Тема - Управление социальной сферой Вопросы: 1. Социальная политика государства и ее основные направления. 2. Социальная политика в области труда и занятости.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема - Управление социальной сферой Вопросы: 1. Социальная политика государства и ее основные направления. 2. Социальная политика в области труда и занятости.
Advertisements

Лекция 5. Регулирование социального развития и уровня жизни.
Рынок труда: сущность и особенности. Рынок труда - особая подсистема рыночной экономики, в которой взаимодействуют с одной стороны - работодатели, с другой.
Занятость Занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, которая не противоречит законодательству.
Государственная политика в области занятости в России.
Лекция 6. Прогнозирование социального развития и уровня жизни.
Государство и экономика 1. Две школы… 2. Задачи 3. Методы.
Понятие Принципы правового регулирования трудовых и тесно связанных с ними отношений Принципы правового регулирования трудовых и тесно связанных с ними.
Социальное обеспечение безработных граждан. Выполнила: Студентки 1 курса группы СР Горячевой С.А.
Заработная плата элемент дохода наемного работника, форма экономической реализации права собственности на принадлежащий ему ресурс труда. Сущность заработной.
Неотъемлемой составной частью системы финансового управления выступают прямые, косвенные и смешанные формы регулирования. Непосредственное (прямое) влияние.
ПРЕЗЕНТАЦИЮ ОФОРМИЛА: Рынок труда. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА Труд Земля Капитал Предпринимательские способности Труд- люди с их физическими и умственными.
Безработица Защита безработых. Хон Диана 101 ЭД. Безработица оказывает наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека и, соответственно, на.
Выполнил: студент группы ЭМ-05 Леонов Алексей. Под смешанной экономикой подразумевается тип общества в котором механизм рынка дополняется активной деятельностью.
Система экономических интересов, мотивов, стимулов Основные понятия.
СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ. Социальное страхование это механизм реализации социальной политики государства, основа системы социальной.
Основы медицинского страхования граждан РФ Преподаватель: Помазанова Е.В.
Рыночные отношения в современной экономике Выполнила: Юрченко Наталья,гр.ПО-330.
Занятость и безработица. Рынок труда Один из важнейших рынков факторов производства ЧЕЛОВЕК Оказываемые им услуги Право на использование способностей.
Понятие и источники трудового права. Трудовые правоотношения Урок 1.
Транксрипт:

Тема - Управление социальной сферой Вопросы: 1. Социальная политика государства и ее основные направления. 2. Социальная политика в области труда и занятости. 3. Социальная защита населения, как направление социальной политики. 4. Государственное управление социальной сферой.

Государственная социальная политика предусматривает решения следующих задач 1. Обеспечение равных возможностей при реализации права на образование и долю в общественном благосостоянии путем справедливого распределения доходов и имущества ( капитала ). 1. Обеспечение равных возможностей при реализации права на образование и долю в общественном благосостоянии путем справедливого распределения доходов и имущества ( капитала ). 2. Уменьшение нежелательных, обусловленных рынком различий между богатыми и бедными при возникновении доходов и капитала. 2. Уменьшение нежелательных, обусловленных рынком различий между богатыми и бедными при возникновении доходов и капитала. 3. Обеспечение большей свободы, справедливости, уважения достоинства человека, обеспечение развития личности, активного участия в общественной жизни и права на долю ответственности перед обществом. 3. Обеспечение большей свободы, справедливости, уважения достоинства человека, обеспечение развития личности, активного участия в общественной жизни и права на долю ответственности перед обществом. 4. Дальнейшее совершенствование общественно- политического инструментария и положений, регулирующих существующее устройство, в целях обеспечения основных социальных прав и расширения сети социального обеспечения. 4. Дальнейшее совершенствование общественно- политического инструментария и положений, регулирующих существующее устройство, в целях обеспечения основных социальных прав и расширения сети социального обеспечения.

Социальная защищенность это система мер, защищающих любого гражданина страны от экономической и социальной деградации в результате потери или резкого падения дохода (в результате болезни, безработицы, инвалидности, старости и т.п.). Реализация мер по социальной защищенности в экономике любой страны предполагает: формирование правовой основы; разработку и реализацию социальных программ; финансирование мер социального характера.

Важнейшие направления государственной социальной политики: создание условий для эффективной системы занятости населения, формирование доходов населения и регулирование процессов их дифференциации посредством соответствующей системы налогообложения и выплаты трансфертных платежей; создание условий для эффективной системы занятости населения, формирование доходов населения и регулирование процессов их дифференциации посредством соответствующей системы налогообложения и выплаты трансфертных платежей; установление социальных нормативов и стандартов; установление социальных нормативов и стандартов; защита денежных доходов населения от инфляционного обесценения путем индексации, т.е. увеличения начисленных доходов в зависимости от роста цен; защита денежных доходов населения от инфляционного обесценения путем индексации, т.е. увеличения начисленных доходов в зависимости от роста цен; стационарное и нестационарное социальное обслуживание престарелых, инвалидов, беспризорных и других категорий; стационарное и нестационарное социальное обслуживание престарелых, инвалидов, беспризорных и других категорий; защита интересов потребителей; защита интересов потребителей; социальная поддержка безработных и малоимущих; социальная поддержка безработных и малоимущих; прием и обслуживание беженцев и вынужденных мигрантов. прием и обслуживание беженцев и вынужденных мигрантов.

2. Социальная политика в области труда и занятости Система мер по регулированию и организации занятости населения включает в себя: регулирование занятости населения. Правительство разрабатывает финансово-кредитную, инвестиционную и налоговую политики, направленные на рациональное размещение производительных сил и способствующие сохранению и развитию рабочих мест в стране; регулирование занятости населения. Правительство разрабатывает финансово-кредитную, инвестиционную и налоговую политики, направленные на рациональное размещение производительных сил и способствующие сохранению и развитию рабочих мест в стране; федеральную государственную службу занятости. Данная служба оценивает состояние и прогнозирует развитие занятости населения, информирует о положении на рынке труда; разрабатывает и реализует целевые программы содействия занятости граждан; федеральную государственную службу занятости. Данная служба оценивает состояние и прогнозирует развитие занятости населения, информирует о положении на рынке труда; разрабатывает и реализует целевые программы содействия занятости граждан; финансирование мероприятий по содействию занятости населения. Средства формируются за счет обязательных страховых взносов работодателей и работающих; финансирование мероприятий по содействию занятости населения. Средства формируются за счет обязательных страховых взносов работодателей и работающих; организацию общественных работ. Органы исполнительной власти организуют проведение оплачиваемых общественных работ; организацию общественных работ. Органы исполнительной власти организуют проведение оплачиваемых общественных работ; социальную поддержку безработным. Государство обеспечивает выплату пособий по безработице; выплату стипендий в периоды профессиональной переподготовки и повышения квалификации и др. социальную поддержку безработным. Государство обеспечивает выплату пособий по безработице; выплату стипендий в периоды профессиональной переподготовки и повышения квалификации и др.

Политика занятости имеет огромное значение для формирования цивилизованного рынка и предотвращения социальных взрывов. Она должна быть тесно увязана с другими программами, со структурной перестройкой, общей стратегией развития экономики, с мерами по развитию мелкого предпринимательства. Политика занятости должна обеспечивать наиболее эффективное использование трудового потенциала, расширять возможности трудоустройства различных категорий населения. Большое значение придается местным инициативам по трудоустройству, поощрению инновационной и предпринимательской деятельности. Необходимо использовать все имеющиеся для этого средства, включая обучение, субсидии, поддержку в создании собственного дела.

Для активизации трудовой деятельности населения огромное значение имеет усиление трудовой мотивации, что требует более тесной увязки оплаты труда с его результатами, развития систем участия рабочих и служащих в собственности и управлении. Это имеет значение не только для расширения занятости, но и для реализации общих резервов повышения производительности труда и экономического роста. Для активизации трудовой деятельности населения огромное значение имеет усиление трудовой мотивации, что требует более тесной увязки оплаты труда с его результатами, развития систем участия рабочих и служащих в собственности и управлении. Это имеет значение не только для расширения занятости, но и для реализации общих резервов повышения производительности труда и экономического роста. Проблемы безработицы можно смягчить и за счет более широкого использования нестандартных видов занятости - частичной, временной, надомной работы, создания собственных предприятий лицами, потерявшими работу. Для этого нужно обеспечить необходимые экономические и законодательные условия, а также выполнение тех законодательных актов, которые уже действуют Проблемы безработицы можно смягчить и за счет более широкого использования нестандартных видов занятости - частичной, временной, надомной работы, создания собственных предприятий лицами, потерявшими работу. Для этого нужно обеспечить необходимые экономические и законодательные условия, а также выполнение тех законодательных актов, которые уже действуют

Можно выделить основные принципы государственного регулирования политики занятости, включая регулирование рынка труда - защитное регулирование, предназначенное для ограничения действий, которые ведут к незащищенности различных групп трудящихся; - защитное регулирование, предназначенное для ограничения действий, которые ведут к незащищенности различных групп трудящихся; поощрительное регулирование, помогающее созданию условий, в которых могут существовать и развиваться определенные формы деятельности; поощрительное регулирование, помогающее созданию условий, в которых могут существовать и развиваться определенные формы деятельности; ограничительное регулирование с целью воспрепятствовать отдельным лицам или группам трудящихся действовать таким образом, что они могут получить преимущества по сравнению с другими; ограничительное регулирование с целью воспрепятствовать отдельным лицам или группам трудящихся действовать таким образом, что они могут получить преимущества по сравнению с другими; директивное регулирование, предполагающее руководство трудящимися в тех направлениях, которые, по мнению правительства или согласно заявлениям трудящихся, могут соответствовать их интересам; директивное регулирование, предполагающее руководство трудящимися в тех направлениях, которые, по мнению правительства или согласно заявлениям трудящихся, могут соответствовать их интересам; финансовые меры (налоги и субсидии), позволяющие увеличивать предложение на рынке труда или содействовать занятости. финансовые меры (налоги и субсидии), позволяющие увеличивать предложение на рынке труда или содействовать занятости.

Активная политика занятости совокупность организационных, правовых и экономических мер, способствующих снижению безработицы до ее минимального (естественного) уровня и ориентированная на обеспечение полной, продуктивной и свободно избранной занятости, предоставляющая в то же время возможность предприятиям всех форм собственности свободно нанимать работников для эффективного производства Пассивная политика занятости меры, направленные на сглаживание негативных последствий безработицы, в первую очередь, на поддержание доходов (выплата пособия по безработице; доплаты на иждивенцев, разовое обеспечение товарами первой необходимости, лечения, отдыха и праздничных мероприятий для детей бесплатно или по сниженным ценам и др.)

3. Социальная защита населения, как направление социальной политики Практика проведения социальной политики в развитых странах выработана несколько направлений в ее реализации. К ним относятся : социальное страхование ; социальную защиту работников, политику в области заработной платы ; социальные меры на рынке труда ; жилищную политику. Социальное страхование - наиболее важная часть политики государства в социальной сфере.

В зависимости от соблюдения принципов страхования и обеспечения им адекватных источников финансирования можно выделить 3 модели организации социального страхования: 1. Страховые начала не развиты. Размер выдаваемых социальных пособий и выплачиваемых пенсий зависит от ряда второстепенных внешних факторов, от служебного положения. 1. Страховые начала не развиты. Размер выдаваемых социальных пособий и выплачиваемых пенсий зависит от ряда второстепенных внешних факторов, от служебного положения. 2. Отличительная черта второй модели - страхуемые и страхователи делают взносы, однако расчеты с ними не учитывают степени вероятности наступления того или иного страхового события, т.е. социального риска. 2. Отличительная черта второй модели - страхуемые и страхователи делают взносы, однако расчеты с ними не учитывают степени вероятности наступления того или иного страхового события, т.е. социального риска. 3. Третья модель строится, исходя из страхования социальных рисков. Величина накопленных средств в каждый конкретный момент времени соответствует взятым страхователями обязательствам. Такая форма организации социального страхования достаточно гибка : не возникает технических трудностей как при объединении нескольких видов страхования, так и при их разделении, при выходе из фондов страхования группы участников или при привлечении новых. 3. Третья модель строится, исходя из страхования социальных рисков. Величина накопленных средств в каждый конкретный момент времени соответствует взятым страхователями обязательствам. Такая форма организации социального страхования достаточно гибка : не возникает технических трудностей как при объединении нескольких видов страхования, так и при их разделении, при выходе из фондов страхования группы участников или при привлечении новых.

Международная практика и отечественный опыт свидетельствуют о том, что к важнейшим принципам социальной защиты работников следует отнести: социальная ответственность общества и государства за бережное отношение к личности, к защите достоинства человека, его права на свободный труд, свободу выбора профессии, места работы и обучения, охрану труда, обеспечение приемлемых условий труда, защиту здоровья и жизни, компенсацию утраты трудоспособности; социальная ответственность общества и государства за бережное отношение к личности, к защите достоинства человека, его права на свободный труд, свободу выбора профессии, места работы и обучения, охрану труда, обеспечение приемлемых условий труда, защиту здоровья и жизни, компенсацию утраты трудоспособности; социальная справедливость в области трудовых отношений; социальная справедливость в области трудовых отношений; всеобщий и обязательный характер защитных работников от социальных и профессиональных рисков, обеспечение права на социальную защиту как главного ориентира социально - экономического развития общества ; всеобщий и обязательный характер защитных работников от социальных и профессиональных рисков, обеспечение права на социальную защиту как главного ориентира социально - экономического развития общества ; минимально возможный уровень социальных и профессиональных рисков, доступность и открытость соответствующей информации ; минимально возможный уровень социальных и профессиональных рисков, доступность и открытость соответствующей информации ;

государственные гарантии связанные с социальной защитой при одновременной самостоятельности и самоуправляемости негосударственных систем и программ защиты ; государственные гарантии связанные с социальной защитой при одновременной самостоятельности и самоуправляемости негосударственных систем и программ защиты ; заинтересованность всех основных субъектов защиты в формировании и совершенствовании тех или иных систем и форм защиты; заинтересованность всех основных субъектов защиты в формировании и совершенствовании тех или иных систем и форм защиты; солидарность всех субъектов социальной защиты на основе социальных договоров, касающихся распределения финансового бремени по компенсации и минимизации социальных и профессиональных рисков ; солидарность всех субъектов социальной защиты на основе социальных договоров, касающихся распределения финансового бремени по компенсации и минимизации социальных и профессиональных рисков ; экономическую и социальную свободу работников в области труда - выбор профессии с приемлемыми уровнями социальных и профессиональных рисков, возможность получения профессионального образования, места работы, свободы ассоциаций ; экономическую и социальную свободу работников в области труда - выбор профессии с приемлемыми уровнями социальных и профессиональных рисков, возможность получения профессионального образования, места работы, свободы ассоциаций ; личную ответственность работников за сохранение своего здоровья, работоспособности и трудоспособности, правильный выбор профессии, места работы ; личную ответственность работников за сохранение своего здоровья, работоспособности и трудоспособности, правильный выбор профессии, места работы ; многоуровневость и разноадресность способов социальной защиты; многоуровневость и разноадресность способов социальной защиты; многосубъектность социальной защиты - субъектами социальной защиты должны выступать : государство, работодатели, товарищества по страхованию, региональные органы управления ; многосубъектность социальной защиты - субъектами социальной защиты должны выступать : государство, работодатели, товарищества по страхованию, региональные органы управления ; многоаспектность и разнонаправленность мер социальной защиты. многоаспектность и разнонаправленность мер социальной защиты.

Социальная политика в области заработной платы должна реализовываться дифференцированно. Социальная политика на рынке труда. Государственная политика в этой области делает особенно отчетливым переход системы чистого страхования по безработице к поиску профилактических мер по предотвращению возможных трудностей в трудовой деятельности и на рынке труда Жилищная политика. Политика обеспечения необходимых жилищных условий рассматривается в современных западных странах как инструмент социальной политики.

4. Государственное управление социальной сферой Государственное управление социально- экономическими процессами означает целенаправленное воздействие на естественные и общественные процессы для обеспечения желательных изменений в состоянии экономики и социальной сферы. В зависимости от функционального и целевого назначения можно выделить три основных направления государственного управления социально-экономическими процессами.

Основные меры государственного управления для решения этой задачи заключаются в создании политических и экономических условий, обеспечивающих: рост платежеспособности спроса населения на потребительские товары и услуги путем поэтапного повышения уровня реальных доходов (трудовых и социальных) и соответствующего расширения потребительской корзины, что будет стимулировать развитие отечественного производства этих товаров и услуг; повышение их качества, стабилизацию и последующее снижение цен на них; рост платежеспособности спроса населения на потребительские товары и услуги путем поэтапного повышения уровня реальных доходов (трудовых и социальных) и соответствующего расширения потребительской корзины, что будет стимулировать развитие отечественного производства этих товаров и услуг; повышение их качества, стабилизацию и последующее снижение цен на них; рост платежеспособности спроса товаропроизводителей на необходимые средства производства, промежуточные товары и услуги на основе стимулирования развития межотраслевых производств путем создания специализированных фирм со смешанным капиталом, интеграции крупного и малого предпринимательства в сфере производства, применения эффективных форм субконтрактных отношений; рост платежеспособности спроса товаропроизводителей на необходимые средства производства, промежуточные товары и услуги на основе стимулирования развития межотраслевых производств путем создания специализированных фирм со смешанным капиталом, интеграции крупного и малого предпринимательства в сфере производства, применения эффективных форм субконтрактных отношений; наиболее полное использование имеющихся производственных мощностей предприятий и фирм при проведении их приватизации, конверсии, процедур банкротства и других форм реорганизации в целях сохранения и роста предложения товаров и услуг и связанных с этим рабочих мест; наиболее полное использование имеющихся производственных мощностей предприятий и фирм при проведении их приватизации, конверсии, процедур банкротства и других форм реорганизации в целях сохранения и роста предложения товаров и услуг и связанных с этим рабочих мест; сбалансированность спроса и предложения на муниципальном и региональном уровнях с учетом ориентации на экспорт и импорт товаров, самообеспечения производства и потребления путем установления соответствующих оптимальных пропорций. сбалансированность спроса и предложения на муниципальном и региональном уровнях с учетом ориентации на экспорт и импорт товаров, самообеспечения производства и потребления путем установления соответствующих оптимальных пропорций.

Функции государственного управления экономическими и социальными процессами Первая функция - анализ и оценка этих процессов с целью выявления фактического состояния регулируемой экономической системы (группы предприятий, фирм, отрасли, региона) по установленным позитивным и негативным критериям. Первая функция - анализ и оценка этих процессов с целью выявления фактического состояния регулируемой экономической системы (группы предприятий, фирм, отрасли, региона) по установленным позитивным и негативным критериям. Вторая функция - прогнозирование тенденций развития действующих экономических и социальных процессов, основанное на результатах их анализа и оценки. Вторая функция - прогнозирование тенденций развития действующих экономических и социальных процессов, основанное на результатах их анализа и оценки. Третья функция - стратегическое планирование развития экономических и социальных процессов. Третья функция - стратегическое планирование развития экономических и социальных процессов.

Четвертая функция - организация процессов экономического регулирования. Она заключается в разработке и совершенствовании экономических механизмов, предназначенных для целенаправленного изменения действующей практики в соответствии с принятыми направлениями стратегического планирования и исходя из реального состояния экономики страны. Четвертая функция - организация процессов экономического регулирования. Она заключается в разработке и совершенствовании экономических механизмов, предназначенных для целенаправленного изменения действующей практики в соответствии с принятыми направлениями стратегического планирования и исходя из реального состояния экономики страны. Пятая функция реализация проектных и нормативных решений, принятых для этой цели. Пятая функция реализация проектных и нормативных решений, принятых для этой цели.