Разработка программ повышения квалификации администраторов образования Цели работы связаны с определением: - принципов проектирования образовательных программ нового типа; - дидактических основ построения образования взрослых; - особенностей тьюторского сопровождения образовательного процесса
Принципы проектирования программ нового типа Проектирование «от ученика» + Образование через деятельность ученика = Компетентностный подход
Алгоритм-конструктор проектирования образовательных программ. 12 шагов проектирования 1. Название программы 2. Адресная группа программы. Условия освоения программы 3. Краткая аннотация к программе 4. Целевое назначение программы 5. Ведущие идеи и ключевые понятия программы 6. Проблемные вопросы
. Алгоритм-конструктор проектирования образовательных программ 7. Содержательная характеристика 8. Типовые задачи и задания 9. Творческие задачи и задания 10. Ресурсное обеспечение 11.Источники обучения 12. Промежуточный итоговый контроль
1. Название программы. При выборе названия программы следует помнить, что оно должно: достаточно точно отражать ее замысел; быть понятным пользователю; соответствовать элементарным требованиям, связанным с законами формирования позитивного общественного отношения (PR – поддержка), то есть быть коротким, легко запоминающимся, эмоционально- привлекательным, содержать простые, но емкие образы.
2. Адресная (целевая) группа программы.. Условия освоения программы. Общая характеристика тех лиц, для обучения которых рассчитана программа: - Предшествующий уровень образования - Компетентности - Профессиональный статус.
3. Краткая аннотация к программе Фундаментальные программы Прикладные программы Ориентационные программы Информационные программы
4. Целевое назначение программы. Это центральный раздел программы, он предназначен для организации работы по мотивированию слушателей, он определенным образом организует всю программу в целом, отражаясь в последующих ее разделах. Целевое назначение программы целесообразно формулировать в логике компетентностного подхода, то есть ориентироваться не на цели педагога, а на цели обучающегося.
5. Ведущие идеи и ключевые понятия программы. Среди множества понятий необходимо выделить точный круг (5 – 9) ключевых понятий, то есть тех единиц знания, без которых изложение ведущих идей и реализация задач курса абсолютно невозможна.
Пример ключевых идеи и понятий Личность в центре проблемы образовательного реформирования, обеспечение образовательных прав и обязанностей человека; Общественно-государственное взаимодействие, социальное партнерство как факторы развития образования в гражданском обществе; Взаимосвязь государственного и общественного контроля качества образования, мониторинг качества образования, управление с учетом достигнутого; Независимость, автономия школы, самостоятельность субъектов образования как необходимое условие повышения эффективности образовательного процесса; Сетевые структуры, сетевые модели управления и взаимодействия как способ повышения эффективности системы образования;
6. Проблемные вопросы теоретического характера Предлагаемые проблемные вопросы найдут свое отражение: в дискуссиях, организованных в ходе семинаров; в формулировке кейсов; в организации итогового контроля (станут темами для эссе).
7. Содержательная характеристика программы (тематический план). формула 7 «плюс-минус» 2 Структура – залог успеха. Ключевые идеи Ключевые понятия Проблемные вопросы
Задания Типовые, решаемые по образцу. (метод решения задан программой) Творческого характера (метод решения не определен) Эссе и проекты
10. Ресурсное обеспечение программы Временные ресурсы Технологические ресурсы Методические ресурсы Индивидуальные ресурсы слушателей
Методические ресурсы Например, в ходе реализации наших программ будут использованы: лекции (обычные и интерактивные); групповые дискуссии; индивидуальная работа с текстом; индивидуально-групповая работа с кейсами и проблемными заданиями; проектировочные семинары; тестирование; создание и защита портфолио.
11. Перечень основных источников В перечень источников должны войти: книги, журналы, видеофильмы, компьютерные программы, документация, программный материал. Источники делятся на необходимые и желательные
12. Формы контроля Зачем: оценка деятельности преподавателя; оценка деятельности тьютора; оценка совместной деятельности; оценка результатов освоения программы обучающимся. Как: Тесты, портфолио, проекты, эссе
Модульный принцип построения программ каждый модуль должен иметь самостоятельную цель, достигаемую при изучении данного модуля; модули не могут быть построены на идеях, противоречащих друг другу; модули должны быть построены на одном методическом основании;
Модульный принцип построения программ все применяемые методические приемы в модулях должны одинаково трактоваться и быть понятны всем участникам образовательного процесса; цели модулей должны быть диагностируемы сопоставимыми методиками; модуль должен быть обеспечен учебно- методическим комплексом, позволяющим учащимся самостоятельно (при необходимости) освоить содержание; модули должны быть обеспечены дополняющими друг друга (согласуемыми друг с другом) глоссариями; модули могут дублировать друг друга (используя, например, различные подходы к конструированию), в этом случае слушатель может выбрать один из предложенных модулей.
Состав учебных элементов модулей название; краткую аннотацию и характеристику образовательных целей главы; теоретический материал, посвященный анализу наиболее значимых идей и закономерностей; исторический и сравнительно- сопоставительный материал, посвященный отечественному и зарубежному опыту решения той или иной проблемы; выделенные ключевые понятия изучаемой темы;
Состав учебных элементов модулей примеры (кейсы), мотивирующие обучающихся к работе, иллюстрирующие ту или иную идею, создающие проблемную ситуацию для анализа; описание конкретных методов и методик; задания, связанные с анализом текста; проблемные вопросы дискуссионного характера; задачи, решаемые по образцу;
Состав учебных элементов модулей кейсы для группового анализа; задания для проектных разработок; темы для эссе; глоссарий; списки источников.
Участники образовательного процесса Учащиеся Преподаватели Тьюторы
Тьюторское сопровождение Организация процесса; проблемы затруднений в учебном процессе (непонятно содержание, неясен метод работы и т.д.); межличностные проблемы, например, в группе складывается неблагоприятный климат, какой-либо член группы «тянет одеяло на себя» или излишне агрессивен, пассивен и т.д.; проблемы самооценки; проблемы переноса полученных знаний в практическую плоскость и др.
Индивидуальный стиль образовательной деятельности Стиль Конкретный опытРефлексияконцептуализацияЭксперимент