Лекция 3 Методологические основы и принципы применения дисциплинарных методов социальных наук в истории.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 4 Методологические основы и принципы применения дисциплинарных методов социальных наук в истории.
Advertisements

Социология изучает социальную структуру общества, социальные группы, культурную систему, тип личностей, повторяющиеся социальные процессы, происходящие.
СОЦИОЛОГИЯ изучение основ теории социологии Цели курса Развитие навыков научного исследования общества КОМПЕТЕНЦИИ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ + ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ.
Статус социологии в системе социального знания. Структура социологического знания. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Актуальность темы связана с современным этапом развития социально-политической системы РБ, процессом трансформации белорусского общества, влиянием политической.
СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА. 1.Объект и предмет социологии. 2.Специфика предмета социологии. 3.Место социологии в системе научного знания. 4.Структура социологии.
Лекция 1. Т ема: «История психологии как наука»..
Тема: «Политология как наука. Сравнительная политология».
Социология как наука. Социология (от греч. socio - общество, лат. logos - слово, наука) - наука об обществе. Социология (от греч. socio - общество, лат.
Термин «социология» наука об обществе (лат. societa, общество + гр. logos, слово, учение, понятие). Автор термина "Социология" - Огюст Конт. Социология.
Наука и философия Естественно-научные и социально- гуманитарные знания.
План. 1.Общее понятие системы. 2.Характерные черты общества как системы. 3.Основные сферы общественной жизни. 4.Социальные институты.
Культурное пространство Сибирского региона Направление «Регионоведение России» профиль подготовки «Сибирский регион в России и мире» Квалификация.
Лекция 7. Математизация научных исследований в политологии.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Лекция 1. Социология как наука. Цели и задачи занятия: определить специфику и проблематичность понятий объекта и предмета социологии; уточнить понятийно-
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 21 Основания науки: нормы и идеалы науки, роль философских идей и принципов в обосновании научного знания (законы и.
Общество Общество Общество – это сложная динамическая система, которая может существовать, постоянно изменяясь, но сохранять при этом основные черты и.
Социология как наука Социология как наука. Термин «социология»- производное от двух слов: латинского слова societas общество и греческого logo – слово,
Транксрипт:

Лекция 3 Методологические основы и принципы применения дисциплинарных методов социальных наук в истории

Воспитание историков, которые знают, как смотреть на исторические данные социологически, равно как развитие социологов, владеющих всеми методами историков, вот цель, которую мы должны преследовать Э.Дюргейм

План История и социальные науки Использование концепций и методов социологии в историко- антропологических исследованиях. Методологическая сущность новых исторических субдисциплин

Литература Гуревич А.Я. Историческая наука и историческая антропология // Вопросы философии С Гуревич А.Я. Социальная история и историческая наука // Вопросы философии Миронов Б.Н. Историк и социология. Л., 1984 Парфенов И.Д. Методология истории. Курс лекций. Про А. Двенадцать уроков истории. М., Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. Учебное пособие. М., Репина Л.П. Новая социальная история. М., 2010.

Источники История ментальностей Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1972; 2- е изд. М., История ментальностей. Историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., Февр Л. Бои за историю. М., 1991.

Источники Историческая антропология Блок М. Короли-чудотворцы: Очерк представлений о сверхъестественном характере королевской власти, распространенных преимущественно во Франции и в Англии. М., Военно-историческая антропология. Ежегодник, М., Гинзбург К. Образ шабаша ведьм и его истоки // Одиссей. Человек в истории М., Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., Ежегодник историко-антропологических исследований. 2001/2002. М., Ежегодник историко-антропологических исследований М., Ладюри Л. Монтайю, окситанская деревня с 1294 по 1324 г. Екатеринбург, 2001.

Источники Микроистория Гинзбург К. Сыр и черви. Картина мира одного мельника, жившего в XVI в. / Пер. с ит. М., Дэвис Н. З. Возвращение Мартина Герра. М., Дэвис Н. З. Дамы на обочине. Три женских портрета XVII века. М., Казус: Индивидуальное и уникальное в истории М., 1997; Вып М., 1999; Вып. 3. М., Лямина Е. Э., Самовер Н. В. «Бедный Жозеф»: жизнь и смерть Иосифа Виельгорского. Опыт биографии человека 1830-х годов. М., 1999.

Источники История повседневности Журавлев С. В., Соколов А. К. Повседневная жизнь советских людей в 1930-е годы // Социальная история. Ежегодник М., Зубкова Е. Ю. Общество и реформы М., Лебина Н. Б. Повседневная жизнь советского города: Нормы и аномалии годы. СПб., Людтке А. Полиморфная синхронность: немецкие индустриальные рабочие и политика в повседневной жизни // Конец рабочей истории? М., Козлова Н. Н. Горизонты повседневности советской истории. М., Нарский И. В. Жизнь в катастрофе: Будни населения Урала в гг. М., Осокина Е. А. За фасадом «сталинского изобилия»: Распределение и рынок в снабжении населения в годы индустриализации М., Петроград на переломе эпох. Город и его жители в годы революции и гражданской войны. СПб., 2000.

1. История и социальные науки Традиционная классическая история рассматривалась исключительно как гуманитарная наука, Ее задача – главным образом описание исторических событий.

1. История и социальные науки Середина XX вв. – качественное изменение в состоянии науки в противоположность традиционной классической истории : движение истории в сторону аналитической (от описательной) междисциплинарной истории, обогащенной теоретическими моделями и исследовательской техникой общественных наук

Причины обращения к общественным наукам Это не означает, что прежде не было стремления к объяснению Но: оно касалось попыток найти общую теорию истории, Охарактеризовать ход истории как результат неотвратимого результата глубинных сил, Найти надежные построения доказательства, в которых невозможно было бы усомниться (географический детерминизм, позитивизм, марксизм) Но: эти способы доказательства не учитывали многофакторность исторического процесса

Междисицплинарность в классической историографии История, можно сказать, возникла на междисциплинарной основе: она опиралась на достижения специальных и вспомогательных исторических дисциплин (нумизматика, сфрагистика, геральдика и т.п.) Но: они давали возможность более детального описания исторических фактов, но не их объяснения

Начало новой междисциплинарности 1960-е гг.: равноправное сотрудничество истории и социальных наук «После периода дифференциации и поиска автономии все дисциплины ощущают потребность в единстве. На место «академеической клептомании», которая состоит в том, что у других наук заимствуются их наблюдения, пришло требование междисциплинарного подхода, соединяющего все добродетели» ( Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М., 1972 )

Суть новизны междисциплинарности 1960-х гг. - не только использование данных и методик других дисциплин НО: интеграция на уровне объектов их научных интересов; И более того - конструирование междисциплинарных объектов

Результат междисциплинарности Рождение новой исторической науки ЕЕ ПРЕДМЕТ: «ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ»

Этапы формирования нового предмета истории (новой социальной истории) Дискуссии середины XX в.(конец 50-х-начало 1970-х гг.) Дискуссии о предмете, статусе и методах социальной истории в конце 70начале 80-х гг. Дискуссии 80-х гг. ( по Л.П. Репиной)

Связь истории и социологии Основатели социологии О. Конт, Э. Дюркгейм, Г. Спенсер занимались историей серьезно, М. Вебер – профессионально.

Дискуссии середины XX в.(конец 50-х- начало 1970-х гг.) Суть дискуссии : об отношениях между историей и социологией Интерес к работам Макса Вебера ) Сочетание исторического и социологического подходов (М.Вебер считал, что социология – гуманитарная наука)

Дискуссии середины XX в.(конец 50-х- начало 1970-х гг.) Работы М.Вебера, повлиявшие на развитие исторической науки Вебер М. Аграрная история древнего мира. М., 1923; переиздание М.: Канон-пресс-Ц; Кучково поле, Вебер М. Исследования по методологии наук М.: ИНИОН, Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем.; сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; предисл. П. П. Гайденко; коммент. А. Ф. Филиппова. М.: Прогресс, Вебер М. Работы М. Вебера по социологии, религии и культуре / АН СССР, ИНИОН, Всесоюз. межвед. центр наук о человеке при президиуме. Вып. 2. М.: ИНИОН, Вебер М. Избранное. Образ общества / Пер. с нем. М.: Юрист, Вебер М. История хозяйства: Город. М.: Канон-пресс-Ц, Кучково поле, Вебер М. Политические работы, = Gesammelte Politische Schriften, / Пер. с нем. Б. М. Скуратова; послесл. Т. А. Дмитриевой. М.: Праксис, Вебер М. Протестансткая этика и дух капитализма. М., Вебер М. Хозяйство и общество / Пер. с нем. под научн. ред. Л. Г. Ионина. М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2010.

Связь истории и социологии. Э.Дюргкейм Э. Дюркгейм ( ) считал, что история и социология обречены стать единой наукой: (Социология. Ее предмет. Метод, предмет, назначение М.: Канон, с. ) «Мы социологи помогаем выявлению самой причинности в истории, когда убеждаем историка выйти за пределы его обычной перспективы, заглянуть за рамки выбранной для исследования специфической страны или периода и заняться общими вопросами, поставленными теми специфическими фактами, которые он наблюдает.

Связь истории и социологии. Э.Дюргкейм Но, как только история начинает сравнивать, она становится неотличимой от социологии. И наоборот, социология не только не может обойтись без истории, но на самом деле нуждается в историках, которые могут быть социологами.

Связь истории и социологии. Э.Дюргкейм Пока социолог будет чужаком, вторгающимся в область историка, чтобы получить интересующие его данные, он будет лишь скользить по поверхности. Только историк знает историю настолько, чтобы быть способным использовать исторические данные. Следовательно, не будучи непримиримыми, эти две дисциплины имеют естественную тенденцию к сближению, и все указывает на то, что они предназначены соединиться в общую дисциплину, в которой элементы истории и социологии будут совмещены и объединены. Это кажется ненормальным, что тот, кто должен выявлять данные, не владеет методами сравнения, для которых именно эти данные подходят; а тот, кто сравнивает данные, не имеет понятия, как они были получены. Воспитание историков, которые знают, как смотреть на исторические данные социологически, равно как развитие социологов, владеющих всеми методами историков, вот цель, которую мы должны преследовать» [

Связь истории и социологии. Иммануил Валлерстайн род.1930) «Я не могу себе представить, что какой-либо социологический анализ может иметь силу без помещения данных полностью в рамки их исторического контекста, также я не могу себе представить, что можно проводить исторический анализ без использования концептуального аппарата, который мы назвали социологией. Но если это так, есть ли вообще место для двух отдельных дисциплин? Это кажется мне одним из основных стоящих перед нами вопросов, поскольку мы обсуждаем будущее социологии и социальных наук в целом в двадцать первом столетии»

Дискуссии середины XX в.(конец 50-х- начало 1970-х гг.) Стремление социологов к освоению исторического материала Необходимость создания теоретической истории как истории общественных систем

Дискуссии середины XX в.(конец 50-х- начало 1970-х гг.) Итог: -влияние социологии на историю свелось лишь к заимствованию терминологии, приемов, методик (обогащение исторической техники) -отказ значительной части историков от традиционного эмпиризма (описательности) -признание необходимости социологизации истории

Научная периодика как проявление инситутациализации связи истории и социологии гг.) "Сравнительные исследования общества и истории" ("Comparative Studies in Society and History"), 1958 г. "История труда" ("Labor History"), 1963 г. "Журнал социальной истории". "Journal of Social History", 1967 г. "Журнал междисциплинарной истории" (Journal of Interdisciplinary History"), 1970 г. "Журнал истории семьи" (Journal of Family History"), 1975 г. "Социальная история" ("Social History"), 1976 г. "История и общество" ("Geschichte und Gesellschaft), 1976 г. "История социальной науки" ("Social Science History"), 1976 г. "Журнал исторической социологии" ("Journal of Historical Sociоlogy») 1988 г.

Пути применения социологического инструментария в истории Два пути применения: 1. Переосмысление исторического материала, предварительно собранного на языке исторической науки, в социологических понятиях и концепциях (например, категория «социальное действие» М.Вебера: когда действие соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Сочетания социальных действий образуют «смысловые связи», на основе которых формируются социальные отношения и институты). ( См. Б.Н. Миронов Историк и социология. Л., 1984).

Пути применения социологического инструментария в истории 2. Применение социологического инструментария, его обработке и интерпретации ( т.е. в собственно социологическом исследовании исторического объекта ) ( См. Б.Н. Миронов Историк и социология. Л., 1984).

Социальная история в е гг., в отличие от традиционного интереса истории преимущественно к политическим событиям, действиям великих личностей, находятся структуры, процессы и общество.

Социальная история в е гг., Например, традиционно историк, изучая бюрократию, акцентирует внимание на чинах и званиях, формах одежды и распорядке службы, жалованье и пенсиях, служебных злоупотреблениях чиновников и на других важных, но событийных вопросах. Социальный историк интересуется тем, как эволюционировала бюрократия как социальная и властная структура, как она взаимодействовала с обществом, верховной властью, как она управляла – взирая или не взирая на лица, следуя закону или указаниям начальников и т.п.

Социальная история в е гг., Традиционный историк-урбанист изучает историю отдельных городов (Петербурга, Москвы, Ставрополя): как они возникали и развивались, кто и почему их основывал, кто ими управлял, благоустраивал и т.д. Социальный историк исследует процесс урбанизации – динамику числа городов и горожан, изменение функций городов, схем застройки, архитектурных стилей, профиль социальной и профессиональной структуры городского населения, миграции, взаимодействие города и деревни и т.д.

Пример реализации такого подхода – историческая урбанистика историческая урбанистика –самое удачное детище междисциплинарности 60-х гг.: взаимодействие истории, социологии и экономики Город как целое – идеальный объект для междисциплинарного исследования Из сценической площадки, места исторического действия превратился в специальный предмет изучения

Историческая урбанистика Город сквозь призму демографии, социологии, экономгеографии, исторической географии, этносоциологии Процесс урбанизации как одна из сторон исторического процесса Принцип детерминации развития городов социальными, политическим, экономическими и другими причинами Историк и город (Нью-Йорк )

Контекстуальный подход Историческая урбанистика - контекстуальный подход( вариант системного) – взамен биографического, типологического. Понимание города как частного выражения более крупных систем (цивилизаций, государств, обществ, способов производства) Город – как системный объект многообразных функций (хозяйственных, административно- политических, военно-стратегических, организационных и т.п.) + Пространственное воплощение социальных связей и культурной специфики

Историческая урбанистика От исследования региональных городских систем – к анализу социальных групп городского населения и связей внутри городского сообщества

Подходы к изучению социальных общностей 1. Со стороны индивидов, составляющих ту или иную общность: ПРЕДМЕТ: ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕННОГО ПУТЬИ ЧЕЛОВЕКА ОТ РОЖДЕНИЯ ДО СМЕРТИ, описываемый через СМЕНУ СОЦИАЛЬНЫХ РОЛЕЙ И СТЕРЕОТИПОВ ПОВДЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ЗАНИМАЕМОГО ИМ НА ТОМ ИЛИ ИНОМ ЭТАПЕ СОЦИАЛЬНОГО ЖИЗНЕННОГО ПРОСТРАНСТВА

Подходы к изучению социальных общностей 2. Раскрытие внутренней организации и функционирования самой социальной среды, микромира общины, ассоциации, корпорации, всего многообразия городских общностей и малых групп Выявление соотношения между ними

Подходы к изучению социальных общностей Традиционные историки изучают историю государства и политики через деятельность отдельных лиц, которые стояли у власти и принимали решения. Внимание социального историка привлекают взаимодействие государства с обществом, влияние общественности на политику, участие в политическом процессе различных социальных групп и т.п. В социальной истории чрезвычайно велик интерес к обществу, к его структурам – сословиям, классам, социальным слоям, к протекающим в нем процессам, социальным и политическим движениям – рабочему, женскому, демократическому. Социальный историк изучает историю, отталкиваясь не от государства и великих людей, а от общества.

Подходы к изучению социальных общностей В социальной истории чрезвычайно велик интерес к обществу, к его структурам – сословиям, классам, социальным слоям, к протекающим в нем процессам, социальным и политическим движениям – рабочему, женскому, демократическому. Социальный историк изучает историю, отталкиваясь не от государства и великих людей, а от общества.

Резюме о первом этапе взаимодействия истории и социологии 1. Расширение понятия социальной истории: Наряду с классами, сословиями и иными большими социальными группами людей она сделала предметом своего изучения СОЦИАЛЬНЫЕ МИКРОСТРУКТУРЫ (СЕМЬЮ, ОБЩИНУ, ПРИХОД,КОРПОРАЦИИ), которые были столь распространены в традиционном обществе

Резюме о первом этапе взаимодействия истории и социологии 2. Биполярному классовому подходу и трехчленному средневековью была противопоставлена более сложная картина социальных структур промежуточных слоев, страт, позволяющая увидеть нюансы социальных противоречий, политики государства, роли религии и церкви, различных форм идеологии

Резюме о первом этапе взаимодействия истории и социологии 3. Взгляд на общество как на целостный организм, в котором все элементы взаимодействуют в сложной системе прямых и обратных связей, исключающий возможность нахождения какого-то одного пусть даже относительно независимого фактора, способного определять историческое развитие ( ср. марксизм – производство, географический детерминизм - природа и т.п.)

Второй период взаимодействий истории и социальных наук – е гг. Интерес к социальным группам, возникший в 60-е гг. –предопределил к интерес к взаимодействию с культурной антропологией Сдвиг интересов социальных историков: от исследования социальных структур к культуре в ее антропологической интерпретации

Содержание 2 периода дискуссий Исследование реального содержания обыденного сознания людей прошлых эпох, Ментальные представления людей как массовые и устойчивые воззрения Обычаи и ценности Психологические установки Стереотипы восприятия Модели поведения ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫМ СТАНОВИТСЯ ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ САМИХ ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ

История ментальностей Реконструкция «картины мира» людей разных эпох Изучение специфических черт их мировосприятия, жизненного уклада, массового сознания

История ментальностей Реконструкция картины мира, характерной для данной группы - воспринимается как неотъемлемый компонент анализа социальной системы, позволяющий связать исследование социальной среды с анализом деятельности

История ментальностей Системы ценностей передаются от одного поколения к другому в процессе социализации, но они не остаются неподвижными, а имеют собственную историю со своими темпами и этапами, которые не совпадают с историей населения или способов производства. Через эти отличия можно наиболее четко определить взаимозависимости между материальными структурами и ментальностями ( (Ж.Дюби)

Поиск методов изучения ментальности Заимствования из культурной антропологии: «раскодировать» чуждые и непонятные европейцу культуры диких племен (методики истории жизни, методики семейной истории, истории рода, анализ эпизода или события)

Результат обращения к культурной антропологии Главное русло междисциплинарного взаимодействия переведено в плоскость исторической антропологии

Историческая антропология Проецирование задач культурной антропологии на социальную историю История и антропология делят между собой один предмет - социальную жизнь Имеют одну цель – лучше понять человека - и фактически один метод (К. Леви-Стросс)

Предмет исторической антропологии Поведение, обычаи, ценности, представления, верования всех социальных групп и классов, независимо от их положения в общественной иерархии

Предмет исторической антропологии История снизу превратилась в историю изнутри Синтез исторической реальности в фокусе человеческого сознания

Достижения исторической антропологии - включение в исследовательскую программу истории задачи реконструкции глубинной программы всех видов человеческой деятельности, заложенной в культурной традиции их социума - это особенно важно для историка: общество, которое оно изучает, удалено от не него не только во времени, но и культурно

Социальная история в контексте исторической антропологии В 1990-е гг. социальные историки под влиянием культурной истории с ее пристальным вниманием к истории восприятия и опыта, к формам осмысления действительности, к истории языка и менталитета, расширили и включили в свой предмет, кроме структур, процессов и общества, также и человека - изменение в системе ценностей, жизненных представлений, норм и образцов поведения. Включив в историческую социальность культурный аспект, новейшая социальная история превратилась в социокультурную историю.

Результаты второго периода Широкое использование методов социальных наук привело к радиальным переменам в предметной области историографии и классификации исторических дисциплин: Наряду с классическими, традиционными направлениями (политическая, экономическая история, история права, история искусства, история культуры) – новые направления:

Результаты второго периода новые направления: Историческая демография, историческая география, историческая экология, этноисториия, историческая антропология, историческая психология, историческая социология, история семьи, история досуга, история детства, история сексуальности, социальная история медицины, социальная история религии и т.п.

Результаты второго периода Выделение субдисицплин: новая рабочая история, история женщин, крестьянские исследования, локальная история, устная история Эти новые истории объединены своими исследовательскими методиками

Результаты второго периода Новые дисциплины были следствием и социального развития: массовые общественные движения нуждались в формировании исторического самосознания

Результаты второго периода В результате междисциплинарного взаимодействия некогда строгое упорядоченное историческое сообщество стало покрыто плотной сетью коммуникаций, что сделало разграничения между историческими дисциплинами условным

Результаты второго периода Многие новые субдисциплины имеют общий теоретический, методологический и концептуальный арсенал, т.е. общее направление развития И различаются только предметами

Результаты второго периода Тенденция от объективистской к субъективистской концепции науки От позитивизма к герменевтике От качественных методов к количественным

Результаты второго периода Изменение предмета изучения повлекло за собой изменение методологии и языка. Социальные историки в своей методологии совершили аналитический поворот в двух отношениях. Во-первых, они обратились к понятиям социальных наук («сословия» или «класс»), моделям («традиционное или индустриальное общество», «феодализм» и «капитализм»), идеальным типам («протестантская этика», «бюрократия») и теориям (например, теория модернизации). Благодаря этому получил распространение междисциплинарный подход. Границы между науками стали прозрачными.

Результаты второго периода Большие базы данных позволяют использовать статистику, количественные методы и компьютеры для обработки данных. В результате существенно возрос информационный потенциал исторической науки и достоверность полученных выводов.

Результаты второго периода Противоречие: новые дисциплины возникшие как следствие междисциплинарности, быстро проявили свою центробежную направленность ( углубление специализации): Фрагментация исторической науки

Проблемы междисицпилинарности Механическое заимствование социологических, экономических и т.п. теорий, методов, моделей, концепций, привязанных к вполне определенной проблематике той или иной общественной науки и безразличных к историческим изменениям;

Проблемы междисицпилинарности Изначальное «кодирование» исторических данных в социологических понятиях заключает в себе опасность презентизма (рассмотрение исторической науки не как отражение объективных, имевших место в прошлом явлений, а лишь как выражение идеологических отношений современности: таким образом отвергает возможность объективной исторической истины,) поскольку социологический инструментарий предназначен для анализа современных, а не исторических проблем. Поэтому и в том случае, когда социология имеет фундаментальное значение для исторического исследования, все равно требуется установление связи между терминами исторических источников и социологическими понятиями.

Неадекватное применение методик количественного анализа -абсолютизация технических приемов исследования (методики устной истории, квантификации и т.п.)

Проблемы междисицпилинарности Неадекватное применение методик количественного анализа -абсолютизация технических приемов исследования (методики устной истории, квантификации и т.п.)

Проблемы междисицпилинарности Используя методы социальных наук, предназначенные для малоподвижных состояний, историки были вынуждены воспроизводить изменения как серию сменяющих друг друга статических картин, в котором само историческое движение и его механизмы оставались «за кадром»

Третий период. Дискуссии 80-х гг. Задача – вплести нити частных субдисциплин в единое полотно истории Преодоление фрагментации истории Понимание, что историческая антропология сама по себе не может рассмотреть историческую реальность как целостность ( мало выяснить картину мира, надо понять чем определялось содержание и изменение этих представлений)

Третий период. Дискуссии 80-х гг. Центральная познавательная задача: Синтез объективных природных, демографических, экономических, социальных, духовных структур Синтез макро- и микро истории

Предложения Синтез возможен на основе учета 3 элементов: семья, локальная общность, национальный масштаб истории Новая локальная история

Резюме Микроистория: критика генеральных схем и макроподходов Акцент на роли опыта и деятельности людей Приоритетное внимание к исключительному и индивидуальному, необычным казусам, стратегиям, перипетиям биографий

Резюме Синтез макро и микроподходов: Важно понять н не только картину мира, но и причины, которые определяли ее содержание и изменение

Резюме Новая парадигма: исследование всех сфер жизни людей прошлого в их структурном единстве и в фокусе пересечения социальных связей и культурно-исторических традиций Воспроизведение исторического общества как динамической системы, которая сложилась в результате деятельности многих предшествующих поколений

Резюме В центре должен стоять субъект исторического действия – человек или коллектив (социальная группа), который надо рассматривать: 1. как итог культурной истории (культурно-исторический субъект) 2. как персонификацию общественных отношений данной эпохи и данного социума (социально-исторический субъект)

Резюме Король умер, но здравствует король!