1840–1850-е годы: натуральная школа и становление реализма.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика.
Advertisements

Общественно - политическое положение в России в середине XIX века Урок литературы в 10 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ.
Русская литература во второй половине 19 века. Исторические события: смена престола (Александр II) 1855; Крымская война ; отмена крепостного.
Общая характеристика общественной и литературной жизни в 1860-е годы. 10 класс.
Русское общество при Николае I Литература и искусство. Авторы: Горошко Юлия Христенко Анна г.
19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе. Литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен.
Особенности русской критики 2 половины XIX века Многообразие направлений в русской критике.
Государственная столичная гимназия Проект по литературе ученицы 10 класса Лебедевой Василисы Тема: «Гоголевские традиции в творчестве Ф.М.Достоевского.
ВВЕДЕНИЕ. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И КРИТИКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В.
декабристская философия ; философия западников и славянофилов ; философия Чаадаева ; политическая философия консерваторов ( монархистов ), либералов и.
Тургенев Иван Сергеевич ( ). Великий русский писатель. Родился в городе Орле, в среднепоместной дворянской семье. Учился в частном пансионе в.
Основным художественным направлением второй половины XIX в. Стал критический реализм.
Чупров Л.А. МОУ СОШ 3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края.
Рассмотреть влияние реализма на творчество писателей: А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтов.
Презентация ученика 9 класса Александрова Глеба. Проанализировать литературные произведения XIX века : 1. Повесть « Бедная Лиза » Н. М. Карамзина. 2.
План лекции: Литературно – общественная борьба второй половины 19 в.. Особенности литературного процесса второй половины 19 в.. Реализм как литературно.
Иван Александрович Гончаров ( гг) Обзор жизни и творчества.
Общая характеристика русской литературы первой половины XIX века.
На этом уроке вы познакомитесь с творческой историей романа, его жанровыми и композиционными особенностями, увидите как связано это произведение с эпохой,
Транксрипт:

1840–1850-е годы: натуральная школа и становление реализма

1840–1850-х годов: натуральная школа и становление реализма 1860–1870: эпоха русского классического романа; демократизация литературы 1880–1890: разнонаправленные поиски новых путей Русская литература эпохи реализма. Периодизация.

В. Г. Белинский Статья Литературные мечтания (1834) Литературный манифест и самовыражение представителя нового поколения. Новая эра развития литературной критики: критик – центральная фигура литературного процесса, автор сюжетов, метатипов, идей эпохи. Связь развития литературы с кардинальными особенностями исторического пути страны (разобщение образованной части общества и народа; насильственный, насаждаемый сверху, без просвещения низших сословий прогресс). Вопрос о значении быта, повседневного бытия и практической морали как отражения физиономии народа. История русского общества и культуры послепетровской эпохи – проблематика споров славянофилов и западников. Системная история трех законченных периодов русской литературы (Ломоносовский, Карамзинский, Пушкинский) народность наступающего нового периода: выбор центральной фигуры; журнальное бытие литературы

«О русской повести и повестях г. Гоголя» (1835): Простота сюжетов и коллизий повестей Гоголя очерковый подход к изображению будничной, реальной действительности. Развитие «субъективного» элемента в творчестве писателей, сказового способа изложения. Индивидуальность воспринимающего мир рассказчика. Значение типов в художественных произведениях Гоголя Направленность критики Белинского – против: официозной литературы (Булгарин, Греч) – социально-политическая направленность; ультраромантиков (Марлинский, Кукольник) – против застоя и староверчества в литературном процессе; славянофильства (К. Аксаков, Хомяков – особенно после 1842 года) «философскому умозрению» славянофилов противопоставлены конкретно-исторический подход к явлениям культуры, представление о том, что литература отражает жизнь общества и меняющееся миросозерцание людей. Журнальная деятельность Белинского = создание: 1.нового круга литераторов; 2.нового читателя; 3.повышение культуры читателей и их информированность.

Натуральная школа I.Начальный период развития «гоголевского направления» –Стремление к строгому очерковому изображению типических проявлений социального быта, к анализу этого быта и его описанию. «Физиология Петербурга» – два выпуска (1844–45) под ред. Н. Некрасова. Особый смысл в художественном исследовании и изображении Петербурга. Антитеза Москвы – Петербурга: концепция и обобщенный образ двух русских столиц. Пафос социального исследования. «Петербургские вершины» (1845–1846) Я. П. Бутков – «разрез» социальной жизни большого столичного города по этажам его домов. «Тарантас» (1845) В. А. Соллогуба разобщенность, обособленность ячеек сословий и групп русского общества

«Петербургский сборник» (1846), изданный Н. Некрасовым –Признаки развития художественной системы натуральной школы. –Утверждение термина. II.Вторая половина 1840-х годов – повесть Сдвиги в проблематике и художественных принципах натуральной школы – в повестях: «Бедные люди» и «Двойник» Достоевского (1846). «Деревня» (1846) и «Антон Горемыка» (1847) Григоровича, «Сорока-воровка» (1846) и «Кто виноват?» (1846) Герцена, «Обыкновенная история» Гончарова (1846). «Бедные люди» Достоевского: полемика с бытописанием натуральной школы, превращение маленького человека из агента среды, типического представителя своего сословия, в личность, в страдающего человека. Нарастают черты гражданского «сентиментализма» доминанту составляет не комический (как в очерке начала 1840-х гг.), а трагический и драматический («патетический») элемент. Обращение к крестьянской теме: «Деревня» (1846) и «Антон Горемыка» (1847) Григоровича и в повести «Сорока-воровка» (янв г., опубл. в 1848) Герцена III. Начало 1850-х годов – обращение к жанру романа Григорович: романы «Рыбаки» (1853) и«Переселенцы» (1855–56): выявление в народной среде двух антагонистических типов (кроткий и хищный).

Период реакции – «мрачное семилетие». Наблюдение народной жизни в конце 40-х – начале 50-х гг. в «Записках охотника» Тургенева («Хорь и Калиныч», 1847) Конструктивная особенность книги: рядом с сатирическими образами стоят «живые души» крестьян, что на этих героев – главный интерес повествования. Образ автора. Выход в свет «Записок охотника» (отд. изд. – 1852) и опубликование Тургеневым статьи-некролога о Гоголе. Появление «Печориных» второй половины 40-х – начала 50-х гг. «Бретер» Тургенева, 1847, «Богатый жених» А. Ф. Писемского, 1851–1852, «Тарантас» Соллогуба, 1845; «Родственники» И. И. Панаева, 1847 и др. «Обыкновенная история» Гончарова (1846). Рассказы Тургенева «Гамлет Щигровского уезда» (1849), «Дневник лишнего человека» (1850), роман«Кто виноват?» Герцена – анализ «печоринского» типа. «Очерки гоголевского периода» (1855–1856) Чернышевского – начало исторической оценки литературы 40-х гг.