1 Тема 7 Законодательная власть в Российской Федерации (2 час.)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральное Собрание Российской Федерации. План 1)Структура Федерального Собрания Российской Федерации. 2)Порядок формирования Совета Федерации. 3)Компетенция.
Advertisements

ПРАВОВОЙ СТАТУС ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ
(Презентация вопросов раздела «Право» Кодификатора по обществознанию 2011 год (подготовка к ЕГЭ) Составила: М.П. Офёркина, учитель истории и обществознания.
Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума.
Федеральное Собрание Российской Федерации. План 1)Структура Федерального Собрания Российской Федерации. 2)Порядок формирования Совета Федерации. 3)Компетенция.
100 лет ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ. Парламент - ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ Российской Федерации Совет Федерации Государственная Дума (450 депутатов) Комитеты и комиссии.
Нимерницкая Ирина Андреевна. ЦСТАиПО «Ясенево». Москва.
Органы государственной власти РФ. центральные, региональные местные. центральные, региональные местные.
Федеральное Собрание – Парламент РФ (ч. 2) (с) Шевердяев С.Н., 2016 г.
Филиал 6 МУК ЦБС города Краснодара, Библиотека им. И. А. Гончарова.
Лекция 54. Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство РФ.
Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.
1 Тема 9 Российский парламентаризм. Федеральное Собрание Российской Федерации (6 час.)
«Порядок работы Совета Федерации РФ» Выполнил: студент группы ДГЮ-403 Гагиев Б. М.
Федеральное Собрание – Парламент РФ (ч. 2). 1.Законодательный процесс В теории КП стадии – 4: + ЗИ, + обсуждение, + принятие, + подписание. В РФ можно.
Законадательная власть в РФ. Законода́тельная власть власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, принадлежит.
Законодательство, устанавливающее правовую основу для деятельности депутатов представительных органов местного самоуправления Федеральный закон от
Государственная Дума Российской Федерации. Федеральное Собрание Государственная Дума Российской Федерации Совет Федерации.
Возрождение парламентаризма в постсоветской России связано со становлением и деятельностью Федерального Собрания Российской Федерации. Его появление как.
Государственная дума Автор презентации: Муллагалиева Адиля Презентация реферата.
Транксрипт:

1 Тема 7 Законодательная власть в Российской Федерации (2 час.)

2 Вопросы темы Природа и место парламента в системе государственной власти. Природа и место парламента в системе государственной власти. Структура Федерального Собрания Российской Федерации. Структура Федерального Собрания Российской Федерации. Компетенция Совета Федерации и Государственной Думы. Компетенция Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок выборов депутатов Государственной Думы. Порядок формирования Совета Федерации. Порядок выборов депутатов Государственной Думы. Порядок формирования Совета Федерации. Основы правового статуса члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы. Основы правового статуса члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы. Стадии законодательного процесса. Стадии законодательного процесса. Контрольные полномочия Федерального Собрания. Контрольные полномочия Федерального Собрания. Конституционно-правовой статус Счетной палаты Российской Федерации. Конституционно-правовой статус Счетной палаты Российской Федерации.

3 Всякий ли законодательный орган – парламент?

4 Основные признаки парламентаризма свободные и конкурентные выборы свободные и конкурентные выборы свобода парламентской деятельности свобода парламентской деятельности отсутствие незаконного давления со стороны других институтов власти отсутствие незаконного давления со стороны других институтов власти оптимальный численный состав оптимальный численный состав процессуальные гарантии соблюдения прав меньшинства процессуальные гарантии соблюдения прав меньшинства

5 Функции парламента представительная представительная законодательная (иногда учредительная) законодательная (иногда учредительная) бюджетно-финансовая бюджетно-финансовая контрольная – над исполнительной властью контрольная – над исполнительной властью

6 Двухпалатная структура Федерального Собрания (основные различия) Совет Федерации Представительство интересов субъектов РФ Представительство интересов субъектов РФ Не имеет сроков полномочий Не имеет сроков полномочий Не может быть распущен Не может быть распущен Своя компетенция Своя компетенция Свои внутренняя структура, организация работы и аппарат Свои внутренняя структура, организация работы и аппарат Одобрение законов Одобрение законов Фильтр для решений Госдумы (законы, «импичмент») Фильтр для решений Госдумы (законы, «импичмент») Заседания не реже 2-х раз в месяц (1 день = утреннее и вечернее заседания) Заседания не реже 2-х раз в месяц (1 день = утреннее и вечернее заседания) Государственная Дума Представительство политических интересов Представительство политических интересов Срок полномочий – 5 лет Срок полномочий – 5 лет Может быть распущена Может быть распущена Своя компетенция Своя компетенция Свои внутренняя структура, организация работы и аппарат Свои внутренняя структура, организация работы и аппарат Принятие законов Принятие законов Принятие политических решений Принятие политических решений Заседания не реже 2 раз в неделю (1 день=1 заседание) Заседания не реже 2 раз в неделю (1 день=1 заседание)

7 Формирование Совета Федерации 2 представителя от каждого субъекта РФ – по 1 от исполнительной и законодательной власти (до декабря 2005 г.: 89х2=178. Сейчас: 85х2=170) – прямые выборы народом – прямые выборы народом – по должности – по должности – представители глав регионов и законодательных собраний – представители глав регионов и законодательных собраний 2009-по н/в – представители глав регионов и законодательных собраний, являющиеся депутатами региональных или муниципальных представительных органов 2009-по н/в – представители глав регионов и законодательных собраний, являющиеся депутатами региональных или муниципальных представительных органов

8 Формирование Государственной Думы Общая численность – 450 депутатов Общая численность – 450 депутатов гг. – смешанная система = ½ по мажоритарной системе + ½ по пропорциональной системе гг. – смешанная система = ½ по мажоритарной системе + ½ по пропорциональной системе С декабря 2007 г. – состав ГД полностью избирается по пропорциональной системе (федеральные списки) С декабря 2007 г. – состав ГД полностью избирается по пропорциональной системе (федеральные списки) Срок полномочий – 5 лет (начиная с декабря 2011 г.) Срок полномочий – 5 лет (начиная с декабря 2011 г.)

9 Компетенция Совета Федерации а) утверждение изменения границ между субъектами РФ; б) утверждение указа Президента РФ о введении военного положения; в) утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения; г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ; д) назначение выборов Президента РФ; е) отрешение Президента РФ от должности; ж) назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ; и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

10 Компетенция Государственной Думы а) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; б) решение вопроса о доверии Правительству РФ; в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека; е) объявление амнистии; ж) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

11 Структура Совета Федерации Члены Совета Федерации Совет палаты Комитеты и комиссии Председатель, заместители председателя палаты

12 Структура Государственной Думы Депутаты Госдумы Совет ГД Комитеты и комиссии Председатель, заместители председателя палаты Фракции

13 Законодательный (законотворческий) процесс Принятый федеральный закон - это федеральный закон, принятый Государственной Думой и считающийся одобренным Советом Федерации. – Т.е. не надо путать «принятый закон» и «принятый Думой закон». «Несовпадающее содержание этих понятий отражает специфику отдельных стадий законодательного процесса». (п. 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. 10-П).

14 Субъекты законодательной инициативы Президент РФ, Президент РФ, Совет Федерации, Совет Федерации, члены Совета Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ, законодательные органы субъектов РФ, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды РФ (только по вопросам их ведения). Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды РФ (только по вопросам их ведения).

15 Законодательный (законотворческий) процесс Стадия 1: внесение законопроекта субъектом законодательной инициативы Требуются: а) пояснительная записка к законопроекту, содержащая предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта; б) текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект; в) перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона; г) финансово-экономическое обоснование (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат); д) в случаях, определенных ч. 3 ст. 104 Конституции РФ, заключение Правительства РФ.

16 Законодательный (законотворческий) процесс Стадия 2: принятие законопроекта Госдумой Законопроект регистрируется. С этого дня проект считается внесенным в ГД. Законопроект регистрируется. С этого дня проект считается внесенным в ГД. Председатель Государственной Думы направляет законопроект в профильный комитет ГД, который определяет (в случае необходимости совместно с Правовым управлением Аппарата ГД) соответствие законопроекта необходимым требованиям и представляет законопроект в течение 14 дней на рассмотрение Совета ГД. Председатель Государственной Думы направляет законопроект в профильный комитет ГД, который определяет (в случае необходимости совместно с Правовым управлением Аппарата ГД) соответствие законопроекта необходимым требованиям и представляет законопроект в течение 14 дней на рассмотрение Совета ГД. Совет ГД назначает ответственный за подготовку комитет ГД (если не отправляет проект субъекту инициативы при несоответствии требованиям). Совет ГД назначает ответственный за подготовку комитет ГД (если не отправляет проект субъекту инициативы при несоответствии требованиям). Одновременно проект рассылается в СФ, Президенту, в Правительство, высшие суды для дачи замечаний. Проект по предмету совместного ведения направляется в ЗАКСЫ субъектов РФ. Одновременно проект рассылается в СФ, Президенту, в Правительство, высшие суды для дачи замечаний. Проект по предмету совместного ведения направляется в ЗАКСЫ субъектов РФ. Совет ГД устанавливает срок подготовки к рассмотрению. Совет ГД устанавливает срок подготовки к рассмотрению. Если аналогичный проект принят в 1-м чтении, проект возвращается «автору» Если аналогичный проект принят в 1-м чтении, проект возвращается «автору»

17 Законодательный (законотворческий) процесс Стадия 3: Первое чтение За 14 дней до рассмотрения проект – в Совет ГД За 14 дней до рассмотрения проект – в Совет ГД За 3 дня до рассмотрения проект – в СФ, Президенту, в Правительство и депутатам ГД За 3 дня до рассмотрения проект – в СФ, Президенту, в Правительство и депутатам ГД Присутствие на заседании ГД субъекта, внесшего проект (его представителя), обязательно. Иначе проект не рассматривается. Присутствие на заседании ГД субъекта, внесшего проект (его представителя), обязательно. Иначе проект не рассматривается. На заседании ГД обсуждается концепция, дается оценка соответствия основных положений проекта Конституции РФ, его актуальности и практической значимости На заседании ГД обсуждается концепция, дается оценка соответствия основных положений проекта Конституции РФ, его актуальности и практической значимости По результатам обсуждения Дума может: По результатам обсуждения Дума может: принять проект в 1-м чтении и продолжить работу над ним; принять проект в 1-м чтении и продолжить работу над ним; принять закон (т.е. сразу в 3-х чтениях); принять закон (т.е. сразу в 3-х чтениях); отклонить проект (возвращается «автору»); отклонить проект (возвращается «автору»); Вынести на всенародное обсуждение Вынести на всенародное обсуждение

18 Законодательный (законотворческий) процесс Стадия 4: Второе чтение В ответственный комитет вносятся поправки В ответственный комитет вносятся поправки Комитет изучает их, проводит экспертизу и т.д. Комитет изучает их, проводит экспертизу и т.д. Может быть изменено название проекта Может быть изменено название проекта Ко 2-му чтению комитет составляет три таблицы поправок: Ко 2-му чтению комитет составляет три таблицы поправок: включенных в текст; включенных в текст; рекомендуемых к отклонению; рекомендуемых к отклонению; по которым не принято решения по которым не принято решения Проект направляется в Совет ГД Проект направляется в Совет ГД Совет ГД принимает решение о включении проекта в календарь рассмотрения (или не принимает) и назначает докладчика от комитета Совет ГД принимает решение о включении проекта в календарь рассмотрения (или не принимает) и назначает докладчика от комитета При 2-м чтении голосуются, главным образом, поправки – как внесенные, так и отклоненные комитетом При 2-м чтении голосуются, главным образом, поправки – как внесенные, так и отклоненные комитетом Если за проект не проголосует большинство, он либо снимается с дальнейшего рассмотрения, либо возвращается в 1-е чтение (т.е. меняется концепция) Если за проект не проголосует большинство, он либо снимается с дальнейшего рассмотрения, либо возвращается в 1-е чтение (т.е. меняется концепция)

19 Законодательный (законотворческий) процесс Стадия 5: Принятие закона и передача в СФ Для устранения внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки, необходимой в связи с изменениями во 2-м чтении проект дорабатывается в ответственном комитете Для устранения внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки, необходимой в связи с изменениями во 2-м чтении проект дорабатывается в ответственном комитете Доработанный проект направляется в Совет ГД, назначающий дату рассмотрения его в 3-м чтении, т.е. для голосования «в целях его принятия в качестве закона» Доработанный проект направляется в Совет ГД, назначающий дату рассмотрения его в 3-м чтении, т.е. для голосования «в целях его принятия в качестве закона» При рассмотрении законопроекта в 3-м чтении не допускаются внесение в него поправок и обсуждение проекта в целом либо его отдельных разделов, глав, статей При рассмотрении законопроекта в 3-м чтении не допускаются внесение в него поправок и обсуждение проекта в целом либо его отдельных разделов, глав, статей Если законопроект не принят Государственной Думой в третьем чтении, он считается отклоненным Если законопроект не принят Государственной Думой в третьем чтении, он считается отклоненным Принятый ГД закон со всеми сопутствующими ему материалами в течение пяти дней направляется в Совет Федерации Принятый ГД закон со всеми сопутствующими ему материалами в течение пяти дней направляется в Совет Федерации

20 Законодательный (законотворческий) процесс Стадия 6: Рассмотрение закона в Совете Федерации Общий порядок: 14 дней! Законы, рассматриваемые в обязательном порядке. По вопросам: Законы, рассматриваемые в обязательном порядке. По вопросам: федерального бюджета; федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты государственной границы; статуса и защиты государственной границы; войны и мира войны и мира (если СФ не успеет в 14 дней, должен продолжить рассмотрение – пост. КС РФ от 23 марта 1995 г. ) Законы, рассматриваемые СФ по своему выбору Законы, рассматриваемые СФ по своему выбору Законы, считающиеся «молчаливо одобренными» Законы, считающиеся «молчаливо одобренными»

21 Законодательный (законотворческий) процесс Стадия 7 (факультативная): Согласительный процесс Если СФ отклоняет принятый Думой закон, то по Конституции РФ: 1-й вариант – создается согласительная комиссия (по инициативе СФ или ГД), после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Думой 1-й вариант – создается согласительная комиссия (по инициативе СФ или ГД), после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Думой 2-й вариант – Дума голосует за закон в прежней редакции, но требуется квалифицированное большинство голосов (не менее 2/3 от общего числа депутатов) 2-й вариант – Дума голосует за закон в прежней редакции, но требуется квалифицированное большинство голосов (не менее 2/3 от общего числа депутатов) по Регламенту ГД 3-й вариант – закон снимается с повторного рассмотрения и Дума вообще отказывается от него или возвращает к 1-му чтению 3-й вариант – закон снимается с повторного рассмотрения и Дума вообще отказывается от него или возвращает к 1-му чтению

22 Законодательный (законотворческий) процесс Стадия 8: Подписание/отклонение и обнародование закона Президентом РФ Одобренный СФ закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ: Одобренный СФ закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ: Советом Федерации (в т.ч. при «молчаливом одобрении») Советом Федерации (в т.ч. при «молчаливом одобрении») Госдумой, преодолевшей «вето» Совета Федерации Госдумой, преодолевшей «вето» Совета Федерации В течение 14 дней Президент принимает решение: подписать или отклонить закон В течение 14 дней Президент принимает решение: подписать или отклонить закон Если подписывает, то обнародует (доводит с помощью средств массовой коммуникации до всеобщего сведения. Главным образом – публикует) Если подписывает, то обнародует (доводит с помощью средств массовой коммуникации до всеобщего сведения. Главным образом – публикует) Если отклоняет – отправляет в ГД с мотивированным заключением (копия в СФ) Если отклоняет – отправляет в ГД с мотивированным заключением (копия в СФ) Может принять также решение возвратить закон, если была нарушена процедура его принятия (пост. КС РФ от 22 апреля 1996 г.). Это не считается отклонением, но ГД обязана вновь принять такой закон и вновь передать его в СФ Может принять также решение возвратить закон, если была нарушена процедура его принятия (пост. КС РФ от 22 апреля 1996 г.). Это не считается отклонением, но ГД обязана вновь принять такой закон и вновь передать его в СФ

23 Статус российского парламентария Свободный мандат Работа в палате: Работа в палате: Обязательное посещение заседаний Обязательное посещение заседаний Обязательная работа в одном из комитетов Обязательная работа в одном из комитетов Обязательное участие в работе фракции Обязательное участие в работе фракции Право депутатского запроса Право депутатского запроса Выполнение поручений ГД Выполнение поручений ГД Право законодательной инициативы Право законодательной инициативы Право на получение и распространение информации Право на получение и распространение информации Работа с избирателями (только для депутатов ГД): Работа с избирателями (только для депутатов ГД): Обязанность информировать избирателей о своей деятельности и деятельности фракции Обязанность информировать избирателей о своей деятельности и деятельности фракции Прием избирателей Прием избирателей

24 Статус российского парламентария (2 смысла): Индемнитет (2 смысла): 1) 1) «неответственность за высказывания и иные действия при осуществлении мандата: в палате, в комитете (комиссии), в иных случаях, когда высказывание носит публичный характер, а равно за содержание вносимых проектов законов и иных решений, за голосование, вопросы и запросы, поправки и т.п.» 2) 2) вознаграждение парламентария, но вознаграждение не как плата за работу, а как компенсация личных расходов. Indemnitas (лат.) – без ущерба*** Иммунитет – неприкосновенность Immunis (лат.) – свободный от повинностей; непринуждаемый, непричастный; незапятнанный

25 Статус российского парламентария Ограничения (некоторые) парламентарий не вправе: быть депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления; быть депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления; выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления, замещать иную государственную должность РФ или субъекта РФ; выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления, замещать иную государственную должность РФ или субъекта РФ; находиться на государственной или муниципальной службе; находиться на государственной или муниципальной службе; заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности (но и эти виды деятельности с ограничениями); заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности (но и эти виды деятельности с ограничениями); состоять членом органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации; состоять членом органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации; входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории России их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством РФ; входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории России их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством РФ; получать в связи с осуществлением соответствующих полномочий не предусмотренные законодательством РФ вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) от физических и юридических лиц (подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, являются федеральной собственностью) получать в связи с осуществлением соответствующих полномочий не предусмотренные законодательством РФ вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) от физических и юридических лиц (подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, являются федеральной собственностью)

26 Спасибо за внимание!