. Люди строят зданья. И рожь в полях растёт. О какой части речи говорится.
Здравствуйте, я причастие !. Что такое причастие? Как мы распознаем причастия ? Какие свойства причастие позаимствовало у имени прилагательного и у глагола?
Транксрипт:

Орфография Пунктуация Выполнили учащиеся 6 «А»класса : Титова Галя, Глек Таня, Ровинский Алеша, Корнюшов Игорь, Крылова Настя, Суворова Катя. Учитель : Титова С.Н.

Цель Повторить изученные правила и познакомиться с новыми.

Задачи Найти грамматические правила в учебниках русского языка за 5 и 6кл. Систематизировать их по видам. Привести примеры текстов, которые построены на использовании данных правил. Работать с разными видами словарей. Использовать занимательную грамматику.

Орфография и пунктуация Правила написания слов. Правила расстановки знаков препинания.

Что такое орфографическая зоркость Для того чтобы грамотно писать, нужно иметь не только зоркий глаз, но и зоркий ум. Он помогает глазу увидеть трудные места в словах. Про тех, кто видит в слове трудные места, говорят, что у них есть орфографическая зоркость. Ключ к тайне – определение позиции. Если фонема в сильной позиции, орфографических трудностей нет. Если фонема в слабой позиции, это трудное, «ошибкоопасное» место. В жизни трудящихся звуков Разное может случиться: Могут они оказаться В слабой и сильной позиции. Гласные и согласные Бывают такие опасные! Звук очень ясно слышится, А буква другая пишется. Проникнув в тайны фонемы, Осилим мы эти проблемы.

Гласные в корне слова Добрый «волшебник» – ударение. У гласных в слове есть только одна сильная позиция – под ударением. Из-за гласных звуков в слабой позиции мы часто бродим по «ошибкоопасным» местам. Проверяемые : листва - лист Есть такие, которые надо запомнить Непроверяемые : колонна Есть среди них такие, которые и ударением не проверишь Чередующиеся : (о-а) – -раст- - ращ- - рос- : растение – выращен – росла, росток и отрасль(искл.); А дружит с щ и ст, а о - с. – лаг- - - лож-, -кас- - -кос- : касание – коснусь, положение – полагаться; Если суффикс –а- стоит за корнем, то в корне а, если его нет, то в корне – о. (е-и) –бер- - -бир-, -стел- - - стил-,-жег- - жиг-,-дер- - -дир-,-тер- - -тир-,-мер- - -мир,- блест- - -блист-: застелить – застилать, переберу – перебирать, умереть – умирать, блестеть – блистать, зажечь – зажигать, стереть –стирать. В некоторых словах «забралось» сочетание букв, похожее на девчачье имя Ира. Если за корнем –а-. То в корне и. «Ира» хочет быть только «ирой», а не «ерой». -гор- - гар-, -зар- - -зор-: без ударения –гор- и –зар-; гореть, заря; зоревать, зорянка(искл.) После шипящих(о-е) : желтый; шов, крыжовник, шорох, капюшон(искл.) После ц(и-ы) : цифра; цыган,цыпленок,цыкнуть,на цыпочках, цыц(искл.)

Проверьте себя Пес бежит за ней, ласкаясь, А царевна, подбираясь, Поднялася на крыльцо И взялася за кольцо. «Бабушка, а туда далеко доб…раться?» – спросил Митя у Бабы-Яги. «Да покуда доб…решься, пять пар башмаков стопчешь». По городу Баба-Яга с Митей проб…рались закоулками. Ш…л прогульщик на прогулку, Ш…л и песенку св…стел.

Опасные согласные Звуки - «волшебники» Это звонкие согласные /р,л,м,н/. Они называются сонорными. На языке древних римлян это слово означает «звучные». Сонорные звуки – самые безопасные в русском языке: их нельзя ни с чем перепутать, потому что у них нет глухих пар. Они не только сами стоят всегда в сильной позиции, но и проясняют звуки, которые находятся в слабой позиции. Волшебным является и очень «опасный» /в/. Если какой-нибудь сомнительный согласный встанет перед /в/, он немедленно окажется в сильной позиции. Добрыми «волшебниками» для согласных являются, конечно, гласные. Стоит сомнительному согласному стать перед любым гласным, как он попадает в сильную позицию.

«Ошибкоопасные» места За глухим или звонким согласным идет любой другой согласный, кроме л,м,н,р,в: пташка, нести, наводчик, ходьба. На конце слова оказывается один из пары «двойняшек» - глухой или звонкий: водопровод, бегемот. Запомните: Пряжка – пряжечка, ромашка – ромашечка, указка – указывать, окраска – окрасить.

Проверьте себя Наша ветхая лачу…ка И печальна, и темна.- Что же ты, моя стару…ка, Приумолкла у окна? Или бури завываньем Ты, мой дру…,утомлена, Или дремлешь под жужжаньем Своего веретена? (А.С.Пушкин)

Буквы и, у, а после шипящих После шипящих Ж, Ч, Ш, Щ пишутся - И, У, А, не пишутся – Ы, Ю, Я. Жизнь, чудо, ширь, площадь. Исключения: брошюра, жюри, парашют. Брошюра ( искл.). Вставь буквы. Необыч…йная тиш…на, в ч…щу леса, верш…ны сосен, щебечут чиж…, щ…риться на солнце, свеж…й ветерок, ёрш…ки, два лещ…, маленькая щ…чка, звуч…ть в вышине, ч…вствовать себя сч…стливым.

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Ъ И Ь Разделительный Ъ пишется перед буквами е, ё, ю, я только после приставок. В остальных случаях перед Теми же буквами и перед буквой и пишется разделительный ь. Объяснение. Пью, семья, соловьи. Вставь буквы. Сер..ёзная опа..ность, об..единиться с друзьями, пис..мо мал..чика, об..явить благодарность, счас..ливое де..ство, под..ехать к мосту, люблю кос..бу, с..едобный гри.., вз..ерошенные вороб..и, лё..кие облака, спускаться с параш..том, необ..ятные пр..сторы, в..ются над степ..ю, журч..ние руч..я.

РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ Предлоги пишутся отдельно от тех слов, перед которыми они стоят. В лесу (лес); обо мне (я). Но: влететь(глагол). Раскрой скобки. Мой весёлый звонкий мяч, Ты куда (по) мчался вскачь? (По) катился (в) огород, (До) катился (до) ворот, (Под) катился (под) ворота, (До) бежал (до) поворота. Там (по) пал (под) колесо, Лопнул, хлопнул- вот и всё. (С. Я. Маршак)

УПОТРЕБЛЕНИЕ Ь НА КОНЦЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ Мягкий знак после шипящих на конце слова пишется у существительных только 3-его. склонения. У других существительных на конце после шипящих мягкий знак не пишется. Рожь (3-е. скл.). Грач (не 3-е. скл.) (Много) туч (не 3-е. скл.) Вместо точек, если нужно, поставь ь. Шалаш.., товарищ.., сторож.., этаж.., ключ.., врач.., вещ.., ноч.., плащ.., лещ.., молодёж.., обруч.., дрож.., помощ.., ёж.., реч.., из-за туч.., рож.., доч..., много задач.., лож.., дич.., полноч.., богач.., чертёж.., малыш.., кирпич.., мощ.., луч.., глуш...

БУКВЫ З И С НА КОНЦЕ ПРИСТАВОК В приставках на –з(-с) перед звонкими согласными пишется з, а перед глухими -с. Разрубить (перед звонк.); Расписание (перед глух.) З или С? Бе..шумный, бе..числнный, (с, з) давать, ра..чертить, ра..ширить, ра..щедрится, бе..чувстенный, ра..шевелить, (с, з) жи- мать, ра..жимать, бе..жизненный, ра..щелина.

Проверьте себя В ч..дной стране В одной стране, В ч..дной стране, Где не бывать тебе и мне, Ботинок ч..рным язычком (С )утра лакает молочко. И целый день в окошко Гла..ком глядит карто..ка. Бутылка горлы..ком поет, Концерты веч..ром дает. А стул (на) гнутых но..ках Танцует под гармош..ку. В одной стране, В ч..дной стране… Ты почему не веришь мне? (И.Токмакова.)

Безударные гласные в окончаниях Имен существительных Окончание -е- пишется у сущ. 1 скл. в Д.п. и П. п.; у сущ. 2 скл. в П.п. (кроме сущ. на -ия, -ий, -ие). Поется в песне (1, предл. п.) Окончание –и (-ы) пишется у сущ. 1 скл. в Р. п.; у сущ. 3 скл. в Р. п., Д. п. и П.п.. Встречаются в жизни ( 3,предл. п. ). У сущ. Ж. р. на –ия в Р.п.,Д.п. и предложном п. ед. ч. пишется на конце –ии. У сущ. М.р. на –ий и у сущ. Ср.р. на –ие в п.п ед.ч.пишется на конце –ии. Отдыхать в санатории (П.п. на –ий) Присутствовать на лекции (П.п. на –ия) Имен прилагательных Чтобы узнать, какое окончание пишется у прилагательного, нужно: 1.определить, к какому сущ. относится прилаг.; 2.определить род, число, падеж этого сущ. и прилаг.; 3.вспомнить, какое окончание пишется у прилаг. в этой форме; 4.Подставить для проверки вопросительное слово какой? Учтите, что прилаг. в форме м.р. в И.п. имеют окончания –ый,-ий,- ой(а отвечают на вопрос какой?), например, молодой зеленый клейкий листок. В окончаниях прилаг. после шипящих под ударением пишется буква о, без ударения – буква е. Большого снега, хорошего дождя.

Буквы е и и в окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением Глаголы 2 спряжения Глаголы 1 спряжения Имеют окончания: - у(-ю), -ишь, -ит, -им, -ите,-ат(-ят). Ко 2спр. относятся: а) все глаголы на –ить (кроме брить, стелить); б) 7 глаголов на –еть: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть, зависеть; в) 4 глагола на –ать: гнать, держать, слышать, дышать. Все остальные глаголы относятся к 1 спряжению. Имеют окончания: -у(-ю), -ешь, -ет, -ем, ете, -ут(- ют). Если у глагола безударное личное окончание, нужно 1) поставить глаг.в неопределенной форме; 2) определить,какая гласная стоит перед –ть. 3) Глаголы на –еть,-ать, -ять,-оть, - уть, -ыть и др.

НЕ с прилагательными, существительными, глаголами, деепричастиями С именами существительными, прилагательными С глаголами, деепричастиями Пишется слитно, Если слово не употребляется без не: негодование, небрежный Не- является приставкой и придает слову противоположный смысл(такое слово можно заменить синонимом ): неискренность(лицемерие), несмелый(робкий) Пишется раздельно, Если является отрицательной частицей: свет не резкий Когда есть противопоставление с союзом а: игра была не интересной, а скучной. Пишется отдельно, кроме слов, которые не употребляются без не: Не умолкая, шумел океан. Я шел, негодуя на друзей. Мне нездоровится. Несчастье его не сломило.

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями НЕ с причастиями пишется раздельно: с краткими причастиями; с полными причастиями, при которых есть зависимые слова или противопоставление с союзом а. Примеры: Трава не скошена (кр. причастие); не скошенная, а примятая трава (противопоставление); не скошенная колхозниками трава (есть зависимое слово). НЕ пишется слитно с полными причастиями: если без не они не употребляются; если при них нет зависимых слов и нет противопоставления с союзом а. Примеры: ненавидящий взгляд (без не не употр.), непрекращающийся ливень (нет зависимого слова и противопоставления). Проверь себя: (не)прекр...щающийся весь день шум ливня, (не)про...снившийся небосклон, (не)про...снившийся после бури небосклон, (не)скошенная на лугу трава, ещё (не)вспаханное поле, (не)вспаханное поле, (не)сделанная вовремя работа, (не)вызубренные, а осознанные правила.

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени В суффиксах действительных причастий настоящего времени -ущ-(-ющ-), -ащ-(-ящ-) пишутся: у или ю, если причастие образовано от глагола 1 спряжения; а или я, если причастие образовано от глагола 2 спряжения. Примеры: улыбающийся (улыбаться, 1 спр.), тянущий (тянуть, 1 спр.), строящий (строить, 2 спр.), лечащий (лечить, 2спр.). Проверь себя: в низко стел…щемся туман.., слегка прихрамыва...щей походкой, люб...щим взглядом, постоянно хмур…щий брови малыш, кле…щая коробочку девочка, приближа...щийся поезд.

Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени В суффиксах страдательных причастий настоящего времени -ем-, -ом-, -им- пишется: е, если причастие образовано от глагола 1 спряжения; и, если причастие образовано от глагола 2 спряжения. Примеры: Подразумевать - подразумеваемый, привозить - привозимый. Проверь себя: выполнять – выполня…мый, видеть (искл., 2 спр.) вид…мый, гнать (искл., 2 спр.) гон…мый.

Одна и две н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов Две н пишутся в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов: если в них есть приставки, кроме не; если в слове есть суффикс -ова-(-ева-); если при них есть зависимые слова; если слово образовано от бесприставочного глагола совершенного вида, кроме слова раненый. Примеры: вырезанный (причастие) рисунок, закрученная (причастие) нитка, лакированные (прил.) туфли (есть суффикс -ова-), вязанный (причастие)бабушкой шарф (есть зависимое слово) решённая (причастие) задача (причастие образовано от глагола сов. вида). Одна н пишется в остальных случаях. Пример: варить (глагол) варёный (отглагольное прилагат., образовано от глагола варить без приставки, несов. в., нет зависимого слова); раненый (прилаг.) боец (исключение). Проверь себя: варё..ыи картофель, туше..ый в духовке картофель, краше..ый маляром пол, (не)краше..ый пол, асфальтирова..ая доро..ка, (не)выуче..ый урок, маринова..ые огурцы.

Одна и две Н в суффиксах прилагательных Две буквы Н пишется: 1)в прилагательных, образованных при помощи суффикса –н- от сущ. с основой на – н ; 2)в прилагательных, образованных от сущ. При помощи суффиксов –онн-, - енн-. Исключение : ветреный. Каменный (камень). Безветренный. Ветреный ( искл.). Одна буква Н: Одна буква н пишется : 1)в суффиксе – ин – ; 2) в суффиксе –ан- ( ян) прилагательных, образованных от сущ. Исключения: оловянный, деревянный, стеклянный. Лебединый. Песчаный. Оловянный ( искл. ). В кратких прилагательных пишется столько же букв н, сколько и в полных. Например: Даль туманна.

Возьмите на заметку! Чтобы не смешивать при письме суффиксы – ин -, - ан – ( - ян- ), - енн -, учитывайте, что суффикс – ан- (-ян-) обычно имеет значение «сделанный из …», «состоящий из…»: глиняный сосуд - сосуд, сделанный из глины. Суффикс –енн- этих значений не имеет, кроме слов клюквенный, тыквенный, соломенный и некоторых других. Серебр…ая ложка - сделанная из серебра, значит, пишем - ан- (-ян-): серебряная. Внутр…ий распорядок – нет значения «сделанный из …», значит, пишем суффикс –енн-: внутренний распорядок.

Проверьте себя Вставьте одну или две буквы Н; обозначьте суффиксы. Конь стальной, хвост льня…ой. Чёрный Ивашка, деревя…ая рубашка, где носом ведёт, там заметку кладёт. Поля стекля…ые, межи деревя…ые. Катится золотое яблочко по серебря…ому блюдечку. По полотня…ой стране пароход плывёт, за ним такая гладь, что и зыби не видать.

Правописание сложных имён существительных 1. Пишутся слитно сложные сущ. с соединительными гласными о-е или без них. Например: мышеловка, лесоруб. Пишутся всегда слитно сложные слова с иноязычными частями аэро…, авиа…, авто…, мото…, вело…, кино…, фото…, стерео…, метео…, электро…, гидро…, агро…, зоо…, био…,микро…, нео… и подобными. Таких слов много.Например: микрорайон, велогонка и т.д. 2.Через дефис (чёрточку) пишутся сложные сущ., которые: 1) обозначают названия промежуточных стран света. Например: юго-запад, северо-восток и т. д. 2)состоят из самостоятельных слов без соединительных гласных. Например : диван-кровать, друзья-приятели и т.д. 3)обозначают географические названия и состоят из двух сущ., соединённых предлогом или союзом. Например: Ростов- на – Дону, Па – де – Кале, и т. д.

Слитное и дефисное написание сложных сущ.с первой частью пол- и полу- Дефис употребляется: 1)перед прописными буквами: пол-Москвы, пол- Европы. 2)перед гласными : пол- игры, пол-огурца. 3)перед буквой л : пол- лимона, пол-ложки. Перед согласными часть пол- пишется слитно. Например: полтетради, полпути, полчаса. Слова, которые начинаются с полу-, пишутся слитно. Например: полуавтомат, полукруг, полуоборот. Сложносокращённые слова всех типов пишутся слитно. Например: спецодежда, универмаг, ГЭС, МГУ.

Словарная работа Мы купили шкаф-купе. Брат объездил полстраны. В зоопарке нас заинтересовали обезьяны. Горнолыжники готовились к соревнованиям. Облака стремительно неслись на северо-запад. Друзья понимали друг друга с полуслова. Оставалось пол-ящика апельсинов. Утешительная метеосводка обрадовала альпинистов.

Большая буква и кавычки в именах собственных Имена собственные пишутся с большой буквы. Заглавия книг, названия журналов, газет, картин, кинофильмов, спектаклей, заводов, фабрик, кораблей и т. д. не только пишутся с большой буквы, но и заключаются в кавычки. Например: Куликовская битва (собств.) ; Газета «Известия»(назв. газеты)

Проверь себя. Найди имена собственные Арктика – северная полярная область Земли, включающая окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Южная граница Арктики совпадает с южной границей зоны тундр. Иногда Арктику ограничивают с юга Северным полярным кругом.

Буквы е и и в окончаниях имён существительных Окончание – е пишется У существительных 1 склонения в дательном и предложном падежах; У существительных 2 склонения в предложном падеже (кроме сущ. на – ия, -ий, -ие). Пример: Поётся в песне (1, предл. п.) Окончание –и (-ы) пишется У существительных 1 склонения в родительном падеже; У существительных 3 склонения в родительном, дательном и предложном падежах. Пример: Встречаются в жизни (3, предл. п.)

Сейлор Мун Главная героиня «Сейлор Мун» Усаги Цукино была обычной школьницей, пока не встретила говорящую кошку Луну. Луна помогла Усаги пробудить свои силы и научила девушку превращат…ся в Сейлор Мун, чтобы сражат…ся со злом, пытающимся захватить Землю. В сражениях к ней присоединились и её подруги другие воины в матросках.УсагиЛунувоины в матросках С развитием сюжета сейлор воины узнают больше о своих врагах и силе, направляющей их. В то же время раскрывает…ся правда о их прошлых жизнях и о будущем солнечной системы.силе солнечной системы

Существительные на –ия, -ий, -ие, -ии У существительных женского рода на -ия (армия, лекция) в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа пишется на конце –ии. Пример: Присутствовать на лекции (предл. п. на –ия). У существительных мужского рода на -ий (санаторий, лекторий) и у существительных среднего рода на –ие (произведение, решение) в предложном падеже единственного числа пишется на конце –ии. Пример: Отдыхать в санатории (предл. п. на –ий).

Правописание о - е после шипящих и ц в окончаниях существительных После шипящих и ц в окончаниях существительных под ударением пишется буква о, без ударения – буква е. Примеры: Врачом, свинцом, Товарищем, полотенцем.

Мягкий знак после шипящих в неопределённой форме глаголов и во 2-м л., ед. ч. Во 2-м лице единственного числа после ш пишется мягкий знак. Пример: Учишься (2-е л., ед. ч.). В неопределенной форме после буквы ч пишется мягкий знак. Пример: Беречь (что делать?). Беречься.

Краткие прилагательные с основой на шипя щую У кратких прилагательных с основой на шипящую мягкий знак на конце не пишется. Пример: Могуч (краткое прилагательное) Линючего – линюч (кр. прилаг.)

-Тся и –ться в глаголах Если глагол отвечает на вопрос что делают? (что сделают?), то этот глагол стоит в з-м лице и в нём перед –ся буква ь не пишется. Если глагол отвечает на вопросы что делать?( что сделать?), то это глагол в неопределённой форме, и в нём перед –ся буква ь пишется. Примеры: Способны (что делать?) учиться (неопр. ф.) Брат (что делает?) учится (3-е л.).

Обычная японская школьница Усаги (Банни) Цукино по дорог… в школу спаса…т от издевательства детей ч..рную кошку с отметиной в форме полумесяца на лбу. Позже эта кошка приход…т к Усаги домой и рассказыва…т ей, что та не простая школьница, а воин Сейлор Мун и что она должна найти других воинов и Лунную Принцессу, чтобы победить их врага Тёмное Королевство.

Пунктуационные правила Причастный оборот Деепричастный оборот Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения. Запятая при однородных членах предложения. Запятая и восклицательный знак при обращении. Запятая в сложных предложениях. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Причастный оборот Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом. Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он выделяется запятыми на письме. Ручей, спрятавшийся в траве, тихо журчал. Если причастный оборот находится перед определяемым словом, то запятая не ставится. Тишина прерывалась долетавшими издали звуками.

Деепричастный оборот Деепричастие с зависимыми словами называется деепричастным оборотом. Как и одиночные деепричастия, деепричастный оборот является в предложении обстоятельством. Деепричастный оборот всегда выделяется на письме запятыми: Скользя по утреннему снегу, друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня. Одиночные деепричастия почти всегда выделяются запятыми: Звезда полей горит, не угасая.

Нашему миру снова гр…зит опас?ность и опять требует?ся помощ… воинов. Но после битвы на (С,с)еверном полюсе они ничего ( не) помнят и вернулись к обычной жизн…, они даже (не) знают, что когда-то были знакомы. Позже они встречают?ся и вспоминают о прошлых ж…знях. Случает?ся это очень вовремя на Землю в районе Токио падает метеорит, а вместе с ним новые враги Эйл и Анна. Сейлор Мун снова с нами

Проверьте себя. Вставьте пропущенные буквы, раскрывая скобки и выделяя причастные и деепричастные обороты Дрофы- ст...пные птицы, обычно з…мующие в Крыму. Они (не) хотели верить, что вып…л глубокий снег. Перел…тев через горный хр…бет, они кружились (над) поб…реж…ем ста…ми в по…сках (не) заснеже(нн,н)ой земли,где могли бы поп…стись неделю, пока (не) ста…л снег.

Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения В конце предложения обычно ставится точка, вопросительный или восклицательный знак. Наступила осень.(повествовательное, если что- то сообщается) Выполни это задание. ( побудительное, если что-то просят, советуют, приказывают сделать) Что вы знаете о лесе?(вопросительное, т.к. в предложении содержится вопрос) Красив увядающий лес!(восклицательное, т.к. произносится с особым чувством)

Запятая при однородных членах предложения Между однородными членами запятая ставится, если однородные члены соединяются только с помощью интонации или с помощью интонации и союзов а, но Ребята купались, загорали. Ребята не купались, а загорали. Ребята купались, но не загорали. Между однородными членами запятая не ставится, если союз и соединяет два члена предложения Ребята купались и загорали.

Сейлор Мун У девочек по…вляют?ся новые враги таинственный профе(сс,с)ор и его подруч?ные, которые соб…рают чистые сер…ца для возр…ждения Мессии Безмолвия.

Предложения с обращением Обращение- это слово(или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. Обращение выделяется запятыми. Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак Вера! Иди сюда. Вера, где ты отдыхала? Где ты, Вера, отдыхала? Где ты отдыхала, Вера?

Запятая в сложных предложениях Сложное предложение состоит из двух или несколько простых предложений. Простые предложения в составе сложного на письме обычно разделяются запятой. Опустел сад, осыпались листья. (бессоюзное) Опустел сад, и осыпались листья.(сложносочиненное) Опустел сад, когда осыпались листья.(сложноподчиненное)

Знаки препинания в предложениях с прямой речью Прямая речь выделяется кавычками, первое слово её пишется с большой буквы. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие. После прямой речи перед словами автора ставится или запятая, или вопросительный знак, или восклицательный знак, а после любого из этих знаков-тире. Мальчик спросил: «Как твоё имя?» «Вася»,-ответил я.

Применение Наша работа может быть использована на уроках русского языка, факультативах; при подготовке домашнего задания по русскому языку.

Литература Баранов М.Т.Русский язык – справочник для учащихся. Ладыженская Т.Ф. Русский язык 5,6 кл. Ожегов С.И. Толковый словарь. Потиха З.А. Школьный словарь строения слов. Разумовская М.М. Русский язык 5,6 кл. Филипченко. Занимательные материалы по русскому языку. Ушаков Д.Н.Орфографический словарь. B%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%83%D0%BD%20%D0%BA%D0%B0%D1%8 0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&stype=image B%D0%BE%D1%80%D0%BC%D1%83%D0%BD%20%D0%BA%D0%B0%D1%8 0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&stype=image Сейлор Мун – Википедия.

Спасибо за внимание!